рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)

Учитывая принятие и присоединение России к Конвенции по морскому праву

1982 г., усиление интереса к российскому арктическому сектору иностранных

государств, сегодня необходимо разработать новые правовые обоснования

претензий Российской Федерации на свою арктическую зону.

Безусловно, в основе этого обоснования должны быть и фактическое

закрепление, начиная с 1926 г. за СССР–Россией полярных владений, и вековой

опыт освоения Россией земель в Северном Ледовитом океане. Однако

изменившаяся международно–правовая ситуация делает только исторические

ссылки недостаточными. Негоже, чтобы из–за бюрократической медлительности

(достаточно вспомнить историю с ратификацией Конвенции 1982 г., когда

Россия буквально вскочила на подножку уходящего поезда) Россия потеряла

значительную часть своего континентального шельфа.

Другие арктические государства уже предпринимают необходимые шаги по

закреплению своего суверенитета над соответствующими арктическими

секторами. В то время как Россия, похоже, решила от него «избавиться».

Именно этот вывод следует из определения арктической зоны, содержащегося в

законопроекте «Об арктической зоне», внесенном в Государственную Думу

России Советом Федерации 21 апреля 1999 г.

История этого вопроса такова. В июле 1998 г. в Государственную Думу

Советом Федерации был внесен проект Федерального закона «Об арктической

зоне Российской Федерации». В соответствии с этим вариантом законопроекта,

арктическая зона определялась как часть Арктики, находящаяся под

суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации. В нее включались: а)

территории субъектов Российской Федерации (далее следовал их подробный

перечень); б) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и

острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья

Российской Федерации до Северного полюса, находящиеся в пределах границ,

проходящих на западе по меридиану 32 градуса 4’35» восточной долготы (а в

пределах от 74 градуса до 81 градуса северной широты — по меридиану 35

градусов восточной долготы), на востоке — по меридиану 168 градусов 58’37»

западной долготы; а также в) внутренние воды и территориальное море

Российской Федерации; г) исключительная экономическая зона и

континентальный шельф, прилегающие к территориям, указанным в пунктах «а» и

«б».

Таким образом, в этой редакции пункт «б» законопроекта практически

повторял формулировку Постановления ЦИК 1926 г. с упоминанием Северного

полюса в качестве верхней точки арктической зоны России. Тем самым

подтверждалась площадь российской арктической зоны в 5,8 млн. кв. км.

Новый вариант этого законопроекта был внесен в Государственную Думу 21

апреля 1999 г. Как следует из его преамбулы, законопроект призван

определить состав арктической зоны и установить особенности правового

регулирования всех форм деятельности в этой зоне.

На этот законопроект возлагаются большие надежды с точки зрения

детальной проработки вопросов экономической и социальной политики в районах

Крайнего Севера. И в принципе, он не вызывает особых нареканий. Если бы не

один важный момент: подчеркивая свою направленность на обеспечение

геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, законопроект тем

не менее содержит чрезвычайно опасное определение границ российской

арктической зоны, что может повлечь за собой в случае принятия закона

тяжелейшие политические и экономические последствия. Так, законопроект в

статье 1, по–прежнему определяя арктическую зону как часть Арктики,

находящуюся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации,

практически дословно повторяет пункты «а», «в» и «г» предыдущего варианта

законопроекта, но дает совершенно иное толкование пункта «б». Этим пунктом

статьи 1 законопроекта в состав арктической зоны России включаются такие

архипелаги, как Земля Франца–Иосифа, Северная Земля, группа островов Новая

Земля и другие острова, расположенные в Северном Ледовитом океане в

границах, которые определены следующим образом: на западе и востоке - в

пределах Государственной границы Российской Федерации, на севере - в

соответствии с нормами международного права.

Далее текст законопроекта содержит два достаточно формальных

положения, что в случае противоречия нормативных правовых актов Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону

применяется настоящий Федеральный закон, и что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в

области отношений в арктической зоне являются составной частью правовой

системы Российской Федерации. Если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем те, которое предусмотрены

законодательством Российской Федерации в области отношений в арктической

зоне, применяются правила международного договора. Прежде всего, имеется в

виду Конвенция по морскому праву 1982 г. с ее определением размеров

континентального шельфа в 200 миль.

Итак, в новом варианте текста законопроекта отсутствуют ссылки на

установленный Постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г. полярный сектор

России с Северным полюсом во главе. А утверждение, что граница арктической

зоны России на севере определяется в соответствии с нормами международного

права, снимает претензии на значительный участок континентального шельфа,

лишает российскую арктическую политику многолетней правовой базы, на

которой она строилась.

В данном исчислении континентальный шельф России в Арктике составит

лишь 4,1 млн. кв. км. Прогнозируемые запасы на территории, которая «выпала»

из текста законопроекта, оцениваются в 15–20 млрд. тонн условного топлива.

У меня не так хорошо с математикой, чтобы подсчитать, сколько это в рублях

или долларах.

При всем уважении к нормам международного права, Россия должна

исходить из принципа секторального разделения Арктики, включив его как в

текст закона «Об арктической зоне Российской Федерации», так и в иные

нормативно–правовые акты. Закрепление российского суверенитета над полярным

сектором в границах 1926 г. должно происходить не только в рамках

национального законодательства, но и на международном уровне. Тем более,

что международное право содержит ряд механизмов, которые позволят и в этом

контексте доказать право России на исторически сложившуюся ее арктическую

зону.

Прежде всего, Конвенция 1982 г. не отменяет секторального принципа

определения статуса территорий в Арктике. С другой стороны, она

предусматривает 200–мильный отсчет континентального шельфа от исходных

линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод лишь тогда, когда

внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое

расстояние. Под подводной окраиной материка понимается находящееся под

водой продолжение континентального массива прибрежного государства,

состоящее из поверхности и недр шельфа. В данной ситуации Россия должна

обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением

Сибирской континентальной платформы, и применить нормы конвенции,

предусматривающие в данном случае выведение внешней границы

континентального шельфа за 200–мильную зону. В подобном случае Конвенция

устанавливает 350–мильный ограничитель. Затем России будет необходимо

зарегистрировать в Организации Объединенных Наций и в Международном органе

по морскому дну безусловную юрисдикцию России над своим арктическим

сектором, права по его использованию и освоению.

Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой

арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926

г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись

пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов,

юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты,

нет.

(www.ng.ru)

В дополнение:

02.03.01. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на российские военно-

дипломатические источники сообщило, что в рамках международной программы

изучения Северного морского пути – Insrop - начинается поиск возможностей

пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По

мнению администрации СМП, интернационализация арктических вод грозит стране

существенным сокращением ледокольного флота.

Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана

в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использования Северного

морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через

Суэцкий канал). В программе участвуют норвежский институт Ф. Нансена,

японский Фонд морского судоходства (Japan's Ship and Ocean Foundation),

российские Центральный научно-исследовательский институт морского флота

(ЦНИИМФ) и Арктический и Антарктический НИИ. Финансируется Insrop на

паритетной основе японской и норвежской стороной. Россия участвует в

программе своими научными разработками. Разработчики программы никогда

ранее не поднимали вопрос о политическом статусе СМП.

По мнению участников Insrop, на севере морские владения России должны

ограничиваться 12-мильной зоной территориальных вод. Как в Канаде, которая

не имеет исключительных прав на арктические воды своего северного

побережья. Как сообщил начальник администрации Северного морского пути

Анатолий Горшковский, западные судоходные компании хотят участвовать в

освоении северных нефтегазовых месторождений (более 35% мировых разведанных

запасов). После «интернационализации» СМП они получат свободный доступ к

портам Енисея и Обской губы. К освоению северных маршрутов судовладельцев

подталкивают и долгосрочные прогнозы метеослужб: глобальное потепление

через 15-20 лет увеличит в Арктике пространство «открытой воды» и упростит

перевозки.

Реализация планов участников Insrop может обернуться катастрофой для

российского ледокольного флота. По словам господина Горшковского,

ледокольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20

тыс. т) обходится владельцу в 100-120 тыс. USD.

При этом на содержание ледокольного флота России ежегодно нужно не

менее 3 млн. USD. Потеря СМП «российского» статуса приведет к тому, что

иностранные судовладельцы смогут пользоваться услугами собственных

ледоколов.

Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600

км, через Суэцкий канал — 11 400 км.

«Коммерсант», 06.03.01.

Ресурсы Арктики

В настоящее время на Севере сосредоточены 65% запасов нефти, 85% -

газа, 63% - угля, 90% - никеля, 67% - леса, 87% - рыбы, 80% - апатитов,

более 95% - алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных

металлов Российской Федерации.

Сегодня на Севере производится свыше 20% национального дохода России

при доле численности населения всего лишь в 8%, добывается 75% нефти, 92% -

газа, 15% - угля, вырабатывается более 15% электроэнергии, заготавливается

около 50% деловой древесины.

На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире

алмазов. Республика Саха (Якутия) занимает также одно из ведущих мест в

России по запасам и прогнозным ресурсам благородных металлов, прежде всего

золота и серебра.

Север остается также главным источником мехов и рыбопродуктов.

По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных

ископаемых континентальный шельф является уникальным национальным резервом

России. Извлекаемые ресурсы углеводородов составляют более 100 млрд. тонн в

пересчете на нефть. В западном секторе российской Арктики открыта

гигантская газонефтяная шельфовая провинция, в которой сосредоточено 70%

всех начальных извлекаемых ресурсов. Новые центры нефтегазодобычи могут

быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного

нефтегазонакопления - Центрально-Баренцевского, Южно-Карского

газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Широки в этом регионе

и перспективы открытия новых месторождений - ведь на 62% этих площадей не

пробурено ни одной скважины. И даже при такой низкой геологической

изученности здесь уже открыто 16 месторождений, в том числе такие

уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское

газовые, общие запасы газа которых превышают 10-12 трлн. кубометров.

Второй крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе северо-

восточного Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. кубометров

газа. В конце 70-х гг. здесь были открыты крупные месторождения Одопту-море

и Чайво, в 90-х гг. - Лунское и Аркутун-Даги. На остальных участках

морского Севера изучение шельфа только начинается. Весьма перспективны на

нефтегазоносность северный и восточный шельф Охотского моря, Хатырский и

Анадырский участки Берингова моря, Чукотское, Восточно-Сибирское моря, море

Лаптевых. Богат арктический шельф и другими месторождениями полезных

ископаемых - угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и т.д. Из

них сегодня разрабатываются только месторождения угля на архипелаге

Шпицберген и золота на острове Большевик (Северная Земля). Вне всяких

сомнений, спрос на стратегическое дефицитное сырье континентального шельфа

на мировом рынке будет расти. Но разработка нефтегазоносных месторождений

шельфа в Арктике - дело весьма трудоемкое.

Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева

моря. Осложняют освоение месторождения и инженерно-геологические факторы -

многочисленные разрывные нарушения мезозойских пород, отразившиеся на

свойствах донных грунтов, и рельефа дна. Глубинность моря, отрицательные

придонные температуры создают дополнительные трудности для разработки и

требуют создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений,

определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением

подводных систем. На условиях конверсии Россия может создать такие системы,

но на это требуется вложение средств и время. Стоимость проекта освоения

Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд. долл. На сегодняшний

день целесообразно в рамках программы "Мировой океан" провести исследование

газогидратов Баренцева и Карского морей, а также комплексную экологическую

и экономическую экспертизу проекта. Весьма перспективна и разработка

Приразломного нефтяного месторождения, где запасы нефти оцениваются в 83

млн. тонн. Экономические показатели освоения месторождения малоэффективны -

при действующей системе налогообложения его освоение становится

нерентабельным.

Сегодня перспективно освоение лишь месторождений Сахалинского шельфа

по проектам «Сахалин-1» (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги),

«Сахалин-2» (месторождения Лунское и Тильтун-Астохское), а в дальнейшем и

«Сахалин-3» (Киринский блок). Месторождения «Сахалин-1 и –2» имеют

суммарные извлекаемые запасы нефти 273 млн. тонн и 751 млрд. кубометров

газа. Несмотря на трудности нефтегазодобычи, освоение этих месторождений

позволит уже к 2005 г. полностью газифицировать Дальний Восток (сегодня

здесь уровень газификации составляет только 10% от потребностей), полностью

обеспечить сырьем дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы, отказаться

от поставок в регион тюменской нефти. В рамках проекта «Сахалин-1» уже

пробурено три разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении.

Проект «Сахалин-1» осуществляется консорциумом в составе

госпредприятия «Роснефть» - «Сахалинморнефтегаз», корпорацией СОДЕКО

(Япония) и ЭКСОН (США). О сложности добычи нефти говорит тот факт, что

месторождения Одопту-море и Чайво, открытые еще в конце 70-х гг., до сих

пор не разрабатывались. На месторождении Аркутун-Даги планируется в 2001-

2002 гг. добыть первые 3 млн. тонн нефти.

Сахалин известен своей уникальной природой. Учитывая это, компании-

операторы гарантируют (и это специально оговорено в контракте) применение

самых жестких стандартов безопасности и охраны окружающей среды на всех

этапах реализации проекта. Международное сотрудничество позволит сократить

время освоения, привлечь финансовые ресурсы и передовые технологии.

Конечно, при этом должны соблюдаться национальные интересы страны. Закон «О

соглашениях о разделе продукции» (ст. 6-7) четко оговаривает, что

разработка условий пользования недрами, подготовка соглашений, в том числе

по разделу прибыльной продукции, осуществляются Комиссией, создаваемой

правительством РФ. На условиях раздела продукции уже законодательно

закреплена разработка Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения,

Красноленинского нефтяного месторождения, Куранахской группы месторождений

золота (Республика Саха (Якутия), месторождений нефти на шельфе Сахалина,

Приразломного нефтяного месторождения в Архангельской области.

В настоящее время активно ведется подготовка к освоению месторождений

углеводородов арктического шельфа, и в первую очередь в акватории Баренцева

и Карского морей. АО «Росшельф» подготовило технико-экономическое

обоснование и проект разработки Приразломного месторождения, первая нефть

из которого будет получена в ближайшие годы. Разработка этого месторождения

будет вестись с морской ледостойкой платформы, которая строится в

Северодвинске производственным объединением «Севмашпредприятие». Вслед за

Приразломным месторождением в разработку будут введены месторождения

Варандей-море и Медын-море. К 2010 году только в Печорском море добыча

нефти составит свыше 15 млн. тонн.

Параллельно с шельфами осваиваются месторождения, расположенные в

прибрежной части Ненецкого автономного округа. В частности, в 2002 году

«Лукойл» планирует начать добычу нефти на Варандейском и Торавейском

месторождениях.

АО «Росшельф» приступает к освоению уникального газоконденсатного

Штокмановского месторождения, разведанные запасы которого оцениваются в 3

трлн. кубометров.

www.nordnews.ru, ng.ru

Схема строительства тоннеля материк-Сахалин и Сахалин-Хоккайдо

Оглавление

Предисловие 2

Введение 6

Часть 1

Поиски выхода 9

Часть 2

Положительная программа 21

Пути – дороги

Великий Сибирский путь 25

БАМ 32

Русский Север 37

Заключение 48

Литература 52

Web-информация 53

Приложения 54

Оглавление 66

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.