рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности размещения городов и городского населения

Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса

в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные

районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-

Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный

мегалополис складывается в 80-90 г.г. на юге Китая. Его основу

составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3,3 млн.

человек, Гонконг (5,6 млн), который 1 июля 1997 г. возращен Китаю и

получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный

неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с

населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо

сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн.

человек.

Мегалополисы на базе быстрорастущих агломераций складываются и в других

развивающихся странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в

Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р.

Дамодар в Индии.

6.2 Одна из наиболее важных особенностей урбанизации – усиление

концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях.

Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй

половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская

Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия – СССР,

Африка, Азия, Австралия).

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это

городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество

увеличилось в 1950 – 1990 г.г. с 77 до 281, а суммарная численность

населения в них – с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г.

треть всех горожан мира проживала в агломерациях – “миллионерах”.

Крупнейшие агломерации мира в 1990 и 2000 гг.

[pic]

Городская агломерация – скопление городов вокруг крупного города –

центра. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской Америки и

Африки. В Азии в 1990 г. насчитывалось 118 таких агломераций, больше

всего – в Китае (38), Индии (24), Пакистане, Индонезии и Южной Корее

(по 6 в каждой из них); в Латинской Америке – 40; в Африке – 25.

С конца 70-х г.г. заметно растут сверхкрупные городские агломерации с

населением более 10 млн. жителей, главным образом в развивающихся

странах.

В 1970 г. таких образований было всего 3 (Токио, Нью-Йорк, Шанхай), а в

1990 г. уже 12 (список пополнили Мехико, Сан-Паулу, Баибей, Лос-

Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос-Айрес, Сеул и Осака). По прогнозам,

к 2000 г. число таких сверхкрупных агломераций достигает 21-25, главным

образом благодаря странам Азии (Джакарта, Таньцзинь, Карачи, Дели,

Манила, Дакка). Это еще более усилит юго-восточно-азиатский вектор в

мировой урбанизации. Ведь сегодня в Азии сосредоточено около половины

горожан земли, тогда как в 1950 г. - 1/3.

Очень быстрые темпы характерны для развития больших городов, т.е.

городов с населением более 100 тыс. человек. С 1800 по 1980 г.

количество больших городов увеличилось примерно в 30 раз, численность

населения в них – в 51, а доля населения, проживающего в таких городах,

во всем населении – в 12 раз. Особенно быстрый рост больших городов

происходил в XX веке. Еще более быстрыми темпами роста отмечаются

крупнейшие города – миллионеры. В 1800 г. в мире был только один город

с населением более 1 млн. человек (0,1% населения Земли), в 1900 г. их

было уже 10, а к началу 90-х г.г. – около 320. Ожидают, что к 2000 г. в

мире будет около 430 городов – миллионеров, и они сосредоточат более

20% населения Земли.

СТОЛИЦА - главный город государства, обычно место пребывания высших

органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В

некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную

административную единицу, для нее устанавливается особый порядок

управления.

Значение столицы очень велико, она выступает символом национальной

гордости у населения за свою страну. Вспомним вторую мировую войну: «Ни

шагу назад. Позади – Москва»

7. Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных

предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов

природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных

и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на

природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за

городской чертой.

Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных

сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще

более обостряет продовольственную ситуацию.

Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки

километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды"

образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и

выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих

осевшим в городе кочевникам.

Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и,

как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его

поставлять.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой

горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными

проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой

деятельности.

Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не

ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают

гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию

атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и

сооружений прогибы земной коры.

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает

скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации

высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и

тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные

заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько

превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской

атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления

зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла

всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег,

зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно

зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества

фауны и флоры.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с

другой – приводит к вытеснению природных систем искусственным,

загрязнению окружающей среды, повышению химической , физической и

психологической нагрузки на организм человека.

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды –

атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть,

подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный

в целом развитием общественного производства и характером социальных

отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и

размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его

социальную и экономическую структуру, демографические показатели,

условия развития личности.

Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или

стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик

населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов,

ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто

нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги,

мосты, трубопроводы и парки.

Город, в конечном счете отражает классовый характер общества, его

противоречие, пороки и контрасты.

Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли

во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме.

Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее

роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в

мире ежегодно увеличивается на 4% в год.

Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших

районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые

массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во

всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже

разместиться на суше и начинают ”сползать в море”.

Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности

позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный,

“градообразующий” фактор пришли в противоречие с историческим

предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились

стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и

общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта,

растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу

Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода

в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев

массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

8. С наступлением экономического и политического кризиса в конце 80-х

– начале 90-х гг. значительно обострились проблемы урбанистического

развития страны, которые накапливались в предыдущие десятилетия. Это

нашло выражение и в том, что численность городского (как и общего)

населения России начала устойчиво снижаться – с 109,2 в 1992 г. до

107,5 млн человек в начале 1995 г. Естественно, что и людность

подавляющего числа городов также уменьшается. Такой перелом в динамике

городского населения – одно из свидетельств неблагополучия в развитии

российских городов. Оно во многом связано с особенностями урбанизации в

советский период. Укажем наиболее важные из них.

1. Незавершённый, ущербный, односторонний характер развития самого

процесса урбанизации.

Эта особенность лежит в основе большинства других, о которых будет идти

речь ниже. Она является прямым результатом формирования урбанизации в

качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к

потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении

десятилетий специфических собственно городских проблем.

Незавершённый характер урбанизации заключается в том, что далеко не всё

городское население и поныне включено в городской образ жизни по

характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д.

В общем приросте городского населения страны примерно 70% составляли

вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в

город усугублялась часто непродуманными административными

преобразованиями сельских территорий в городские. Это способствовало

возникновению явления, известного в литературе как «ложная урбанизация»

и характерного для многих развивающихся стран, а в СНГ – особенно для

стран Средней Азии. Всё это имело негативные последствия не только для

города, не и для сельской местности. Число сельских населенных пунктов

сократилось между переписями населения 1959 и 1989 гг. почти вдвое (с

294 до 153 тыс.), главным образом за счёт мелких сёл до 500 жителей, а

численность сельского населения – с 55,0 до 39,1 млн человек.

По производительности труда в 1990 г. советское сельское хозяйство

уступало США в 11 раз, Нидерландам, Бельгии и Канаде – в 10 раз и даже

таким странам, как Греция и Португалия, – в 2 раза. Поэтому соотношение

доли городского населения в СССР (66% в 1989 г.) и доли занятых в

сельском хозяйстве (20%) было далеко от нормального.

2. Низкое качество городской среды.

Низкое качество городской среды – прямое следствие сказанного выше; оно

связано во многом со слишком высокими темпами роста городского

населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие

социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой

унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры – всё

это характерно не только для подавляющего большинства малых городов,

особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше

100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.

3. Экологическое неблагополучие городского развития.

Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую

остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и

водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а

некоторые специализированные промышленные центры и с населением менее

100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за

отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта – основных

загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает

70-90%).

К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с критическим

экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не

только с величиной города, но и с особенностями его функциональной

структуры, микроположения, местных условий и т. д. Рекордсменами по

суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск

(2,4 млн т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог

(1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк

(1,1; 601); Темиртау (1,1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов

отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или

высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие

города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в

Башкирии).

В России, по официальным данным, выделяются (на 1994 г.) 40 городов с

наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, исходя из объёма

выбросов загрязняющих веществ только от стационарных источников. Среди

них – Москва и половина «городов-миллионеров».

Важно отметить, что среди городов России с тяжёлой экологической

ситуацией (по данным опроса населения летом 1990 г.) оказались не

только традиционные центры металлургии и химии (Челябинск, Уфа,

Липецк), но и многие новые крупные города – Тольятти, Набережные Челны,

Нижнекамск, Новокуйбышевск, Волжский и др.

4. Асимметричность городского расселения.

Между европейской и азиатской частями страны, между её югом и севером

наблюдается асимметричность городского расселения. В европейской части

в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось

127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной

части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия

на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения.

В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата

к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети

расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания,

культуры.

5. Деформация функциональной структуры городов, преобладание

монопрофильных узкоспециализированных центров.

Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации),

для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии

центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного

потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко

остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах.

Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по

своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание

промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых

промышленность занимает первое место (24%).

Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем

развития урбанизации России.

5. Большие города: возрастание их роли как социально-культурных очагов

урбанизации.

Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в

структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей)

и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия – и

городов-миллионеров.

Урбанистическая структура России в 1939-1995 гг.

[pic]

В 1995 г. 168 больших городов сосредоточили 68% городского и 46% общего

населения страны. Они отчётливо выделяют основную полосу расселения

России и важнейшие звенья её территориально-экономического развития –

столичные районы (Московский, С.-Петербургский), основные экономические

оси и линии (Волга, Урал, Транссиб), морские побережья и т. д. Города с

населением свыше 300 тыс. жителей (63 в 1995 г.) и их окружение

составляют строгоорганизованные пространства (термин Е. Е.

Лейзеровича), которые подверглись наиболее сильному антропогенному

воздействию и являются основной ареной урбанизации в России. На другом

полюсе – слабоорганизованные пространства (9/10 всей территории), редко

заселённые (средняя плотность около 3 чел./кв. км) и слабоосвоенные с

редкой сетью коммуникаций.

Большие города – главная фигура расселения страны во второй половине ХХ

в. И только по страшному недомыслию их судьбы на протяжении многих

десятилетий определяла пресловутая формула – ограничение роста больших

городов и развитие малых и средних, кочевавшая систематически из одного

партийно-государственного документа в другой. К сожалению, не одно

поколение советских градоведов и градостроителей присягало на верность

этой формуле. По меткому выражению Л. Б. Когана, она, по существу,

стала проверкой на благонадёжность, лояльность режиму. Фактически же

политика ограничения роста больших городов (этих основных очагов

урбанизации) и развития малых и средних (в большинстве не располагавших

для этого необходимыми ресурсами) означала сдерживание процесса

урбанизации в стране, особенно качественных параметров его развития, и

во многом способствовала нарастанию негативных особенностей советской

урбанизации, о которых говорилось выше. Одностороннее функциональное

развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере,

недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество

городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления

недостаточного внимания к человеку в городе – всё это плюс трудности

переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное

положение этой ведущей группы российских городов, а с ними и

урбанистической ситуации в целом.

В связи со сказанным можно наметить следующие первоочередные проблемы

развития больших городов на обозримую перспективу, имея в виду в

качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики

государственного отношения к ним:

резкое наращивание социально-культурного потенциала, акцент в развитии

больших городов на потребности человека в городе;

значительное повышение качества городской среды;

расширение функциональной структуры больших городов исходя прежде

всего из местных потребностей;

резкое улучшение экологических условий больших городов, особенно

столичных и крупных промышленных центров;

разработка новых методов управления большими городами путём учёта

закономерностей их самоорганизации;

усиление процесса формирования пригородных зон больших городов.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.И. Социально-экономическая география России. М. 1995

2. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России. М.1995

2. География: энциклопедия. М.1994

3. Города России: энциклопедия. М.1994

4. Демографическое положение России «Свободная мысль» №2-3 , 1993

5. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М. 1991

6. Экономическая и социальная география России. Под редакцией

профессора А.Т, Хрущева. М.1997

7. Лаппо Г.М. География городов. М. 1997

8. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса

урбанизации. М.1981

9. Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М.1985

10. Перцик Е.П. Среда человека: предвидимое будущее. М.1990

11. Страны и народы. М.1983

12. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М.1996

13. Ковалев С.А., Ковальская Н.Я., География населения СССР. М. 1980

14. Большая инцеклопедия Кирилла и Мефодия 2000

16. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность

населения и расселения мира М. 1999 (C)

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.