рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма и структура конституции: сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза

Форма и структура конституции: сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза

Введение.

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической

силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном

смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом

государственной и общественной жизни, главным источником национальной

системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов

власти.

Конституция демократического государства закрепляет суверенитет

народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и

гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

Конституция – это первое необходимое условие государства, основанного на

господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных.

Так уж сложилось в мировой практике, что основным содержанием любой

конституции являются четыре блока проблем:

> Сущность общественного строя и форма правления.

> Основы правового положения личности в государстве и обществе.

> Государственное устройство.

> Структура власти, в первую очередь верховной, система разделения властей

на законодательную, исполнительную и судебную.

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, -

установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной

закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его

политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации

и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и

обязанности граждан[1].

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего

взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для

того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и

свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего

времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою

конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для

современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его

исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и

методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер

государственного регулирования во всех основных сферах общественного

развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое

главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным

правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений

сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет

единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом

юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба

приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее

конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины,

характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию,

Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано

серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных

странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой

Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных

потребностей.

Цель моей работы не только рассмотреть Конституцию РФ и конституции

стран Европейского Союза, но и постараться найти в них общее и различное.

Конституция нашей страны является самой молодой, составлялась она на основе

всех знаний и учений, выработанных в России и других странах, поэтому

хочется узнать соответствует ли данная Конституция международному

стандарту. Россия в своем социально-экономическом и политическом развитии,

почти всегда, отставала от передовых стран Запада. «Окидывая взором,

исторический путь России, приходится констатировать, что слишком часто

власть опаздывала с реформами[2]». Поэтому еще одна задача моей работы –

узнать, не отстаем ли мы опять.

1.Понятие формы и структуры Конституции.

Теперь, когда мы хоть немного ознакомились с понятием конституции,

можно перейти и к основной части моей работы.

На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции

материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает

содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение

формы.

Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции

заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя

организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В

Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие

содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер.

Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и

содержания.

Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и

структуру.

Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта

конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая

законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных

традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы,

разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о

ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность

разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других

причин, система Конституции обусловлена удобством пользования актом,

максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими

массами.

Структура Конституции – это логическая связанность различных

институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции.

Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах

Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное

единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение,

составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная

взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных

институтов.

В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность

частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура

проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и

конституционных норм, образующих эти институты.

2.1 Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства

(ст.1), устанавливают источник государственной власти и способы

осуществления народовластия (ст.3), определяют пространственные пределы

действия суверенитета РФ (ст.4). Формулируются также принципы федеративного

устройства России (ст.5), закрепляется принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) и устанавливается круг

органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст.11). Особо

выделяется в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение

достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его

рода занятий и деятельности.

Очень важное указание содержится в ч.4 ст.15, где говорится, что

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Такое же

положение содержится почти во всех конституциях стран Европейского Союза.

Например, Конституция Италии, ст.10: «Правовой порядок Италии согласуется с

общепризнанными нормами международного права»1.

Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран,

признавая важность категории «конституционное государство», обычно не

пользуются термином «основы конституционного строя». В конституциях

некоторых встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие

положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того,

содержатся или не содержатся в основном законе специальные глав об основах

конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к

понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах

конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во

всех цивилизованных странах.

1 П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.125

Так, например, в Австрии, согласно Федеральному конституционному

закону от 1920 года: «Австрия является демократической республикой. Её

право исходит от народа. Австрия является федеративным государством.

Столицей Федерации и местом нахождения верховных органов Федерации является

Вена. Для каждой земли устанавливается своё гражданство. С гражданством

земли приобретается и гражданство Федерации. Все граждане Федерации равны

перед законом. Привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения,

классовой принадлежности и вероисповедания исключаются» (ст.1-7). Эти

статьи находятся в первом разделе данного закона, который называется «Общее

положение». Этот раздел очень похож на главу первую Конституции РФ. Такое

же сравнение можно провести и с Основными законами других стран. Как я уже

говорил выше в Конституции Италии, глава, закрепляющая основы

конституционного строя, называется «Основные принципы». В ней говорится:

«Италия– демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет

принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах

Конституции. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека.

Все граждане имеют одинаково общественное достоинство и равны перед

законом» (ст.1-3)[3]. Я думаю, хватит двух примеров, чтобы понять, что

существенных различий в этих главах нет, хотя они и имеют разные

наименования. Исключением здесь является лишь Великобритания, чья

конституция состоит из двух частей писанной и не писанной (т.е. не

зафиксированной в каких-либо юридических документах). В писаной части нет

отдельной главы, посвященной основам конституционного строя, а если и есть

некоторые положения, то они уже давно не соответствуют действительности и

находятся с ним в резком противоречии.

2.2 Права и свободы человека и гражданина.

Вторая глава Конституции РФ конкретизирует и развивает положения ст.

2 и 7 о человеке, его правах и свободой как высшей ценности.

Содержание гл.2 Конституции соответствует в основном общепризнанному

демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они

составляют систему гражданских, политических, социальных, экономических,

культурных, экологических прав.

Конституционные права и свободы – это не все права и свободы,

которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные[4]. Почти

все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод

в заключении признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за

человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ

по этому поводу говорится (ч.1 ст.55): «Перечисление в Конституции РФ

основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление

других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Чтобы доказать, схожесть прав и свобод, закрепленных в конституциях,

я приведу несколько примеров.

|Права и свободы |Россия |Испания |Италия |

|человека и | | | |

|гражданина. | | | |

|1. Право на жизнь.|Статья 20.1. |Статья 15. | |

| |Каждый имеет |Все имеют право | |

| |право на жизнь. |на жизнь, на | |

| | |физическую и | |

| | |моральную | |

| | |неприкосновенност| |

| | |ь и ни в коем | |

| | |случае не могут | |

| | |подвергаться | |

| | |пыткам или | |

| | |негуманным или | |

| | |унизительным | |

| | |наказаниям. | |

|2. Свобода и |Статья 22.1. |Статья 17.1. |Статья 13. |

|личная |Каждый имеет |Каждый человек |Свобода личности |

|неприкосновенность|право на свободу|имеет право на |ненарушима. |

|. |и личную |свободу и | |

| |неприкосновеннос|безопасность. | |

| |ть. |Никто не может | |

| | |быть лишен своей | |

| | |свободы иначе, | |

| | |как в | |

| | |соответствии с | |

| | |положениями | |

| | |настоящей статьи | |

| | |и в случаях и | |

| | |форме, | |

| | |предусмотренных | |

| | |законом. | |

|3. |Статья 25. |Статья 19.1. |Статья 14. |

|Неприкосновенность|Жилище |Испанцы имеют |Жилище |

|жилища. |неприкосновенно.|право свободно |неприкосновенно. |

| |Никто не вправе |избирать свое | |

| |проникать в |местожительство и| |

| |жилище против |передвигаться по | |

| |воли проживающих|национальной | |

| |в нем лиц иначе |территории. | |

| |как в случаях, | | |

| |установленных | | |

| |законом. | | |

Такое сравнение можно проводить очень долго. Схожесть этих прав и

свобод объясняется тем, что во всех конституциях демократических стран

содержатся общепризнанные права и свободы, закрепленные во Всеобщей

декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН

10 декабря 1948г[5].

2.3 Федеративное устройство.

В главе 3 Конституции РФ развивается ряд существенных положений,

содержащихся в гл.1, где, в частности, говорится, что наша страна является

федерацией, что и закреплено в ее названии. Эти положения необходимо

учитывать при рассмотрении гл.3. Но при этом надо иметь в виду, что

некоторые вопросы, имеющее прямое отношение к федеративному устройству

нашей страны, рассмотрены не только в главе 3, но и в последующих главах

Конституции.

Эту главу, конечно же, надо сравнивать с конституциями стран, в

которых тоже федеративное устройство, я возьму для примера Федеративную

Республику Германии и Австрию. В Конституции ФРГ федеративному устройству

посвящен раздел II, который называется «Федерация и земли», но опять нельзя

забывать, что это не единственный раздел, многие его положения

конкретизируются в последующих главах. В Конституции Австрии федеративному

устройству не посвящена отдельная глава, но это не значит, что этих

положений там вообще нет, просто они не обособлены в отдельную главу.

Глава 3 Конституции РФ состоит из 15 статей. В первой из них

перечисляются все субъекты Федерации и, тем самым, констатируется их

нахождение в составе государства, их объединяющего. Такое же перечисление

есть и в ст.23 Конституции ФРГ.

Как и во всякой федерации, в РФ разграничиваются предметы ведения и

полномочия между органами государственной власти Федерации и органами

государственной власти ее субъектов. В ст.71 закреплен круг вопросов,

которые относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному

ведению РФ и ее субъектов. Предметы же ведения субъектов РФ в Конституции

не перечислены. Такого четкого разграничения нет ни в Конституции ФРГ, ни в

Конституции Австрии, полномочия Федерации и ее субъектов там перемешаны.

2.4 Президент.

В ст. 5, 10 и 11 гл.1 раскрыты значение и сущность принципов

разделения властей. Каждой из этих властей в Конституции РФ посвящена

отдельная глава. Логика построения Конституции соответствует принципу

разделения властей. Вместе с тем реализация принципа разделения властей в

российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально

принадлежит многонациональному народу РФ (ст.3). То, что главам,

посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует гл.4 «Президент

РФ», объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы

начинается изложение в Конституции системы государственных органов РФ, что,

помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации

государственной власти РФ.

Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов

особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства

государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и

судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам

он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом,

в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент

Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод

человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные

направления политики государства.

Согласно ст.80, Президент РФ является главой государства. Надо

заметить, что в конституциях многих стран, например Франции, ФРГ, термин

«глава государства» вообще не используется. Конкретно положение главы

государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой

стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В

государствах парламентарной монархии (Великобритания, Бельгия и др.),

например, глава государства «царствует, но не правит» и его функции внешне

носят представительский характер. Столь же слабо они выражены в республиках

парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип

президентской или полупрезидентской (Франция) республики, то оно идет на

создание сильной власти президента. Исходя из этого, можно сделать вывод,

что положение Президента России больше всего похоже на положение Президента

Франции.

2.5 Парламент.

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ.

Согласно ст.11 Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и

судами РФ осуществляет государственную власть в нашей стране.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и

Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой

парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, т.к.

это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным

образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных

парламентов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого

субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.