рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории дореволюционной России.

Киселева Виктория Михайловна

Студентка V курса

очного отделения

Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

дипломная работа

Научный руководитель:

Пашков Александр Михайлович

к.и.н., доцент

Петрозаводск

2002

Содержание.

Введение. 3.

Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855 годах 8.

Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1855 – 1881-е годы 18.

Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1881 - 1900-е годы 30.

Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1901 - 1918-е годы 36.

Заключение 43.

Список используемых источников и литературы 44.

Приложение 52.

Введение.

В системе местных органов власти России 1825 – 1918 гг. огромную роль

губернские правления – высшие административные и полицейские учреждения в

губерниях.

Они были созданы в ходе губернской реформы 1775 года. Первоначально

представляли собой совещательный орган при губернаторе. Действуя по

принципам коллегиальности, губернские правления выполняли широкий ряд

функций и задач. Они обнародовали законы в губерниях, осуществляли надзор

за исполнением законов и государственных распоряжений, рассматривали

«пререкания» о подсудности между различными административными органами,

принимали меры к «охране спокойствия, безопасности и народного здравия». В

губерниях, где не было введено земское самоуправление, губернские правления

имели также функции хозяйственной полиции.

Во второй половине XIX века губернское правление окончательно

превращается в исполнительный орган при губернаторе, таким оно остается до

начала XIX века.

Система государственного регулирования традиционно играла большую роль в

жизни России. И до сих пор еще не решен вопрос об уровне влияния

государственных учреждений на процессы в экономической, социальной сфере,

культуре и т.д.

Особенно большое значение имеет этот вопрос для северных районов,

отличающихся суровыми природно-климатическими условиями и редким

населением.

Поэтому большой интерес представляет исторический опыт деятельности

государственных учреждений на севере, в частности, Олонецкого губернского

правления.

В настоящее время еще не создано научных работ, в которых Олонецкое

губернское правление было бы предметом специального изучения, поэтому цель

данной работы – показать роль и значение этого учреждения в структуре

других губернских учреждений. Задачами дипломной работы являются: показать

Олонецкое губернское правление, как местный орган власти, на протяжении

1825 – 1918 годов, рассмотреть каковы были его штаты и функции, направление

деятельности.

Хронологические рамки работы (1825 – 1918 гг.) связаны с тем, что в

Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК) практически не

сохранилось документов, возникших до 1825года. Кроме того, в декабре 1825

года на престол вступил Николай I, в годы правления которого усилились

бюрократические методы управления страной и выросла роль губернских

правлений на местах. Вторая дата связана с тем, что после установления в

январе 1918 года советской власти в Петрозаводске, начался слом

дореволюционного государственного аппарата и губернское правление было

закрыто.

По данной дипломной работе имеется довольно значительный круг источников

и литературы (общего плана).

Для изучения деятельности Олонецкого губернского правления большое

значение имеет работа Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений

дореволюционной России». Это учебник по истории государственных учреждений,

выдержавший четыре издания. В нем содержатся краткие и сжатые

характеристики основных государственных учреждений России вплоть до 1917

года[1].

Новейшую точку зрения на деятельность губернских правлений содержат

статьи из Энциклопедии «Отечественная история. Дооктябрьский период» -

«Губернское правление» и «Губернская реформа, 1775 г.». в них содержатся

новые сведения, факты, характеристики ученых 1990-х гг., что позволяет

увидеть губернское правление в современной трактовке[2].

История самой Олонецкой губернии вызывала большой интерес, и поэтому к

100-летию её образования в Петрозаводске вышла обобщающая статья

Благовещенского И., в которой содержался обзор её истории за 100 лет

существования[3]. Здесь были даны характеристики всем учреждениям губернии

и четко очерчены состав и функции такового.

Важную информацию содержит учебное пособие «Источниковедение: теория,

история, метод». В нем даны этапы развития послужных списков чиновников

России[4].

Всесторонний анализ состояния губернии в XIX – начале XX вв. дан в

недавно вышедшем академическом коллективном исследовании «История Карелии с

древних времен»[5].

Большое значение для современников имеет статья Савицкого И.В. «Из

истории дворянства Олонецкой губернии». Это небольшая по объему работа дает

важные сведения о состоянии Олонецкого дворянства в XIX веке, позволяет

установить численность, уровень образования, материальное положение

чиновников Олонецкой губернии[6].

Таким образом на данный момент имеются работы по истории государственных

учреждений в целом, по истории чиновничества, но до настоящего времени

Олонецкое губернское правление, как орган управления Олонецкой губернией

специально не изучался.

Большое значение для изучения данной темы имеют и опубликованные

источники.

В качестве самого важного источника мною были использованы принятые в

1775 году «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»[7].

Это основной законодательный акт, определяющий структуру и деятельность

губернских учреждений.

Не менее важное значение имеет сборник «Российское законодательство XI –

XX вв.» и опубликованный в нем закон «О должности наместнического или

губернского правления», определявший функции, штаты, а также

делопроизводство Губернских правлений в России[8].

Важным источником является и принятое в 1845 году «Учреждение губернских

правлений»[9], в котором давался новый порядок производства и решения дел в

губернских правлениях, были определены новые штаты и оклады содержания

чиновников.

Не меньшую важность имеют указы от 1865 и 1876 годов, определявшие новое

устройство губернских правительственных учреждений и, в частности,

губернских правлений[10].

Важными и ценными источниками являются «Общее губернское учреждение»

(1857 года) и переизданное в 1892 году «Учреждение губернских

правлений»[11].

Основой для анализа деятельности Правления послужили и документы 2-го

фонда, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК).

В НА РК по данной теме сохранилось 19605 единиц хранения за 1802 – 1918

годы, из них по описям (всего 74 описи), дела, начиная с 1794 – 1796 и

после небольшого перерыва с 1802 – 1918 годы.

По первой главе имеется довольно много дел, в частности, одно дело по

функциям и штатам губернского правления[12].

Что касается формулярных списков за 1825 – 1855 годы, то здесь имеются

отдельные дела. Это в большинстве своем дела 40-х – 50-х гг. (за 1844 –

1855-е гг. – всего 14 дел)[13].

По второй главе имеется 5 дел по функциям и штатам Олонецкого губернского

правления[14].

За 1855 – 1881-е гг. сохранилось очень много формулярных списков (24

дела)[15].

По третьей главе сохранилось 17 формулярных списков за 1881 – 1900-е

годы[16].

По четвертой главе сохранилось 3 дела по функциям и штатам губернского

правления[17].

Что касается формулярных списков за 1901 – 1918-е годы, то здесь имеется

большое число дел. Описи 43 и 68 содержат формулярные списки, и здесь

имеется 22 дела за 1901 – 1918 годы[18].

Таким образом, комплекс данных, взятых в совокупности источников, вполне

позволяет рассмотреть тему «Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 - 1918 годах».

Данная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения,

списка литературы и приложения.

Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855 годах.

В XVIII - начале XIX века вся Россия была поделена на губернии. Большую

роль в правлении губерний играло губернское правление – высшее

административно – полицейское учреждение губернии.

Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского

правления, как органа управления Олонецкой губернии[19].

Олонецкая губерния возникла в 1784 году по указу Екатерины II.

Петрозаводск сделан губернским городом.

В 1796 году Олонецкая область была упразднена. И лишь 12 марта 1801 года

указом Александра I от 9 сентября Олонецкая губерния была восстановлена.

3 января 1802 года совершилось открытие главного в губернии учреждения –

губернского правления. Накануне его открытия (2 января 1802 года) в

Петрозаводске были произведены выборы должностных лиц от дворян, купечества

и поселян. Чиновники, определённые от правительства по выбору, 3 января

1802 года были введены в губернское правление лично первым гражданским

губернатором А.М. Окуловым.

В этот же день были открыты палаты: казенная, уголовная, гражданская,

приказ общественного призрения, советские суды, городовые магистраты и

ратуши.

31 июля 1802 года были изданы штаты городов Олонецкой губернии, и

Петрозаводск оставлен в ней губернским городом.

Отныне Олонецкая губерния имела в своем составе семь уездов:

Петрозаводский, Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский,

Пудожский и Повенецкий[20].

Олонецкая губерния просуществовала вплоть до 1922 года, а четырьмя годами

раньше прекратило своё существование Олонецкое губернское правление[21].

Рассматривая деятельность Олонецкого губернского правления в I половине

XIX века, нужно обязательно отметить, что возникновение его было

обусловлено рядом внутреннеполитических причин.

В конце XVIII века в России складывалась ситуация, связанная с

необходимостью упорядочения системы управления страной, сложившейся ещё при

Петре I. Страна нуждалась в реформах, особенно в области местного

управления. Кроме того, правительство стояло перед проблемой необходимости

усиления власти на местах, так как в ходе восстания Пугачева 1773-1774 г.г.

местные учреждения часто проявляли слабость и действовали не эффективно.

И поэтому правительством Екатерины II 7 ноября 1775 года были изданы

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Благодаря им

достигалась значительная децентрализация местного управления[22].

Были расширены все распорядительные и исполнительные права местных

чиновников и учреждений. Губернская реформа Екатерины II внесла

единообразие в устройство губерний, разграничив места административные,

судебные и финансовые. Административно – полицейские учреждения и

должностные лица были представлены губернатором, губернским правлением,

Приказом общественного призрения, в уездах – земским исправником

(капитаном), нижним земским судом, городничим, финансово – хозяйственные –

Казенной палатой, в уездах – Казначействами, судебные – палатами уголовного

и гражданского суда, совестным судом, а также сословными судами – верхним

земским судом, губернским магистратом, верхней расправой.

В уездах судебные функции находились также в ведении уездного суда,

городского магистрата и нижней палаты.

Губернская реформа создала и систему прокурорского надзора (при

губернском сословном суде назначались прокурор и два стряпчих; в уезде –

подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий)[23].

Губернатор являлся главой местной администрации и управлял губернией с

помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского

правления, ряда комиссий, комитетов и присутствий.

Но все же основным административным учреждением было губернское

правление, возглавляемое губернатором[24].

Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по

закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили

губернское правление их власти, и уже к середине XIX века оно превратилось

в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[25].

В первой половине XIX века роль губернского правления в общей системе

органов управления губернией была значительной. Оно управляло в силу

законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное

учреждение: оно обнародует и объявляет в подчиненных областях законы,

указы, учреждения, повеления и приказания императора, Сената и прочих

государственных учреждений[26].

В соответствии с существовавшим законодательством у губернского правления

были широкие полномочия: «оно наблюдает за правильным течение дел в других

учреждения (полицейских, торговых, благочиния и других), побуждает их к

исполнению своих дел, наблюдает за исправностью правительственных мест,

порядком и тишиной в губернии[27]. Кроме того, оно имеет право отправлять

все исполнительные дела, дела, требующие скорейшего решения, может налагать

арест на имение или часть его по приговору судебного места, рассматривает

затянувшиеся по какой – либо причине дела присутственных мест»[28].

С 1 января 1845 года на все 45 губернских правлений Российской империи

было распространено новое «Учреждение». Новый порядок вводился начальниками

губернии постепенно в течение первого полугодия сроком на три года.

Губернские правления в России были разделены на 3 разряда по роду и

количеству поступающих в них дел. Олонецкое губернское правление было

отнесено к 3-му разряду. Согласно указу 1845 года губернское правление

делилось на общее присутствие канцелярии (см. Табл.1).

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми

законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к

обсуждению некоторых мелких вопросов организации и делопроизводства[29].

Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,

аппарат которой составляли три отделения и канцелярия присутствия[30].

Первое отделение заведовало оборудованием законов, наблюдением за

исполнением распоряжений губернатора и губернского правления, газетой

«Губернские ведомости».

Оно занималось определением на службу, увольнением, наградами и пенсиями

чиновников и канцелярских служителей, как самого правления и подчиненных

ему мест, так и других губернских и уездных государственных учреждений.

Отделение также собирало и доставляло в Герольдию Правительствующего сената

послужные списки служащих губернии. Кроме того, оно ведало охраной

общественного спокойствия, приводило присяги на подданство России,

оказывало содействие врачебной управе и оспенному комитету[31].

Через второе отделение губернатор осуществлял руководство полицией, через

третье – связь администрации с местными судами, через четвертое – с

финансово-хозяйственными органами[32].

Дела, решаемые в губернском правлении, делились на судные (дисциплинарные

взыскания чиновников, отдача их под суд, сомнения в правильности применения

законов и жалобы на делопроизводство; они решались коллегиально),

распорядительные (утверждались губернатором) и исполнительные (решались по

отделениям губернского правления).

Что касается состава Олонецкого губернского правления, то он складывался

постепенно, по мере усложнения задач, ставящихся перед ним. Первоначально

(еще в XVIII веке) в губернском правлении заседал губернатор с двумя

советниками; также сюда назначались губернский прокурор, губернский

стряпчий казенных дел и губернский стряпчий уголовных дел. С принятием

«Учреждения» 1845-го года в состав правления на правах старшего члена был

включен вице-губернатор[33].Однако уже к XIX веку штаты губернского

правления необычайно возросли. Состав его расширялся за счет введения в

него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский

врачебный инспектор, губернский инженер)[34].

Таким образом, к 1845-му годы штаты губернского правления значительно

возросли.

В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор,

три советника (в том числе, один – старший) и асессор. Старший секретарь

управлял канцелярией присутствия. Здесь же состояли два помощника секретаря

(один – начальник ревизионного стола, другой – переводчик), регистратор с

двумя помощниками и экзекутор с помощником. Каждое отделение находилось под

управлением одного из трех советников по назначению гражданского

губернатора и состояло из секретаря, столоначальников и их помощников.

Сверх того, при губернском правлении состоял казначей с помощником;

типография (смотритель ее одновременно являлся начальником газетного стола

и редактором Губернских ведомостей); с архив с архивариусом и его

помощниками[35]. Такой штат сохранился с вплоть до 1865 года (см.

Таб.2)[36].

В целом, для этого периода времени характерно резкое увеличение числа

чиновников как в Российской империи, так и в собственно Олонецкой губернии.

Если в конце XVIII века по стране насчитывалось всего 15 – 16 тысяч

служащих, то к середине XIX века их число было уже 16,500 человек[37].

В самой Олонецкой губернии первое столетие существования были проблемы,

связанные с нехваткой квалифицированных специалистов на местах.

Несмотря на близость к столице, Олонецкий край представлял из себя

довольно не богатую провинцию, однако и она требовала наличия грамотных

служащих.

Возможно, что именно это заставило местную администрацию заботиться об

уровне образования дворян. Необходимо было решать проблему подготовки более

или менее квалифицированных кадров для местных учреждений. Был открыт

пансион для мальчиков в 1805 году. Пансионеры, прошедшие науки в гимназии,

поступали на гражданскую службу, и это несколько решало вопрос о служащих.

Однако административный аппарат разрастался, и принятые меры уже не могли

обеспечить его грамотными чиновниками полностью.

По данным формулярных списков за 1844 год из 526 чиновников губернских и

уездных учреждений высшее образование имели лишь 5% служащих, среднее –

25%, военной специальности были обучены 3,6% чиновников. Уровень

образования остальных был весьма неопределенным. Чаще всего дети чиновников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.