рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Регионы Европы

Великобритании, Франции, Испании и Португалии на протяжении 3 тыс. км от

Шотландии до Гибралтара. Основными сферами сотрудничества здесь выступают

энергетика, морской транспорт, освоение ресурсов моря, экология, НИОКР,

телекоммуникации, туризм, координация хозяйственной политики. С

организационной опорой на Конференцию периферийных прибрежных регионов

(КППР) и Комиссию "Атлантической дуги" участниками здесь был разработан

совместный план развития их территорий "Атлантик I", одобренный затем

Европарламентом и охватывающий все виды транспорта, НИОКР, экологию,

городское и сельское хозяйство и конкретно связь между собой местных портов

на базе системы "Аркантель". Другим конкретным атлантическим проектом

является развитие села, малого и венчурного бизнеса совместными усилиями

провинций Норте (Португалия) и Галисия (Испания).

Прогрессирует сотрудничество в бассейне Северного моря, где проживает

40 млн. человек, создается 12 % ВНП ЕС и расположена основная

энергетическая база Евросоюза (регионы и правительства Великобритании,

Германии, Дании, Швеции, Нидерландов, а также Норвегии). Шесть рабочих

групп координирующей это сотрудничество Североморской комиссии подготовили,

в частности, перспективный план развития этого бассейна.

Третий подобный, но менее мощный комплекс создается в северном

Средиземноморье, где так называемый "Латинский периметр" объединяет восемь

прибрежных регионов Испании, Франции и Италии, Балеарские острова, Корсику,

Сардинию и Греческий архипелаг. Целями сотрудничества в его рамках является

улучшение качества продукции, развитие транспорта и преодоление изоляции

островных регионов и коммун, модернизация городского хозяйства, поддержка

НИОКР, МСБ, а из нехозяйственных целей - сохранение историко-культурного

наследия Средиземноморья. В рамках "Периметра" Балеарские острова, Корсика

и Сардиния создали собственную организацию "Имедок" для сотрудничества в

области туризма, транспорта, охраны среды, развития села, а также для

коллективного представительства их интересов перед КЕС, структурными

фондами и органами Средиземноморского экономического сотрудничества.

Таким образом, формируется новая экономическая география Западной

Европы, определяемая уже не национальными границами, а "единым рынком" -

сравнительными издержками производства, естественными конкурентными

преимуществами регионов, движением капиталов и рабочей силы и т.д., причем

это формирование идет не стихийно, а под воздействием и при участии

заинтересованных наднациональных, национальных и региональных (местных)

властей.

Примечательно и то, что трансграничное межрегиональное сотрудничество

отнюдь не замыкается рамками ЕС, а в последнее время все шире выходит за

его пределы. Это естественно, ибо здесь есть свои резервы разделения труда.

Вызревают и проблемы (транспорт, энергетика, экология, миграция рабочей

силы и т.д.), требующие для своего решения расширенного территориального

подхода. Наконец, все соседние государства имеют с ЕС либо ассоциативные

(остатки ЕАСТ, объединенные с ЕС в Европейское экономическое пространство,

Центральная и Восточная Европа, Балтия), либо преференциальные торговые

соглашения (СНГ, Средиземноморье), создающие благоприятные условия для

такого сотрудничества, а часть этих сопредельных государств целенаправленно

готовят себя к присоединению к КЕС.

В итоге в межрегиональном внеблоковом сотрудничестве в той или иной

мере участвуют все 58 регионов, расположенных по внешнему периметру ЕС. В

свою очередь, сотрудничество с соседями является хозяйственным императивом

для удаленных заморских территорий стран-членов.

На этих внешних направлениях начинается формирование своих узлов

сотрудничества. Таковыми, в частности, являются:

1. "Альпийская дуга" в составе 26 регионов Франции, Германии, Италии,

Австрии, Швейцарии, а также Лихтенштейна с населением 70 млн. человек.

Основными сферами сотрудничества здесь выступают транспорт, туризм, охрана

среды, развитие села, использование водных ресурсов, энергетика и

сохранение местного культурного наследия.

У "дуги" есть свои составляющие звенья, а именно "Ассоциация Жюра",

Ассоциация Западных Альп "КОТРАО", Ассоциация Центральных Альп "Аржальп",

Ассоциация Восточных Альп "Альп-Адрия", сотрудничающие в сферах наземного и

водного транспорта, энергетики, использования водных ресурсов, экологии,

сельском хозяйстве, НИОКР, культуре и территориальном планировании

развития.

2. "Ось" центральноевропейской границы, вдоль которой, от Балтики до

Адриатики, разместились 14 государств - членов ЕС и стран, претендующих на

присоединение к Евросоюзу. Здесь рассредоточен ряд локальных узлов и

программ трансграничного межрегионального сотрудничества. Например Богемия-

Бавария-Австрия (туризм, экономика, культура, образование), Австрия-Чехия

(энергетика-туризм), Австрия - Словения (водное хозяйство, туризм), Австрия

- Венгрия (совместное управление национальным природным парком и

сотрудничество земель Вена и Бургенланд с округами Дьёр-Шопрон), Албания-

Болгария-Греция (сельское хозяйство, водные ресурсы) и т.д. В ряде случаев

на базе первоначально простых форм связей здесь начинают в зародыше

формироваться и потенциальные промагломерации.

3. Бассейн Балтики, где на рамочной основе сотрудничают около 70

партнеров, начиная от национальных и местных властей до общественных

организаций, в основном в области транспорта, экологии, образования,

энергетики и территориального планирования. Только по линии Комитета

территориального развития Балтики здесь было разработано свыше 250 проектов

сотрудничества - от распределения электроэнергии до культуры, примером

которых может служить проект "Борнхольм - балтийские воеводства Польши -

Балтия" (телекоммуникации, содействие МСБ, образование).

Сходные рамочные форматы сотрудничества выстраиваются в бассейнах

Баренцева (СБЕР) и Черного морей (ЧЭС).

4. Однако наиболее динамично трансграничное межрегиональное

сотрудничество развивается в Средиземноморье. Здесь действует международная

программа "МЕДА", объединяющая кроме стран и регионов ЕС еще и 11

средиземноморских государств и имеющая целью подготовить к 2010 году

создание здесь обширной зоны свободной торговли. Пока эта эвентуальная зона

обрастает межнациональными институтами типа Статистического комитета

("Медстат"), Комиссии по использованию рыбных запасов, Совета федераций

промышленников, Евросредиземноморского банковского форума и т.д.

Разрабатывается и проект кольцевания энергосетей по обеим "губам"

Средиземного моря на пространстве от Турции до Гибралтара.

Межрегиональное общение рождает и новые, собственные формы его

юридического оформления. И если раньше здесь преобладали малообязательные

декларации участников о намерениях, то ныне рождаются уже и межрегиональные

договоры как самостоятельная, хотя еще неустоявшаяся и спорная сфера

"европейского права".

По нормам ЕС, его страны-члены отвечают за международное поведение

своих субнациональных властей, и потому заинтересованные регионы участвуют

в таких договорах через правительства своих стран, но при фиксации в них

своего статуса участников сотрудничества, сферы компетенции и интересов.

Взрывной рост межрегионального сотрудничества через внутренние и

внешние границы ЕС не проходит мимо внимания руководства Евросоюза.

Учитывая его важность для формирования "единого внутреннего рынка" и

проведения внешнеэкономической политики ЕС за его пределами, к этой сфере

были подключены структурные фонды Сообществ, тем более что многие

приграничные регионы в силу указанных выше причин являются их

бенефициарами.

Соответственно, в рамках ЕФРР в 1995-1999 годах на стимулирование

трансграничного межрегионального сотрудничества было ассигновано 110 млн.

экю внутри и 70 млн. экю вне ЕС и еще 90 млн. экю в рамках "Инновационных

мер". Однако главную стимулирующую и организующую роль в этой области

играют "Инициативные программы" Сообществ, а именно:

"Интеррег I" - поощрение межрегионального сотрудничества внутри ЕС.

Конкретно из средств программы 46,5 млн. экю было выделено "Еврорегиону

Сарлорлюкс", 12,8 млн. экю - многоцелевому проекту "Маас-Рейн", причем 28%

ассигнованных средств здесь было предназначено на стимулирование

экономических и технологических связей, 27 - на экологию, по 15 - на

региональное планирование и соцкультбыт, 11% - на социальные нужды и т.д.

Из этой же программы выделено 76 млн. экю (из общей стоимости проекта в 207

млн. экю) на кольцевание энергосетей Греции и Южной Италии через силовой

кабель, проложенный под Адриатикой.

"Интеррег II" - поощрение межрегионального сотрудничества через границы

ЕС, в том числе в формах территориального планирования развития,

модернизации инфраструктуры и т.д. В частности, из этой программы было

ассигновано 45 млн. экю на улучшение экологии Балтики и 500 млн. экю на

подключение энергосетей периферийных стран ЕС к общеевропейским. Фондами

программы "Интеррег II" пользуются Польша, Чехия, Марокко, Болгария,

Швейцария, страны Балтии; открыты они и для сопредельных с ЕС регионов

России.

ФАРЕ - программа технической помощи ЕС для стран Центральной и

Восточной Европы и Балтии. Из нее частично финансировался албано-болгаро-

греческий проект приграничного развития туризма, связи, энергетики,

сельского хозяйства и управления водными ресурсами (416 млн. экю с участием

субподрядчиков с Кипра, из Израиля и Египта), а также проект развития

инфраструктуры, экологии и туризма между Саксонией и прилегающими регионами

Польши и Чехии.

Трансъевропейская система коммуникаций (ГЕН) - многоцелевой проект

коренного улучшения транспортно-энергетической инфраструктуры Европы

(железные и шоссейные дороги, порты, аэропорты, смешанные перевозки,

нефтегазопроводы, электросети и т.д.), 40% средств которого ассигнуются

отдаленным регионам и регионам, где возникают транспортные "пробки". В

своей транспортной составляющей ТЕН распадается на 14 приоритетных

подпроектов, ряд которых выходит за территорию ЕС. ТЕН финансируется в

основном странами - членами ЕС, причем бенефициарами являются регионы,

через которые прокладываются данные коммуникации.

ТАСИС - программа технической помощи ЕС странам СНГ и Монголии. До 40%

средств ТАСИС зарезервировано за Россией, на базе чего осуществляется около

20 проектов межрегионального сотрудничества с ЕС.

Следует особо отметить, что все указанные ассигнования (кроме

финансирования ТЕН) предназначены не на инвестиции в экономику стран-

бенефициаров, а на предпроектное финансирование (сбор информации,

подготовка ТЭО, экспертиза проекта и т.п.), что особенно характерно для

программ ФАРЕ и ТАСИС.

Распространенной практикой в последнее время стало создание для

управления межрегиональным сотрудничеством специальных координационных

органов из представителей заинтересованных местных администраций.

У регионов Европы начинают формироваться зачатки собственной

экономической дипломатии. В свою очередь, в полной мере и на многосторонней

базе такая дипломатия (в отношениях как со столицами, так и с Брюсселем)

формируется в процессе коллективной защиты регионами Европы своих

специфических интересов.

Регионы в системе европейской интеграции.

Обзор этапов, условий и причин интеграции.

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то

есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и

институциональных систем, и количество экономических союзов и единых

таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как

подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и

на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции

и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо

изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции,

внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран,

положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит

избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более

уверенному продвижению по пути экономической интеграции «вглубь» и

«вширь».

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных

объективных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития

промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все

более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование

возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую

обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.

Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих

преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу

не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им

почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за

отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие

производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем,

какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных

финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как

правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная

торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры

они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к

другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении

страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их

экономика является не командно-распределительной и жестко

централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки

производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и

децентрализованной, где главными действующими лицами являются не

чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым

процессом лишь при наличии в государствах- партнерах высокоразвитой и

прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и

обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных

групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мира

сего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика

остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со

стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие

таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической

политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования

мероприятий такой политики.

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из

участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные

интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин

существует великое множество, в частности желание, получить доступ на

зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ

к более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли,

сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого

экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые

охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели,

как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-

соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и

политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и

экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются

гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые

страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и

технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию

политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создаёт

несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот

процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что

в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются

положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и

занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что

окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на

друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их

присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых

намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех

областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость

уровней экономического развития и общность экономического и политического

строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и

равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и

развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее

важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как

без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое

объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая

близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более

быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений

на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении

внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и

услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не

участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры

допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на

углубление интеграционного процесса.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной

торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц

соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность

своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие

таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются

на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также создание

небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.