рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной

власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два

основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и

демократический (либеральный).

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным

ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и

других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и

усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением

огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства,

сведением роли парламента и других органов государственной власти до

положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима

является фашизм. Фашистский резким как крайняя форма авторитарного режима

полностью ликвидировал в 1930-40 гг. в ряде западных стран буржуазно-

демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные

организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал

террористические методы правления. Широкая социальная база была создана в

основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти —

средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения

социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической

власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в

состоянии больше обеспечивать свое господство лишь либерально-

демократическими методами. Она вынуждена под угрозой утраты государственной

власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким

примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный

период в Германии и Италии.

Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие.

Сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и

политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев. Официально

насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и

антисемитизм. Прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе

народа. Постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм" —

коммунистов и "всех иных", не согласных с проводимой фашистскими лидерами

политикой. Повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие

репрессивные органы. Непререкаемая власть вождя — фюрера, дуче, ставших

"богами" фашистской Германии и Италии.

Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских

режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование

исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти

устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ",

борьбы за "единство нации", за установление подлинной демократии, торжество

законности и справедливости.

Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и

политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется

властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей

традиционной компетенции творить законодательство.

Согласно, например, Закону о ликвидации бедственного положения народа

и государства, принятому 23 марта 1933 г. в Германии, вся законодательная

деятельность была фактически закреплена за правительством. Оно наделялось

полномочиями принимать любые законы без какой-либо санкции парламента

(Рейхстага). При этом допускалось, что такие законы могли и не

соответствовать конституции. Международные договоры не нуждались более в

ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными прерогативами на

разработку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов.

Последние вступали в силу на следующий день после их утверждения.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются

следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление

социально-экономических и политических прав граждан и их организаций,

существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий,

выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной

власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности

и конституционности, принципа разделения властей и др.

2. Формы рабовладельческого государства

Будучи едиными по своей сущности, социальному содержанию и назначению,

рабовладельческие государства отличались друг от друга значительным

разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и

форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-

исторических условиях возникновения и развития каждого в отдельности

рабовладельческого государства, в различном соотношении политических сил,

степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития

производительных сил в той или иной стране, различных географических,

климатических и иных условиях существования того или иного государства.

Основными формами правления рабовладельческого государства являлись:

монархия, аристократическая республика и демократическая республика.

Характерными особенностями рабовладельческой монархии являются жесткая

централизация и концентрация всей государственной власти в руках

наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной,

исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Одной из таких

разновидностей рабовладельческой монархии была восточная деспотия. Форму

деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия

и др.). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать

и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, длительным сохранением в

странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной

собственности на воду, землю, на часть рабов. Созданию и укреплению

деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во

время ведения войн царь или фараон нередко становился во главе войска,

обожествлялся и считался, например, в Древнем Египте богом, сыном бога

солнца Ра. В Древнем Вавилоне царь играл роль верховного отправителя

религиозных культов. Его власть рассматривалась как власть, исходящая от

верховных божеств.

Царь или фараон выступал как крупный собственник. В его собственности

находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные

сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль

верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством

страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья

политического и хозяйственного механизма страны. Постоянно опорой во всей

деятельности царя был огромный военно-бюрократический аппарат, армия,

полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность

сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и

сильную подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей,

усиленно насаждали и развивали культ фараона или царя.

Власть монарха в условиях Восточной деспотии формально представлялась

неограниченной. Однако в действительности она была ограниченной интересами

и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилове власть

деспота в значительной мере ограничивались властью и влиянием крупной

торговой знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств Древнего

Востока нередки были случаи организации заговоров и свержения фараонов,

пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам верхушки

рабовладельческого класса, знати и жрецов.

В большинстве рабовладельческих государств Древнего Востока

ограничение власти царя носило не формально-юридический, а фактический

характер. Лишь в некоторых из них оно нашло свое отражение в

законодательстве. Примером правового ограничения власти царя могут служить

Законы Ману, составленные в Индии в период между II в. до н.э. и II в. н.э.

В них прямо предписывалось царю держать в страхе своих подданных, налагать

"неустанно наказание на заслуживающих его", "охранять подданных", проявлять

"крайнее старание в обуздании воров", ибо "от обуздания воров его слава

возрастает, и страна процветает", принимать на себя "обязательство по

исполнению драхмы", то есть по выполнению правил добродетельного поведения

человека, соответствующее занимаемому им положению, "ежегодно заставлять

простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто,

называемое налогом". "Царь, который по неразумению беспечно мучает свою

страну, — говорится в Законах Ману, — немедленно лишается вместе с

родственниками страны и жизни".

От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма

правления рабовладельческого государства Древнего Рима. Она возникла в 27

г. до н.э. и существовала вплоть до 476 г. н. э. В своем развитии эта форма

прошла два этапа: этап принципата (с 27 г. до н.э. и до 284 г. н. э.) и

этап домината (с 284 г. н. э до 476 г. н. э.). На первом этапе шел процесс

становления и развития монархической формы рабовладельческого Рима,

сочетающийся с процессом постепенной утраты своего значения республиканских

учреждений, а на втором — процесс ее разложения, выступающий как следствие

процесса разложения самого рабовладельческого общества и государства и

зарождения новых, феодальных отношений.

В отличие от восточных деспотий монархическая форма рабовладельческого

Рима основывалась на более развитых рабовладельческих производственных

отношениях. От республиканской формы правления (509—27 гг. до н.э.) к

монархической римское государство шло через переходные формы правления —

военные диктатуры. Отличительной особенностью монархической формы

рабовладельческого Рима было существование на первых стадиях ее развития

наряду с монархическими институтами ряда республиканских институтов и

учреждений. На более поздних стадиях развития рабовладельческого общества

(III в. н.э.) в Риме установилась и длительное время функционировала высоко

централизованная военно-бюрократическая монархия. Ее основной опорой на

всех этапах развития неизменно оставалась армия.

Рабовладельческая аристократическая республика существовала в Риме в

период с VI по I в. до н.э. С точки зрения экономического и социально-

политического развития римского общества и соответствующих изменений,

имевших место в государстве и праве, данный отрезок времени подразделяется

на две составные части: период становления и упрочения республики (VI—IV

вв. до н. э.) и период ее расцвета и упадка (III—I вв. до н. э.). Органами

государственной власти в Римской республике формально считались народные

собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую

силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а

могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов — должностных

лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполномочиваемых

на выполнение функций в области судопроизводства и управления.

К тому же решения народных собраний нуждались некоторое время в

утверждении Сенатом. Последний состоял из представителей крупной земельной,

торговой и военной аристократии, избирался недемократическим путем —

консулами, а с IV в. до н.э.— цензорами, составлявшими списки сенаторов.

Сенат сосредоточивал в себе важнейшие государственно-властные прерогативы.

Он обладал значительными полномочиями в различных сферах государственной

деятельности. В области законодательной, помимо утверждения законов,

принятых собраниями, Сенат обладал в ряде случаев правом полной отмены или

временного приостановления действия законов. В административной области он

обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления

общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства,

религиозных культов, вопросов войны и мира. В о6-лкти финансовой

деятельности Сенат имел право распоряжаться государственной казной,

составлять планы государственных и военных расходов, устанавливать обычные

и дополнительные налоги. В случаях обострения социальных противоречий,

угрожавших устоям рабовладельческого общества, или в случаях нападения на

страну извне, Сенат имел право на учреждение диктатуры и предоставление

чрезвычайных полномочий должностному лицу — диктатору.

Рабовладельческая демократическая республика, классическим примером

которой было Афинское государство, отличалось тем, что в формировании ее

высших государственных органов принимали участие не только представители

господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. В Афинах

сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность,

подотчетность, сменяемость и другие. Выборы проводились путем голосования в

народном собрании или использования жребия.

Высшим органом государственной власти Афинского государства было

Народное собрание. К его ведению относился широкий круг вопросов. Оно

принимало законы и издавало постановления по ряду частных проблем, решало

вопросы войны и мира, заключало или расторгало договоры и союзы с другими

государствами, рассматривало заявления о государственных преступлениях и

выступало в качестве судебной инстанции. На деятельность Народного собрания

значительное влияние оказывал высший орган управления государственными

делами — Совет пятисот. Наряду с другими представительными органами

Афинского государства он избирался на один год. Совет пятисот подготавливал

законопроекты, а так же другие документы, относящиеся к ведению Народного

собрания, распоряжался финансами государства, делал заключения по ряду

законодательных предложений; контролировал деятельность должностных лиц,

проводил решения, принятые Народным собранием, в жизнь.

Порядок формирования и деятельности Народного собрания и других

государственных органов несомненно свидетельствует о демократизме Афинского

государства. Однако это был весьма ограниченный, узкоклассовый демократизм.

Он полностью исключал от участия в общественно-политической жизни женщин,

всех граждан, не достигших двадцатилетнего возраста, бывших

рабов—вольноотпущенников и других членов Афинского общества.

3. Формы феодального государства

Важную роль в процессе существования и функционирования феодального

государства играет его форма. Так же, как и у других типов государства, она

распадается на три части: форма правления, форма государственного

устройства и политический режим.

Наиболее важной составной частью формы феодального государства

является форма правления. В силу этого в научной и учебной литературе ей

обычно и уделяется наибольшее внимание.

Что собой она представляла в условиях феодализма? Какие разновидности

форм управления были присущи феодальному государству? История

свидетельствует, что наиболее распространенной формой его правления была

монархия. В отдельных, довольно редких случаях имела место

аристократическая республика.

Монархическая форма правления в условиях феодализма имела свои

разновидности. В соответствии с этапами развития феодального строя

выделялась феодальная монархия, сословно-представительная и абсолютная

монархия. В ряде европейских стран раннефеодальная монархия существовала в

период с VI по IX в., сословно-представительная монархия в период с Х по XV

в. и абсолютная — в период с XIV по XIX в.

Раннефеодальная монархия соответствовала периоду становления и

первоначального развития феодального строя. Ее отличительными чертами и

особенностями являлись: слабость центральной королевской власти; наличие в

каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных государств, княжеств

или герцогств; слабая связь и практическая независимость крупных феодалов

от центральных государственных органов. В политической и общественной жизни

феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения.

Согласно ему низший слой феодальной знати (зачастую называемый рыцарством)

находился в непосредственном подчинении у среднего (баронов во Франции,

например). А средний, в свою очередь, — в непосредственной зависимости у

высшего слоя (графов, князей, герцогов). Высший слой класса феодалов

выступал в качестве вассала самого короля. Каждый феодал находился в

вассальной зависимости лишь от своего непосредственного сеньора и был

полностью свободен по отношению ко всем другим. Относительно

самостоятельными, внутренне замкнутыми, имеющими свои собственные обычаи,

судебные органы и дружины выступали также владения отдельных феодалов или

домены. Взаимоотношения между феодалами строились по формуле "вассал моего

вассала — не мой вассал". За нарушение королевского покровительства или

отношений вассалитета между средними и низшими слоями феодалов виновные

подвергались штрафам и другим наказаниям.

Во многих феодальных государствах, находившихся на ранней стадии

развития, например, в ряде англосаксонских государств и во Франции

королевская власть в течение длительного времени была выборной. За убийство

короля предусматривалась такая же мера наказания, как и за убийство

архиепископа. Наиболее важные государственные дела король рассматривал с

участием "совета мудрых" (витанагемота), который состоял из представителей

светской и духовной знати. Власть французских королей, формально являвшихся

верховными сеньорами, в течение ряда веков (X—XII вв.) фактически

осуществлялась лишь на ограниченной территории их собственной сеньории или

домене. Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью

крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно

выступавших против усиления ее влияния.

Сословно-представительная монархия соответствовала в основном периоду

расцвета феодального экономического и социально-политического строя. В

Англии, например, сословно-представительная монархия существовала в период

с XIII в. по XIV в., во Франции — с XIV по XV в., в Польше — с XIV по XV

век. Характерной особенностью данной формы правления феодального

государства было значительное усиление (во Франции, Польше, России и других

странах) центральной государственной власти, сосредоточение в руках монарха

основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на

крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, а также на

мелкое и среднее дворянство.

В условиях феодальной раздробленности сам факт существования и

последующего усиления центральной государственной власти имел исторически

прогрессивное значение. Монархическая власть была представительницей

"порядка в беспорядке", представительницей образующейся нации в противовес

раздробленности на мятежные вассальные государства.

В условиях сословно-представительной монархии наряду с относительно

сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.