| |||||
МЕНЮ
| Топливно-энергетический комплекс мира|Строительство |4,7 |1,0 |4,8 |1,0 | |Жилищно-коммунальное |59,4 |11,0 |107,|23,1 | |хозяйство | | |7 | | |Население |36,5 |7,0 |86,6|18,6 | |Прочие отрасли |107,2 |20,0 |118,|25,4 | | | | |4 | | |Всего |544,7 |100,0 |465,|100,0 | | | | |9 | | |в том числе: | | | | | |предприятия и организации, |25,6 |6,0 |50,3|10,8 | |финансируемые из федерального| | | | | |бюджета | | | | | |предприятия и организации, |23,7 |4,0 |81,3|17,4 | |финансируемые из местного | | | | | |бюджета | | | | | |оптовые |92,5 |17,0 |158,|34,0 | |предприятия-перепродавцы | | |5 | | На потребительском рынке электроэнергии преобладают промышленные потребители с долей 46,0%, далее следует жилищно-коммунальное хозяйство – 11,0%, транспорт и связь – 9,0%. На рынке тепловой энергии основным потребителем также является промышленность – 29,0%. Отрыв жилищно- коммунального хозяйства и населения от уровня промышленного потребления незначителен: доли этих потребителей соответственно равны 23,1 и 18,6%. Проводимая регулирующими органами в 1998 г. политика сдерживания тарифов на энергию при одновременном росте цен на продукцию организаций-смежников привела к тому, что темпы роста тарифов для промышленных потребителей в целом по России значительно отстали от индекса цен в промышленности. За период с 1990 по 1998 гг. цены на продукцию организаций электроэнергетики увеличились в 11,7 тыс. раз, в то время как в промышленности – в 17,6 тыс. раз. В 1998 г. продолжалась практика перекрестного субсидирования – предоставление существенных льгот всему населению (без учета уровня дохода) и сельскохозяйственным потребителям за счет неоправданного завышения тарифов для промышленных потребителей и железнодорожного транспорта. В целом по России в 1998 г. средний отпускной тариф для промышленности в 2,2 раза превысил отпускной тариф для населения и в 1,5 раза для сельскохозяйственных потребителей. Ещё большую тарифную нагрузку как потребитель несёт электрифицированный железнодорожный транспорт, для которого отпускной тариф в целом по России превышает тариф для промышленности на 15%. Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений с целью поэтапного сокращения перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведения тарифов на электроэнергию, потребляемую населением, до уровня её фактической стоимости. Эти меры позволили в 1998 г. несколько снизить тарифную нагрузку для промышленности и отрегулировать ценовые взаимоотношения на потребительском рынке электроэнергии для населения. К нерациональной структуре тарифов на региональных рынках электроэнергии приводит также и затратный метод ценообразования. Такой подход задает ложные ориентиры для инвестиционного процесса, вынуждает предприятия инвестировать в дорогие источники энергии. В промышленности продолжается внедрение маломощных и неэффективных источников энергии, что в долгосрочной перспективе приведет к повышенной энергоемкости продукции российских производителей. В 1998 г. велась работа по дальнейшему развитию ФОРЭМ[8] в целях снижения стоимости электрической и тепловой энергии за счет конкуренции между хозяйствующими субъектами. На оптовый рынок электроэнергию и мощность поставляли 35 крупных электрических станций, 9 энергоснабжающих организаций и АО «Алтайкокс». ФЭРЭМ функционировал в основных электрических сетях 220 – 1150 кВ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Экспорт электроэнергии Холдинг РАО «ЕЭС России» обладает мощным экспортным потенциалом. Однако, закрытость энергетических рынков стран дальнего зарубежья и неплатежеспособность стран ближнего зарубежья негативно отражаются на объемах экспорта электрической энергии (мощности) и размерах дохода от внешнеэкономической деятельности. Развитие экспорта и выход за счет этого на реальные финансовые потоки Холдинг рассматривает как важнейший фактор повышения своей финансовой устойчивости и создания перспектив долгосрочного развития. В 1998 г. общий объем экспорта электроэнергии из России составил 18,4 млрд кВтч., в том числе по контрактам РАО «ЕЭС России» 12,0 млрд кВтч, или 2% общего объема выработки электроэнергии Холдингом. Поставки в страны дальнего зарубежья почти в 10 раз ниже поставок странам СНГ, но реальные доходы от этой части экспорта в 1,2 раза выше доходов от поставок электроэнергии в ближнее зарубежье. Увеличение доходов от экспорта требует переориентации экспортных потоков на платежеспособных импортеров. Финансовые результаты экспорта электроэнергии в 1998 г. таблица 14 |Страны |Объем поставок |Оплачено млн. | | | |долл. США | | |млн кВтч|млн |Всего |в т.ч. | | | |долл. | |деньгами| | | |США | | | |Ближнее зарубежье | | | | | |Украина |3 127,97|84,4 |9,0 |1,1 | |Казахстан |2 639,27|64,1 |29,8 |17,7 | |Белоруссия |4 946,52|121,0 |67,3 |0,0 | |Грузия |156,86 |4,7 |2,0 |2,0 | |Итого |10 |274,2 |108,1 |20,8 | | |870,62 | | | | |Дальнее зарубежье | | | | | |Турция |378,27 |8,7 |7,3 |7,3 | |Латвия |81,12 |1,4 |1,4 |1,4 | |Финляндия |666,74 |17,8 |17,0 |17,0 | |Итого |1 126,13|27,9 |25,7 |25,7 | |ВСЕГО ЭКСПОРТ |11 |302,1 |133,8 |46,5 | | |996,75 | | | | Новая экспортная политика Комплекс мер по развитию экспортного потенциала Холдинга в торговле со странами дальнего зарубежья включает: 13. разработку и реализацию инвестиционных программ сетевого строительства для передачи электроэнергии в страны с наиболее благоприятными условиями реализации и лоббирование соответствующих межгосударственных соглашений; 14. взаимодействие и согласование интересов с ведущими международными энергетическими организациями и союзами; 15. создание международных консорциумов, в первую очередь, с иностранными компаниями распределительных сетей. Аналогичные меры со странами ближнего зарубежья предусматривают: 16. межгосударственную координацию программ перспективного развития электроэнергетики стран СНГ, создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов на эти цели; 17. формирование межгосударственного рынка электрической энергии и мощности стран СНГ, содействие упрощению таможенной процедуры перемещения электроэнергии через границу; 18. конвертацию долгов стран СНГ в собственность Холдинга РАО «ЕЭС России» на территории этих стран. Основные направления и проекты развития внешнеэкономической деятельности таблица 15 |Наименование|Цель |Состав |Объем |Объем | | | | |экспорта и|инвести| |(проект) | | |прочие |ций, | | | | |характерис|млн | | | | |тики |долл. | | | | | |США | |Расширение |Экспорт |Расширение Выборгской |8,0 млрд |75 | |Выборгской |электроэнергии и |вставки постоянного |кВтч/г. | | |вставки |мощности в |тока 4-м и 5-м КВПУ | | | |постоянного |Финляндию |мощностью 355 МВт | | | |тока | |каждое | | | | | |Увеличение |Увеличение |Выделение на синхронную|до 15 млрд|310 | |экспорта |экспорта за счет |работу агрегатов |кВтч/г. | | |электроэнерг|восстановления и |Молдавской и | | | |ии в страны |модернизации |Бурштынской ГРЭС, | | | |Центральной |существующих |установка вставок | | | |и |межгосударственных|постоянного тока | | | |Юго-Восточно|электрических | | | | |й Европы |связей (Львовское | | | | |через |и Молдавское | | | | |энергетическ|сечения) | | | | |ие сети | | | | | |Белоруссии, | | | | | |Украины и | | | | | |Польшы | | | | | | | |Энергомост |Экспорт |Сооружение линии |Пропускная|1300 | |ВОСТОК–ЗАПАД|электроэнергии и |электропередачи |способност| | | |мощности в страны |постоянного тока ± 500 |ь | | | |Западной Европы, |кВ |электропер| | | |использование |«Россия–Белоруссия–Поль|едачи – 2~| | | |эффекта |ша–Германия» |4 млн кВт,| | | |разновременности | |протяженно| | | |пиковых нагрузок | |сть – 1800| | | |стран-участниц для| |км | | | |обмена пиковой | | | | | |мощностью и | | | | | |резервирования | | | | | |мощности | | | | | | |Увеличение |Повышение |Сооружение ЛЭП |Объем |430 | |экспорта |экономической |напряжением 110 – 400 |экспорта | | |электроэнерг|безопасности |кВ между |мощности | | |ии в страны |Калининградской |энергосистемами |до 3000 | | |Центральной |области, экспорт |Белоруссии и |МВт, | | |и Западной |электроэнергии и |Калининградской области|электроэне| | |Европы через|мощности из России|с Польшей |ргии – до | | |Белоруссию, |в страны | |16 млрд | | |Украину и |Центральной и | |кВтч | | |Польшу |Восточной Европы | | | | | | |Энергомост |Экспорт |Сооружение ГРЭС на о. |Объем |8050 | |РОССИЯ–ЯПОНИ|электроэнергии из |Сахалин и сооружение |экспорта | | |Я |России в Японию с |электропередачи |мощности –| | | |острова Сахалин |постоянного тока по о. |4000 МВт.,| | | | |Сахалин и через пролив |электроэне| | | | |Лаперуза до островов |ргии – до | | | | |.Хоккайдо и Хонсю |24 млрд. | | | | | |кВтч. | | | | |Энергомост |Экспорт |Сооружение 2600 км |Объем |1500 | |РОССИЯ–КИТАЙ|электроэнергии и |линии электропередачи |экспорта | | | |мощности в Китай |постоянного тока из |мощности –| | | | |Иркутской области |2000~ | | | | |(Братского |3000МВт, | | | | |переключательного |электроэне| | | | |пункта) 500 кВ в Китай |ргии – 15~| | | | |через Монголию |18 млрд | | | | | |кВтч/г. | | | | Развитие зарубежных связей и международного сотрудничества В рамках реализации экспортной стратегии Холдинга в 1998 г. велась активная работа по развитию зарубежных связей и международного сотрудничества. Совместно с энергетическими компаниями и фирмами США, Японии, Германии, Польши и других стран было подготовлено и подписано 15 двухсторонних соглашений, протоколов, меморандумов по вопросам сотрудничества в области электроэнергетики. Существенное место в международных контактах уделялось участию РАО «ЕЭС России» в мероприятиях таких неправительственных международных энергетических организаций, как Мировой экономический форум (МЭФ), Мировой энергетический Совет (МИРЭС), Международная комиссия по большим плотинам (СИГБ) и других. Выход на западноевропейский рынок электроэнергии В декабре 1998 г. была достигнута договоренность и согласован порядок вступления РАО «ЕЭС России» в западноевропейский союз UNIPEDE. Учитывая современные тенденции развития европейского рынка электроэнергии и процессы его либерализации, РАО «ЕЭС России» выразило готовность к сотрудничеству с UNIPEDE в вопросах энергетической политики, экономики энергетики, структуры и регулирования рынка. В 1999 г. в Москве состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в области электроэнергетики между Россией и Европейской комиссией ЕС. Ведется разработка общей концепции и полномасштабной программы действий. В перспективе – приобретение современных технологий, оборудования и систем управления энергокомпаний стран-членов ЕС для модернизации энергообъектов Холдинга на компенсационной основе, например, в обмен на поставки электроэнергии из России в Европу. Подписан ряд документов о сотрудничестве с энергетическими компаниями Германии: RWE Energie AG, Preussen Elektra AG, Bayernwerk AG - о сотрудничестве в вопросах экспорта и торговли электроэнергией. Стороны сошлись в понимании потребностей модернизации и переоборудования электростанций, подстанций, ЛЭП, а также в необходимости привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику. Сотрудничество со странами Балтии Важным направлением сотрудничества явились работы в рамках созданного в мае Координационного Комитета БАЛТРЕЛ по проекту реализации Балтийского электроэнергетического кольца с участием 17-ти крупнейших энергообъединений 11-ти стран Балтийского региона. Основной задачей Комитета является исследование условий совместной работы национальных энергосистем и объединений на период до 2010 г., постепенное создание межгосударственного рынка электроэнергии и мощности, улучшение экологической ситуации в регионе, повышение эффективности электроэнергетики и экономическая выгода участников. Энергомост «Восток–Запад» В 1998 г. проведено согласование Договора о параллельной работе энергосистем России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии. В 1999 г. РАО «ЕЭС России» и электроэнергетическими компаниями Украины, Белоруссии, Молдавии и ведущими компаниями Германии, Австрии, Польши и ряда других стран продолжилось исследование условий организации совместной работы энергосистем по оси «Восток–Запад». В рамках данной работы изучалась подготовка энергосистем данных стран к параллельной работе с объединенной энергосистемой стран Западной Европы – UCPTE, велась разработка программы обследования ведущих электрических станций и модернизации автоматических систем регулирования частоты и мощности. В ходе реализации данного проекта РАО "ЕЭС России" намерена восстановить доступ к утраченным рынкам электроэнергии и обеспечить конкурентоспособность всего комплекса. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Подписано Соглашение о сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и Государственной энергокорпорацией Китая. РАО «ЕЭС России» стремится к расширению приграничной торговли электроэнергией с Китаем, совместному привлечению инвестиций на завершение сооружения Бурейской и Богучанской ГЭС, ориентированных на экспорт электроэнергии в Китай, реализации крупномасштабного проекта по созданию Энергомоста «Россия–Китай» большой мощности и пропускной способности до 15 – 18 млрд кВтч/г. и расширению научно-технического сотрудничества в электроэнергетике. РАО «ЕЭС России» и японская корпорация «Марубени» подписали Протокол о намерениях, предусматривающий проведение совместного исследования проекта Энергомоста «Россия–Япония» по передаче с о. Сахалин на японские острова Хоккайдо и Хонсю около 20 млрд кВтч электроэнергии в год. Осуществляется тесное сотрудничество с японской стороной в рамках Программы по снижению выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭКа. Рассматривается обращение Правительства России к Правительству Японии о выделении льготного кредита в размере 2,0 млрд долл. США. Сотрудничество со странами СНГ Впервые за период 1992 – 1998 гг. состоялось совещание руководителей электроэнергетики Азербайджана, Армении, Грузии и России. Было зафиксировано намерение о восстановлении совместной работы национальных энергосистем, развитии торговых отношений и усилении электросвязи с ЕЭС России путем сооружения второй ВЛ-500 кВ по Черноморскому побережью. Подписан межправительственный российско-казахстанский протокол, в котором Стороны договорились разработать механизм погашения задолженности Казахстана за ранее поставленную из ЕЭС России электроэнергию и завершить юридическое оформление передачи в собственность РАО «ЕЭС России» крупного угольного разреза. Намечено создание совместной энергоугольной компании по управлению и эксплуатации угольного разреза «Северный», Экибастузской ГРЭС- 2 и ВЛ-500 кВ Экибастуз–Омск. РАО «ЕЭС России» и белорусским Государственным концерном «Белэнерго» подготовлен и согласован проект Межправительственного соглашения о создании объединенной энергосистемы и её совместном управлении, который был одобрен на заседании Исполкома Союза России и Белоруссии с участием Председателей Правительств обеих стран. В марте 1999 г. в Киеве состоялось подписание двустороннего Меморандума «Об основных принципах российско-украинского сотрудничества в области электроэнергетики». Он отражает основные направления взаимодействия национальных энергосистем, восстановление параллельного режима их работы, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|