рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соединенные Штаты Америки

Профиль растениеводства в США в первую очередь определяют зерновые

культуры, которые занимают 2/3 всех площадей. Главная продовольственная

культура - пшеница, но кормовых культур (кукуруза, сорго) собирают

значительно больше. Среди масличных культур ведущее место принадлежит

соевым бобам, сбор которых в последние десятилетия сильно вырос. Они

используются и в пищу (в виде соевого масла), и на ком скоту. Среди

волокнистых культур особую роль играет хлопчатник, который в XIX веке был

главной статьей экспорта. Среди сахароносных культур примерно одинаковое

место занимают сахарная свекла и сахарный тростник. Очень велика роль

фруктов и овощей.

Профиль животноводства США, прежде всего, определяет разведение

крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления. Широко

распространено также разведение свиней и домашней птицы. Производство

мясных цыплят (бройлеров) - наиболее индустриализированная отрасль

сельского хозяйства США, которую можно рассматривать скорее как отрасль

промышленности, расположенную в сельской местности. Ежегодно производят до

4 млрд. бройлеров. Их можно купить в любой столовой, закусочной.

Сельскохозяйственные районы. В США представлены, пожалуй, все

основные типы сельского хозяйства, встречающиеся в экономически развитых

странах; ученые выделяют в стране 13 таких типов. При этом огромное

разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта,

обеспечивающего массовые перевозки сельскохозяйственных грузов, создали

предпосылки для довольно узкой специализации не только отдельных ферм, но и

целых районов, которые в США принято называть поясами. Это пшеничный пояс,

сформировавшийся на Великих равнинах, с очень высоким уровнем механизации

ферм - настоящих "зерновых фабрик", нередко занимающих многие тысячи

гектаров. Это кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где

почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания

этой культуры. Это молочный пояс в Приозерье и штатах Северо-Востока. Это

хлопковый пояс, сложившийся по нижнему течению Миссисипи. Это пояс

животноводства на ранчо в Южной части Великих равнин и Горных штатах.

Главный район выращивания фруктов и овощей в США - Калифорния, которую

неслучайно называют страной 350 солнечных дней. Калифорния дает 1/2

мирового сбора лимонов, 1/3 сбора апельсинов. В США на нее приходится 9/10

сбора винограда, 1/2 сбора персиков, груш, слив, помидоров, 1/3

производства фруктовых и овощных консервов. Можно говорить также о

специализированных районах выращивания арахиса, табака.

III сфера АПК. В III сферу АПК включают пищевую и некоторые другие

отрасли промышленности (в них в 1986 года было занято 4,2 млн. человек или

около 20% всех работников АПК, и создавалось 26,3% всей условно чистой

продукции АПК), а также транспорт, оптовую и розничную торговлю,

предприятия общественного питания США (в этих отраслях в 1986 году было

занято 10,6 млн. человек или 50,5% всех работников АПК, и производился 41%

условно чистой продукции АПК).

Роль III сферы в АПК США стабильно увеличивается практически по всем

показателям. Особенно существенно активизировалась деятельность компаний

пищевой промышленности, а также фирм, занятых в розничной торговле и в

системе общественного питания.

Агропромышленный комплекс США способен полностью удовлетворить

потребности населения в продовольствии, но высокие цены, по которым

монополии сбывают фермерскую продукцию, оказываются непосильными для

большей части трудящихся американцев. Например, затраты населения США на

продовольствие и напитки в сопоставимых ценах 1982 года увеличились за

период с 1980 по 1986 год на 13%. В ценах 1986 года эти затраты составили

498 млрд. долларов, что составило около 18% всех потребительских расходов

населения на товары и услуги.

География отдыха и туризма: главные районы.

По развитию международного туризма США значительно уступают Европе, но

тем не менее ежегодно страну посещают 30 - 40 млн. человек. Очень большое

развитие получил внутренний туризм, сильно развита "индустрия

гостеприимства", включая автосервис.

США обладают очень большими и разнообразными природно-рекреационными

ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные

районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи,

горного - штаты Запада, особенно в пределах Скалистых гор, приозерного -

штаты Приозерья.

В США 50 национальных парков, которые ежегодно посещают более 50 млн.

туристов. Наиболее известные из них - Йеллоустонский, Йосемитский, Секвойя,

Глейшер, Большой каньон, Колорадо на Западе и Грейт-Смоки-Маунтинс в

Аппалачах. Кроме национальных парков, заповедников и природных резерватов,

система туристско-рекреационных территорий в США включает такие категории,

как "национальный памятник", "национальный мемориал", "национальный

исторический парк", "национальное поле битвы" и т.д.

Йеллоустонский национальный парк (название парка можно перевести как

жёлтый камень). Площадь парка — 9000 квадратных километров. Он расположен

на северо-западе Америки, на стыке трёх штатов (Монтаны, Айдахо и

Вайоминга) в середине Скалистых гор. Первым белым человеком, увидевшим

Йеллоустон в 1807 году, был Джон Кольтер. Но рассказам его никто не

поверил. И только в 1871 году туда была послана официальная экспедиция,

вскоре члены экспедиции поняли, что видят сокровище. Предложено было

поделить землю. Но некий Густав Доан сказал, что частной собственностью эта

земля не станет. И в 1872 году специальным законом был создан первый в мире

заповедник "Йеллоустонский национальный парк". Но без гейзеров парк вряд ли

стал бы так знаменит. Гейзеры парят по всему парку. Ландшафт парка сложился

в результате грандиозного извержения вулкана 600000 лет назад, поэтому

горячие источники и гейзеры появляются всюду, где вода через сложный

лабиринт трещин и расселин находит выход на поверхность земли. В парке

есть места, где тёплые воды образуют самых разных цветов озёра. Окрасили

дно бактерии, живущие почти в кипятке. Избыток воды уносит из парка речка

Йеллоустон, ниже она обрывается водопадом, высотой превосходящим обрыв

Ниагары. Йеллоустон значителен, прежде всего, как геологический

заповедник.

Гранд Каньон находится на северо-востоке штата Аризона. Это ущелье

глубиной 1800 метров в самой широкой части достигает 30 километров и

тянется более чем на 350 километров в длину через поросшее лесами плато

Кайбаб. По мнению геологов, эта область, состоящая из пяти климатических

зон, сформировалась от 6 до 10 миллионов лет назад. Некогда здесь

простиралась огромная равнина. С течением времени она под действием

тектонических сил она поднялась над уровнем моря, причем в некоторых местах

— на 2500 метров. Через эту область, называемую теперь плато Колорадо,

протекала река с тем же названием. Ее воды, камни, песок и ил постепенно

проникали через различные слои земли вглубь и достигли древней первичной

породы на глубине 1800 метров. Ветры, дожди, снега и крайние перепады

температур выветрили стены каньона и расширили ущелье, которое становилось

все глубже и глубже. Этот процесс не завершился и сегодня. Пастельные цвета

слоистых скал ущелья постоянно меняют оттенки, становясь то кремовыми и

бурыми, то желтыми и зелеными, то коричневато-черными и пурпурными. Мощные

силы природы много миллионов лет работали над этим ландшафтом. Лучшее

впечатление об их творении можно составить, обозревая его с берегов реки

Колорадо. За громадными, полыхающими алым цветом утесами повсюду виднеются

песчаные бухты, обрамленные тамариском. В одиночку кружат в поисках добычи

ястребы, на мелководье спокойно продолжают вылавливать рыбу цапли, а

пугливые муфлоны молниеносно исчезают в ходах скалистого лабиринта. При

приближении к слиянию Колорадо и Грин-Ривер издалека слышен шум порогов.

Тут обрамленный скалами поток с его дикими водоворотами становится все

более и более узким. Река петляет среди остроконечных утесов (они так и

называются: «Needles’), и далее оказывается, что расстояние от одного

скалистого берега до другого порою не более одного метра. Между скал,

уходящих вверх на головокружительную высоту, простираются террасами плато,

уступы, ущелья, малые каньоны и камни самых причудливых конфигураций.

Monument Valley - эта пустынная долина, на границе Штатов Юта Аризона,

с ее монолитными глыбами и плоскими горами, известна всему миру благодаря

фильмам-вестернам. Долина находится на территории резервации индейцев

племени Навахо, которым принадлежит эксклюзивное право на сопровождение

экскурсий в Monument Valley.

Йосемитский национальный парк. Парк находится в Калифорнии, в 365 км от

Сан-Франциско и 470 км от Лос-Анжелеса. Парк известен самым высоким

водопадом в Северной Америке и вторым по высоте в мире - Yosemite Falls

(около 730 м); гранитной скалой высотой более 1500 метров - Half Dome;

параллельными пиками - Three Brothers; очень красивой в любое время года

Yosemite Valley - широким лесным массивом, окруженным гранитным хребтом; и

другими природными сокровищами.

Долина смерти - так переводится название этого Парка, и, побывав здесь,

можно понять чувства пионеров - переселенцев, которые и дали это название

долине, расположенной на 86 метров ниже уровня моря. Рекорд температуры

отмеченный здесь 56,6°С, а температура песка летом доходит до 93°С!!! Death

Valley также известна природным феноменом - самостоятельно перемещающимися

по гладкой пустынной поверхности камнями, которые называют Dancing Rocks.

Зловещая репутация "гиблого" места и возможность ощутить превосходство

Природы над человеком ежегодно привлекают сюда более 1 миллиона туристов со

всего мира. Средняя температура с ноября по март от +5 до +25°С, а с мая по

сентябрь от +37 до +46°С.

Транспортный комплекс. Внутренняя торговля.

США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире

транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной

жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в первую

очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и

кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало

существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс

субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни

американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления

прослойки постоянно живущих в передвижных домах - трейлерах. На долю

транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50

до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта

оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в

1 трлн. долларов.

К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования

(ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный,

воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских

перевозок выполняет транспорт необщего пользования - грузовой транспорт

промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные

самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в

основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким

качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1%

железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути,

на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в

усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические

сооружения на ряде внутренних водных путей.

Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3

внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды

металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие

промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около

265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти

исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном

четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк

пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).

Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также

пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно

автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн.

единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн.

единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов

покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги -

частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и

авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее

ездивших в поездах.

Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и

продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-

западные штаты с городами Севера.

Водный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным

образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и

наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т.

Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по

грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов

специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).

Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением

трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал

неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства

вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов.

Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки.

Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на

Великие озера.

Морской торговый флот под американским флагом насчитывает более 730

судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше) общим дедвейтом порядка 24

млн. тонн. Значительное число судов, фактически принадлежащих американским

судовладельцам, зарегистрировано под "удобными флагами", т.е. под флагами

стран с низкой заработной платой экипажей, слабым влиянием профсоюзов и

т.п. - Либерии, Панамы и других стран.

Большое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет

регулярные рейсы между городами США, а также в другие государства. Почти

2/3 пассажиров, прибывающих в США из-за границы и покидающих страну,

пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.

Традиционно важным звеном капиталистического хозяйства Соединенных

Штатов является внутренняя торговля. Ведущее место этой отрасли в экономике

страны определяется ее высокой долей в ВНП. В 1986 году эта доля составляла

16,5% (в том числе оптовая торговля - 6,9%, розничная - 9,6%).

Владения и внешние экономические связи.

США принадлежит ряд территорий в Карибском море и Тихом океане.

Пуэрто-Рико (Содружество Пуэрто-Рико) - страна в Вест-Индии,

расположена на острове Пуэрто-Рико и небольших островах Вьекес, Кулебра,

Мона и др. С севера омывается водами Атлантического океана, с юга -

Карибского моря. Площадь - 8,9 тыс. км2, население - 3,28 млн. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Сан-Хуан. Официальные языки

- английский и испанский.

В Пуэрто-Рико расположены 13 американских военных баз, склады

ядерного оружия.

Виргинские острова - группа небольших островов в Карибском море,

самые крупные из которых Сент-Томас, Сент-Джон и Санта-Крус. Владение

Великобритании и США. Острова, принадлежащие Соединенным Штатам, имеют

площадь 352 км2, население - 11 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Шарлотта-Амалия. Официальный язык - английский.

На Виргинских островах располагается военно-морская база.

Гуам - остров в западной части Тихого океана, самый крупный в группе

Марианских островов, площадь - 549 км2, население - 124 тыс. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Аганья. Официальный язык -

английский.

Восточное Самоа - группа островов в восточной части архипелага Самоа

в Тихом океане, самый крупный - остров Тутуила (137 км2). Общая площадь -

197 км2 , население - 36 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Паго-Паго (остров Тутуила). Официальный язык -

английский.

США владеют также рядом небольших островов в Тихом океане, самыми

крупными из которых являются:

Уэйк, площадь - 8 км2, население - 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год); здесь располагается военно-морская база США.

Мидуэй, площадь - 5 км2, население 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год). Как и на Уэйке, здесь находится военно-морская база США.

Аттол Джонстон, площадь - 2,6 км2, население - 300 человек (данные на

1980 год). На острове размещается военная база США.

Кроме того, с 1947 года под управлением США находится подопечная

территория ООН, расположенная в западной части Тихого океана к северу от

экватора, - Тихоокеанские острова (Микронезия), в состав которых входят

Каролинские, Марианские и Маршалловы острова. Они включают в себя более 2

тыс. атоллов и островов, общая площадь которых составляет 1,8 тыс. км2,

население - около 140 тыс. человек (данные на 1985 год). Административный

центр- Колониа (остров Понапе). Официальный язык - английский.

США поддерживают внешнеторговые связи с государствами всех

континентов, но с социалистическими странами они невелики. Особенно большой

доход получают монополии США от неэквивалентной торговли с развивающимися

странами: американские товары сбывают в эти страны по высоким ценам, а

сырье и продукты плантационного хозяйства развивающихся стран закупают по

низким ценам. С развитыми капиталистическими странами США ведут

ожесточенную конкурентную борьбу (особенно со странами "Общего рынка" и с

Японией). В экспорте США около половины приходится на машины и

оборудование, а в импорте - 2/3 на сырье, топливо и полуфабрикаты. Долгое

время внешнеторговый баланс был активным и покрывал значительную часть

государственных расходов, среди которых ежегодно возрастают расходы на

военное производство и содержание военных баз. К началу 80-х гг. импорт

превысил экспорт, внешнеторговый баланс стал пассивным.

США - крупнейший экспортер капитала. Монополии вкладывают свой

капитал в различные сферы деятельности многих стран, а государство

предоставляет займы особенно большие тем странам, в которых господствуют

реакционные режимы.

Экономические районы США. Города.

Об экономических районах США уже было сказано несколько слов в

разделе "Общая характеристика хозяйства". Рассмотрим теперь каждый район

более подробно.

Промышленный Север. Север продолжает оставаться ведущим экономическим

районом США, но его удельный вес в хозяйстве страны снизился в результате

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.