рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы государства

преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замещении поста монарха здесь

особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи – неофициальному,

но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха (не

всегда это старший сын), может заставить монарха отречься от престола (это

имело место в последние десятилетия в Саудовской Аравии). В управлении

государством применяется концепция аш-шура (консультации правителя с

авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине считается, что выборы не

самый надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные). Монарх,

как правило, является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная

форма монархии в своей основе – теократическая монархия.

Своеобразная разновидность монархии существует в странах Тропической

Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя. В этих

странах (Свазиленде, Тонга и др.) особое значение имеют различные советы

племенных вождей, а общегосударственный совет вождей определяет преемника

монарха.

Наконец, особая разновидность монархии существует в некоторых

государствах – членах британского Содружества (многие его члены –

республики). Обычно это мелкие островные государства, бывшие колонии

(Антигуа и Барбуды, Барбадос, Ямайка и др.), которые имеют своим главой

монарха Великобритании, представленного в этих странах генералом-

губернатором. Последний практически назначается правительством не

Великобритании, а данного государства, хотя это назначение подтверждается

британским монархом. По существу, это своеобразная форма парламентарной

монархии.

Республиканская форма правления

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире

(например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в

Риме), республиками являлись многие города-государства (с прилегающими

районами) в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен – в Германии,

Новгород – в России). Но наиболее широкое распространение эта форма

получила в новое время, после победы буржуазных революций. Первой

республикой, связанной с такими революциями, стали США.

В республике глава государства – президент, избираемый на определенный

срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года) из среды граждан

государства (в Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри-Ланке и

некоторых других странах на этот пост избирались не только мужчины, но и

женщины). Переизбрание на очередной срок в некоторых странах допустимо без

каких-либо ограничений (например, в Египте), в других допускается лишь на

два срока (как в России), в третьих президент не может быть избран на

следующий срок (Мексика). Эти положения направлены против возможного

президентского авторитаризма.

Согласно нормам конституций ряда стран, президентом может быть лицо,

родившееся от граждан данного государства, достигшее определенного возраста

(обычно от 35 до 40 лет) и не превысившее возрастной барьер (обычно 65

лет), обладающее политическими и гражданскими правами.

Президент избирается: путем прямых выборов гражданами государства

(Франция, Шри-Ланка, Россия, Бразилия и др.); косвенными выборами

(Аргентина, США); парламентом (Ливан, Турция, Израиль, Мальта, Сингапур

др.) или специальным надпарламентским органом (народным консультативным

конгрессом в Индонезии); избирательными коллегиями, состоящими из членов

парламента и представителей законодательных собраний штатов либо местных

органов самоуправления (Италия, Индия др.).

Президент обычно по конституции обладает исполнительной властью

(иногда на ряду с правительством), но на практике в парламентарной

республике эту власть реализует за него правительство.

Принято различать две основные республики: президентскую и

парламентарную. В обеих главой государства является президент, но в первой

правительство (Совет, кабинет министров) и отдельных министров он назначает

по своему усмотрению, и они несут ответственность перед ним, а не перед

парламентом. Даже если есть должность премьер-министра, юридически, а тем

более фактически главой государства является президент. Он может быть

досрочно смещен со своей должности либо в результате незаконного

государственного, военного переворота, либо путем обвинения в

государственной измене и особой судебной процедуры и рассмотрения дела в

специальном высшем суде, либо импичмента.

Эта форма республики отличается стабильностью, поскольку парламент не

вправе сместить правительство, но и президент не может распустить избранный

парламент («система сдержек и противовесов»). Таким образом, на период

полномочий президента страной управляют лидеры из его партии, хотя в

парламенте большинство принадлежать другой партии или партиям. В развитых

странах такая система работает на базе установившихся десятилетиями, а то и

столетиями процедур, поисков компромиссов и консенсуса. В развивающихся

странах иногда принимаются специальные меры для обеспечения стабильности.

Конституции предусматривают такие механизмы выборов, чтобы пост президента

и парламентское большинство принадлежали одной и той же партии. Такой

порядок служит усилению власти президента, который обычно является лидером

партии большинства в парламенте, ведет к ограничению демократического

принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов.

В большинстве президентских республик в развивающихся странах такие

меры не предусмотрены законодательством, существуют даже внешние атрибуты

взаимных ограничений власти президента, парламента, суда, но система

сдержек и противовесов фактически не действует или действует в очень слабой

степени. В странах Латинской Америки власть президента на практике

значительно сильнее, чем это предусмотрено правовыми нормами, в связи с чем

они получили название суперпрезидентских республик.

В парламентарных республиках единство действий президента и

правительства обеспечивается отмеченным выше правилом, согласно которому

президент действует по указанию правительства. В полупрезидентских,

полупарламентских республиках такое единство обусловлено тем, что министров

назначает президент, а министры, занимающие наиболее важные посты (так

называемые силовые министры, а так же министр иностранных дел) подчинены

непосредственно президенту; премьер-министр фактически не руководит их

деятельностью.

Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем

президентских и полупрезидентских. В результате применения смешанных

характеристик довольно трудно вычленить формы «чистой» парламентарной

республики, но, видимо, их насчитывается в мире не более одной пятнадцатой

части всех государств с республиканской формой правления. При данной форме

правления правительство лишь формально назначается президентом, а на деле

оно формируется партией (партиями), располагающими большинством мест в

парламенте: в противном случае оно не получит вотума доверия в данном

органе. Оно несет политическую ответственность только перед парламентом.

Здесь существует «слабый» президент.

Достоинством этой формы является то, что состав и политика

правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте –

органе народного представительства. Однако это же становится крупным

недостатком: при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии

(устойчивого союза нескольких партий), при переходе депутатов парламента из

одной партии в другую, при расколах правящей партии и появлении фракции

(фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает

стабильность, его часто «свергают» путем вотума недоверия, принятой

парламентом.

Как говорилось, в современных условиях «чистые» формы президентских и

парламентарных республик сравнительно редки. С одной стороны, в

президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы

политической ответственности министров, с другой стороны возникают

гибридные формы полупрезиденстских, полупарламентарных республик.

Премьер-министра и членов правительства назначает президент,

правительство несет ответственность перед парламентом. Последнее отличает

данную форму от президентской республики и сближает с парламентарной.

Гибридные формы республики обладают определенными позитивными чертами:

они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по

разным конъюнктурным, партийным соображениям и т.д. С другой стороны, есть

и определенные минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и

противовесов, усиливается президентская власть, и ее носители иногда

обнаруживают тенденцию к авторитаризму.

Территориально-политическое устройство государства

Для характеристики территориальной организации государства,

организации государственной власти с территориальной группировкой населения

в юридической литературе долгое время употреблялся, да и сейчас

используется (особенно в работах по теории государства и права) термин

«государственное устройство». Он применяется в неодинаковых значениях в

обыденной речи, политической литературе, юридических исследованиях. В

первых двух случаях ему придается обычно очень широкое значение: речь идет

о государственном, а иногда и общественном строе в целом. В юридической

литературе имеется в виду лишь устройство территории государства,

соотношение государства как целого с его составными частями. Это политико-

территориальное деление (унитарное государство и федерация, национальные и

иные государственные образования – субъекты федерации: штаты, султанаты,

земли, кантоны и др.), автономные образования (автономные республики,

области и др.) и административно-территориальные единицы (провинции,

районы, округа и т.д.).

Что касается конфедераций, сообществ, союзов, содружеств государств,

то, строго говоря, они к проблеме территориально-политической организации

государства не относятся: речь в данном разделе идет о внутренней

организации государства, а перечисленные формы – это межгосударственные,

международные объединения государств. Но вопросы касаются

государствоведческой проблематики, хотя они изучаются не в конституционном

(государственном), а в международном праве. В государствоведении они

практически не исследуются.

Унитарное государство

Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”,

что значит один, единственный. Унитарное – это слитное государство, не

разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как

правило, из административно-территориальных единиц. Унитарные государства

бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят только из

административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия,

Вануату и др.), сложные имеют в своем составе те или иные формы автономии

(Италия, Филиппины, Никарагуа и др.)

Административно-территориальное деление в разных странах строится по

неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно

это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно

делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых

состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления

изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные

единицы, охватывающие несколько областей – регионы. Они создаются не актами

центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде

всего, преследует цель экономической координации различных частей страны.

Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют

значительную роль в Бразилии. В России тоже создаются региональные

объединения субъектов федерации (например, Поволжье, Сибири и др.). Хотя

они задуманы для координации экономики, на деле они играют и другую роль,

выступая с определенными политическими требованиями. Это имеет место и в

России, и голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления

отдельных субъектов федерации, когда они предъявляют свои требования к

президенту и правительству, особенно по вопросам экономической политики.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего

США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам

образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами

специализировано, осуществляется назначаемыми ими избираемыми по конкурсу

чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа

(столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в

столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными

представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения

означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель

уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти

вследствие противостояния различных социальных и политических группировок.

Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику

государства, обычно оказывают столицы.

Унитарное государство – наиболее централизованная форма

государственного устройства. Однако имеются определенные градации. В

некоторых странах унитарное государство является относительно

децентрализованным, где в большинстве звеньев административно-

территориального деления имеются органы, выбираемые населением, а в

некоторых звеньях – только такие выборные органы. Они обладают широкими

полномочиями по решению местных вопросов.

Децентрализованным является унитарное государство, если во всех

звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые

органы и нет назначенных из центра чиновников общей компетенции, призванных

осуществлять административный контроль за местными органами самоуправления

(например, в Великобритании, Японии).

Наиболее централизованным является такое унитарное государство, где

существует вертикальная система назначенных органов управления сверху

донизу. В настоящее время такая система создается только в условиях военных

режимов, ибо в нормальных условиях в городах и общинах (селах) всегда

имеются выборные советы или общие собрания граждан, достигших

совершеннолетия (обычно 18 лет). Эти собрания принимают решения по вопросам

местного самоуправления.

Форма унитарного государства дает возможность более полной

концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению

развития страны в целом.

Федерация

Федеративная форма государственного устройства является еще более

многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными,

специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты,

характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-

административном отношении не представляет собой единого целого. Оно

состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство.

Государственные образования, входящие в состав федеративного государства,

могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они

не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью

по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень

суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не

могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае

субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной

самостоятельностью приобретают и определенную политическую

самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных

образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата:

федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и

т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в

создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает

интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется

принцип равного представительства вне зависимости от численности населения.

Другая палата формируется для выражения интересов всего населения

государства, всех его регионов. В федерации может также существовать

государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином

соответствующего государственного образования и это закрепляется

конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого

гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он

проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система,

построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации

могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им

предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при

этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно

которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать

союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не

должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и

тогда, когда в отдельных государственных образования сохраняются

конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться

в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех

других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета

общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим

и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные

(общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также

соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних как

правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта.

Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы

специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый

правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему.

Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет

деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как

бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая

судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на

решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне

ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.