рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма и структура конституции: сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза

государственной власти (ст.95.2). Государственная Дума состоит из 450

депутатов (ст.95.3), которые избираются народом. Такой же порядок

образования парламента существует и в ФРГ, ст.38(1)гласит: «Депутаты

германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и

тайным голосованием[6]». А в ст.51 говорится о составе верхней палаты:

«Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и

отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их

правительств[7]».

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального

Собрания, установленные Конституцией:

1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат

Федерального Собрания. Эти полномочия закреплены в ст. 102-103. Не

в одной конституции стран Европейского Союза нет такого четкого

разграничения полномочий, это свидетельствует о высокой техники

Конституции РФ.

2. Связанные с организацией деятельности палат (ст.101). Эта группа

полномочий есть практически в каждой конституции. Например, в

Конституции Греции этому посвящена целая глава, которая так и

называется «Организация и деятельность Палаты Депутатов», а в

Основном законе Испании хватило одной статьи, чтобы

регламентировать организацию и деятельность палат (ст.72.1).

3. Полномочия по принятию федеральных законов (ст.105-107). В

принципе, процедура принятия федеральных законов в России ничем не

отличается от процедуры принятия таких же законов в других

федерациях. Согласно ч.1 ст.105 федеральные законы принимаются

Государственной Думой. Такое же положение содержится в ст.77

Конституции ФРГ. После принятия федерального закона

Государственной Думой, он, в течение 5 дней передается на

рассмотрение верхней палате парламента. Такая же процедура

предусмотрена Конституцией ФРГ, различается лишь срок передачи

федерального закона. В ст.77 об этом сказано: «По принятии

федеральных законов, они немедленно передаются Бундесрату через

председателя Бундестага[8]». В Конституции РФ говорится, что

федеральный закон вступает в силу, когда он принят Государственной

Думой, одобрен Советом Федерации, а затем подписан и обнародован

Президентом. Единственным отличием от этой процедуры в Основном

законе ФРГ является то, что федеральный закон не нуждается в

подписи Президента, и вступает в законную силу сразу же после

одобрения Бундесратом (ст.78).

Правом роспуска Государственной Думы обладает Президент РФ (ст.84.а).

Это новый конституционно-правовой институт. Основаниями роспуска, в

соответствии с ч.3 и 4 ст.117, являются: а) трехкратное отклонение

представленных кандидатур на должность Председателя правительства РФ; б)

повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству; в)

выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда

инициатором постановки вопроса о доверии является Председатель

Правительства. Этот институт есть и в других странах, где сильна власть

президента, например Франция.

2.6 Правительство.

Практически во всех конституциях после главы, посвященной

законодательной власти идет глава, в которой регламентируется деятельность

органов исполнительной власти. Согласно ст.110 Конституции РФ,

исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство

Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его

заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства

назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Заместители

Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом

по представлению Председателя Правительства. Порядок организации и состав

Правительства РФ схож с порядком организации и составом Правительства

Италии. В ст.92 Конституции Италии говорится: «Правительство Республики

состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют

Совет министров. Президент Республики назначает Председателя Совета

министров и, по его предложению, министров1». Такой же порядок предусмотрен

Конституцией ФРГ, Франции и конституциями многих других государств.

В ст.114 определяется круг основных полномочий Правительства:

разработка и обеспечение исполнения бюджета; обеспечение проведения в РФ

единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в

РФ единой государственной политики и т.д. Такими же полномочиями обладают и

соответствующие органы исполнительной власти других стран, но почему-то

они, в большинстве своем, не перечисляются в Основном законе так, как это

сделано в Конституции РФ.

Конституция РФ предусматривает различные основания отставки

Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них –

заявление Правительства об уходе. Другое основание – это инициатива

Президента в принятии такого решения. Третье основание отставки

Правительства связано с выражением недоверия ему палатой

П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.142.

Федерального Собрания – Государственной Думой. Вотум недоверия (в других

странах также резолюция порицания)– один из наиболее сильных способов

воздействия парламента на Правительство. Этот институт есть во всех

государствах современной Европы:

. Греция: «Правительство должно пользоваться доверием Палаты

депутатов. В течение 15 дней после принятия присяги премьер-

министром правительство обязано поставить вопрос о доверии перед

Палатой; в последующем оно может это делать в любой момент»

(ст.84)[9].

. Италия: «Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем

путем мотивированной резолюции, принятой поименным голосованием»

(ст.94)[10].

. Испания: «Правительство уходит в отставку по получении

результатов всеобщих выборов при потере парламентского доверия,

предусмотренного Конституцией, или уходе в отставку, или смерти

Председателя» (ст.101.1)[11].

. Франция: «Национальное собрание выражает Правительству недоверие

путем принятия резолюции порицания» (ст.49)[12].

2.7 Судебная власть.

В гл.7 Конституции РФ утверждается понятие правового института

судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется

новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-

юридической категории.

Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой

краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции

разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов

правосудия в системе государственного механизма.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов

различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и

исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной

власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения

отдельных функций субъектами иных ветвей власти.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве

судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить

его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы

гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать

поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность

(ст.118.1) и подзаконность (ст.120.1). Все эти качества нашли отражение в

нормах Конституции РФ. Эти же свойства можно проследить и в конституциях

других государств:

1. Самостоятельность. Испания ст.117.3 «Право осуществления функций

судебной власти на любых стадиях и исполнение судебных решений

возлагаются исключительно на суды и трибуналы, созданные законом,

в соответствии с определенными им правилами о юрисдикции и

юридической процедурой[13]».

2. Подзаконность. Италия ст.101 «Судьи подчиняются только

закону[14]».

2.8 Местное самоуправление.

В главе «Местное самоуправление» конкретизированы положения ст.12.

Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к

общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как

демократического института.

«Одним из признаков развития гражданского общества является система

институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной

деятельности человека созидательный смысл, связывать с

самоответственностью.

Именно поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской

самостоятельности и активности – местное самоуправление, определяя, что

органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти,

а действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим

населением[15]».

В ст.130 раскрывается смысл местного самоуправления, говорится о том,

кто и как осуществляет местное самоуправление. В следующей статье, этой же

главы определяются территориально-организационные основы. Ст.131 дает

перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного

самоуправления.

Очень интересен и полезен опыт местного самоуправления европейских

стран – Великобритании, Франции, Италии, ФРГ. Каждая из муниципальных

систем имеет свои специфические черты и особенности. Традиции же местного

самоуправления прослеживаются еще от античной демократии; развивались они и

в средневековом сословном государстве.

В эпоху буржуазных революций и развития конституционного движения

получает «новое дыхание» местное самоуправление, теоретические основы

учения, о котором в первой половине XIX в. разрабатываются в трудах

Токвиля, Гнейста, Штейна, Лабанда и др.

А. Де Токвиль, например, писал: «Без общинных институтов нация может

сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так

и не приобретает[16]».

Если анализировать различные модели местного самоуправления, то это

займет много времени, поэтому выделим лишь – в силу значимости содержащихся

в ней теоретических положений – Европейскую Хартию местного

самоуправления, принятую Советом Европы 15 мая 1990г[17]. Этот документ

отражает современное видение местного самоуправления, включает в себя

главные параметры:

. местное самоуправление составляет одну из основ любого

демократического общества;

. право граждан участвовать в управлении государственными делами

может быть осуществлено именно на местном уровне;

. облеченные реальной властью органы местного самоуправления

представляют собой значительный вклад в развитие принципов

демократии и децентрализации власти;

. местное самоуправление, созданное демократическим путем,

пользуется широкой автономией, как в отношении своей компетенции,

так и порядка осуществления необходимых для этого средств;

. принцип местного самоуправления должен быть закреплен в

законодательстве и, по возможности, в Конституции каждой страны;

. понятие права местного самоуправления и его субъекты;

. сфера и пределы правового регулирования местного самоуправления;

. принцип соответствия организационных структур и форм местного

самоуправления его целям и задачам;

. принцип свободного, т.е. независимого, самостоятельного

осуществления местным самоуправлением своих полномочий;

. принцип ограниченности рамок и пределов административного контроля

за местным самоуправлением;

. правовые гарантии местного самоуправления.

Этот документ является эталоном, к которому должно стремиться каждое

государство. Если провести анализ, то можно увидеть, что все эти положения

есть в Конституции РФ.

2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные

и переходные положения.

В главе 9 Конституции РФ регламентируется порядок изменения

действующей и принятие новой Конституции, призванный обеспечить

стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с

учетом меняющихся общественных потребностей.

В целом, анализируя порядок изменения Конституции РФ, следует

подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. Конституция РФ

считается сверхжесткой.

Назначение второго раздела, завершающего текст Конституции РФ, в том,

чтобы процессы формирования системы органов государственной власти,

приведения текущего законодательства в соответствие с конституционными

нововведениями сделать менее резкими, постепенными, учитывая

преемственность конституционных институтов и норм.

Такие разделы характерны для конституций, принятых в странах,

переживающих определенный переходный период. Переходные (дополнительные,

специальные) нормы есть, в частности, в конституциях Италии 1947г. (разд.II

«Переходные и заключительные постановления») и ФРГ 1949г. (разд.XI

«Переходные и заключительные положения»), избравших после падения военно-

фашистских диктатур демократический путь развития. В 70-х гг. такие

положения были предусмотрены в конституциях Греции 1975г., Португалии

1976г., Испании 1978г. Заключительные и переходные положения, содержащиеся

в разделе втором Конституции РФ, также призваны обеспечивать переход от

тоталитарного режима к демократическому правовому государству.

Заключение.

В данной работе, несомненно, невозможно проанализировать или даже

перечислить все характерные черты, присущие этим конституциям. Однако

надеюсь, мне удалось выделить наиболее характерные моменты.

В настоящее время в развитии конституционного законодательства и

конституционной доктрины вообще главенствует принцип "естественных прав".

Провозглашая определенную совокупность или свод принципов, правил, прав,

ценностей, как продиктованную естественной природой человека, данная

концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных социальных

условий и государства. Такая надклассовая концепция укрепляет статус

человека и гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности

к определенной группе общества во всех признавших ее государствах.

Определенные виды прав, которыми не пользовались в полной мере некоторые

категории граждан, становятся всеобщими, а сами права получают сильную

судебную защиту, делая реальными гарантии свободного и беспрепятственного

их осуществления.

Практически все западные политологи и правоведы отмечают произошедшую

за последние 30 лет перемену в соотношении ветвей властей. Наиболее ярко

это заметно при сравнении роли законодательной и испонительной ветви.

Значительное усиление исполнительных органов объясняется, прежде всего, их

способностью быстро и действенно принимать и приводить в жизнь решения,

необходимые в постоянно меняющихся условиях конца XX столетия. Даже в тех

странах, где традиционно сильны представительные органы, первенство в сфере

оперативных действий всецело принадлежит исполнительной ветви власти.

Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина, Конституция

играет чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку права,

провозглашаемые Конституцией, имеют всеобщий, не зависящий от социального

положения индивидуума характер. Таким образом, именно за Конституцией

следует признать основную заслугу в регулировании общественных отношений и

сглаживании социальной напряженности.

Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно сказать, что именно

от детальной и полной разработки конституционного законодательства зависит

стабильность существования общества.

В начале своей работы я говорил о целях и задачах, теперь, считаю

логичным, ответить на эти вопросы более конкретно. Во-первых, соответствует

ли наша Конституция международному стандарту, несомненно. Очень ярко это

проявляется в главе 2, где говорится о правах и свободах человека и

гражданина, а также в главе «Местное самоуправление». Обе эти главы

основаны на принципах международного права. Второй вопрос, не отстаем ли мы

в конституционном развитии от стран Западной Европы. Проведя анализ, можно

с легкостью сделать вывод, что мы не отстаем. А некоторым странам

(Великобритания, Франция) следует совершенствовать свое конституционное

законодательство, так как оно уже не соответствует обстановке в стране и в

мире. Эти государства и сами осознают необходимость смены Конституции.

Например, Президентом Франции в 1995 г. стал Жак Ширак, и можно

предположить, что именно он станет инициатором процесса внесения

необходимых изменений в Основной закон государства или, что не исключено,

возьмет курс на создание новой Конституции Франции – Конституции VI

республики1.

1 См. подробнее: Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V

республики во Франции (проблемы реформы конституции). // Государство и

право. 1997.№4.с.100-102.

Использованная литература.

1. Нормативный материал.

Конституция Российской Федерации. М., 1997.

Исследования.

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской

Федерации.М.,1996.

Габричидзе Б.Н. Советы: «работающие корпорации» или разделение властей?

// Народный депутат. 1991. №13.

Государственное управление и развитие // Российские вести. 10.01.95.

Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V республики во Франции

(проблемы реформы конституции). // Государство и право. 1997.№4.с.100-102.

Ковачев Д.А. Конституции республики Италия – пятьдесят лет.// Право и

экономика. №1/1997.

Комментарий к Конституции РФ. М.1996

Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новая Конституция суверенной России. М., 1994.

Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. М. 1998.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского

государства (Основные направления внутренней и внешней политики)//

Российская газета. 25.02.94.

Пантелеев П.К. Конституции буржуазных государств. М. 1982.

Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М. 1990.

Современный словарь иностранных слов. М. 1992.

-----------------------

[1] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.302.

[2] Б.А. Страшун. Историко-правовой комментарий. Конституция РФ. М.1997.

[3] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.124

[4] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С.156

[5] Международная защита прав и свобод человека: Сб.документов.М.1990.

[6] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.183

[7] Там же. С.186

[8] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.196.

[9] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.382.

[10] Там же. С.142.

[11] Там же. С.302.

[12] Там же. С.102.

[13] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.306.

[14] Там же. С.144.

[15] Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского

государства (Основные направления внутренней и внешней

политики)//Российская газета.25.02.94.

[16] Де Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992.С.65.

[17] Народный депутат.1993.№11.С.57.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.