рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Топливно-энергетический комплекс мира

|Строительство |4,7 |1,0 |4,8 |1,0 |

|Жилищно-коммунальное |59,4 |11,0 |107,|23,1 |

|хозяйство | | |7 | |

|Население |36,5 |7,0 |86,6|18,6 |

|Прочие отрасли |107,2 |20,0 |118,|25,4 |

| | | |4 | |

|Всего |544,7 |100,0 |465,|100,0 |

| | | |9 | |

|в том числе: | | | | |

|предприятия и организации, |25,6 |6,0 |50,3|10,8 |

|финансируемые из федерального| | | | |

|бюджета | | | | |

|предприятия и организации, |23,7 |4,0 |81,3|17,4 |

|финансируемые из местного | | | | |

|бюджета | | | | |

|оптовые |92,5 |17,0 |158,|34,0 |

|предприятия-перепродавцы | | |5 | |

На потребительском рынке электроэнергии преобладают промышленные

потребители с долей 46,0%, далее следует жилищно-коммунальное хозяйство –

11,0%, транспорт и связь – 9,0%. На рынке тепловой энергии основным

потребителем также является промышленность – 29,0%. Отрыв жилищно-

коммунального хозяйства и населения от уровня промышленного потребления

незначителен: доли этих потребителей соответственно равны 23,1 и 18,6%.

Проводимая регулирующими органами в 1998 г. политика сдерживания тарифов на

энергию при одновременном росте цен на продукцию организаций-смежников

привела к тому, что темпы роста тарифов для промышленных потребителей в

целом по России значительно отстали от индекса цен в промышленности.

За период с 1990 по 1998 гг. цены на продукцию организаций

электроэнергетики увеличились в 11,7 тыс. раз, в то время как в

промышленности – в 17,6 тыс. раз. В 1998 г. продолжалась практика

перекрестного субсидирования – предоставление существенных льгот всему

населению (без учета уровня дохода) и сельскохозяйственным потребителям за

счет неоправданного завышения тарифов для промышленных потребителей и

железнодорожного транспорта.

В целом по России в 1998 г. средний отпускной тариф для промышленности в

2,2 раза превысил отпускной тариф для населения и в 1,5 раза для

сельскохозяйственных потребителей. Ещё большую тарифную нагрузку как

потребитель несёт электрифицированный железнодорожный транспорт, для

которого отпускной тариф в целом по России превышает тариф для

промышленности на 15%. Правительством Российской Федерации принят ряд

постановлений с целью поэтапного сокращения перекрестного субсидирования в

электроэнергетике и доведения тарифов на электроэнергию, потребляемую

населением, до уровня её фактической стоимости. Эти меры позволили в 1998

г. несколько снизить тарифную нагрузку для промышленности и отрегулировать

ценовые взаимоотношения на потребительском рынке электроэнергии для

населения.

К нерациональной структуре тарифов на региональных рынках электроэнергии

приводит также и затратный метод ценообразования. Такой подход задает

ложные ориентиры для инвестиционного процесса, вынуждает предприятия

инвестировать в дорогие источники энергии. В промышленности продолжается

внедрение маломощных и неэффективных источников энергии, что в долгосрочной

перспективе приведет к повышенной энергоемкости продукции российских

производителей.

В 1998 г. велась работа по дальнейшему развитию ФОРЭМ[8] в целях снижения

стоимости электрической и тепловой энергии за счет конкуренции между

хозяйствующими субъектами. На оптовый рынок электроэнергию и мощность

поставляли 35 крупных электрических станций, 9 энергоснабжающих организаций

и АО «Алтайкокс». ФЭРЭМ функционировал в основных электрических сетях 220 –

1150 кВ.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Экспорт электроэнергии

Холдинг РАО «ЕЭС России» обладает мощным экспортным потенциалом. Однако,

закрытость энергетических рынков стран дальнего зарубежья и

неплатежеспособность стран ближнего зарубежья негативно отражаются на

объемах экспорта электрической энергии (мощности) и размерах дохода от

внешнеэкономической деятельности. Развитие экспорта и выход за счет этого

на реальные финансовые потоки Холдинг рассматривает как важнейший фактор

повышения своей финансовой устойчивости и создания перспектив долгосрочного

развития.

В 1998 г. общий объем экспорта электроэнергии из России составил 18,4 млрд

кВтч., в том числе по контрактам РАО «ЕЭС России» 12,0 млрд кВтч, или 2%

общего объема выработки электроэнергии Холдингом.

Поставки в страны дальнего зарубежья почти в 10 раз ниже поставок странам

СНГ, но реальные доходы от этой части экспорта в 1,2 раза выше доходов от

поставок электроэнергии в ближнее зарубежье. Увеличение доходов от экспорта

требует переориентации экспортных потоков на платежеспособных импортеров.

Финансовые результаты экспорта электроэнергии в 1998 г.

таблица 14

|Страны |Объем поставок |Оплачено млн. |

| | |долл. США |

| |млн кВтч|млн |Всего |в т.ч. |

| | |долл. | |деньгами|

| | |США | | |

|Ближнее зарубежье | | | | |

|Украина |3 127,97|84,4 |9,0 |1,1 |

|Казахстан |2 639,27|64,1 |29,8 |17,7 |

|Белоруссия |4 946,52|121,0 |67,3 |0,0 |

|Грузия |156,86 |4,7 |2,0 |2,0 |

|Итого |10 |274,2 |108,1 |20,8 |

| |870,62 | | | |

|Дальнее зарубежье | | | | |

|Турция |378,27 |8,7 |7,3 |7,3 |

|Латвия |81,12 |1,4 |1,4 |1,4 |

|Финляндия |666,74 |17,8 |17,0 |17,0 |

|Итого |1 126,13|27,9 |25,7 |25,7 |

|ВСЕГО ЭКСПОРТ |11 |302,1 |133,8 |46,5 |

| |996,75 | | | |

Новая экспортная политика

Комплекс мер по развитию экспортного потенциала Холдинга в торговле со

странами дальнего зарубежья включает:

13. разработку и реализацию инвестиционных программ сетевого строительства

для передачи электроэнергии в страны с наиболее благоприятными

условиями реализации и лоббирование соответствующих межгосударственных

соглашений;

14. взаимодействие и согласование интересов с ведущими международными

энергетическими организациями и союзами;

15. создание международных консорциумов, в первую очередь, с иностранными

компаниями распределительных сетей.

Аналогичные меры со странами ближнего зарубежья предусматривают:

16. межгосударственную координацию программ перспективного развития

электроэнергетики стран СНГ, создание условий для привлечения

инвестиционных ресурсов на эти цели;

17. формирование межгосударственного рынка электрической энергии и

мощности стран СНГ, содействие упрощению таможенной процедуры

перемещения электроэнергии через границу;

18. конвертацию долгов стран СНГ в собственность Холдинга РАО «ЕЭС России»

на территории этих стран.

Основные направления и проекты развития внешнеэкономической деятельности

таблица 15

|Наименование|Цель |Состав |Объем |Объем |

| | | |экспорта и|инвести|

|(проект) | | |прочие |ций, |

| | | |характерис|млн |

| | | |тики |долл. |

| | | | |США |

|Расширение |Экспорт |Расширение Выборгской |8,0 млрд |75 |

|Выборгской |электроэнергии и |вставки постоянного |кВтч/г. | |

|вставки |мощности в |тока 4-м и 5-м КВПУ | | |

|постоянного |Финляндию |мощностью 355 МВт | | |

|тока | |каждое | | |

| |

|Увеличение |Увеличение |Выделение на синхронную|до 15 млрд|310 |

|экспорта |экспорта за счет |работу агрегатов |кВтч/г. | |

|электроэнерг|восстановления и |Молдавской и | | |

|ии в страны |модернизации |Бурштынской ГРЭС, | | |

|Центральной |существующих |установка вставок | | |

|и |межгосударственных|постоянного тока | | |

|Юго-Восточно|электрических | | | |

|й Европы |связей (Львовское | | | |

|через |и Молдавское | | | |

|энергетическ|сечения) | | | |

|ие сети | | | | |

|Белоруссии, | | | | |

|Украины и | | | | |

|Польшы | | | | |

| |

|Энергомост |Экспорт |Сооружение линии |Пропускная|1300 |

|ВОСТОК–ЗАПАД|электроэнергии и |электропередачи |способност| |

| |мощности в страны |постоянного тока ± 500 |ь | |

| |Западной Европы, |кВ |электропер| |

| |использование |«Россия–Белоруссия–Поль|едачи – 2~| |

| |эффекта |ша–Германия» |4 млн кВт,| |

| |разновременности | |протяженно| |

| |пиковых нагрузок | |сть – 1800| |

| |стран-участниц для| |км | |

| |обмена пиковой | | | |

| |мощностью и | | | |

| |резервирования | | | |

| |мощности | | | |

| |

|Увеличение |Повышение |Сооружение ЛЭП |Объем |430 |

|экспорта |экономической |напряжением 110 – 400 |экспорта | |

|электроэнерг|безопасности |кВ между |мощности | |

|ии в страны |Калининградской |энергосистемами |до 3000 | |

|Центральной |области, экспорт |Белоруссии и |МВт, | |

|и Западной |электроэнергии и |Калининградской области|электроэне| |

|Европы через|мощности из России|с Польшей |ргии – до | |

|Белоруссию, |в страны | |16 млрд | |

|Украину и |Центральной и | |кВтч | |

|Польшу |Восточной Европы | | | |

| |

|Энергомост |Экспорт |Сооружение ГРЭС на о. |Объем |8050 |

|РОССИЯ–ЯПОНИ|электроэнергии из |Сахалин и сооружение |экспорта | |

|Я |России в Японию с |электропередачи |мощности –| |

| |острова Сахалин |постоянного тока по о. |4000 МВт.,| |

| | |Сахалин и через пролив |электроэне| |

| | |Лаперуза до островов |ргии – до | |

| | |.Хоккайдо и Хонсю |24 млрд. | |

| | | |кВтч. | |

| |

|Энергомост |Экспорт |Сооружение 2600 км |Объем |1500 |

|РОССИЯ–КИТАЙ|электроэнергии и |линии электропередачи |экспорта | |

| |мощности в Китай |постоянного тока из |мощности –| |

| | |Иркутской области |2000~ | |

| | |(Братского |3000МВт, | |

| | |переключательного |электроэне| |

| | |пункта) 500 кВ в Китай |ргии – 15~| |

| | |через Монголию |18 млрд | |

| | | |кВтч/г. | |

| |

Развитие зарубежных связей и международного сотрудничества

В рамках реализации экспортной стратегии Холдинга в 1998 г. велась активная

работа по развитию зарубежных связей и международного сотрудничества.

Совместно с энергетическими компаниями и фирмами США, Японии, Германии,

Польши и других стран было подготовлено и подписано 15 двухсторонних

соглашений, протоколов, меморандумов по вопросам сотрудничества в области

электроэнергетики. Существенное место в международных контактах уделялось

участию РАО «ЕЭС России» в мероприятиях таких неправительственных

международных энергетических организаций, как Мировой экономический форум

(МЭФ), Мировой энергетический Совет (МИРЭС), Международная комиссия по

большим плотинам (СИГБ) и других.

Выход на западноевропейский рынок электроэнергии

В декабре 1998 г. была достигнута договоренность и согласован порядок

вступления РАО «ЕЭС России» в западноевропейский союз UNIPEDE. Учитывая

современные тенденции развития европейского рынка электроэнергии и процессы

его либерализации, РАО «ЕЭС России» выразило готовность к сотрудничеству с

UNIPEDE в вопросах энергетической политики, экономики энергетики, структуры

и регулирования рынка.

В 1999 г. в Москве состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в

области электроэнергетики между Россией и Европейской комиссией ЕС. Ведется

разработка общей концепции и полномасштабной программы действий. В

перспективе – приобретение современных технологий, оборудования и систем

управления энергокомпаний стран-членов ЕС для модернизации энергообъектов

Холдинга на компенсационной основе, например, в обмен на поставки

электроэнергии из России в Европу.

Подписан ряд документов о сотрудничестве с энергетическими компаниями

Германии: RWE Energie AG, Preussen Elektra AG, Bayernwerk AG - о

сотрудничестве в вопросах экспорта и торговли электроэнергией. Стороны

сошлись в понимании потребностей модернизации и переоборудования

электростанций, подстанций, ЛЭП, а также в необходимости привлечения

инвестиций в российскую электроэнергетику.

Сотрудничество со странами Балтии

Важным направлением сотрудничества явились работы в рамках созданного в мае

Координационного Комитета БАЛТРЕЛ по проекту реализации Балтийского

электроэнергетического кольца с участием 17-ти крупнейших энергообъединений

11-ти стран Балтийского региона. Основной задачей Комитета является

исследование условий совместной работы национальных энергосистем и

объединений на период до 2010 г., постепенное создание межгосударственного

рынка электроэнергии и мощности, улучшение экологической ситуации в

регионе, повышение эффективности электроэнергетики и экономическая выгода

участников.

Энергомост «Восток–Запад»

В 1998 г. проведено согласование Договора о параллельной работе

энергосистем России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

В 1999 г. РАО «ЕЭС России» и электроэнергетическими компаниями Украины,

Белоруссии, Молдавии и ведущими компаниями Германии, Австрии, Польши и ряда

других стран продолжилось исследование условий организации совместной

работы энергосистем по оси «Восток–Запад». В рамках данной работы изучалась

подготовка энергосистем данных стран к параллельной работе с объединенной

энергосистемой стран Западной Европы – UCPTE, велась разработка программы

обследования ведущих электрических станций и модернизации автоматических

систем регулирования частоты и мощности. В ходе реализации данного проекта

РАО "ЕЭС России" намерена восстановить доступ к утраченным рынкам

электроэнергии и обеспечить конкурентоспособность всего комплекса.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Подписано Соглашение о сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и

Государственной энергокорпорацией Китая. РАО «ЕЭС России» стремится к

расширению приграничной торговли электроэнергией с Китаем, совместному

привлечению инвестиций на завершение сооружения Бурейской и Богучанской

ГЭС, ориентированных на экспорт электроэнергии в Китай, реализации

крупномасштабного проекта по созданию Энергомоста «Россия–Китай» большой

мощности и пропускной способности до 15 – 18 млрд кВтч/г. и расширению

научно-технического сотрудничества в электроэнергетике.

РАО «ЕЭС России» и японская корпорация «Марубени» подписали Протокол о

намерениях, предусматривающий проведение совместного исследования проекта

Энергомоста «Россия–Япония» по передаче с о. Сахалин на японские острова

Хоккайдо и Хонсю около 20 млрд кВтч электроэнергии в год. Осуществляется

тесное сотрудничество с японской стороной в рамках Программы по снижению

выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭКа. Рассматривается обращение

Правительства России к Правительству Японии о выделении льготного кредита в

размере 2,0 млрд долл. США.

Сотрудничество со странами СНГ

Впервые за период 1992 – 1998 гг. состоялось совещание руководителей

электроэнергетики Азербайджана, Армении, Грузии и России. Было

зафиксировано намерение о восстановлении совместной работы национальных

энергосистем, развитии торговых отношений и усилении электросвязи с ЕЭС

России путем сооружения второй ВЛ-500 кВ по Черноморскому побережью.

Подписан межправительственный российско-казахстанский протокол, в котором

Стороны договорились разработать механизм погашения задолженности

Казахстана за ранее поставленную из ЕЭС России электроэнергию и завершить

юридическое оформление передачи в собственность РАО «ЕЭС России» крупного

угольного разреза. Намечено создание совместной энергоугольной компании по

управлению и эксплуатации угольного разреза «Северный», Экибастузской ГРЭС-

2 и ВЛ-500 кВ Экибастуз–Омск. РАО «ЕЭС России» и белорусским

Государственным концерном «Белэнерго» подготовлен и согласован проект

Межправительственного соглашения о создании объединенной энергосистемы и её

совместном управлении, который был одобрен на заседании Исполкома Союза

России и Белоруссии с участием Председателей Правительств обеих стран.

В марте 1999 г. в Киеве состоялось подписание двустороннего Меморандума «Об

основных принципах российско-украинского сотрудничества в области

электроэнергетики». Он отражает основные направления взаимодействия

национальных энергосистем, восстановление параллельного режима их работы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.