рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История масонства

общественному положению. На этот счет, известный масонский идеолог Дт. Уорд

отмечает, что «...совмещение «высокого и низкого» в интерпретации масонских

целей кажется несколько произвольным». Здесь заключен секрет жизненности.

Исторически масонство вобрало немало людей благородных, самоотверженных,

талантливых и гениальных. Часто это происходило в периоды антифеодальных

революций, войн за независимость, ломки старого, приобретения сторонников.

Однако для будущности масонства такая «шахматная» черно-белая природа,

двуликость, многозначительность имела иное толкование. Здесь были

запрограммированы как светлые, так и темные стороны, причем последним

«низким поступкам» братьев всегда находились оправдательные объяснения: их

средства к достижению успеха диктовались высшими соображениями.

1.3. Внутренняя сторона Ордена.

Другой вопрос, касаемый не менее важного аспекта нашего исследования

относится к изучению внутренней стороны масонской традиции. Внутренняя

сторона сосредоточена на глубоком символизме, которым пропитано все

масонское учение. В работе я уже отмечала, что в масонстве достаточно

широко использованы мифология, знаменитые личности, положившие основу

масонскому учению.

Однако то, что касается сердцевины масонских верований, требует

глубокого и осмысленного изучения.

Главное божество «каменщиков» представлено «великим архитектором

Вселенной». Здесь у исследователя непременно возникают вопросы относительно

такой масонской трактовки главного божества. Вопрос об установлении такого

имени затрагивает проблему — кому поклоняться, во что верят строители

«Храма Соломона». Лишь немногие знают зашифрованный вариант этого имени. По

утверждению Ст. Найта (Knight S. Op. cit p 233) «две трети масонов и сами

не могут ответить на вопрос об истинном характере собственного бога,

Великого архитектора. Эти сведения — сокровенные. Они раскрываются лишь по

мере продвижения масонов по иерархической лестнице, в зависимости от

степени духовного просвещения каждого из членов братства.

В различных религиях мира во главе ставится какое-то божество,

верховный правитель всего, Бог, Творец и т.п. Например, в православии Бог

представлен в 3-х лицах: Бог-отец, Бог-сын, (Иисус-Христос) и Святой Дух.

В масонском учении божество истолковывается как нечто «имеющее

значение всего», под этим нечто и представлен Великий Архитектор Вселенной.

На самом деле в масонском уставе запрещено произносить имя божества

«всуе», может быть вследствие этого смысл его остается нераскрытым, и

потому в силу этой нераскрытости возможны различные версии его толкования.

Многие исследователи часто задают один и тот же вопрос, а соотносимо ли

масонское учение с христианством. По мнению Ст. Найта «оно несовместимо с

христианскими религиями. Одно лишь связывает их вместе — это наличие

религиозной основы у того и у другого».

Для того чтобы полнее представить себе Масонское Верховное Божество, а

также выявить истоки происхождения системы разделения на привилегии (в

масонской иерархической лестнице) следует обратиться опять же к мифологии.

Главный миф масонского учения повествует историю строительства Храма

Соломона (см. Приложение). Интересом для масонов служит принцип

строительства, руководит которым Адонирам. Принцип этот значим тем, что

армия строителей общей численностью ( 180 тыс. рабочих были разделены

согласно их профессии, способностям. Умениям, на цеха, во главе которых

стояли отобранные управляющим мастера.

Прежде чем начать интересное повествование истории строительства Храма

Соломона, я бы хотела рассказать о Дионийских Архитекторах, которых царь

Соломон использовал в строительстве своего храма. Данная строительная

организация почиталась не только своим превосходным умением возводить

храмы, но и тем, что в основе их философии относительно строительства

лежали принципы симметрии, выводимые из пропорций, установленных Природой,

между частями и членами человеческого тела, применительно только к

архитектуре.

Начнем с того, что Дионийские Архитекторы считались наиболее

почитаемыми братством ремесленников в древнем мире. Эта организация

состояла исключительно из посвященных в культ Вакха-Диониса, которые

посвятили себя науке строительства и искусству украшения зданий. Им

поручалось проектирование и возведение наиболее важных общественных зданий

и монументов.

По общему убеждению, Дионийские Архитекторы обладали сокровенными

знаниями науки архитектоники, вместе с тем они столь тщательно хранили

секреты своего мастерства, что лишь небольшие фрагменты остались от их

эзотерического учения. Так по утверждению Дт. Вайса, «Дионийские

Архитекторы появились не позднее 1000 лет до Рождества Христова. У них

существовали специальные знаки для распознавания друг друга. Богатый должен

был помогать бедному. Все члены состояли в коммуне под управлением Мастеров

(начальников). Ежегодно Орден давал фестиваль (в том городе, где он

находился). Их церемонии считались священными. По всеобщему мнению, у

членов Ордена были средства сообщения со всем известным тогда миром, и от

них, без всякого сомнения, произошли гильдии Странствующих Масонов, ставших

известными в средние века в Англии» (см. дальше).

Дионийские Архитекторы распространились по всему региону Малой Азии,

достигли Египта и Индии (на это свидетельствует историческая справка). Они

утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением

Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию (см. дальше).

Одним из наиболее блестящих представителей данной организации был

Витрувий (Всемирная история, Т.II, С.661). Он известен как автор «Десяти

книг об архитектуре», а также как создатель «достижений строительной

техники».

В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию

лежащую в основе Дионийской концепции, принципов симметрии (см.

Приложение). На что указывает свидетельства многих авторов. Сооруженные

Дионийскими Строителями здания и в самом деле были «проповедью в камне».

Даже непосвященные, которые не были способны оценить космические принципы,

заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства,

переполнялись чувством величия и симметрии, возникшим из совершеннейшего

соотношения между колоннами, сводами, арками и купалами. Варьируя размеры,

материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель

вызвать в наблюдателе определенную чувственную или эмоциональную реакцию.

Высшее устремление Дионийских Архитекторов заключалось в постройке

зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Природа. Они верили, что

сооруженное подобным образом здание не будет подвержено разрушительному

влиянию времени. И как логическое следствие такого философского подхода

такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с космосом станет

оракулом (местом, где предсказывают сказания Божества). Согласно

исследованию Жозефа де Косты, «дионийские ритуалы имеют свое происхождение

из астрономии». Согласно его точки зрения, посвященные этого ордена,

совмещали свое строительное искусство с астрономическими принципами. Так

многие воздвигнутые здания были основаны на геометрических структурах,

заимствованных в звездном небе; отсюда храм мог быть спланирован или

согласно созвездию Пегаса или Весов. Вместе с тем многие символы и

терминология дионийской гильдии произошли по большей части от элементов

архитектуры.

Интересным научным фактом служит то, что Дионийские Архитекторов,

будучи язычниками по вере, принимали участие в возведении ранних

христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут в себе

символы этих просвещенных строителей (к этому факту склоняются многие

авторы истории масонства). Такие строительные инструменты как циркуль,

угольник, линейка, деревянный молоток можно увидеть над входом церквей

Старого Света или искусно изображенными на фресках. И в наши дни порталы

Собора Нотр Дам, содержат в себе великую тайну. Большинство из них было

разрушено во времена Французской революции, однако уцелевшие части, в

частности барельефы, указывают на изображение розенкрейцеровских (см.

дальше) и масонских эмблем.

Следом Дионийских Архитекторов является также пол в современных

масонских ложах. Он представлен в виде черно-белой шахматной доски. Таким

образом, пол несет в себе прежнюю символику, выросшую из метафизических

доктрин античного общества.

Помимо оперативного аспекта организации Дионийских Архитекторов,

масонство вобрало в свое учение их спекулятивный философский код. Здесь

человечество рассматривается как грубый необработанный камень, добытый из

недр Природы. Этот грубый блок является истинным приложением труда искусных

камнетесов, которые ровняют, шлифуют, полируют его, превращая в прекрасное

произведение искусства.

Так же как и Дионийские Архитекторы, Масоны почитают Божество под

маской Великого Архитектора, а также мастера-ремесленника, «который

добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает их во вселенные».

Исследования истоков масонского символизма свидетельствуют, что истоки

масонской идеологии прослеживаются в древности, отсюда масонские ритуалы,

символы должны сохранять многое от различных сект, обществ и институтов,

через которые масонство прошло, прежде чем принять современный вид.

Поэтому мы встречаем в масонстве то, что я указала раньше, индийские,

египетские, еврейские и христианские идеи, символы и термины.

Однако больше всего масонство «обязано» Дионийским Архитекторам, их

культу, благодаря которому было заимствовано огромное количество символов и

ритуалов архитектурной науки. По мнению Чарльза Хеккретона от этих древних

и просвещенных ремесленников «воспринято наследство» незавершенного Храма

Цивилизации — громадной невидимой структуры, над которой инициированные

строители трудились со времени основания их братства (см. раздел

Строительство Храма Соломона). В данном разделе начнем наше повествование с

уяснения личности царя Соломона, тем божеством коим он представлен

масонской мифологией. Из того свидетельства, что на нашем пути исследования

масонства мы постоянно встречаемся и будем встречать упоминание о царе

Соломоне, следует то, что этот человек и его деяния является важным для

масонского символизма.

Как показывает «Всемирная История» (Т.II, С.503) «царь Соломон, сын

Давида, был человеком острого ума, патриотом свей страны, который многое

сделал во благо своего народа». Так вот этот самый царь, согласно

Библейскому писанию решил построить храм, «коему равных бы не было в мире».

Масонская легенда о строительстве Храма Соломона сильно расходится с

версией Библейского писания, особенно в том, что касается Хирама. Согласно

Писанию, Мастер вернулся в свою страну, после завершения строительства.

Однако в масонской аллегории он был убит. Однако по объяснению. Масонских

идеологов, исторические детали не так уж существенны, здесь важна не

история, а стоящая за ней аллегория. Отсюда рождена новая легенда о Мастере-

Строителе, придуманная масонами (А. Уайт, Новая энциклопедия масонства).

Хирам, как Мастер-Строитель, разделил рабочих на 3 группы, которые

именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами

Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе были присвоены

отличительные знаки, слова и правила, с помощью которых можно было быстро

определить принадлежность работника. Чтобы работа была сознательной,

Адонирам знакомил работников с познаниями избранных мудрецов, предлагая им

символы и изъясняя их; степень познания была соразмерна степеням Ученика,

Подмастерья и Мастера. Однако согласно легенде, некоторые работники

остались недовольны своим положением, они претендовали на более высокое

жалованье. Наконец, трое товарища, ремесленника решили силой выведать у

Хирама пароль, возводящий в степень Мастера. Подкараулив Хирама и получив в

ответ отказ на требование открыть слово Мастера, разбойники убили его

линейкой, циркулем, молотком. Тело погребли под горой Мория, где на могиле

посадили ветку акации. Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришел в

великую печаль, повелел найти тело Великого Мастера. В знак невиновности в

убийстве, работники явились в белых перчатках. Тело было найдено, однако

мастера из боязни, что древнее слово уже потеряло значение, решили его

заменить первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии

тела погибшего Мастера. В то мгновение, когда они увидели тело, раздался

возглас присутствовавших: «Плоть от костей отделяется», другими словами

«Макбенак». Это-то выражение и было принято отличительным словом мастерской

степени.

После смерти архитектора Соломон решает взять на вооружение принципы

организации Хирама. Они нужны для создания всемирной организации строителей

символического «храма Соломона». Так итальянский автор Франкогоччи в своей

книге говорит о том, что Соломон утвердил корпорацию, избранных, которая,

находясь на службе у Бога и царя, является инструментом порядка и

исполнения справедливости (Francocci, op.113).

Наилучшим образом информированные масонские авторы понимали, что Храм

Соломона есть представление в миниатюре Вселенского Храма[3], достижение

которого практиковалось «вольными каменщиками».

А.Е. Уайт по этому поводу писал: «Храм является макрокосмическим по

своему характеру, так что храм есть символ всей Вселенной, тип манифестации

самого себя».

Таким образом, с точки зрения тех, кто считает масонство результатом

продолжения деятельности секретных обществ архитекторов и строителей,

которые в течение столетий объединялись в замкнутую касту мастеров-

ремесленников. Хирам-Абифф был Великим Мастером не только города Тира, но и

всего масонского учения.

Как известно их философия лежала в использовании в пропорциях и

украшениях храмов, дворцов, мавзолеев, крепостей и других общественных

зданий. Каждому работнику давался пароль (иероглиф), которым он отмечал

камни, укладываемые в здание с тем, чтобы показать грядущему поколению, что

таким образом он посвятил Великому Архитектуру Вселенной совершеннейший

«продукт» своего труда. Здесь можно привести утверждения историков, что

подобными знаками (иероглифами) отмечены многие памятники архитектуры,

сохранившиеся до нашего времени: римские стены, греческие храмы, камеры

Великой Пирамиды, подземные стены Иерусалима, а также руины в Англии,

Франции, Шотландии, Германии и других странах.

Отсюда легенда о Храме предстает перед нами как сосредоточение

божественных Секретов Архитектуры в пропорциях земных строителей.

Подводя итог всему вышесказанному, я еще раз хотела бы подчеркнуть,

что наследие масонства бесценно для человечества (как и любое другое

учение, основанное на нравственно-этических началах). Прежде всего, оно

становится бесценным при изучении своих философских символов, большинство

из которых восприняло в себя учения мудрецов античности: мистиков,

теософов, алхимиков.

Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масонской

организации и преследуемые масонством целей. И масонские ритуалы, и

масонские символы в наше время продолжают быть актуальными благодаря тому,

что они были рождены боговдохновенными мыслителями и мудрецами античности.

Многие науки и искусство внесли свой вклад в развитие масонского

символизма.

Следует отметить, что масонская идеология не была чем-то

исключительным, из ряда вон выходящим. Те же самые этические начала

являлись принадлежностью и других многих нравственных учений. Однако, как и

в любом учении, здесь присутствует какая-то изюминка, та своеобразность,

непохожесть масонства заключается в том, что оно проводило в жизнь свои

гуманитарно-философские идеи, воплощая их в целый ряд символов и обрядов.

В своем кратком перечислении обрядности "вольных каменщиков", я не

задавалась целью проследить полностью возникновение обрядов, зарождение

символов и их развитие, так как это представляет сложную задачу, требующую

специальных знаний по античности. Прежде всего, я попыталась акцентировать

внимание на той обрядности и символике более значимой, характерной для

масонства.

Конечно, следует отметить, что все философские течения, шедшие

параллельно с масонством, старались своим учением украсить жизнь человека,

отвлечь его от жизненной рутины, быта. Но в них находились свои как

положительные, так и отрицательные качества. Так обстояло и в масонстве.

В чем проявились эти отрицательные свойства учения, к чему они

привели, составляет вопросы изучения в последующих главах данной работы.

И именно на этой кульминационной точке завершения главы я бы хотела

привести слова масонского идеолога, профессора Уорда: "Масонство

представляет университет вселенского масштаба, в котором учат свободным

наукам и искусствам души тех, кто раскроет им свои сердца. Его кресла —

обиталище мудрости, его столпы[4] поддерживают своды универсального

образования, их чертежные доски заполнены вечными истинами всех веков и на

тех, кто понимает их священную глубину лежит столь долго искомый ключ к

тайнам, которые человечество стремилось раскрыть со времени возникновения

человеческого разума".

В следующих глава я хочу рассмотреть фактическую историю возникновение

ордена, а также деятельность масонских организаций в ряде стран Запада,

там, где оно было наиболее влиятельно, оказало существенное влияние на

общественную жизнь в том числе и в России. Сравнивая, выявляя общее и

особенности, мы глубже поймем суть масонских идей.

2. Масонство на Западе

2.1. Английское оперативное масонство.

В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и

на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет,

Кельнский собор — 632 года.

При таких темпах работы камнетесам, каменщикам, архитекторам

приходилось постоянно жить вблизи построек. Такое расположение вещей

явилось причиной возникновения строительных артелей. Отсюда слово франк-

масон (free mason) — т.е. "свободный каменщик" перешло из английского языка

в другие европейские языки. Таким словом в эпоху средневековья обозначали

каменщиков-строителей XIV века. Первоначально в эпоху готического стиля это

была известная в Англии артель — "каменотесы свободных камней". В отличие

от обыкновенных каменотесов они работали с более мягкими каменными породами

типа мрамора или известняка, которые употреблялись для более тонкой

барельефной работы, отделки зданий. Путем сокращения free stone's mason и

произошло английское слово free-mason.

В эпоху готики, данная категория мастеров признавалась как наиболее

искусная и квалифицированная. Строительное искусство более всего процветало

во Франции и в Северной Италии. Согласно документам средневековые

ремесленники-масоны обладали привилегией свободно передвигаться по разным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.