рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Топливно-энергетический комплекс мира

|реализации программы энергосбережения. |

|С этой целью в мае 1998 года Минтопэнерго организовало энергоаудит 43 объектов, |

|включающих 238 зданий и сооружений, финансируемых из федерального бюджета, |

|подведомственных Минобороны, Минкультуры, Минздраву, МВД и Минобразования. |

|Выявленный перерасход у бюджетников оказался следующим: по теплоснабжению – от |

|27 до 32%, по электричеству – около 15%. |

|В связи с этим премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление |

|Правительства России “О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения |

|в России”. Этим документом федеральным органам исполнительной власти |

|предписывается в III квартале текущего года разработать и утвердить, согласовав |

|с Минтопэнерго, программы энергосбережения. Федеральной энергетической комиссии |

|РФ (ФЭК) поручено учитывать при регулировании тарифов на электрическую и |

|тепловую энергию, а также на природный газ экономически обоснованные затраты |

|производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию |

|программ энергосбережения. Министерству топлива и энергетики поручено |

|разработать и утвердить в III квартале текущего года программу обязательных |

|энергетических обследований энергоемких предприятий и организаций на 1998 – 2000|

|годы. Одним из методов стимулирования энергосбережения в промышленности |

|предлагается предоставление возможности любому предприятию, если оно сэкономит |

|какое-то количество денег за счет программ энергосбережения, использовать эти |

|средства на собственные нужды. |

|На реализацию программы “Энергосбережение России” Правительство России планирует|

|направить в 1998 году 14 млн. руб. В период 1998 – 2000 года будет выделено |

|около 15 млрд. руб., что позволит в этот же период сэкономить 50 – 70 млн. т |

|условного топлива. |

|Однако программа энергосбережения в должной мере пока не работает. Фактически |

|выполнение федеральными министерствами и ведомствами годовых лимитов на |

|потребление топливно-энергетических ресурсов сохраняется в большинстве случаев |

|только на бумаге. В настоящее время, как сообщил начальник Департамента |

|координации проектов федеральной программы энергосбережения и энергетической |

|политики Минтопэнерго Алексей Мастепанов, Минфин никаких средств для оплаты |

|потребленных энергоресурсов не выделяет. А в отсутствие средств вряд ли |

|какое-нибудь из министерств придерживается установленных лимитов в потреблении |

|энергии. Поэтому в ближайшей перспективе сокращение задолженностей в основном |

|будет зависеть от тарифной политики естественных монополистов, которая в скором |

|времени может претерпеть большие изменения. |

|Тарифы |

|Основным источником роста прибыли энергетических компаний является по-прежнему |

|извлечение дополнительных доходов за счет повышения тарифов. Однако в отличии от|

|тарифной политики годичной давности сегодня повышение средних тарифов происходит|

|в основном за счет увеличения нагрузки на население при одновременном сокращении|

|тарифов или замораживании их на одном уровне для промышленных предприятий. Такая|

|тарифная политика не наносит большого ущерба тем предприятиям электроэнергетики,|

|в структуре доходов которых поступления от населения сопоставимы с поступлениями|

|от промышленных предприятий. Однако у некоторых предприятий поступления от |

|промышленных предприятий составляют более 80% (например, Кузбассэнерго). В |

|течение апреля – мая о понижении тарифов для промышленных предприятий объявили |

|такие компании, как Башкирэнерго, Ленэнерго, Тюменьэнерго. Вероятно, в ближайшее|

|время тарифы для промышленных предприятий могут быть снижены и в Москве. По |

|крайней мере, соответствующее заявление было сделано мэром Москвы Юрием |

|Лужковым. |

|В настоящий момент ФЭК завершает разработку проекта указа Президента РФ “О |

|предоставлении услуг по передаче электроэнергии”, который позволит |

|производителям электроэнергии работать по прямым договорам с потребителями без |

|ограничений, а также снизить тариф на 40 – 50%. В этом случае в выигрыше будут |

|электростанции, являющиеся дочерними акционерными обществами РАО “ЕЭС России”. |

|Региональные АО-энерго, в большинстве своем уступающие крупным электростанциям в|

|себестоимости продукции, при вступлении в силу подобного закона, во-первых, |

|потеряют часть потребителей, во-вторых, в целях сохранения конкурентоспособности|

|они вынуждены будут также пойти на снижение тарифов, что приведет к дисбалансу |

|затрат и доходов и, как следствие, к определенным финансовым потерям. |

|Кроме того, 23 июня Правительство РФ должно было обнародовать свое решение о |

|резком снижении тарифов на услуги всех естественных монополий для промышленных |

|предприятий. При этом в отношении снижения тарифов на электроэнергию и тепло |

|прогнозы варьировались от 25% до 50%. По всей видимости, если снижение |

|произойдет, то оно будет равнозначным как в отношении электроэнергии, так и в |

|отношении топлива, что сократит расходную часть баланса предприятий |

|электроэнергетики. Тем не менее в намеченный срок Сергей Кириенко подписал |

|распоряжение только о сокращении железнодорожных тарифов на перевозку угля, |

|железных руд и нефти. |

|Если обещанное замораживание тарифов всех естественных монополистов все-таки |

|состоится, то финансовое положение большинства региональных операторов может в |

|скором времени несколько ухудшиться, так как топливная составляющая в структуре |

|затрата энергетиков – 30 – 40%, а доходы от поступлений промышленных предприятий|

|в некоторых случаях, как уже было показано выше, достигают 80%. Правда, при этом|

|может произойти уменьшение дебиторской задолженности, что положительно скажется |

|на прибылях предприятий электроэнергетики, однако реальное уменьшение |

|задолженности промышленных предприятий перед энергетиками в результате |

|сокращения тарифов сейчас предположить достаточно трудно. |

III. Газовая промышленность

1. Газовая промышленность на рубеже столетий

Возрастающее значение природного газа в энергобалансе практически всех

регионов мира, включая Россию, - это устойчивая тенденция. За последние 20

лет доля природного газа в мировом балансе первичных энергоресурсов

увеличилась с 17,7 % в 1975 г. до 23,1 % в 1995 г. По имеющимся прогнозам,

к середине следующего столетия удельный вес природного газа в энергобалансе

мира может составить 30 %.

Интенсивное развитие газовой промышленности объясняется рядом

обстоятельств. Наряду с резко возросшими ресурсами природного газа решающее

значение имеют его высокие потребительские, экономические и технологические

свойства. Весьма важно и то, что природный газ является наиболее чистым

топливом. Наконец, это самый дешевый энергоноситель.

На сегодня одной из ведущих газовых компаний мира является РАО “Газпром”,

доля которого в общероссийской добыче газа составляет 94 % и 25% - в

мировой. Более половины потребностей России в энергоносителях также

обеспечивает “Газпром”. Налоги, которые платит РАО, составляют 25 % всех

налоговых поступлений в казну.

РАО “Газпром” - это многопрофильное хозяйство, в котором, помимо

традиционных видов деятельности, существуют и другие, иногда совершенно

непрофильные. Наряду с добычей и поставками газа, РАО добывает газовый

конденсат и нефть, комплексно перерабатывает углеводородное сырье, ведет

доразведку находящихся на его балансе месторождений и эксплуатационное

бурение. В составе “Газпрома” – машиностроительные, ремонтные,

пусконаладочные предприятия, строительные организации, научно-

исследовательские и проектно-конструкторские институты. Такая

многопрофильность позволяет при отсутствии в стране развитого рынка

соответствующих услуг обеспечивать нормальное функционирование газовых

объектов.

Производственная деятельность РАО носит стабильный характер. Сеть

трубопроводов “Газпрома” общей протяженностью более 140 000 километров

обеспечивает газом четыре пятых территории нашей страны. 80 % всех запасов

природного газа расположены в Западной Сибири, разведанные запасы газа по

этому региону составляют 26,8 трлн. куб.м ( по состоянию на 1 января 1996

г.). В Указе Президента РФ от 29 мая 1996 г. “О федеральной целевой

программе “Газификация России на 1996-2000 годы” определены первоочередные

районы газификации, в числе которых - юг Западной Сибири. Одной из

важнейших социально-экономических задач, стоящих перед “Газпромом”,

является газификация сельских районов.

Вследствие кризиса производства в нашей стране падает платежеспособный

спрос на энергоресурсы, в том числе и на газ, в первую очередь в

промышленном секторе и на электростанциях. Но сложившаяся структура

“Газпрома” даже в условиях неплатежей позволила обеспечить надежное

газоснабжение страны, поддерживать относительно низкие цены на газ в

России.

В то же время крупнейший налогоплательщик страны сам оказался в долгу

перед федеральным бюджетом. Из-за хронических неплатежей складывается

критическая ситуация на газопроводах: обслуживающие их люди по полгода не

получают зарплату, изношены трубопроводы. Все это чревато непредсказуемыми

последствиями, в результате которых без снабжения топливом могут оказаться

целые районы. Между тем долги государства, регионов страны и

непосредственно потребителей самому “Газпрому” втрое превышают его

собственные. Должниками компании являются энергетики, позиция которых

долгое время исходила из принципа: хочу - плачу, не хочу - не плачу. Среди

крупных должников таже числятся машиностроители, химики, нефтехимики. Но с

приходом нового руководителя в РАО “ЕЭС России” отношения между двумя РАО

начали меняться в лучшую сторону, поскольку оба общества объединяют общие

подходы к решению одной и той же проблемы - проблемы неплатежей.

Все это и послужило основной причиной реструктуризации РАО “Газпром”.

Одним из первых ее шагов явилось создание Межрегиональной компании по

реализации газа - стопроцентного дочернего предприятия “Газпрома”. Основная

задача ООО “Межрегионгаз” - сбор средств за поставки газа и сохранение

единой системы газообеспечения страны. Такой подход позволяет

приспосабливать структуру “Газпрома” к условиям цивилизованного рынка - в

большинстве развитых стран производство, транспортировка и реализация

продукции разделены. С апреля 1997 г. реализация газа на внутреннем рынке

полностью передана “Межрегионгазу” и его 62 филиалам, один из которых

находится в Томске.

Основными видами деятельности компании являются:

-осуществление газоснабжения потребителей Российской Федерации в

соответствии с заключенными договорами, а также нормами и правилами,

действующими на территории Российской Федерации;

-организация учета газа, поставляемого потребителям;

-обеспечение транспортировки (транзита) газа до потребителей в Российской

Федерации на основе договоров с газотранспортными предприятиями;

-осуществление в соответствии с законодательством инвестиционной

деятельности, включая инвестирование в строительство сетей и других

объектов газоснабжения и газопотребления, с целью расширения российского

газового рынка, а также объектов добычи газа, нефти и газового конденсата и

их переработки.

Неполный год деятельности компании и ее филиалов показал, что “Газпромом”

сделаны верные шаги. Так, до начала действий “Межрегионгаза”, российские

потребители оплачивали не более 2% продукции. Через месяц эта цифра

поднялась до 5%, а в июле компания вышла на 30% платежи, причем три

четверти их получено “живыми деньгами” и высоколиквидными ценными бумагами

банков. Сбор средств за поставленный газ вырос втрое по сравнению с 1996

г., наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста задолженности

потребителей газа.

Новая схема отношений между поставщиками и потребителями сейчас построена

не по ведомственному, а по административно-территориальному принципу. Это

значит, что общий объем средств, поступающих в территориальные бюджеты в

виде налогов от реализации газа, не изменится, но средства будут

распределяться более справедливо. Сейчас обладминитрации заинтересованы

вплотную сотрудничать с имеющимся на их территории филиалами

“Межрегионгаза”, потому что в той области объем налоговых поступлений

больше, где больше газа потребляют. Сложнее в новых условиях приходится тем

регионам, которые по старой схеме аккумулировали налоги зарегистрированного

в ней “Трансгаза”. В их числе оказалась и Томская область. Так,

“Томсктрансгаз” вносил платежи в бюджет за потребителей не только Томской,

но и Кемеровской, Новосибирской, Омской и Тюменской областей и Алтайского

края.

Выходя напрямую на потребителей, “Межрегионгаз” добивается более полной

оплаты потребляемого газа, а также ставит задачу помочь им сделать свою

деятельность рентабельной. Только при этом условии сами потребители смогут

стать платежеспособными покупателями газового топлива и сырья.

“Межрегионгазу” (в соответствии с Указом Президента России) дано право

уменьшать тарифы на газ до 40 %. Снижая цену, компания способствует

снижению себестоимости продукции предприятия и тем самым помогает сделать

ее конкурентоспособной. На эту меру “Межрегионгаз” идет в том случае, если

предприятие исправно ведет текущие платежи на основе предоплаты или аванса

и своевременно выполняет согласованный с компанией график погашения старых

долгов. Недавно, например, подписан протокол о 30% снижении цены на газ для

“Самароэнерго”. Действуя совместно с энергетиками и администрацией,

“Межрегионгазу” впервые удалось вывести целую энергосистему на

стопроцентные платежи за газ и начать ликвидацию старых задолженностей.

Занимаясь реализацией газа на внутреннем рынке, “Межрегионгаз” пришел к

выводу, что продавать его будет сложно, если вплотную не заняться отраслями

промышленности, потребляющими газ в виде сырья и энергоресурсов.

“Межрегионгаз” принялся за создание схем взаимодействия с ними. Самое

главное – сохранить мощности газопотребляющих предприятий. Ведь если заводы

“лежат”, платежи компании не поступят не только на производственном, но и

на бытовом уровне: чем платить за газ семьям, не получающим зарплату?

Поэтому деятельность “Межрегионгаза” направлена на то, чтобы дать

возможность потребителям газа выпускать конкурентоспособную продукцию и

таким образом обеспечить платежи за газ. За восемь месяцев свой

деятельности компании удалось “поднять с колен” не одно предприятие страны.

К примеру, в сентябре 1996 г. остановился Новочеркасский завод

синтетических продуктов, четыре тысячи его рабочих не получали зарплату. Не

работал завод практически год. Пришедший на помощь “Межрегионгаз” за

полгода вывел завод на рабочий режим, помог предприятию выйти на рынок.

Предприятие выпускает метанол и производные из него. Надо сказать, что

газовая отрасль потребляет метанол в больших объемах как технологическое

сырье. Труднее было восстановить экспортные позиции завода. Сегодня он

работает на полную мощность и начал отдавать долги за газ. Взаимная выгода

от подобного сотрудничества очевидна.

Задачи, связанные с реализаций природного газа в нашей области, возложены

на Томский филиал (ТФ). Небольшой по численности коллектив обслуживает

самых разных потребителей - от школ и небольших сельских администраций до

ТНХК и энергетиков. Первые месяцы его работы легкими не назовешь:

избалованный “прощениями” долгов, томский потребитель привык к бесплатному

газу. Но с приходом рыночных отношений времена “бесплатного сыра” ушли в

прошлое. Газ же, как и любой другой товар, тоже имеет свою стоимость. В

1997 г. потребителям области “Томсктрансгаз” доставил немногим более млн.

кубометров природного газа на 141 млн. рублей в новых ценах. Заявки на

нынешний составляют уже 2,5 млн. кубометров.

Совместная работа с деловыми партнерами и потребителями уже начинает

давать свои плоды, со многими из них найдено взаимопонимание. Впервые за

последние годы область стала собирать “газовые” деньги с томичей. В целом

неплохо прошла договорная кампания по поставкам газа на 1998 г. Причем

акцент делается на заключение трехсторонних договоров, на то, чтобы как

можно меньше было перепродавцов. В частности, на трехсторонние договора

переходим с теми, кто получал газ через “Облгаз” и “Горгаз”.

Томская область находится в числе тех, где найдено взаимопонимание с

местными властями. В конце 1997 г. компанией заключены соглашения о

сотрудничестве с администрацией области и мэрией.

На ближайшее время ТФ ставит перед собой задачу выйти хотя бы на 30%

платежи. Но для этого предприятиям-потребителям прежде всего нужно самим

встать на ноги. Помощь может оказать “Газпром” - путем инвестирования,

вложения средств на переоборудование и сырье. Сейчас в этом направлении

совместно с администрацией области ТФ начал работу с рядом томских

промышленных предприятий.

Самыми крупными потребителями газа в области являются энергетики и

нефтехимики, получающие порядка 80% газа от общих поставок. Они же - самые

крупные должники. С ТНХК общий язык найден, будет заключен договор. Но, к

сожалению, пока не получается конструктивного диалога с энергетиками, долги

которых “Межрегионгазу” на начало 1998 г. составили около 90 млн. рублей.

Понятно, что АО “Томскэнерго”, как и газовиков, волнуют проблемы

неплатежей. Тем не менее вопрос расчетов за “голубое топливо” должен

решаться, поскольку в конечном итоге он касается не только двух этих

организаций, но и области в целом, да и каждого томича.

2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДО 2020 ГОДА

В переходный период отрасль проявила себя как наиболее устойчивый и

эффективный сектор ТЭК страны, обеспечивающий около 50% внутреннего

энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно-

энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений в бюджет.

Сохранение целостности ЕСГ с поэтапной реструктуризацией отрасли

(выделением непрофильных производственных структур) позволили обеспечить

устойчивое её функционирование в ходе экономических реформ. Добыча газа в

1990-1999 гг. снизилась на 8,5% в основном вследствие сокращения спроса на

газ в России и платежеспособного спроса странах СНГ. Устойчивая и

эффективная работа отрасли была обусловлена эксплуатацией уникальных по

мощности и эффективности месторождений и газотранспортных систем,

сооруженных в 70-80 годы.

В 1999 г. добыча газа в России составила около 590 млрд.м3, из них около

86% добывалось в Западной Сибири. Три месторождения (Ямбургское,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.