рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федерация Независимых Профсоюзов России

которым относятся:

- структурная перестройка экономики страны, увеличение числа

предприятий негосударственных форм собственности;

- сокращение числа рабочих мест;

- миграция рабочей силы;

- стремление государственных структур ограничить права и сузить

сферу деятельности профсоюзов;

- противодействие работодателей созданию первичных

профорганизаций;

- отставание форм и методов работы профсоюзов от требований

современной жизни общества.[8]

На периодически проводимых съездах и конференциях шел принципиальный,

заинтересованный разговор о повышении роли профсоюзов в защите социально-

трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов,

укреплении принципов централизма, единства профсоюзов, укреплении

финансовой дисциплины. При этом все большее понимание находит линия на

проведение внутри каждого профсоюза, достаточно жесткой дисциплины,

предусматривающей обязательность выполнения решений, принимаемых

коллегиальными органами профсоюза и, прежде всего, по коллективным

действиям, подготовке кадров и финансовой политике.

В связи с расширением самостоятельности органов местного самоуправления,

где на уровне района, города формируются бюджеты, осуществляются программы

развития производства и занятости населения, решается много других вопросов

социальной направленности, возникла необходимость координации деятельности

первичных профсоюзных организаций, районных и городских организаций

профсоюзов. В большинстве регионов для решения этих задач созданы и

действуют городские, районные Координационные советы. Положительный опыт

работы таких советов по координации деятельности профсоюзных организаций

имеется во многих территориальных объединениях организаций профсоюзов.

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по организационной работе и

взаимодействию с общественными движениями дважды (в 1998 и 2001 гг.)

рассмотрела информацию о городских, районных координационных советах и

других общественных органах профсоюзов и направила ее в членские

организации для использования в практической работе.

Кроме того, постоянное внимание в деятельности ФНПР и ее членских

организаций уделялось вопросу укрепления исполнительской дисциплины. Можно

отметить, что за прошедший период несколько улучшилось оперативное

взаимодействие аппаратов членских организаций ФНПР по ключевым направлениям

деятельности. Во многих членских организациях за последние годы стало

практиковаться заслушивание отчетов руководителей профорганов о выполнении

решений, принимаемых коллегиальными органами профсоюзов и их объединений.

Осуществляются меры по своевременному информированию членов профсоюзов о

принимаемых выборными профорганами решениях и ходе их выполнения.

Возрождается практика проведения профсоюзных собраний с единой повесткой

дня, принимаются меры по усилению эффективности деятельности профсоюзного

актива, восстанавливаются общественные комиссии профсоюзных органов разных

уровней.

Однако, в деле укрепления исполнительской дисциплины на всех уровнях

профсоюзных структур все еще имеются серьезные недостатки. К сожалению,

далеко не всегда соблюдаются договоренности и взаимные обязательства между

членскими организациями, а также между членскими организациями и ФНПР.

Вопрос о ходе выполнения постановления Генсовета ФНПР от 28 ноября 1997

года № 4-1 «О мерах по улучшению взаимодействия членских организаций ФНПР

для более эффективной реализации задач, стоящих перед профсоюзами» был

рассмотрен на заседании Генерального Совета ФНПР 28 февраля 2001 года.[8]

В принятом Постановлении намечены меры по дальнейшему улучшению

взаимодействия всех профсоюзных структур, организационному и финансовому

укреплению профсоюзов, совершенствованию кадровой и информационной

политики, повышению исполнительской дисциплины, выполнению уставных

требований, обеспечению единства и солидарности профсоюзов, консолидации

усилий по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов.

Важнейшей составной частью работы по организационному укреплению и

развитию профсоюзов в современных условиях является совершенствование

кадровой политики. Результативность работы профсоюзов, их авторитет в

обществе напрямую зависят от уровня профессионализма и компетентности

кадров и актива.

21 мая 1998 года была создана Постоянная комиссия Генерального Совета

ФНПР по кадровой политике профсоюзов. Разработаны и направлены в членские

организации профессиональные требования к профсоюзному работнику - типовая

модель (профессиограмма) председателя профсоюзного комитета, специалиста.

На базе Института повышения квалификации Академии труда и социальных

отношений организована работа проблемного семинара руководителей членских

организаций ФНПР, а также заместителей председателей общероссийских и

межрегиональных профсоюзов. По итогам обучения по 120-часовой программе в

2000 году 16 председателей профсоюзов получили свидетельства

государственного образца о повышении квалификации. Состоялась научно-

практическая конференция по обсуждению выпускных работ, многие из которых

получили положительную оценку ученых Академии и рекомендованы для

практического использования в работе профсоюзов. Материалы конференции

изданы и направлены в членские организации ФНПР.

С 1997 по 2001 год совместно с Международной Организацией Труда (МОТ)

при активном содействии Центрального Объединения Профсоюзов Норвегии (ЦОПН)

осуществлялся проект «Внедрение и дальнейшее развитие новой концепции

профсоюзного обучения в России».[8] Проведена работа по реформированию

региональных учебно-методических центров профсоюзов, их адаптации к новым

социально-экономическим условиям.

Впервые в истории профсоюзного движения проведен Международный форум по

профсоюзному образованию «Активное обучение - активный профсоюз», где были

представлены лучшие достижения, передовые образовательные технологии

учебных центров России и международных профобъединений. В форуме

участвовало более 400 организаторов профсоюзной учебы, преподавателей и

активистов. Идеи форума нашли продолжение в межрегиональных слетах и

конференциях профсоюзных преподавателей.

В декабре 1999 года Исполком Генерального Совета ФНПР одобрил Концепцию

развития Академии труда и социальных отношений на 2000-2005 годы, в

соответствии с которой в структуре Академии созданы Институт социальной

политики, Институт социального партнерства, Институт охраны труда и

экологии. В перспективе предусмотрено формирование сети региональных

отделений институтов.

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов,

общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской

Федерации Академия труда и социальных отношений признана базовым научным и

учебно-методическим центром в сфере социально-трудовых отношений

Приоритетным направлением деятельности Академии является также

разработка и реализация комплекса мер по функционированию и

совершенствованию законодательной базы российского образования.

31 мая 2000 года ФНПР были организованы коллективные акции протеста в

виде пикетирований зданий администраций и законодательных собраний в

республиканских, краевых и областных центрах, а также в городах местного

подчинения против внесения поправок в часть вторую проекта Налогового

кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение единого

социального налога вместо взносов во внебюджетные социальные фонды.[8]

В ходе этих акций их участники приняли соответствующие резолюции и

заявления в адрес Президента, Правительства, Федерального Собрания

Российской Федерации. Аналогичные документы были направлены в адрес местных

органов законодательной власти, в которых высказан решительный протест

против введения единого социального налога. Многие членские организации

ФНПР провели целенаправленную работу с депутатами Государственной Думы,

избранными от регионов, заручились их поддержкой в этом вопросе. Требования

профсоюзов поддержал ряд губернаторов и законодательных собраний субъектов

Российской Федерации.

Однако на этот раз профсоюзные выступления не отличались достаточной

степенью единства и солидарности. Определенная часть членских организаций

проявила пассивность. В этой обстановке правительству удалось убедить

депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проголосовать за

единый социальный налог.

По решению Исполкома Генерального Совета ФНПР от 22 ноября 2000 года

профсоюзные комитеты предприятий, организаций и учреждений провели

профсоюзные собрания, на которых состоялся предметный анализ внесенных в

Государственную Думу проектов Трудового кодекса. Участники собраний

направили тысячи писем и телеграмм в адрес депутатов Государственной Думы с

просьбой отклонить проект Трудового кодекса, внесённого правительством, и

поддержать депутатский вариант Трудового кодекса.

В результате проделанной работы ФНПР добилась серьезной победы, заставив

правительство отказаться от попыток «протащить» на первое чтение в

Государственной Думе свой вариант проекта Трудового кодекса и пойти на

создание Рабочей группы по подготовке его согласованного варианта.

Опыт коллективных выступлений трудящихся за последние годы показывает,

что профсоюзы совершенствуют и расширяют свои организаторские возможности,

повышают уровень солидарности и эффективности коллективных действий. В

результате, пусть медленно, но тем не менее в большинстве отраслей

экономики начались процессы роста, увеличения рабочих мест, возвращения

долгов и более стабильной выплаты заработной платы.

Однако этот же опыт показывает, что профсоюзы далеко не в полной мере

используют свои потенциальные возможности и им еще многое предстоит сделать

для обеспечения результативности коллективной борьбы за права трудящихся.

Деятельность в области социального партнёрства

Третий съезд Федерации независимых профсоюзов России определил в

качестве приоритетного направления деятельности Федерации - содействие

развитию системы социального партнёрства; в качестве основного механизма

обеспечения прав и интересов работников - переговоры и заключение

коллективных договоров и соглашений.[8]

За последние годы в этой области достигнуты определённые успехи, хотя об

эффективном функционировании системы социального партнёрства говорить

преждевременно в силу ряда причин. Среди них можно назвать такие, как

массовое несоблюдение органами государственной власти взятых на себя

обязательств; недостаточная степень организованности и ответственности

работодателей; недостаточная настойчивость, активность, а главное,

недостаточный уровень профессионализма и чувства солидарности в профсоюзах.

На федеральном уровне органом социального партнёрства является

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений. Статус Российской трёхсторонней комиссии был определен Указом

Президента Российской Федерации от 24 января 1992 года № 45, а 1 мая 1999

года закреплен Федеральным законом. Однако работа над этим законом ещё раз

продемонстрировала, что далеко не всем нужны сильные, объединённые

профсоюзы.

Тем не менее в новых условиях ФНПР не только сохранила, но и расширила

свою квоту в составе профсоюзной стороны Комиссии и сегодня является

наиболее представительным общероссийским объединением профсоюзов.

Представители ФНПР в Российской трёхсторонней комиссии постоянно выступают

инициаторами по выработке принципов организации деятельности РТК,

механизмов согласования позиций профсоюзов по рассматриваемым вопросам, по

содержанию Генерального соглашения.

Несмотря на попытки принизить статус Российской трёхсторонней комиссии,

удавалось добиваться, чтобы законопроекты и иные нормативно-правовые акты,

касающиеся социально-трудовых отношений, проходили рассмотрение в рамках

РТК. В частности, в результате усилий представителей профсоюзной стороны

Комиссии за прошедшие годы удалось:

- повысить уровень минимальной заработной платы;

- снизить долги по заработной плате;

- некоторое время сдерживать попытки федеральных органов

исполнительной власти по консолидации социальных внебюджетных

фондов в федеральном бюджете;

- отстоять утверждённые законом размеры тарифов страховых взносов во

внебюджетные фонды;

- разработать концепцию реформы пенсионной системы, положение по

квотированию рабочих мест, положение об уведомительной регистрации

отраслевых тарифных соглашений; довести до принятия Федеральный

закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний»;

- обеспечить ежегодную разработку и принятие Федеральной программы

содействия занятости;

- отработать целый ряд законопроектов, которые в дальнейшем вносились

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации,

в том числе об уровне минимальной заработной платы и тарифной

ставке (окладе) первого разряда ETC, о начальном профессиональном

образовании, о потребительской корзине и другие.[8]

Благодаря последовательной деятельности представителей ФНПР в РТК

изменилась концепция заключаемого Генерального соглашения между

профсоюзами, предпринимателями и правительством, шире стал круг

рассматриваемых вопросов. Предметом внимания Российской трёхсторонней

комиссии стали согласованный партнёрами перечень индикаторов уровня и

качества жизни населения, конвенции МОТ, требующие ратификации.

Однако работа Российской трёхсторонней комиссии не может быть достаточно

эффективной, если не будет подкреплена всей системой социального

партнёрства в стране.

Важным звеном в системе социального партнёрства являются отраслевые

тарифные соглашения (ОТС). Подавляющее большинство отраслевых профсоюзов,

входящих в ФНПР, заключает отраслевые тарифные соглашения на федеральном

уровне. Значимость таких соглашений находится в прямой зависимости от поля

их действия. На сегодняшний день существует практика заключения как

двухсторонних, так и трёхсторонних соглашений. Всё больше появляется

соглашений со сроком действия два-три года.

Несмотря на многолетнюю практику заключения отраслевых тарифных

соглашений, лишь четверть из них заключается с объединениями работодателей,

остальные - либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными

органами управления (департаментами министерств), которые часто не обладают

соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей,

что приводит к трансформации соглашений в декларацию о намерениях, не

предполагающую ответственности за её исполнение, ограничивает сферу

распространения соглашений и снижает эффективность социального диалога.

Периодически проводимая реструктуризация органов исполнительной власти

также осложняет развитие партнёрских отношений.[7]

В развитие отраслевых тарифных соглашений, заключённых на федеральном

уровне, формируются отраслевые соглашения в субъектах Российской Федерации,

которые охватывают все вопросы отраслевых тарифных соглашений либо включают

договорённости по наиболее актуальным проблемам. Как правило, эти

соглашения отличаются большей полнотой охвата проблем социально-трудового

регулирования, учётом региональной специфики, повышением и конкретизацией

норм по сравнению с Генеральным, отраслевыми и региональными соглашениями.

Эффективность таких соглашений возрастает при включении в них обязательств,

улучшающих положения отраслевых тарифных соглашений и распространяющих их

действие на малочисленные организации, не имеющие коллективных договоров.

Большую роль в системе социального партнерства играют региональные

соглашения, которые сегодня заключаются практически во всех субъектах

Российской Федерации.

В региональных соглашениях, кроме гарантий, предусмотренных действующим

законодательством, устанавливаются дополнительные социальные льготы и

гарантии, а также большое внимание уделяется проблемам занятости населения

региона.

Большой проблемой остаётся невыполнение ряда положений соглашений: как

правило, это обязательства по росту промышленного производства, сокращению

задолженности по выплате заработной платы, повышению минимальных тарифных

ставок работников 1-го разряда. Сказывается отсутствие практики привлечения

работодателей, представителей органов исполнительной власти к

ответственности за невыполнение положений Генерального соглашения,

отраслевых и региональных соглашений.

Особую роль в системе социального партнёрства играют коллективные

договоры, заключаемые непосредственно в организациях.

Практика показывает, что большее количество коллективных договоров на

уровне предприятий заключается там, где имеется сильный отраслевой профсоюз

или региональный профцентр и регулярно заключаются отраслевые и

региональные соглашения. Наибольшее количество коллективных договоров в

настоящее время заключается на предприятиях базовых отраслей

промышленности. Практически все крупные предприятия имеют заключённые

коллективные договоры. Проблемой остаётся заключение коллективных договоров

на мелких предприятиях.[7]

Как правило, коллективные договоры заключаются на 1-3 года. Всё ещё

широко практикуется их пролонгация с внесением отдельных изменений и

дополнений, что вызывает опасение, так как некоторые вносимые изменения не

учитывают в полной мере изменившуюся социально-экономическую ситуацию как в

целом, так и в организации.

Широк круг первичных профсоюзных организаций, где не заключаются

коллективные договоры. Отсутствие коллективных переговоров и договоров

позволяет как работодателям, так и представителям исполнительной и

законодательной власти заявлять о возможности соблюдения социальной

справедливости и интересов работников через индивидуальные отношения, при

которых не нужны посредники, т.е. профсоюзы.

Для ФНПР одним из главных остается тезис: если на предприятии не

заключён коллективный договор, значит, первичная профсоюзная организация не

выполнила свою основную задачу и работники остаются один на один с

работодателем в отстаивании своих законных интересов, принимая во внимание,

что коллективный договор является единственным в системе социального

партнёрства правовым актом, невыполнение обязательств которого может быть

оспорено в судебном порядке.

Заключение

Несмотря на переход к новой экономической системе, радикальную ломку

государственных и общественных структур, моменты острого политического

противостояния ФНПР доказала свою жизнеспособность и остается крупнейшим

профсоюзным объединением России.

Хотя на данный момент доминирующая часть населения России, помня

действия профсоюзов в рамках советской системы, относится скептически к

развитию исследуемого движения, активная пропаганда Федерации дает как

результат внедрение уверенными шагами не только в сознание трудящихся, но и

в политическую власть, оказывая ощутимое влияние на разработку и реализацию

законопроектов и законодательных актов, касающихся сферы социально-трудовых

отношений и социального партнерства.

Такое мнение складывается после посещения целой плеяды сайтов в

Internet, поддерживаемых в рамках программы "Профсоюзы России в Интернете".

Авторы данной работы, следуя принципу всестороннего освещения

выбранной темы, склонны черпать информацию из разных источников, часть из

которых говорит об отсутствии инициативы со стороны профсоюзных

организаций, далеко не способствующей дальнейшему развитию системы

социального партнерства: «…Профсоюзы еще не стали теми партнерами, которые

действуют в соответствии с требованиями рыночной экономики. На многих

предприятиях нет профсоюзных организаций, представляющих интересы

работников».[6] Отсюда нарушения трудового законодательства, особенно в

сфере охраны труда, найма, увольнения, режима рабочего времени и оплаты

труда.

Безусловно, львиная доля критики ФНПР приходится на официальный сайт

организации, однако тесно соседствует с утрированными восторгами по поводу

общей тенденции развития Федерации.

В свою очередь, авторы склонны считать ФНПР исключительно

перспективным объединением, к сожалению, пока не занявшим свою наилучшую

возможную позицию в условиях российской действительности. Проделанная же

работа являет собой свидетельство несомненного интереса к объекту

исследования, способного возникнуть только к динамично развивающемуся и

набирающему силу движению.

Список использованной литературы

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 1 февраля 2002 г

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О

Правительстве Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-Ф "Об объединениях

работодателей"

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях деятельности"

5. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской

трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых

отношений"

6. Т. Д. Садовская. Социальное партнерство в России: проблемы правового

обеспечения. http://nic.pirit.info/200204/038.htm

7. Кудюкин П. М.

Трудовые отношения и трудовое законодательство.

http://www.csr.ru/conferences/sem.17.03.00.html

Социальное партнерство. http://www.hse.ru/ic2/sect/main3.htm

8. Официальный сайт ФНПР. http://www.fnpr.ru/

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.