рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

принадлежит президенту. Президент США является главой государства и

правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны.

В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента

находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то

же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная

компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели

явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В

первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом

штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и

сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются

многомандатные избирательные округа (один штат - один округ) и применяется

мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список

выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем

другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии

выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой

партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом.

Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике

выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно

проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата

той партии, от которой он избран.

В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют

бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по

штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса

результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом

признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков.

Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января

следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту,

чтобы сформировать президентскую администрацию, кабинет министров,

исполнительные правления.

Конгресс.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при

тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов

избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее

25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.[19]

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора

сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет,

достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.[20]

Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему

вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению

конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные

фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально

избираемый палатой. Его избрание предопределено, так как он является

представителем партийной фракции большинства в палате. Спикер палаты

представителей - “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост

президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате

председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае

его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции

большинства.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные,

комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные

комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по

налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат

Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты - это заседание палаты

в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить

прохождение какого-либо законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит

по регламентарной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный

характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса.

Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения

разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит

постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных

комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты

определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90%

законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без

поправок.[21]

Франция

Президент

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и

прямого голосования.[22]

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных

голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за

ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать

только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в

более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество

голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание

нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за

тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в

должности.

В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни

было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих

обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об

этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством

голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются

председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, -

то правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным

советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит

- кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не

позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления

об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения

кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом

по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него

возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о

переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него

возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе

выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух

кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до

возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом

проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и

в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,

оставшихся для участия во втором туре.

Правительство.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-

министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет

министров - собрание министров под председательством Президента республики,

и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-

министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по

конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики

подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр

подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При

выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной

свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при

голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-

министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных

сил в нижней палате парламента.

Парламент.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и

верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для

избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех

выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет

1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии,

внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию

хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц,

выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым

голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания

нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа

избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого

большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются

кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа

избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно

получить относительное большинство голосов. В условиях существующей

многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест.

Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования

партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись,

выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей

Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему

иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата

формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9

лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые

три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на

состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся

по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих

5 и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них -

69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное

представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет

населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии

выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в

других департаментах не обеспечивает должного представительства городского

населения, находящегося там в меньшинстве.

4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между

законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.

Глава государства.

Император Японии.

После принятия конституции 1947 г. полномочия императора как

самостоятельной главы государства были фактически упразднены. “Все действия

императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не

иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них

ответственность.”[23] Чтобы лучше представить его реальную власть,

необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям, но и к

фактической деятельности. По конституции император является символом

государства, он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением

государственной власти. По представлению парламента он назначает премьер-

министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по

представлению кабинета - Главного судью Верховного суда.

Император лишен даже такого традиционного для главы государства права,

как право “вето” на назначение премьер-министра, поскольку император лишь

утверждает кандидатуру, избранную парламентом. Император является символом

единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции

внешнеполитического характера. Монарх также присутствует на различных

национальных праздниках и официальных торжествах.

Как отмечают некоторые японские юристы и политические деятели, в связи

с тем, что в конституции отсутствует четкое разграничение между понятием

“государственные дела” и государственная политика”, отсутствуют статьи,

запрещающие императору затягивать выполнение решений представительного

органа, а также четко сформулированной процедуры роспуска палаты

представителей, император может влиять на решение этих вопросов. Указанное

утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая

император активно не участвует в решении перечисленных вопросов. Следует

также добавить, что жизнь императора и его семьи окутана таинственностью и

приставленные к нему чиновники постоянно ограждают его от контактов с

внешним миром, но ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие

стратегические цели, способствующие росту авторитета монарха. Не будучи

задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и

влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

Президент США.

Конституция США предоставляет президенту республики обширные

полномочия исполнительной власти. Он “обеспечивает точное соблюдение

законов и определяет полномочия всех должностных лиц Соединенных

Штатов”[24]. Подобная общая формула конституционной компетенции позволяет

президенту расширять ее путем делегирования полномочий со стороны конгресса

(“чрезвычайные полномочия”), а также на основе так называемых

“подразумеваемых полномочий”, выводимых из духа конституции, из практики ее

применения.

Прерогативы президента США, как главы президентской республики, более

значительны, чем президентов в парламентских республиках. Как высшее

должностное лицо он представляет государство в отношениях с другими

государствами (“по совету и с согласия сената”) и отзывает их. Президент

имеет право вести переговоры с иностранными государствами и заключать

международные договоры (некоторые из них относятся к соглашениям

исполнительной власти и не подлежат ратификации сенатом). Он является

главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии; причем это

правомочие существует не номинально, а реально. Он наделен правом

помилования и отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями.

Президент США как глава государства назначает министров (“по совету и с

согласия сената”)[25], которые несут ответственность перед ним и могут по

его воле быть освобождены с поста в любое время. Он назначает членов

Верховного суда и многих других должностных лиц “по совету и с согласия

сената”. Низшие должностные лица назначаются президентом единолично, без

“совета и согласия” сената.

Президент республики направляет Конгрессу послания, в которых

сообщаются сведения о положении в стране и обосновывается принятие

Конгрессом необходимых законов. Конституционное положение: “Президент...

рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и

целесообразными...”[26] фактически закрепляет за ним право законодательной

инициативы. Президент США имеет право созывать Конгресс на чрезвычайные

сессии. Президент промульгирует законы, принятые Конгрессом. При этом ему

предоставлено право в случае несогласия с законом возвращать его на

повторное рассмотрение в Конгресс (отлагательное вето). При преодолении

вето президента палаты Конгресса должны повторно одобрить указанный закон

2/3 голосов. В условиях США ни одна из партийных фракций не обладает 2/3

голосов, а поэтому, отлагательное вето является весьма эффективным

средством “сдерживания” президентом законодательной деятельности Конгресса.

Многолетняя практика свидетельствует, что Конгресс преодолевает не более 7-

11% вето президента. Президентское вето может быть применено к любому

закону, кроме поправок к конституции. Президент обязан утвердить закон в

течение 10 дней, если за указанный срок он этого не сделает, закон

считается утвержденным.

Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом.

Как записано в конституции, президент может быть отстранен от должности,

если он будет осужден в порядке импичмента, если будет признан виновным “в

измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках”[27]

Импичмент - особая процедура привлечения президента к ответственности,

а также некоторых других высших гражданских должностных лиц (министров,

послов, федеральных судей). При этой процедуре палата представителей

принимает резолюцию о возбуждении импичмента и формулирует обвинения статьи

импичмента. Решение принимается простым большинством голосов депутатов.

Затем утвержденные “статьи импичмента” передаются в сенат, который обязан

принять дело к рассмотрению и вынести решение по существу дела. При

возбуждении дела по обвинению президента США председательствует в сенате не

вице-президент, а председатель Верховного суда. Если лицо признается

виновным, то оно отстраняется от должности и лишается права занимать любую

должность в федеральном государственном аппарате. Лицо, осужденное в

порядке импичмента, может быть привлечено к уголовной ответственности на

общих основаниях.

Президент Франции.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных

органов. “Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях

8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае

необходимости - ответственными министрами.”[28] В соответствии с этой

формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента

подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие

контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически

существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в

частности - премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право

роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:

1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после

предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)

временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим

вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся

организации публичных властей..., который, не противореча конституции,

отразился бы на функционировании государственных институтов.[29]

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести

чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести

президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает

все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.