рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Геополитика и геоэкономика Норвегии

Ледмозеро—Кочкома, которая должна стать важным звеном в системе

транспортных коридоров в Баренцевом регионе. Требуются дополнительные

финансовые средства, в связи с чем были проведены переговоры с европейскими

банковскими структурами о возможности оказания содействия в строительстве

этой первой в истории послевоенного времени коммерческой железной дороги.

Правда, ситуация здесь довольно типичная в. том, что касается реализации

проектов СБЕР вообще: наши партнеры нуждаются в четких и надежных

финансовых гарантиях. В связи с этим прорабатываются возможности

предоставления таких гарантий со стороны заинтересованных российских

регионов.

Дан старт переговорам с нашими партнерами о возможности финансирования

строительства Кольской АЭС-2 — проекта, от осуществления которого зависит

дальнейшее развитие экономики Мурманской области.

С норвежскими и другими нашими партнерами достигнуто взаимопонимание

относительно сосредоточения усилий на 4—5 наиболее перспективных и

разработанных проектах, чтобы уже в ближайшее время получить конкретную

отдачу и показать эффективность баренцева сотрудничества. МИД и

Минэкономики России вместе с администрациями заинтересованных регионов

рассматривают возможность принятия целевой федеральной программы участия

России в баренцевом сотрудничестве. Другой вариант — включение ряда

проектов СБЕР в качестве подпрограмм в уже разрабатываемые, например

"Мировой океан".

Пожалуй, наиболее результативным направлением сотрудничества в регионе

является взаимодействие в области охраны природы и повышения качества

окружающей среды, пять основных пунктов которого зафиксированы в Декларации

руководителей природоохранных ведомств СБЕР, принятой в Рованиеми

(Финляндия) в декабре 1995 года. Государства — участники vBEP в качестве

приоритетных рассматривают сотрудничество по повышению ядерной и

радиационной безопасн8сти и предотвращение промышленных загрязнений. С

российской стороны важность радиационной проблематики была подтверждена в

ходе встречи руководителей "большой семерки" и Президента России,

состоявшейся в Москве в 1996 году.

В частности, Северный фонд финансирования экологических проектов (НЕФКО)

и Программа наблюдения за экологией Арктики (АМАП) провели большую работу

по идентификации приоритетных проектов по проблематике радиационной

безопасности. Практически завершены подготовительные мероприятия по

увеличению мощности объекта по переработке жидких радиоактивных отходов в

Мурманске. Этот проект осуществляется в рамках трехстороннего российско-

норвежско-американского сотрудничества. Имеются определенные успехи и в

деле установления системы мониторинга радиационной обстановки в Баренцевом

регионе. Россия, Норвегия и Финляндия осуществляют совместный проект по

созданию такой системы применительно к Кольской АЭС.

Ярким примером успешного привлечения международных институтов к

финансированию природоохранных проектов стала российско-норвежская

программа "Чистое производство" (к ней присоединилась также Финляндия), в

которой достигнуто оптимальное сочетание экологических и экономических

интересов. Она позволяет за счет минимальных, а зачастую и нулевых

инвестиций, добиваться существенного сокращения выбросов предприятиями

загрязняющих веществ в окружающую среду. Сокращение загрязнений на 20—30

процентов достигается за счет внедрения новых инженерных решений,

позволяющих снизить потребление воды, энергоресурсов, более рационально

использовать сырье. Подсчитано, что на каждый инвестированный в эту

программу доллар российские предприятия, участвующие в "Чистом

производстве", получат от 10 до 15 долларов экономического эффекта.

Другим важным направлением деятельности СБЕР, где имеет место успешное

сотрудничество России и Норвегии, является деятельность Рабочей группы по

Северному морскому пути. Группа изучает возможность практического

использования данного маршрута для международного коммерческого

судоходства. Базовым для ее деятельности является российско-норвежско-

японский проект — Международная научная программа Северный морской путь

(ИНСРОП), — к которому в последнее время присоединяются и другие страны-

члены и наблюдатели в СБЕР.

Интерес наших партнеров к транспортным перевозкам грузов по маршруту

Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья Северного

Ледовитого океана, вполне понятен. Расстояние, например, между Гамбургом и

Иокогамой по Севморпути составляет около 7 тысяч миль, в то время как через

Суэцкий канал — 11,5 тысячи миль, а путь из Гамбурга в тихоокеанские порты

вдвое короче, чем через Панамский канал.

В рамках норвежской программы для Восточной Европы реализуется интересная

программа развития научно-технических связей в Баренцевом регионе между

норвежским технологическим центром (СИНТЕФ) и Кольским научным центром РАН

(КНЦ). Ее основная цель — создание устойчивых технологических и

производственных связей между норвежскими, а также скандинавскими

компаниями и предприятиями российской части Баренцева региона.

Есть продвижение и по ряду других проектов. Разумеется, этот прогресс

значительно меньше масштаба остающихся проблем и новых вызовов на пороге

XXI века. Но и он способствует хотя бы некоторому улучшению условий жизни

людей региона. Баренцев процесс с самого начала и замышлялся как движение

по нескольким направлениям. Крупномасштабные экономические проекты, которые

мы все хотели бы видеть, — это лишь одно из них, хотя и очень важное. С

точки зрения более отдаленной перспективы не менее важно, например,

гуманитарно-культурное направление как реальная возможность создания в

регионе — причем на уровне простых жителей — принципиально новой атмосферы

общения, новой культуры сотрудничества. Мы закладываем тем самым основу на

будущее.

4.3. Совет государств Балтийского моря.

В этом плане трудно переоценить значение мирного сотрудничества,

осуществляемого в чувствительной и, можно сказать, ключевой, с точки зрения

стратегической стабильности, геополитической зоне континента — в Арктике,

приполярных регионах. Осенью 1996 года создана еще одна региональная

организация — Арктический совет. В него вошли Россия, США, Канада, северные

страны и ряд организаций коренных народов Севера. Российские, норвежские и

другие эксперты Совета ныне работают над стратегией устойчивого развития и

экономического сотрудничества в Арктике. Это один из главных вопросов

повестки дня конференции министров по делам окружающей среды стран

Арктического совета, которая должна пройти 26—27 июня 1997 года в Тромсё

(Норвегия). Поддержание экологического равновесия в регионе является

заботой всех приполярных государств, и можно только приветствовать

готовность наших северных партнеров помочь России внедрять на ее

арктических территориях экологически чистые технологии, например в области

энергетики.

Россия и Норвегия принимают активное участие также в Совете государств

Балтийского моря, созданного на прошедшей 5—6 марта 1992 года в Копенгагене

конференции министров иностранных дел стран региона. В Совет входят, помимо

России и Норвегии, Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Финляндия,

Швеция, Эстония, а также Европейская комиссия. В 1995 году в его состав

принята также Исландия.

3—4 мая 1996 года в Висбю (Швеция) впервые проведена встреча глав

правительств стран — членов СГБМ, на которой принято решение содействовать

повышению роли Совета как органа регионального сотрудничества, всемерно

поощрять углубление взаимодействия в экономической, экологической областях

и, что особенно важно, в сфере обеспечения прав человека. О своей

готовности играть более активную роль в развитии общебалтийского

сотрудничества заявила Европейская комиссия. Большое внимание уделяется

вопросам усиления регионального сотрудничества в борьбе с организованной

преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и т.п. Россия и

Норвегия сотрудничают в созданной недавно Группе специальных представителей

премьер-министров стран СГБМ по борьбе с организованной преступностью.

Обе страны выступают за создание в регионе Балтийского моря зоны

интенсивного экономического сотрудничества. Что касается России, то в

деятельности СГБМ на экономическом направлении особое внимание уделяется

таким приоритетным вопросам, как развитие морских портов, участков

транспортных коридоров, создание Балтийской энергетической системы.

Регион Балтийского моря обладает хорошим экономическим, политическим,

интеллектуальным потенциалом, является элементом новой стабильной Европы.

Структуры и институты Европейского союза при этом могут сыграть позитивную

роль в качестве связующего звена между ЕС и странами региона, в него не

входящими, к которым как раз и относятся Россия и Норвегия.

Важно, чтобы это происходило при одновременном росте значения СГВМ как

органа, призванного содействовать, прежде всего, сближению всех государств

Балтийского моря, региональному сотрудничеству и взаимодействию.

Следует отметить и субрегиональное сотрудничество, которое органично

вписывается в общую систему межгосударственных отношений. Имеется в виду

сотрудничество губерний и областей, муниципалитетов, органов

самоуправления. 7—8 октября 1993 года в норвежском городе Ставангере

состоялась первая Конференция субрегионов стран, входящих в Совет

государств Балтийского моря, в которой приняли участие представители более

30 административно-территориальных единиц, в том числе от России — Санкт-

Петербурга, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской

областей, Республики Карелия. Конференции субрегионов проводятся ежегодно.

Современный постоянно усложняющийся мир, научно-технический прогресс,

нарастающие экологические проблемы, которые не знают административных

границ, преступность — все это объективно повышает ответственность

субрегиональных и муниципальных администраций перед живущими здесь людьми.

Нередко местные администрации являются инициаторами проектов как

локального, так и трансграничного масштаба. Примером такого проекта может

служить "Голубая дорога" — автомагистраль и туристический маршрут,

связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию (Республика Карелия).

В Норвегии и других северных странах накоплен значительный опыт развития

связей между сопредельными территориями. В Европе трансграничные отношения

вообще имеют давние традиции, опираются на хорошо разработанную юридическую

базу и вполне естественно дополняют интеграционные процессы. Опыт

взаимодействия местных органов власти, например на норвежско-шведской

границе, может представить интерес и в более широком плане.

Созданием Арктического совета, по существу, завершилось формирование

сети региональных международных организаций сотрудничества, сфера действия

которых охватывает северные и северо-западные районы России, и большинство

граничащих с ними зарубежных стран. Деятельность этого Совета и уже

зарекомендовавших себя Совета Баренцева/Евро-арктического региона и Совета

государств Балтийского моря объективно отвечает интересам развития

сотрудничества в политической, экономической, природоохранной и других

областях как в масштабах всей России, так и применительно к отдельным

субъектам федерации.

Мы имеем дело с перспективными региональными структурами, в рамках которых

все участники, в том числе и Россия с Норвегией, вырабатывают общие

подходы, решают взаимозависимые проблемы и одновременно демонстрируют свою

открытость, приглашают все заинтересованные страны к реализации конкретных

проектов взаимодействия, вносят тем самым свой вклад в создание стабильной

и добрососедской обстановки на Севере и Европейском континенте в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Норвежские власти по многим причинам придают большое значение развитию

Баренцева региона. Это один из районов в котором холодная война была

особенно холодной. Поэтому необходимо заботится о том, чтобы использовать

имеющуюся историческую возможность для установления прочных, добрых и

мирных связей. Лучший способ предотвратить появление нового недоверия и

конфликтов - это взаимно налаживать долговременное и обязывающее

сотрудничество между российскими и норвежскими обществами во всех важных

областях жизни.

Сегодня у нас есть возможность развивать контакты с нашими соседями так,

как это было немыслимо всего несколько лет назад. Торговля с Норвегией

может способствовать позитивному экономическому развитию России, и прежде

всего Северо-западу России. Кроме того, сформировались положительные

геоэкономические и геополитические тенденции в сотрудничестве между

Норвегией и Россией. Любые конфликты и противоречия могут негативно

сказаться на формировании долговременного и взаимовыгодного норвежско-

российского сотрудничества, так необходимого в первую очередь России.

Подтверждением формированию таких тенденций стало образование в 1993 году

Совета Баренцева/Евро-арктического региона, главной целью деятельности

которого было создание сети позитивных контактов через северную границу

востока и Запада, которые могли бы содействовать экономическому росту и

благосостоянию и уменьшению вероятности будущих конфликтов.

Определён ряд крупных проектов, направленных на совершенствование системы

транспорта и связи в регионе. Другие отрасли, на которых отрасли

сфокусировано внимание, особенно с точки зрения привлечения более широкого

внимания и дополнительных финансовых ресурсов к решению задач повышения

безопасности ядерных объектов в северо-западной России и понижения

опасности радиоактивного заражения во всём регионе. Другой интересной

областью является расширение контактов обменов между научными и

медицинскими центрами в регионе. Часть средств на это предоставляется

центральными правительствами, существуют также связи с

межправительственными финансовыми институтами, такими как ЕБРР и Северный

инвестиционный банк. Трое членов Баренцева совета одновременно входят в ЕС,

и на проекты Баренцева региона распространены различные программы ЕС.

Необходимо подчеркнуть ценность контактов на региональном уровне.

Деятельность Баренцева совета заложила основу для укрепления связей между

народами Севера, в частности представителями коренного населения.

В рамках деятельности Совета государств Баренцева моря, созданного 5-6

марта 1992 года в Копенгагене, членом которого является Россия, особое

внимание уделяется формированию тенденций по решению таких приоритетных

вопросов, как развитие морских портов, участков транспортных коридоров,

создание Балтийской энергетической системы.

Созданием Арктического совета, по существу завершилось формирование сети

региональных международных организаций сотрудничества, сфера действия

которых охватывает северные и северо-западные районы России, и большинство

граничащих с ними зарубежных стран.

В сценарии развития геоэкономических и геополитических партнёрских

отношений между Россией и Норвегией невозможно представить поддержание и

развитие иных тенденций кроме вышеописанных. В противном случае это грозит,

кроме обострения дипломатических отношений между Россией и Норвегией, и

многими другими крайне негативными последствиями.

Поскольку Норвегия является страной-членом НАТО, то обострение отношений

может привести к тому, что Норвегия станет для России потенциальным

противником в Северной Европе. При повышении уровня военной напряжённости в

Северной Европе, влияние США в Европе, и в Норвегии в частности, усилится,

что в свою очередь может привести к передислокации российских войск на

север России. В таком случае, не исключено, что последствия «холодной

войны» могут трансформироваться в «холодный мир», при котором соперничество

НАТО и России будет доминировать над влиянием ЕС и Германии.

Обострение именно военно-политических отношений между Норвегией и Россией

может сильно повлиять на формирование политико-экономических тенденций на

долгое время. Это означает, что:

1.Тормозится решение вопроса об утилизации ядерных материалов и отходов,

а также о безопасности на Кольской АЭС. Помимо проблем загрязнении,

связанных с радиоактивными материалами, существуют и другие. В первую

очередь, Северную Европу непосредственно затрагивают выбросы двуокиси серы

с металлургических комбинатов, находящихся в Никеле и Мончегорске, так

называемые «облака смерти», которые создали обширные пустынные пространства

на российской территории и отчасти вызвали серьёзные проблемы со здоровьем

населения в данном районе. Однако проблема эта не только местная.

Потенциальные угрозы здоровью настолько значительны, что вызывает

беспокойство на национальном уровне в непосредственно заинтересованных

странах и, более того, из-за размеров возможных последствий во все

европейском масштабе.

2.Учитывая арктическую ориентированность, можно предположить усиление

прений по поводу делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии.

Здесь столкнулись значительные интересы. Рыболовство будет по-прежнему

сохранять важное экономическое значение для прибрежных регионов Севера.

Успешная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в районах, которые

спорными и потому непригодными для использования, обеспечит благосостояние

и развитие той стране, которая будет ими обладать. Сейчас на двусторонних

переговорах экспертов благодаря взаимным уступками компромиссам дискуссия

идёт о 16% спорной территории шельфа, однако эти проценты даются сторонам с

большим трудом. Законное стремление Осло иметь чёткие и ясные границы всё

же не сочетается с дипломатической гибкостью. В результате проблема

делимитации в Баренцевом море не разрешена вот уже в течение двадцати лет и

может, подобно четырём Курильским островам, стать вопросом политической

полемики и национального престижа.

3. В свете военно-политической конфронтации деятельность таких структур,

как СБЕР, СГБМ, Арктического совета видится под угрозой. Тогда,

многообещающие и перспективные проекты этих организаций ставится под угрозу

срыва. Это означает торможение процесса экономики Севера и Северо-запада

Р.Ф., а именно: потеря каналов финансирования, получения технологий, и

прочих ресурсов. Перечислю лишь несколько проектов, которые могут

закончиться, лишь едва начавшись:

- конверсионный проект по созданию на базе предприятия «Звёздочка» в

Северодвинске информационного центра разработки и обеспечения строительства

оборудования для шельфовой нефтегазодобычи;

- переговоры о возможности финансирования строительства Кольской АЭС-2 -

проекта, от осуществления которого зависит дальнейшее развитие экономики

Мурманской области;

- строительство железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома, которая должна

стать важным звеном в системе транспортных коридоров в Баренцевом регионе.

Однако, этот сценарий не отвечает общим тенденциям в политике Норвегии и

России в 1990-х годах. Остаётся предполагать, что намеченные ранее

тенденции взаимовыгодного сотрудничества и партнёрства воплотятся в будущем

без особых изменений, что принесёт немало пользы как Норвегии, так и

России. Отношения России с северными соседями подвергаются разного рода

влияниям внешних факторов, общеевропейских процессов и внутриполитических

тенденций. Тем не менее, у них своя динамика, свои источники и стимулы.

Теперь, для более плотного взаимодействия с государствами Севера появились

многосторонние механизмы - СГБМ и СБЕР, и можно суверенностью считать, что

основа долгосрочным и взаимовыгодным отношениям между Россией и Норвегией

заложена.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Экономическая карта Норвегии.

Литература.

1. Воронов К. Россия в североатлантическом регионе: цена сближения. Мировая

экономика и международная отношения (МЭи МО). 1997 №7 с.28.

2. Старикович Г. Отказ от вступления в ЕС - Особенность или закономерность?

МЭи МО. 1997. №6 с.75.

3. Баринов Э.А. Валютное регулирование и контроль в странах Северной

Европы. Международный бизнес России. 1996. №4 с.28.

4. Сергеев П. Норвежский сектор Северного моря: экологические аспекты.

МЭиМО. 1995. №4 с.138.

5. Тимашкова О. Североевропейский регион: современный взгляд. МЭиМО. №10

с.125.

6. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная

программа. МЭиМО. 1994 №3 с.140

7. Кузнецова Н.П. Страховые корпорации в Норвегии: позиции в экономике.

Вестник С-Пб университета. 1993. №2 с.17.(экономика).

8. Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и

современные вызовы. // Общественные науки и современность 1996. №3 с.86.

9. Талызина Е.В. Общеевропейский процесс: геополитические сдвиги и

экономическая безопасность. // Вестник Московского университета. 1993. №1

с.83.(экономика).

10. Котилко В.В., Орлова Д.В. В России и рядом: экономические связи внутри

страны и вне ее. // ЭКО 1997. №7 с.83.

11. Чебанов С. Россия в Европе: новые вызовы безопасности. // МЭиМО. 1995.

№1 с.42.

12. Бурнаева Е. Северная Европа в международном разделении труда. // МЭиМО.

1994. №12 с.100.

13. Воронов К. Россия и Северная Европа: новые ориентиры. //МЭиМО. 1994.

№1 с.43.

14. Волков А. Масштабы и пределы социальной политики Северных стран. //

МЭиМО. 1994. №11 с.113.

15. Волков А. Экономика Северных стран Европы на исходе ХХ столетия. //

МЭиМО. 1994. №8-9 с.76.

16. Тунандер О. Сложное партнёрство. // МЭиМО 1997. №6.

17. Сулли Арне. Норвегия и Россия: военно-политические отношения.// МЭиМО

1997. №6.

18. Гундерсон Т. Норвегия - экономическое и прочее развитие в Баренцевом

регионе. // МЭиМО. 1994. №7-8.

19. Тресселт П. Соседи по северу. // МЭиМО.1997. №5.

20. Лилленрум П. Северные земли дают много добра, если действовать

партнёрски. //МЭиМО. 1997. №5.

21. Под ред. Позднякова Э.А. «Геополитика: теория и практика.»

22. «Привет из Норвегии» Экономика и жизнь. 1992. №36 (приложение).

23. Чичкин А. Государственная поддержка сельского хозяйства. 1995

№46(приложение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.