рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности размещения городов и городского населения

недостаточное приобщение значительной его части к городскому образу

жизни. И все же люди продолжают стекаться в города. Для этого есть

основания. Исследования показали, что несмотря на все проблемы и

катострафические прогнозы, качество жизни в крупных городах лучше, чем

в малых и в сельской местности: в них выше продолжительность жизни и

ниже детская смертность, более квалифицированная медицинская помощь,

шире возможности получить образование и найти работу, большие

заработки, комфорт и т.д. Или, как пишет американский социолог Льюис

Мамфорд, “город – символ возможностей”. И хотя горожане составляют

немногим больше 30% населения развивающихся стран, на них приходится

более 60% внутреннего валового продукта этих стран.

5. В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире

доля горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в

Европе, Северной Америке, Австралии), где рост и развитие городов как

центров промышленности современного типа началось в период промышленной

революции. Наибольшие темпы прироста городского населения здесь в

начале 20 века.

За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского

населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем

остальном мире численность жителей городов возросла с 400 млн до 1,6

млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах

наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из

больших городов в пригороды, связанный в значительной мере с процессом

децентрализацией промышленности.

В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь

расположены крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу.

Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля

городского населения пока относительно невелика. Доля городского

населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие

темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-

Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах

Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское

население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае

составляет лишь 32%; это связано как с жестким регулированием

внутренних миграций до 1978 г., так и с характером экономических реформ

80-х гг., направленных на приоритетный рост благополучия аграрных

районов, что также сдерживало миграции в города.

Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно

- наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в

Африке.

Рассмотрим, как распределялись регионы России по приведенным градациям

в 1959 и в 1997 гг. Так если в 1959 г. 21 территорию согласно

вышеприведенной классификации можно было отнести к категории очень

низко урбанизированных, то в 1997 г. только 4 территории - остались в

этом списке. В 1959 г. 20 территорий относились к категории низко

урбанизированных, а в 1997 г. таких территорий осталось 5. К категории

"пониженная степень урбанизации" в 1959 г. относились 18 территорий, а

1997 г. - 7; к категории средне урбанизированных, соответственно, в

1959 и 1997 гг. относилось 11 и 8 территорий, повышенная степень

урбанизации была характерна для 6 и 26 территорий, высокая степень -

для 3 и 14 , а очень высокая степень - для 7 и 26 территорий,

соответственно.

Так, к 1997 г. только 4 территории остались в группе наименее

урбанизированных регионов. Это Республика Алтай (24,3% городского

населения), Корякский (25,0%), Эвенкийский (30,0%) и Коми-Пермяцкий

(30,8%) автономные округа, а на трех территориях (конечно, не считая

гг. Москвы и Санкт-Петербурга) процент городского населения оказался

выше 90%. Это Магаданская (90,0)и Мурманская (90,8) области, а также

Ханты-Мансийский автономный округ (92,1).

Если интервал 1959-1997 гг. разбить на отдельные промежутки,

представляющие интерес с сточки зрения собственно процесса урбанизации,

то можно выделить особенности процесса урбанизации в отдельных

регионах. Так в 1959-1979 гг. максимальное увеличение процента

городского населения наблюдалось в Ханты-Мансийском автономном округе -

на 36,1 процентных пункта (с 26,6% до 62,7%); в Республике Мордовии -

на 18,4; в Кировской области - на 17,4; в Тюменской области - на 17,3;

в Рязанской области - на 17,1; в Ульяновской области - на 16,2; в

Смоленской области - на 15,8; в Белгородской области - на 15,6

процентных пункта и т.п. Отметим, что если резкое повышение доли

городского населения в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области было

связано с началом освоения нефтегазовых месторождений, то аналогичный

подъем для других областей был связан со строительством и началом

эксплуатации крупных промышленных объектов (авиационные заводы,

автозаводы, металлургические комбинаты). Это означает, что в

рассматриваемый период тенденции урбанизации проявлялись достаточно

сильно практически во всех регионах России. Исключение составили три

территории, где процент городского населения за период 1959-1970 гг. не

только, не вырос, но даже уменьшился. Это Магаданская область

(уменьшение на 9,8 процентных пункта - с 86,8 до 77,0), Мурманская

область (уменьшение на 3,5 процентных пункта - с 92,1 до 88,6) и

Еврейская автономная область (уменьшение на 3,2 процентных пункта - с

71,8 до 68,6).

Только в одной Еврейской автономной области процент городского

населения несколько уменьшился за этот период (уменьшение на 0,2

процентных пункта с 68,6% до 68,4%), а по остальным административным

территориям этот процент значительно увеличился. Наибольшее увеличение

наблюдалось в Белгородской области (17,5 процентных пункта), в

Орловской области (16,3), в Ханты-Мансийском автономном округе (15,7) и

в Курской области (14,7). Общая тенденция урбанизации продолжала

проявляться достаточно сильно.

Отметим, что уже для семи административных территорий за этот период

наблюдается уменьшение доли городского населения. К числу таких

территорий относятся Эвенкийский автономный округ (уменьшение на 8,3

процентных пункта), Корякский автономный округ (уменьшение на 2,7),

Еврейская автономная область (уменьшение на 2,2), Камчатская область

(уменьшение на 1,5) Чеченская Республика (уменьшение на 1,1)

Хабаровский край и Республика Алтай (уменьшение на 0,8 процентных

пункта). Максимально увеличение процента городского населения за

указанный период отмечалось Ямало-Ненецком автономном округе (на 27,4

процентных пункта), в Тюменской области (на 15,1), в Ханты-Мансийском

автономном округе (на 12,5), в Чувашской Республике (на 11,9), в

Белгородской (на 10,3) и Курской (на 10,2) областях.

6. Один из индикаторов происходивших перемен, вызванных экономическими

и институциональными изменениями – рост населения многих больших

городов Европы в конце 1980-х. Города испытали демографический взрыв в

последние десятилетия. Более высокий уровень доходов и улучшение

условий жизни привели к снижению общего показателя смертности и

увеличению рождаемости. Восстановленный баланс уровней рождаемости и

смертности означает, что численность населения не возрастает так

быстро, как это происходило в послевоенный период. Эта тенденция берет

начало в старейших индустриальных городах. Еще раньше она отмечалась в

периферийных городах, где всегда наблюдался сниженный коэффициент

рождаемости.

[pic]

Несмотря на усиление миграции в страны Европейского сообщества из

Восточной Европы и Магриба, приток иностранных рабочих значительно

замедлился. Конец экономического бума означал сокращение международной

миграции; поскольку возможности обеспечить занятость не представлялось,

правительства начали принимать более строгие меры воздействия на

миграционный процесс. Снизившийся уровень международной и сельско-

городской миграции, а также баланс смертности и рождаемости показали,

что численность городского населения – один из важнейших показателей

экономического развития города.

Ряд тенденций отражают и объясняют модель урбанизации в Европе в

послевоенные годы. Во время процесса роста или упадка в различных

городах в разное время наблюдался цикл городских изменений –

урбанизация, субурбанизация, деурбанизация и реурбанизация. В процессе

урбанизации отмечается быстрый рост городов. В стадии субурбанизации

снижается значение централизованных городов, а население широкоохватных

столичных городов растет. В деурбанизационной стадии в столичной

области происходит отток населения. При реурбанизации численность

населения городов вновь возрастает. 1950-е гг. ознаменовались эрой

городского роста. Происходило крупномасштабное движение населения из

сельских в городские области Европы, особенно в большие города. К концу

1960-х, эта этап цикла городского развития во многих странах подошел к

концу, но продолжался на периферии Европы: в Испании, Португалии,

Греции и Ирландии. В 1970-х процессы субурбанизации и деурбанизации

происходили в больших старейших городах: численность их населения

падала, а небольшие города росли. Эта тенденция все более проявлялась и

в периферийных городах. Несмотря на различия во временном пространстве,

города Европы воспроизводили сходную модель городского развития.

На протяжении 1980-х некоторые европейские города вошли в стадию

реурбанизации. Этот процесс имел две важные характеристики. Во-первых,

замедленный рост небольших городов. Во-вторых, большие города, где

устойчиво проявлялась тенденция снижения роста в течение 1960-х, 1970-х

и в начале 1980-х, начали расти вновь во второй половине 1980-х.

Процесс реурбанизации особенно отмечался в бывшей Западной Германии –

следствие иммиграции из бывшей Восточной Германии и Восточной Европы.

Также эта тенденция прослеживалась во Франции, Нидерландах и

Великобритании.

В период между 1980 и 1985 гг. среди городов, где происходило наше

исследование, только в Севилье на периферии и Лионе в "новом ядре",

произошел приток населения. Положение резко изменилось в период с 1985

по 1990 гг. Население старейших городов Амстердама и Роттердама, более

современных Франкфурта и Лиона, а также периферийного города Севилья

сильно увеличилось. Кроме того, отток населения, значительно замедлился

в Брюсселе и Милане. Данные, представленные в таблице 1, показывают,

что процесс реурбанизации, хотя и не однозначно происходивший в

различных городах, отмечался во всей Европе, начиная с середины 1980-х,

часто полностью ликвидируя последствия субурбанизации или абсолютное

снижение численности населения за прошлые десятилетия.

Реурбанизация – сложный комплекс экономических, социальных и

демографических тенденций. Наиболее существенные преимущества процесса

реурбанизации – почти всегда успешное завершение реструктурирования

городской экономики и быстрое развитие активности сектора обслуживания

в большинстве крупных городов. Экономический всплеск соотносится во

времени с культурными изменениями, которые наблюдались фермерскими

хозяйствами: часто молодежь с годовым доходом выше среднего

возвращалась в город в сектор обслуживания. Правительствами городов

поощрялась инициатива возвращения в городские центры. Возрождение

городской культуры сделало проживание в городах более привлекательным.

Процесс реурбанизации в дальнейшем способствовал формированию городов

как экономических субъектов, нежели социальных объектов, а также

созданию политического курса и перспектив развития. Как бы то ни было,

реурбанизация несла как приобретения, так и потери. Но, несмотря на

некоторые проблемы, эта тенденция продолжалась во многих городах.

Именно конец 1980-х и начало 1990-х можно считать началом нового витка

развития европейских городов, их демографическим и экономическим

"проторенессансом".

Динамика численности населения (%) в задействованных в исследовании

городах и их пригородах. 1980–1990, с идентификацией тенденции

|1980–1985 |1985–1990 |

|Город |Пригород |Тенденция |Город |Пригород |Тенденция |

|Зап. Берлин |–0.49 |0 |S |2.52 |0 |R|

|Франкфурт |–1.01 |–0.4 |D |1.62 |0.06 |R|

|Париж |–1.02 |0.66 |S |1.01 |2.06 |R|

|Севилья |0.16 |1.19 |U |0.75 |0.52 |U|

|Валенсия |–0.41 |1.26 |S |0.6 |0.48 |R|

|Лондон |–0.38 |–0.6 |D |0.56 |–0.32 |R|

|Дортмунд |–1.15 |–0.56 |D |0.54 |0.37 |R|

|Амстердам |–1.18 |0.57 |S |0.34 |0.47 |R|

|Мадрид |–0.63 |3.16 |S |0.28 |0.07 |R|

|Гамбург |–0.77 |0.06 |S |0.24 |0.06 |R|

|Роттердам |–0.28 |0.56 |S |0.22 |0.28 |R|

|Лион |0.07 |–0.04 |R |0.07 |1.21 |R|

|Барселона |–0.58 |0.71 |S |0.04 |–0.04 |R|

|Брюссель |–0.95 |0.02 |S |–0.17 |0.04 |S|

|Бирмингем |–0.33 |0 |D |–0.37 |0.06 |S|

|Копенгаген |–0.59 |–0.12 |D |–0.72 |0.14 |S|

|Милан |–2.02 |0.6 |S |–1.03 |0.35 |S|

|Марсель |–1.1 |1.57 |S |–1.1 |2.84 |S|

|Глазго |–1.06 |–0.17 |D |–1.41 |–0.32 |D|

U = Урбанизация, S = Субурбанизация, D = Деурбанизация, R =

Реурбанизация.

Недавний процесс экономических перемен предполагал, что основные

столичные центры будут более динамичны в последующие годы. Но, тем не

менее, нельзя забывать, что увеличившееся городское благосостояние

разделялось между всеми группами населения города не обязательно

одинаково. Анализ общих процессов экономических изменений часто

подразумевает, что рост есть абсолютное благо, а снижение – вред. Но на

деле рост есть благо для некоторых, но не для всех. Современные

трудовые рынки переживают нечто подобное периоду послевоенного бума,

когда рабочие места и вакансии были разделены между группами (мужчин),

обладавшими различными разноуровневыми трудовыми навыками. Научно-

техническая революция в производстве означала исчезновение огромного

числа "ручных" рабочих мест, тогда как рост, наблюдавшийся в

производственной занятости, тяготел к привлечению специализированного,

высококвалифицированного, нефизического труда.

В секторе обслуживания организация занятости происходила иначе.

Возрастающее предложение профессиональных, организаторских и

технических рабочих мест делало все более и более доступными хорошие

условия работы и высокое жалованье квалифицированным рабочим среднего

класса, в значительной степени мужчинам. С другой стороны, расширение

потребительских и персональных услуг предлагало рабочие места, плохо

оплачиваемые и часто сопровождающиеся риском для здоровья, для женщин и

представителей этнических меньшинств. Результатом изменений,

происходивших в производстве и секторе обслуживания, можно назвать

сильную поляризацию в доходах, общей норме занятости и безопасности

работы между различными группами трудящихся города.

Создание двойного трудового рынка, вызванного прогрессирующей эрозией

рабочих мест среднего уровня, – главный фактор усиления расслоения

городов (Фаиштайн, Гордон и Харлое, 1992). Даже в тех городах, где

вообще вопрос экономического "бума" является спорным, доступ к более

безопасным, лучше оплачиваемым рабочим местам сектора обслуживания был

сильно ограничен. Структурная безработица стала не просто особенностью

традиционно слаборазвитых областей. Большинство потенциальных рабочих в

наиболее развитых городах, будь они новые участники трудового рынка или

опытные работники, потерявшие свои места, не имеют достаточного для

сектора обслуживания уровня квалификации.

Поляризация доходов населения означала усиление социальной сегрегации.

Домохозяйства, воспринявшие господствующую экономическую тенденцию,

отметили, что их уровень жизни возрос, в то время как остальные

оказались в убытке, образуя беднейшие слои общественного и частного

секторов. Набирающая силу тенденция внутригородского расслоения,

возвращающая наиболее богатые слои в город, была параллельна

возрастающим процессам географической, а также экономической

маргинализации наиболее зависимых социальных групп. Это явление

особенно очевидно в отношении этнических меньшинств, перед которыми

часто встают проблемы дискриминации и языкового барьера в получении

рабочих мест и жилья. Продолжающийся процесс воссоединения семей и

увеличения рождаемости среди этнических меньшинств угрожает

усугублением их маргинального статуса, в том случае, если не будут

найдены пути приобщения общин этнических меньшинств к господствующей

экономической тенденции.

6.1 Со сверхкрупными городскими агломерациями связано формирование

мегалополисов. Мегалополисы (от греческого”megas” – большой,”polis” –

город) – гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с

другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления

40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной

части Атлантического побережья США (это название стало затем

нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции –

центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в

результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис

состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка,

Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название

Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс.км2. Население этой

”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь

производят примерно ј промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на

южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его

площадь 160 тыс. км2, население – примерно 35 млн. жителей. Наиболее

молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-

Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-

Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.

Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо

(около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии

(Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и

2/3 ее промышленного производства.

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис

(объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и

др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур

и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций

общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.