рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Территориальная организация населения. Шпоргалки.

основаны новые города на юге Дальнего Востока Хабаровск, Владивосток и

др.) и на Кавказе (Владикавказ, Грозный и др.). В староосвоенных районах

городами стали некоторые промышленные села (Павловский Посад, Иваново).

Одним из последних в XIX в. (статус города получил уже в 1903 г.) в месте

пересечения реки Обь Транссибирской железнодорожной магистралью появился

Новониколаевск (Новосибирск). Выгодное положение в узле транспортных путей

способствовало бурному развитию этого города, который сегодня является

самым крупным в азиатской части России. Благодаря строительству

Транссибирской магистрали появляются или ускоренно развиваются также

многие другие города на юге азиатской части (Красноярск, Хабаровск и др.).

Тогда как развитие центров, бывших до этого главными в своих районах, но

оказавшихся в стороне от новой магистрали, замедляется или прекращается

(Тобольск, Томск, Благовещенск и др.). Окончательно исчезают к началу XX

в. также многие старые русские города-остроги, располагавшиеся на реках в

северной части Сибири (Мангазея, Кетск и др.). Последним образованным

перед революциями 1917 г. городом в 1916 г. стал Романов-на-Мурмане

(Мурманск). Сюда к незамерзающему участку побережья Баренцева моря подошла

железная дорога из Петербурга. И город стал главным портом для связей

России с ее европейскими союзниками в Первой мировой войне

(Великобританией, Францией и др.), взамен блокированных Германией и

Турцией портов на побережьях Черного и Балтийского морей.

Но в целом к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской

страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше

показателя не только Великобритании (75%), но и таких стран, как Германия,

Франция, США (40—50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось

всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых

(более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т. е. являлись по

современной типологии малыми. Очень редкой являлась сеть городов в

азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи (на юге)

или даже десятки тысяч (на севере) квадратных километров территории.

Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.

Что такое урбанизация. Каковы ее основ. показатели.

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период

развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли

усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего

были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных

странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках — географии,

экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урбанизационных

процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть

глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России,

остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Как уже отмечалось выше, урбанизация — это усиление значения городских

поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени

урбанизационными процессами оказываются охваченными практически все

области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном

виде это проявляется в формировании и все более широком распространении

современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей

видимости, охватит все человечество. Но образ жизни — это качественная

характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и

сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных

обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому

обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким

характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при

этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими

показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

• количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

• численность городского населения;

• доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших

и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении

XX в. представлено в табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века

число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля вплотную

приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование

все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более

20 городов Й городских агломераций с численностью населения более 10 млн.

человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные

города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях

происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже

каждый пятый человек на Земле проживает не просто в городе, а в очень

крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек.

В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей

урбанизации не ожидается.

0x01 graphic

Источники: Перцик Е. Н. География городов. — М.: Высшая школа, 1991; World

Urbanization Prospects: The 2002 Revision/ — www.un.org/.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень

урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации

— рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных

размеров, концентрацию населения во все более крупных городских

образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее

обобщенным является последний показатель, который характеризует городское

население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е.

отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или

иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют

также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по

нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо

отдельной территории или на Земле в целом.

Какими факторами определяется террит. Дифференциация показателей

урбанизации в России?

Урбанизация — это усиление значения городских поселений в разных сферах

жизни общества. В той или иной степени урбанизационными процессами

оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности

современного общества.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят

эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными.

Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории

существенно различаются по уровню социально-экономического развития,

возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так,

Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были

преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля

городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами

увеличивалась доля горожан в среднеурбанизированных странах (США,

Германия, Франция — доля горожан составляла около 50%). Тогда как на

большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не

достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень

урбанизации на Земле составлял около

14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации

отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е.

дифференциация возрастала.

В начале XX в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика,

но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и

более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже

снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до

75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому

можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет

быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по

данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее, и в настоящее время различия по доле городского населения

хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились

показатели уровня урбанизированности Северной и Латинской Америки,

Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия

показателя между этими регионами превышали 3 раза, а в Средние века — 1,5

раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской

Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века

значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля

городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но

растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно

уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%).

Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных

государств, самым крупным по численности населения из которых является

Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают,

безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать,

что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной

территории (страны), тем выше и доля городского населения.

Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно

неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и

жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий

все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного

географического положения и по другим причинам), то население может быть

сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше

90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в

пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля

городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским

государством является Джибути, где имеется относительно крупный

порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и

восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

0x01 graphic

Источник: World Urbanization Prospects: The 2002 Revision. www.un.org/.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что такое городские агломерации.

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских

поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все

регионы мира, кроме Зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в

основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские

поселения в слабоурбанизированных районах — как путем основания новых

городов \"на пустом месте\", так и путем преобразования в города наиболее

крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции,

т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более

значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко

урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими

городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в.

или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в

районах близкого расположения большого количества отдельных сравнительно

небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн

в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название

моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа —

полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров).

Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и

полицентрических в современном мире довольно много — преимущественно в

районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в

наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив

изолированные города (которые сохранились в относительно

слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю

городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне,

и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень

часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного

города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации — взаимосвязанные группы поселений,

прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми,

рекреационными,

инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными

считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством

маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единой целое.

При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в

главном городе (ядре) агломерации, а проживают — в других поселениях.

Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в

основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут

превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи

проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации

крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и

др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений).

Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках

кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции,

опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации

(как правило, ее главного- центра) находятся в других населенных пунктах

агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских

агломераций. В Зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих

случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком

понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется

конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации

(конурбации) оценивается европейскими учеными в 10—11 млн. чел.

Отечественные ученые в рамки агломерации включают все населенные пункты,

значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным

городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее

1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население

Московской агломерации оценивается в 12,5—14 млн. чел. В США в качестве

агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы

(CMCА), которые целиком включают в себя первичные территориальные единицы

(графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным

городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются

и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских

агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее

время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических

границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах.

И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации \"при

взгляде снаружи\" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку

это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная

исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных

поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет

в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что

многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например,

район небоскребов Дефанс) — это тоже Париж. А общая численность населения

Парижской агломерации (\"Большого Парижа\") оценивается в 11—12 млн. чел.

Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало

XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся

Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е

место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5

раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. человек в 1940-х

гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX

в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население

сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но

население большинства современных крупнейших городских агломераций за

последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т.

д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся

странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и

сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из

которых находятся в развивающихся странах.

0x01 graphic

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из каких компонентов складывается ЭГП города.

Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно

развиваются, концентрируют все новые и новые функции, и достигают

гигантских размеров, тогда как другие города остаются небольшими на

протяжении десятилетий, или вообще угасают? Ответ на этот вопрос дает

теория экономико-географического положения городов, основные положений

которой были разработаны российским географом Н. Н. Баранским (1881—1963).

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение города

относительно объектов, имеющих для него экономическое значение. Его

следует отличать от физико-географического положения — относительно

природных объектов (морских побережий, горных хребтов и т. д.), которые

могут иметь, а могут и не иметь влияния на экономику города.

ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может

состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими

элементами):

1) природно-географическое положение:

— относительно природных зон (природных условий);

— относительно природных ресурсов;

2) промышленно-географическое положение:

— относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных

центров добывающей промышленности);

— относительно главных центров обрабатывающей промышленности;

3) аграрно-географическое положение:

— относительно районов производства сельскохозяйственного сырья;

— относительно районов производства продуктов питания;

4) транспортно-географическое положение:

— относительно важнейших внутренних транспортных магистралей;

относительно транспортных узлов международного значения;

5) рыночно-географическое положение:

— относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации;

— относительно районов снабжения потребительскими товарами;

6) геодемографическое положение:

— относительно районов с приростом населения (с потенциалом роста

количества трудовых ресурсов);

— относительно центров науки, образования и культуры (с потенциалом роста

качества трудовых ресурсов);

7) политико-географическое положение:

— относительно столицы государства;

— относительно государственных границ;

8) военно-стратегическое положение:

— относительно имеющих оборонительное значение объектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.