рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения:

первое - должно наличествовать одно из четырех требований - серьезная и

непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости

нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных

обязательств; второе - должно быть нарушено нормальное функционирование

органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией.

Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и

президент не может вводить ее когда захочет. Однако отсутствие достаточных

юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного

положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения

глава государства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-

министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к

нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе

необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать

парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда,

парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о

государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия

государственной измены весьма расплывчато и не существует официального

толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть.

Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава

вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах

национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное

конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные

силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.[30]

В области международных отношений й президент заключает и ратифицирует

международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной

ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов

правительства.

В судебной области президент - обладатель традиционного права главы

государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной

власти, являясь гарантом ее независимости.[31]

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации

премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он

председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы,

принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов

правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует

послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С

контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на

чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для

ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по

букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к

компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с

президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию

премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной

от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся

без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий

несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный

секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все

сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

Правительство.

Кабинет министров Японии.

Кабинет, в соответствии с конституцией, осуществляет исполнительную

власть.[32] Наряду с другими общими функциями управления кабинет наделен

полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел,

руководству внешней политикой, заключению международных договоров,

руководству гражданской службой, составлением бюджета и внесением его на

рассмотрение парламента, изданию правительственных указов.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура

заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права.

Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности,

решения принимаются кабинетом путем единогласия, а не голосованием.

Принятие решений консенсусом во многом способствует более взвешенному и

продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования

проектов документов.

Премьер-министр как глава кабинета и в силу права назначать и смещать

министров имеет возможность поддерживать единство в кабинете, направлять и

контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы

представляются через него от имени кабинета в парламент. Он подписывает

законы и указы единолично как соответствующий министр, или после

соответствующего министра как премьер-министр, т.е. контрассигнует подпись

министра. Он также регулирует разногласия между членами кабинета.

Во главе каждого министерства стоит министр и два заместителя -

парламентский (является членом парламента и уходит в отставку вместе с

министром) и административный. Последний является представителем высшего

чиновничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров,

именно он сохраняет преемственность политики и руководства. Внутренняя

организация министерств включает бюро, подразделяемые на секции. При

наиболее важных министерствах создаются административные комиссии, а также

консультативные комиссии, которые играют важную роль в ограничении

всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому

целиком зависят от компетентности своих подчиненных. В соответствии с

поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может

возглавлять более одного министерства или других ведомств, что делает

ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного

министра. Реальным руководителем аппарата министерства является

административный заместитель министра - профессиональный чиновник со

специальным образованием. Министр - прежде всего представитель правящей

партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными

интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден

большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных

вопросов. Частая сменяемость не позволяла министрам как следует вникнуть в

дела министерства. Деятельность министра может быть подвергнута проверке

только со стороны премьер-министра, но такое вмешательство - отступление от

общепринятых норм. Являясь депутатом, министр не должен забывать своих

избирателей.

Министры несут коллективную ответственность. Поэтому в случае отставки

премьер-министра или вакансии поста премьер-министра они должны уйти в

отставку. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия

резолюции порицания, премьер-министр принимает решение об отставке

правительства или в течение 10 дней распускает палату представителей.

Кабинет США.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так

называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все

главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу

двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный

государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких

законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов.

Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются

президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена

кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все

решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только

единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может

осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для

этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии,

состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция

закрепила право президента “затребовать мнение...от высшего должностного

лица в каждом исполнительном департаменте...”[33] Министры назначаются

президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких

правительственных актов.

Правительство Франции.

Правительство Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный орган,

состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией

различаются: Совет министров - собрание министров под председательством

президента и кабинет министров - собрание министров под председательством

премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия,

принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого

органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может

председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по

специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция

премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его

роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и

на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся

под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало

учреждение института несовместимости должности члена правительства с

обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью

профессионального представительства общенационального характера, а также со

всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать

членство в правительстве с обладанием мандата коммунального советника, с

должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального

совета. Несовмещение министерской должности и парламентского мандата

привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению

министров прямому контролю главы государства, особенно когда президент и

большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной

группировке.[34]

Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он

координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о

составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских

комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр

несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны,

однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента.

Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников

носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет

деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает

выполнение законов”[35]. Он осуществляет регламентарную власть и издает

декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее

высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются

премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента,

некоторые из них он осуществляет лично, другие - в сотрудничестве с

президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда

тот не заседает.[36] Премьер-министр обладает правом законодательной

инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать

в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть

там выслушан.

Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных паритетных

комиссий при разногласиях парламентских палат в отношении какого-либо

законопроекта[37]; он может просить президента, чтобы тот предложил

парламенту повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит право ставить

в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным

правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием

признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о

разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он

широко пользуется.

Парламент.

Парламент Японии.

Парламент Японии является “высшим органом государственной власти и

единственным законодательным органом государства”[38].

Основным местом рассмотрения и подготовки большинства законопроектов

являются парламентские комиссии. Подобное положение вызвано рядом

обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить

все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требует

значительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками

повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий

ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности

“является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной

власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов,

имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых

соответствует профилю данной комиссии.[39]

Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы

должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления.

Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую

проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии также

проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой

информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и

законопроектов, касающихся налогов.

Решения обычно принимаются простым большинством голосов присутствующих

депутатов. Используется три формы голосования: голосование вставанием;

тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета

“за” или голубого “против”, при поименном голосовании депутаты прикрепляют

к бюллетеню табличку со своей фамилией; невозражением (председатель

спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решение

принимается.)

Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период

сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей

палаты должны освобождаться из заключения на время сессии.

Главной функцией японского парламента является принятие законов и

государственного бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. В Японии

в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес. Если палата

советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, он становится

законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3

присутствующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата

представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат

или создания согласительного комитета.[40]

Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых

законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение

законопроекта проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета.

Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которого

они относятся и контрассигнуются премьер-министром. После этого они

направляются императору для промульгации “от имени народа”.

Одним из важнейших внешнеполитических полномочий парламента является

утверждение международных договоров, заключенных правительством.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью

правительства. В настоящее время (когда создано коалиционное правительство)

значение этой функции существенно возросло. Главной формой парламентского

контроля в Японии является интерпелляция. Право ее внесения принадлежит

отдельным депутатам палаты представителей. Содержание интерпелляции

излагается в письменной форме и представляется председателю палаты. Если

последний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к

пленуму палаты. Кабинет министров обязан в течение 7 дней ответить

письменно или устно на запрос.

Обе палаты вправе производить парламентские расследования. Кроме того,

специальные комиссии палаты имеют право заслушивать на своих заседаниях

соответствующих министров.

Конгресс США.

Компетенция Конгресса США установлена конституцией в разд. 8 и 9 ст.1,

а также поправкой 16.

Финансовые полномочия: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати

и акцизные сборы единообразно на всей территории США; уплачивать долги,

делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США,

устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.

Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные

законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными

государствами и между отдельными штатами.

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию,

создавать и содержать военно-морской флот.

Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения

гражданства США, учреждать федеральные суды.[41]

Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс

имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для

реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение

позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.

Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать

дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать

налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из

казначейства иначе как на основе закона.[42]

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату

представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует

также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и

других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае,

если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов

выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.

Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры,

утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые

президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке

импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит

абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как

орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность

государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций.

Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.