рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Корея

Южная Корея в мирохозяйственных связях

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее

внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя

торговля.

Внешняя торговля.

В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы

прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33,

4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост

внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и

условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и

расширения экспортного потенциала страны.

Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.

Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и

косвенный контроль во внешнеэкономических связях.

До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой

систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования

импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости

объемов импорта от размеров экспортной выручки.

Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость

которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В

отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных

товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами.

Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени

получило развитие.

Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи

на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до

1,1 в 1980г., 1,9 - в 1990 г. и 2,4% — в 1996 г.

Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем

свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к

ВВП и рост экспортной и импортной квот.

Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%) и

несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная

зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях

значительно сократилась.

Экспорт-ориентированное производство усилило зависимость страны от

состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических

связей.

Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной

структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и

наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в

товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и

производстве (табл. 2).

Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил

Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и

оборудования.

Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции

обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические

изделия. Так, за 1976—1990гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи

увеличилась с 1,3 до 2,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов — с

1,25 до 2,1%, оборудования для дальней связи — с 1,7 до 3%, оргтехники — с

0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25%

экспорта.

До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая

электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на

производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации

производственных процессов.

В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по

сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой

конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных

средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и

запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.

Таблица 2.

Товарная структура экспорта, %

| |1960 |1980 |1990 |1994 |

|Продовольствие |79, 1 |6, 0 |— |24, 4 |

|Легкая промышленность |— |48, 4 |38, 7 |23, 5 |

|текстиль |0, 0 |28, 2 |21, 4 |13, 8 |

|обувь |0, 0 |5, 0 |6, 2 |1, 5 |

|Тяжелая промышленность |— |41, 6 |55, 2 |70, 3 |

|химия |— |1, 6 |2, 7 |5, 7 |

|металлы |— |14, 5 |8, 7 |8, 0 |

|машины и оборудование |0, 3 |2, 7 |9, 3 |11, 1 |

|электроника |0, 0 |9, 3 |15, 7 |21, 0 |

|транспортные средства |— |6, 2 |6, 8 |12, 7 |

Источник: The Open Economy. Tools for policymakers in developing countries.

Oxford, 1988, p. 339; Major Statistics of Korean Economy. 1996. 9, p.

240—241.

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на

мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда —

15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую

конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,

сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных

материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются.

Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.

По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы,

нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по

величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от

колебаний цен на сырьевые товары.

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального

оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования

увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За

счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время

находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное

субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты

пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства

товаров на экспорт.

На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С

середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е

годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4

раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в

3 раза уступает японской.

Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с

отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных

расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей

заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере

занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации

выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков

таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта

промышленных товаров.

На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8%

импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением

конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США

ужесточили свою внешнеэкономическую политику.

В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и

другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих

товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть

южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.

Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами

АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта.

Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.

Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене

технологией. Главной особенностью географической структуры обмена

технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не

США.

Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь

обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые

компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.

Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему

способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность

внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством

поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в

различных формах.

Экспорт, импорт капитала.

На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим

донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная

помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония

только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.

При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению

трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации

жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в

форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С

1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи.

Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г.

Наряду с экономической помощью важную роль в экономическом развитии играл

ссудный капитал. Между различными формами привлечения капитала отмечаются

значительные отличия. В период восстановления хозяйства основная его масса

поступала в виде продовольствия и экономической помощи развитию.

Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорт-

ориентированной политики, основное место занимали государственные займы.

Так, за 1962—1971гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89%

пришлось на государственные займы, 6,8% — на частные кредиты и только 1,4%

— на прямые инвестиции.

В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в

1976—1988гг. — соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных

займов приходилось 26,4%). С конца 70-х годов доля государственных займов

значительно сократилась.

Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней

задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл.

в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по

объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. После

сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее

абсолютные и относительные показатели возросли — ее объем в 1997 г.

превысил 120 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте.

Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях

стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему

иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна

уступает ряду восточноазиатских и юго-восточных стран.

По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают

названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных

прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве

страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%.

Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых

капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало

бы усвоению новой технологии.

С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности,

предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на

первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом

власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.

В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства

информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать

только отделения, но не дочерние компании. Иностранные капиталовложения в

основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г.

для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г.

производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1%

ВВП).

Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную

Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное

изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в

международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом,

особенно в экономике АТР.

Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические

сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила

только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными

рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.

Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты,

продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции

стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют

большинство своей продукции.

Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью

перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное

сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры,

получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.

Заметное место в системе международных экономических отношений страны

занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. На первом этапе

основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал.

В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии.

В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили

40% всех поступлений от невидимой торговли.

Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего

Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на

второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных

проектов — 6,1% контрактов.

Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация

на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность

внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность

внутренней стабилизационной политики.

Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку

экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика

стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.

Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось

краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом

экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали

КОРЕЯ

Страна в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему

часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс.

км2 . Население - свыше 60 млн., в основном корейцы.

Корея – страна с древней историей. В годы русско-японской войны 1904-

05 гг. она была оккупирована Японией, которая в 1910 г. аннексировала её,

превратив в свой аграрно-сырьевой придаток и плацдарм для дальнейшей

экспансии в Восточной Азии. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й

параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское

совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь

1945 г.), имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого,

демократического государства, высказалось за сформирование временного

центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из

представителей командования советских и американских войск (войска США

были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими

соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после

подписания акта о капитуляции Японии, в связи с чем они по существу не

принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи).

Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947

г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось

навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае

1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г.

провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле.

В Северной Корее советская администрация создавала режим,

опиравшийся на вышедших из подполья и вернувшихся из эмиграции

коммунистов, а также на привезенных сюда советских корейцев.

Образованный в феврале 1946 г. Временный Народный комитет Северной Кореи

возглавил коммунист Ким Ир Сен. Возобновила свою деятельность компартия,

она объединилась с Новой народной партией в Трудовую партию Северной

Кореи (ТПСК). В 1946-1947 гг. на основе закона об аграрной реформе

конфискованная у японцев и корейских помещиков земля, а также часть

Церковно-монастырских владений были распределены между безземельными и

малоземельными крестьянами. Национализация без выкупа собственности

японцев и значительной части корейской буржуазии привела к созданию

государственного сектора, во владении которого оказалось 80 % средств

производства. Таким образом, в Северной Корее стали создаваться

политические и экономические структуры по советскому образцу.

В Южной Корее американские оккупационные власти образовали гражданскую

администрацию, находившуюся под их контролем. Противоречия между СССР и

США, противоположность целей, которые они преследовали в Корее, не

позволили осуществить решения Московской конференции и выработать формулу

создания единого корейского государства. В мае 1948 г. под наблюдением

комиссии ООН по «корейскому вопросу» на территории Южной Кореи состоялись

выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика

Корея. Ее президентом стал корейский эмигрант Ли Сын Ман, вернувшийся из

США, где он жил с 1919 г.

В ответ на раскольнические действия США и внутренней реакции

прогрессивные силы Севера и Юга провели в августе 1948 г. обще- корейские

выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи (на Юге выборы проходили

нелегально, в форме сбора подписей). 1-я сессия ВНС, проходившая в

Пхеньяне, провозгласила Корейскую Народно-Демократическую Республику

(КНДР). Главой правительства, претендовавшего на то, что его полномочия

распространяются на всю страну, стал Ким Ир Сен.

Советский Союз первым (1948) установил с КНДР дипломатические

отношения и к концу 1948 г. эвакуировал с её территории свои войска.

Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно.

Руководство КНДР заявило о необходимости «объединения и полной

независимости родины», Ли Сын Ман – «о походе на Север». На 38-й параллели

неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г.

начались военные действия. Войска КНДР через три дня заняли Сеул и

углубились далеко на юг. Совет безопасности ООН признал агрессором КНДР и

решил направить в Корею войска ООН. 15 сентября 50-тысячный десант войск

США высадился в районе Инчхона, в глубоком тылу армий КНДР. Вслед за тем

войска ООН, главной частью, которых были силы США, перешли в

контрнаступление и, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам

КНР.

Война между двумя корейскими государствами была одновременно

противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. В

октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских «народных

добровольцев», в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР

снабжал армию КНДР и «народных добровольцев» оружием и боеприпасами. В

результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были

отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных

переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.

Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель.

Состояние перемирия сохраняется и по сей день.

Война нанесла огромный ущерб Корее – многие города лежали в

развалинах, погибло около 9 млн. человек. Потери китайских «народных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.