рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федерация Независимых Профсоюзов России

предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации в области социально-

трудовых отношений;

. право согласовывать интересы общероссийских объединений

профессиональных союзов, объединений работодателей, органов

исполнительной власти при разработке и реализации проекта

генерального соглашения;

. право осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными

и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых

отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки и

реализации проекта генерального соглашения, регулирующего

социально-трудовые отношения;

. право получать от федеральных органов исполнительной власти в

установленном Правительством Российской Федерации порядке

информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и

подготовки проекта генерального соглашения, нормативные

правовые акты, а также проекты федеральных законов в области

социально-трудовых отношений;

. право принимать по согласованию с Правительством Российской

Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов

федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области

социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и

комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в

предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их

к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания

Российской Федерации;

. право принимать по согласованию с общероссийскими объединениями

профессиональных союзов, общероссийскими объединениями

работодателей и федеральными органами государственной власти

участие в заседаниях, на которых рассматриваются вопросы,

связанные с регулированием социально-трудовых отношений.

При этом решение Комиссии считается принятым, если за него

проголосовали все три стороны. А члены Комиссии, не согласные с принятым

решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания

Комиссии.

Координатор Комиссии назначается Президентом Российской Федерации и не

является членом Комиссии. По данному закону на координатора возлагаются

следующие обязанности:

- организация деятельность Комиссии, председательство на ее

заседаниях;

- утверждение состава рабочих групп;

- оказание содействия в согласовании позиций сторон;

- подписывание регламента Комиссии, плана работы и решений

Комиссии;

- руководство секретариатом Комиссии;

- запрашивание у органов исполнительной власти информации о

заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-

трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки

рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного

регулирования социально-трудовых отношений;

- приглашение для участия в работе Комиссии представителей

общероссийских объединений профессиональных союзов,

общероссийских объединений работодателей и федеральных органов

государственной власти, не являющихся членами Комиссии (ученых

и специалистов, представителей других организаций);

- проведение в пределах своей компетенции в период между

заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по

вопросам, требующим принятия оперативных решений;

- информирование Президента Российской Федерации, федеральные

органы государственной власти о деятельности Комиссии;

- информирование Комиссию о мерах, принимаемых Президентом

Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в

области социально-трудовых отношений.

Однако при всех перечисленных полномочиях координатор Комиссии не

вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Деятельность каждой из сторон организует координатор, представляющий

общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские

объединения работодателей, Правительство Российской Федерации

соответственно и избираемый (назначаемый) перечисленными сторонами.

В обязанности координаторов каждой из сторон входит:

- внесение координатору Комиссии предложения по проектам планов

работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу

представителей стороны в рабочих группах;

- информирование Комиссии об изменениях персонального состава

стороны;

- организация совещания представителей стороны в целях уточнения

их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии;

- вносение координатору Комиссии предложения о проведении

внеочередного заседания Комиссии (в этом случае координатор

Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение двух недель

со дня поступления указанного предложения);

- приглашение для участия в работе Комиссии соответственно

представителей общероссийских объединений профессиональных

союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных

органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии,

а также ученых и специалистов, представителей других

организаций.

Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.

Так же член Комиссии вправе знакомиться с соответствующими нормативными

правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской

Федерации, информационными и справочными материалами.

Социальное партнерство: реалии и перспективы

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются

сложными процессами конституирования демократического политико-правового

механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со

значительным противоборством утверждается разделение властей:

законодательной, исполнительной, судебной. Социально-политическая сфера

власти импульсивно наполняется различными формами непосредственного

взаимодействия народа, общественных организаций и движений с государством и

его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием

государства формируется неординарная система трипартизма и социального

партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права,

солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в

практической политике России.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм

экономической деятельности объективно привел к конституционному выводу о

необходимости социального государства, которое основано на социальном

партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем,

производителем и потребителем.

Центральным звеном социального партнерства являются взаимоотношения

работников и работодателей. Они осуществляются при трехстороннем

представительстве, т.е. такой системе трудовых отношений, при которой

государство, предприниматели и трудящиеся выступают как независимые

стороны, каждая из которых выполняет свои особые функции.

Благодаря методу трехстороннего представительства (трипартизма)

демократия пустила глубокие корни в странах, избравших эту форму

политической организации и социальных отношений. В современном мире все

большее число стран приходит к выводу, что для выхода из захлестнувшего их

кризиса требуется, чтобы разработка и осуществление приемлемой в социальном

плане экономической политики проходили в обязательном порядке через диалог,

консультации и переговоры предпринимателей, органов исполнительной власти,

профсоюзов.[7]

Главное значение в становлении системы социального партнерства имеет

определение его целей, основных задач, принципов и сфер трехстороннего

представительства. В настоящее время в Российской Федерации к таким целям

официально относятся: установление общих принципов согласованного

проведения социально-экономической политики, регулирование условий труда,

занятости и социальных гарантий; согласование социально-экономических

интересов работников, работодателей и всего населения; содействие

договорному регулированию трудовых отношений; развитие системы социального

партнерств; содействие урегулированию трудовых споров (конфликтов).

Приоритетными определены задачи: предотвращение спада производства;

усиление государственного регулирования процессов стабилизации социально-

экономической обстановки; формирование рыночных отношений; развитие

трудовой и предпринимательской активности; проведение активной политики

занятости; сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;

обеспечение мотивации производительного труда; обеспечение охраны труда и

здоровья работников на производстве и экологической безопасности населения.

Для развития социального партнерства образованы и продолжают

формироваться органы трехстороннего и двухстороннего представительства на

федеральном, территориальном и локальном уровнях. Появляется механизм

консультаций по вопросам принятия нормативных актов, создания и

деятельности государственных, общественных и смешанных организационных

структур, ведающих социально-экономическими вопросами. Накапливается опыт

процедур социального партнерства, ведения переговоров, разрешения

разногласий и конфликтов. Развивается система правовых актов, созданных на

договорной основе и гарантируемых сторонами социального партнерства

(международные конвенции, рекомендации, резолюции; генеральные, отраслевые

(тарифные) и территориальные соглашения, коллективные договоры). Создано и

одновременно нуждается в дальнейшем развитии законодательство о социальном

партнерстве и трехстороннем представительстве.

С появлением механизма социального партнерства принципиально по-новому

должен быть определен подход к правовому регулированию социальных и прежде

всего трудовых отношений. Изменяется не только система правовых актов - в

нее уже включены соглашения и коллективные договоры. Принятие новых

законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства по

социально-экономическим, трудовым вопросам целесообразно осуществлять на

основе предварительных соглашений, заключаемых в органах трехстороннего

представительства. Промежуточной стадией мог бы стать государственный

механизм повышения юридической силы и расширения сферы действия

соглашений.[7] Более правовой характер должно приобрести содержание

коллективных договоров и соглашений. Требуется выработка концепции

механизма обеспечения договорного регулирования трудовых отношений и

создание оптимальных структур примирения, посредничества, арбитража,

трудового судопроизводства, инспекций труда.

Путь, ведущий к трехстороннему представительству и социальному

партнерству, проходит через преодоление препятствий, существующих в

практике договорного регулирования трудовых отношений. Главные трудности -

это незначительные экономические возможности в маневрах при ведении

коллективных переговоров и продолжающаяся государственная регламентация

большой части социально-трудовых вопросов.

Основные меры по развитию системы социального партнерства определяются

в ежегодных генеральных соглашениях между общероссийскими объединениями

профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством

Российской Федерации. Реализация согласованных позиций сторон,

подписывающих генеральное соглашение, требует объединения практических

действий с научными рекомендациями по проведению социально-экономической

политики, регулированию трудовых отношений, обеспечению социальных

гарантий, гражданского мира и согласия в обществе. Углубленные исследования

практики договорного регулирования социально-экономических отношений могли

бы содействовать выработке новых политических и правовых идей будущих

соглашений в российской системе социального партнерства.

III. Федерация Независимых Профсоюзов России

Введение

Данный раздел представляет собой многоплановый информационный материал о

Федерации Независимых Профсоюзов России, рассматривающий деятельность

организации в настоящее время, проблематику образования и начинаний в

области законодательства и административно-правовых норм, политику влияния

на социально-трудовые отношения в целом и перспективы развития в будущем.

В современном российском обществе есть немало желающих подорвать

деятельность профдвижения. Для реализации подобных планов в ход пускаются

всевозможные механизмы на тему "незаконности" владения ФНПР профсоюзной

собственностью, лоббирование идей «на заказ» и прочие действия.[7] Ответом

профсоюзов стал официальный сборник-архив, собранный за период между III и

IV съездами, выдержки из которого приведены в этой работе.

Так же обширно показаны международные связи Федерации, которая имеет

партнерские отношения со многими международными объединениями профсоюзов,

зарубежными национальными профцентрами, Международной организацией труда

(МОТ). Фактором мирового признания стало принятие ФНПР в члены

Международной Конфедерации свободных профсоюзов (МКСП).

Структура ФНПР

Федерация Независимых Профсоюзов России, отметившая в 2000 году свой 10-

летний юбилей, как крупнейшее общероссийское объединение профсоюзов

действует на всей территории Российской Федерации. Она представлена своими

структурами практически во всех отраслях российской экономики и во всех

субъектах российского государства - республиках, краях, областях, в городах

Москве и Санкт-Петербурге.

В соответствии с Уставом ФНПР, в качестве ее основных структурных единиц

- членских организаций - выступают:

. общероссийские и межрегиональные профессиональные союзы;

. территориальные объединения организаций профсоюзов.

Каждая из членских организаций имеет свой собственный устав и обладает

полной самостоятельностью в решении внутренних вопросов своей организации.

Главным условием добровольного вхождения в Федерацию является признание

действующего Устава ФНПР. Вопросы членства в Федерации, прав и обязанностей

ее членских организаций формулируются в Уставе Федерации.

На сегодняшний день ФНПР объединяет 48 профсоюзов (в том числе 5

профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе договоров и соглашений) и 78

территориальных объединений организаций профсоюзов; свыше 300 тысяч

первичных профсоюзных организаций общей численностью более 38 млн. человек.

В целом членские организации ФНПР в настоящее время охватывают 52 процента

от общего числа занятых экономической деятельностью и работающих на

предприятиях всех форм собственности.[8]

В организационной структуре ФНПР одно из центральных мест занимают

общероссийские и межрегиональные профессиональные союзы. Они обеспечивают

решение многообразных проблем защиты социально-экономических интересов и

прав наемных работников как на уровне предприятий, так и в отраслях

экономики в целом.

Крупнейшими общероссийскими профессиональными союзами, входящими в

Федерацию, являются профсоюзы: народного образования и науки РФ,

здравоохранения, железнодорожников и транспортных строителей, местной

промышленности и коммунально-бытовых предприятий, государственных

учреждений и общественного обслуживания, лесных отраслей, горно-

металлургический, нефтяной, газовой отраслей промышленности и

строительства, строительства и промышленности строительных материалов,

химических отраслей промышленности, работников агропромышленного комплекса.

Кроме того, ФНПР имеет постоянные партнерские отношения с пятью

профсоюзами на договорной основе. Среди них - профсоюз работников атомной

энергетики и промышленности, профсоюз работников специального строительства

и другие.

Территориальные (республиканские, краевые, областные и прочие)

объединения организаций профсоюзов так же, как и отраслевые профсоюзы,

являются звеньями общей структуры ФНПР. Большинство территориальных

профобъединений сформированы как федеративные организации на принципах

прямого представительства от действующих на данной территории организаций

профсоюзов. Они осуществляют полномочия, делегированные им членскими

организациями, объединяют усилия территориальных организаций

профессиональных союзов, первичных организаций по реализации крупных

региональных социальных программ.

Характерным стал процесс перехода от дробления и организационной

обособленности к укрупнению и объединению профсоюзов. Продолжилось

сотрудничество членских организаций ФНПР в рамках ассоциаций и советов

родственных общероссийских профсоюзов.

Согласно структуре федеральных округов приведены в соответствие составы

Ассоциаций территориальных объединений организаций профсоюзов. В настоящее

время в рамках ФНПР действуют 7 Ассоциаций территориальных объединений

организаций профсоюзов:

V Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов

Центрального федерального округа России;

V Ассоциация территориальных объединений профсоюзов субъектов

Российской Федерации Северо-Западного региона;

V Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов

Приволжского федерального округа;

V Ассоциация профсоюзных организаций республик, краев и областей

«Кавказ»;

V Ассоциация профобъединений Урала;

V Сибирская Ассоциация территориальных объединений организаций

профсоюзов;

V Ассоциация профобъединений Дальнего Востока.[8]

Анализируя деятельность профсоюзов, можно сделать вывод, что профсоюзы,

пережив кризис, перешли от стратегии выживания к стратегии развития и

активных действий в новых экономических условиях. В настоящее время

приоритетными стали такие направления профсоюзной деятельности, как

обеспечение занятости и сохранение рабочих мест, борьба за увеличение

заработной платы, улучшение условий труда, защита трудовых и социальных

прав работников. Это оказало существенное влияние на мотивацию профсоюзного

членства. Если раньше преобладающим фактором членства в профсоюзе было

получение различных материальных и социальных благ, то теперь основным

становится фактор коллективной защиты интересов работников.

Вместе с тем, переживаемые страной кризисные явления продолжают

сказываться на динамике профсоюзного членства. Сокращение численности

членов профсоюзов объясняется рядом субъективных и объективных причин, к

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.