рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Топливно-энергетический комплекс мира

г. по эффективности энергопотребления Россия немного уступала США,

Австралии и Норвегии, но превосходила Канаду. В 1986-1990 гг., продолжая

оставаться в этой группе стран и наращивая энергопотребление, Россия

снизила темп прироста ВВП. И, наконец, в 1991 г. началось очень быстрое

падение ВВП, которое по темпам опережало падение энергопотребления. В итоге

уже в 1994 г., всего за четыре года(!), Россия оказалась среди самых

отсталых стран, объединенных в группу IV, и продолжает снижать ВВП и

энергопотребление на душу населения. Эффективность энергопотребления в 1998

г. по сравнению с 1985 г. снизилась более чем в 2,5 раза.

Подобное изменение параметров системы в физике называют гистерезисом

(от греческого histeresis - отставание, запаздывание), а саму траекторию

движения системы - петлей гистерезиса. Показанную на рис. 2 траекторию

экономического развития России справедливо будет назвать петлей гистерезиса

российской экономики...

Концепция долгосрочного развития экономики России и ее топливно-

энергетического комплекса

Как видно из изложенного выше, производство энергии и эффективное ее

потребление являются важнейшими и необходимыми условиями подъема экономики

России и ее интеграции в экономику мировую.

При известных численности населения и тенденциях ее изменения целевыми

параметрами, с помощью которых может быть описана траектория социально-

экономического развития, являются ВВП на душу населения и эффективность

энергопотребления. Если эти параметры заданы, легко оценить необходимый

уровень производства энергии на душу населения и в стране в целом.

С использованием разработанной в ИГНГ СО РАН системы математического

моделирования макроэкономических процессов в стране, включая топливно-

энергетический комплекс, было рассмотрено большое число сценариев изменения

ВВП, энергопотребления и добычи углеводородных и неуглеводородных

энергоносителей в России.

В моделях в качестве начальных условий принято, что к 2000-2001 гг.:

удастся переломить падение производства и начнутся восстановление и подъем

реальной экономики;

ВВП на душу населения будет равен 4500 долларов США (в ценах 1993 г.);

эффективность энергопотребления составит 774 доллара (1993 г.)/т условного

топлива.

сохранится фактически достигнутая в настоящее время структура баланса

потребления энергоносителей.

Система моделирования предусматривает введение ряда ограничений на

возможные сценарии. К их числу относятся ограничения на вероятные темпы

роста ВВП, темпы роста эффективности энергопотребления, ресурсные и

технологические ограничения на возможности роста добычи нефти, газа, угля и

изменение структуры энергопотребления и т.п.

Ресурсные ограничения. Ресурсные ограничения были введены в

агрегированном виде. Они учитывают не только ресурсы и разведанные запасы

горючих полезных ископаемых в недрах страны, но и рентабельность их

разработки при современных или будущих технологиях, удаленность от

существующих центров добычи и трубопроводных систем, возможности ввода в

разработку к определенному сроку (капиталовложения, сроки их окупаемости,

рентабельность) и т.п.

При построении конкретной системы ограничений на сценарии развития

экономики было учтено современное состояние сырьевой базы нефтяной и

газовой промышленности.

В частности, анализ показывает, что в настоящее время значительная

часть запасов нефти, которые находятся на балансе компаний, имеет

неблагоприятную структуру. Так, по оценкам Минтопэнерго России, только 20%

разведанных запасов позволяют обеспечить дебиты скважин более 25 т в сутки,

более 50% запасов обеспечивают дебиты менее 10 т в сутки. Средний дебит по

нефтяным компаниям России составил в 1999 г. около 7,3 т. При существующем

режиме недропользования (состояние технологий поиска, разведки, разработки

месторождений, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов, уровень

и структура налогообложения, включая таможенное законодательство), по

оценкам ИГНГ СО РАН, рентабельны для ввода в разработку лишь месторождения,

дебиты нефти на которых превышают 20-30 т в сутки. Для сравнения укажем,

что в США средний дебит скважин составляет около 1,5 т в сутки, и

эксплуатация таких скважин рентабельна! Для создания экономических

предпосылок вовлечения в разработку запасов основной массы месторождений

необходимы меры по снижению стоимости и повышению производительности труда

в глубоком бурении, снижению стоимости промыслового и бурового

оборудования, транспортировки нефти, интенсивное внедрение современных

высокопроизводительных технологий, с одной стороны, и существенная реформа

системы недропользования, в том числе, налогового законодательства в

отношении недропользования, поиска, разведки, добычи и транспортировки

нефти, газа и угля, с другой. Целевое уменьшение налогового бремени на

нефтегазовый комплекс при рационализации структуры налогообложения, ее

дифференциации по условиям и этапам освоения позволит уже в среднесрочной

перспективе получить мультипликативный эффект для роста всего нефтегазового

комплекса и всей экономики, даст возможность интенсивнее осваивать новые

месторождения, применять новые технологии, которые могут существенно

увеличить дебиты скважин, повысить коэффициент извлечения и т.п. Все это

расширит налогооблагаемую базу и, в конечном счете, поступления в бюджет.

В условиях реально работающей экономики топливно-энергетический

комплекс должен превратиться из донора бюджета лишь в один из многих, но

важный источник его наполнения.

При построении конкретных моделей были рассмотрены два уровня

ограничений на максимальную добычу нефти с учетом радикальной (1) или

консервативной (2) реформ системы недропользования, включая налоговое

законодательство. В первом случае оценки возможных уровней добычи нефти,

естественно, более оптимистичны. Назовем такие ограничения "мягкими".

Согласно полученным таким образом ограничениям, добыча нефти в России в

2030 г., с учетом освоения новых месторождений, может превысить 500 млн т и

приблизиться к 600 млн т в год. В реальных расчетах были, тем не менее,

приняты значительно более низкие уровни максимально возможной добычи нефти

при "мягких" ограничениях - до 395- 415 млн т в год.

Однако и эти ограничения многие специалисты нефтегазового комплекса

могут посчитать излишне оптимистическими. В связи с этим был рассмотрен еще

один уровень ограничений, которые не предполагают серьезной реформы

налогового законодательства и учитывают реальную ситуацию, складывающуюся

на сегодня в нефтегазовом комплексе. Согласно принятым в этих

предположениях ограничениям, добыча нефти в 2010 г. не будет превышать 280-

290, в 2020 г. - 255-265 и в 2030 г. - 235-245 млн т. Назовем такие

ограничения "жесткими".

Благодаря надежной сырьевой базе ограничения по добыче газа во всех

вариантах менее жесткие. Они приняты на уровне 885-915 млрд м3 в год.

Ограничения по темпам роста ВВП. Оценки показывают, что если принять за

начало подъема российской экономики 2000 г., что в нынешней ситуации

выглядит, вероятно, излишне оптимистическим, то Россия вернется к уровню

ВВП на душу населения, достигнутому в РСФСР в 1989 г., при росте ВВП на 2%

в год - в 2069 г., на 3% в год - в 2049 г., на 5-7% в год - в 2027-2035

гг.!

Следует признать, что уровень годового прироста ВВП в 2-3% не может

обеспечить приемлемых темпов достижения народами России достойного уровня

жизни и отодвигает решение этой проблемы в лучшем случае на вторую половину

или даже на последние десятилетия XXI в. Заметим, что это обстоятельство

начали осознавать многие политические партии в России. Так, предвыборные

программы ряда партий указывают на необходимость обеспечить долгосрочный

устойчивый рост ВВП на уровне 4-6% в год, а избирательное объединение

"Коммунистическая партия Российской Федерации" даже 7-12% в год! При этом

необходимые условия, при которых возможны такие темпы роста ВВП, как

правило, не обсуждаются.

При оценке максимального реально достижимого темпа годового прироста

ВВП необходимо иметь в виду, что в Японии, например, в 1961-1968 гг. он

составлял 9,9%, в этот же период в СССР он был равен 5,8%, в 1969-1978 гг.

варьировал в интервале 5,0-7,5%, а в Китае уже более 20 лет, с 1988 по 1999

г. (исключая 1998 г.), годовой прирост ВВП превышает 10%.

Представляется вполне реальным принять для долгосрочной программы

ожидаемые темпы годового прироста ВВП на уровне 5-8%. Подчеркнем, что даже

при таких темпах роста Россия достигнет ВВП на душу населения, который имел

место в 1989 г., в лучшем случае в конце третьего десятилетия XXI века.

Обещать населению России в ближайшие годы западноевропейский или

американский уровень жизни - это значит обманывать его в который раз!

Ограничения по росту эффективности энергопотребления. Россия не может

отказаться ни сегодня, ни в обозримом будущем от развития собственных

отраслей горной промышленности, металлургии, нефтепереработки и нефтехимии.

Кроме того, учитывая реальные природно-климатические условия, Россия должна

тратить огромную массу энергетических ресурсов (по некоторым оценкам, до

30%) на отопление. Поэтому, даже при использовании в энергетике, в

промышленности, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве, а также

в других важных секторах экономики наиболее эффективных по потреблению

энергии и энергосберегающих технологий, изменении структуры экономики,

рационализации использования энергии Россия не может (и не должна) достичь

эффективности энергопотребления, которая имеет место в наиболее развитых

европейских странах или в Японии. Примеры США, Канады, Норвегии,

Великобритании - лишнее тому подтверждение. Эффективность энергопотребления

в 1995 г. была равна в США 2,3 доллара (в ценах 1993 г.) ВВП на кг

условного топлива, в Австралии - 2,2, в Норвегии - 2,1, в Канаде 1,4

доллара (1993 г.) ВВП на кг условного топлива.

В 1968-1995 гг. на каждый дополнительно используемый кг условного

топлива США увеличивали ВВП на 2,8 доллара, Австралия - 2,0 доллара,

Норвегия - 1,9 доллара, Канада - 1,1 доллара, Россия (1968-1985 гг.) - 2,2

доллара. В странах группы I, описанной выше, показатель эффективности

использования дополнительной энергии был выше и составлял 4,5 - 8,5 доллара

на кг условного топлива.

Из проведенного рассмотрения очевидно, что единственно приемлемыми для

России вариантами долгосрочного социально-экономического развития являются

такие, которые позволяют в исторически короткие сроки:

достичь и превзойти уровень ВВП на человека в год, который имел место в

России (РСФСР) в 1989 г., при одновременном изменении структуры ВВП;

достичь и превзойти уровень эффективности использования энергии, который

имел место в России (РСФСР) в 1989 г.

Достижение этих целей означает возвращение России к модели

энергопотребления, характерной для развитых стран, располагающих

собственными энергетическими ресурсами.

Количественно такие цели развития можно сформулировать следующим

образом.

Обеспечить в ближайшей перспективе устойчивый рост ВВП на душу

населения на уровне 5-8% в год.

Увеличить эффективность потребления энергии к 2030 г. до 1900-2100

долларов (1993 г.) за т условного топлива.

Довести ВВП на душу населения к 2030 г. до 15000-19000 долларов

(1993г.)/чел., что отвечает современному уровню таких стран, как

Великобритания, Италия, Канада, Австралия.

Возможный диапазон траекторий развития для достижения этих целей

показан в виде пунктирных линий на графике. 2.

Обеспечить такие уровни роста ВВП и эффективности энергопотребления

достаточно сложно, но, учитывая, что нижний предел Россия уже имела до

кризиса, представляется, что на базе использования лучших отечественных и

мировых технологий достижение этих целей к 2030 г. или несколько ранее

вполне возможно.

В сценариях принято, что их реализация будет на 60-80% достигнута

благодаря росту эффективности энергопотребления. Существенное повышение

эффективности энергопотребления должно быть обеспечено за счет перевода

электроэнергетики на газотурбинные станции, коренной реконструкции и

модернизации промышленности и сельского хозяйства, существенного

энергосбережения в коммунальном хозяйстве, промышленном и жилищном

строительстве, применения новейших технологий и оборудования, внедрения

энергосберегающих систем.

Оценки показывают, что в этих предположениях потребление энергии в

Российской Федерации составит в 2000 г. 905-930 млн т условного топлива, в

2010 г. - 990-1050 млн т условного топлива, в 2020 г. - 1100-1190 млн т

условного топлива и в 2030 г. - 1130-1400 млн т условного топлива.

Таким образом, при реализации предлагаемой концепции ВВП на душу

населения за первые три десятилетия XXI в. возрастет в 3,3-4,2 раза,

эффективность энергопотребления - в 2,4-2,7 раза и потребление энергии - в

1,3-1,5 раза.

В сценариях предусмотрено, что:

на весь период до 2030 г. нефть и газ останутся доминирующими

энергоносителями, на долю которых и в 2030 г. будет приходиться свыше 70%

производимой энергии, хотя по естественным ограничениям некоторое снижение

роли нефти в балансе произойдет (табл. 1);

в зависимости от выбора вариантов ресурсных ограничений в прогнозах будут

иметь место стабилизация либо существенное увеличение доли газа и

соответственно снижение доли нефти в энергетическом балансе; роль нефти в

топливно-энергетическом балансе уменьшится, что снизит потребность в

мазутах и сделает абсолютно необходимыми более глубокую переработку нефти и

дальнейшее развитие нефтехимии;

при "жестких" ограничениях на добычу нефти произойдет некоторое увеличение

роли угля или ядерной энергии в энергетическом балансе; рассмотрено два

крайних варианта - с "угольной" или "ядерной" ориентацией энергетических

балансов. Естественно, могут быть реализованы и любые промежуточные

варианты;

учитывая значительный внешний долг, экономические и геополитические

интересы России как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

значительные объемы экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сохранятся в

течение всего рассматриваемого периода (табл. 2). Прогноз объемов экспорта

нефти, нефтепродуктов и газа следует рассматривать как некоторые оценки

сверху, которые могут быть понижены с учетом реально складывающейся

ситуации в нефтяной и газовой промышленности, а также спроса и цен на

мировом рынке, но которые вряд ли можно превзойти. Понятно, что при

снижении объемов экспорта в рамках рассматриваемых сценариев следует

предусмотреть соответственно снижение общих объемов добычи нефти и газа.

|Табл. 23. Прогноз структуры |

|топливно-энергетического баланса в России в |

|2000 и в 2030 гг., % |

|Параметры |2000 г. |2030 г. |

|Нефть: | | |

|при "жестких" |23-24 |15-18 |

|ограничениях на добычу | | |

|при "мягких" |23-24 |23-24 |

|ограничениях на добычу | | |

|Газ: | | |

|при "жестких" |50-51 |55-58 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |50-51 |51-53 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Уголь ("угольная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |18-19 |22-24 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |18-19 |20-21 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Уголь ("ядерная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |18-19 |19-20 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |18-19 |19-20 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Атомная энергия | | |

|("угольная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |3,7-4,1 |2,2-2,9 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |3,7-4,1 |2,2-2,8 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Атомная энергия | | |

|("ядерная" ориентация):| | |

|при "жестких" |3,7-4,1 |5,4-5,7 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |3,7-4,1 |3,0-3,1 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Гидроэнергия |2,1-2,3 |1,3-1,6 |

Для достижения сформулированных выше долгосрочных целей необходимо

реализовать следующие уровни деятельности ТЭК.

Нефтяная промышленность. Возможны два крайних варианта развития

нефтяной промышленности - с возрастающей и падающей добычей (табл. 24, рис.

5).

|Табл. 24. Прогноз уровней добычи (производства) и экспорта основных |

|энергоносителей Россией в 2000-2030 гг. |

|Параметры |Добыча (производство) |Экспорт |

|Параметры и годы |Западная |Восточная|Европейс|Шельф |

| |Сибирь |Сибирь и |кие |Баренцева и |

| | |Дальний |районы |Охотского |

| | |Восток |РФ |морей, Обская|

| | | | |и Тазовская |

| | | | |губы |

|Нефть, млн т: | | | | |

|при "жестких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу | | | | |

|2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 |

|2010 г. |200-204 |6-7 |72-77 |12-15 |

|2020 г. |172-177 |25-29 |46-55 |15-20 |

|2030 г. |155-163 |30-36 |37-42 |15-20 |

|при "мягких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу | | | | |

|2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 |

|2010 г. |237-243 |7-8 |87-92 |12-15 |

|2020 г. |251-255 |36-42 |67-73 |15-20 |

|2030 г. |261-272 |50-60 |61-71 |15-20 |

|Газ, млрд м3: | | | | |

|при "жестких" | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.