рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Геополитика и геоэкономика Норвегии

сотрудничества в районе по обе стороны разгранлинии. В настоящее время идут

конструктивные переговоры в этом новом ключе.

С обеих сторон на карту поставлены значительные интересы. Рыболовство

будет по-прежнему сохранять важное экономическое значение для прибрежных

регионов Севера. Успешная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в

районах, которые были спорными и потому непригодными для использования,

обеспечит благосостояние и развитие и регионам, и странам. Несомненно,

технические стороны установления правил для промышленного сотрудничества в

открытом море окажутся сложными. Возможно, положение участников переговоров

будет облегчено тем фактом, что юрисдикция в открытом море затрагивает

только природные ресурсы и не нарушает статус водных пространств за

пределами территориальных вод как зоны открытого моря. Установление границ

континентального шельфа и экономических зон не затронет свободу

судоходства, включая военные корабли. Таким образом, переговоры по

делимитации не могут иметь ощутимого негативного эффекта для стратегических

интересов сторон.

3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии.

Даже пока стороны только ожидают завершения переговоров по делимитации,

ничто не мешает широкому сотрудничеству в нефтяной и газовой областях между

предприятиями сторон в районах, не затрагиваемых этими переговорами.

Практика лицензирования работ на норвежском континентальном шельфе

предоставила возможности компаниям из многих стран для участия в проектах

развития. Это положительно воспринимается как возможность расширить базу

геологического и практического опыта, а также задействовать различные

подходы к коммерческой стороне дела и стратегии маркетинга. Пока что ни

одна российская нефтяная компания не обозначила своего интереса к этим

проектам.

Исходя из того же принципа открытости к иностранному участию в работах на

норвежском континентальном шельфе, Норвегия поощряет свои крупные нефтяные

компании к участию в проектах за границей. Подобные проекты тоже ведут к

получению дополнительной экспертизы и опыта, к диверсификации рисков и

создают альтернативную базу деятельности на период после истощения

внутренней ресурсной базы, что рано или поздно неизбежно. Норвежское

государство является единственным владельцем крупнейшей нефтяной компании

"Статойл" и владеет большинством акций второй по величине компании "Норск

Гид-ро". Обе компании активно стремятся к сотрудничеству с российскими

партнерами в развитии не спорных районов Баренцева моря или в разработках

на суше на северо-западе России. Эти компании могут предоставить технологию

для морских разработок на высоком конкурентоспособном уровне, являются

солидными и ответственными партнерами в любой работе на суше, обладают

несомненной финансовой надежностью и честностью.

Сотрудничество между норвежскими и российскими компаниями в нефтяной

области представляет собой, по мнению автора, наиболее многообещающий путь

для крупного роста наших двусторонних экономических взаимоотношений. В 1996

году двусторонний торговый оборот составил немного менее 850 миллионов

американских долларов. Осуществление крупного трансграничного проекта в

нефтяной и газовой индустрии увеличило бы этот объем в несколько раз и

принесло бы значительную пользу населению по обе стороны границы.

3.7.Важные аспекты норвежско-российского взаимодействия на современном

этапе.

Экономическая деятельность Норвегии в России связана с большим риском и

крупными проблемами. К таким проблемам можно отнести следующие:

-государственное управление малоэффективно,

-юридическая и правовая база, в том числе налоговое законодательство,

слишком нестабильна,

-государственное управление и правоохранительный аппарат лишь в малой

степени внушают уверенность и гарантируют правовую защиту,

-может значительно усилиться инфляция,

-слишком плохо функционирует рынок в условиях, когда распадается

старая система товарообмена,

-банковская система, в том что касается обслуживания расчетов и

обеспечения кредитами, развита слабо,

-существует нехватка собственного капитала,

-слишком слабо развиты государственные службы и инфраструктура,

-существуют большие различия между западным и восточным представлениями о

предпринимательской деятельности,

-имеются противоречия в компетенции и неясность в отношении того,

кто является собственником ресурсов - республики или регионы и т.д.

Для норвежской стороны существуют также дополнительные трудности,

связанные с традиционной ориентацией экономики на Запад. Учитывая

сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной

подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень

знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны

норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного

управления.

Одним из настоящих пробных камней в развитии баренцева сотрудничества

будут устранение препятствий для торговли в регионе и работа по

стимулированию торговли и экономического сотрудничества. Речь идет не

только о наработке крупных проектов сотрудничества между центральными и

региональными органами государственной власти, а о предоставлении

экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства

для развития.

Между российскими и норвежскими законами и правилами существуют большие

различия, и необходимо накапливать знания и понимание правовых систем друг

друга. Также предстоит проделать большую работу в части расширения сети

соглашений о разрешениях, визах, приглашениях на работу и т.д. Необходимо

выработать разумные решения, касающиеся охраны здоровья норвежцев в России

и русских в Норвегии, функционирования спасательных служб, страхования и

прочего.

В целом, указанные выше проблемы, с которыми норвежские предприниматели

сталкиваются в России, превращают их активность в трудное, дорогостоящее и

рискованное дело. Норвежские власти через Программу действий для Восточной

Европы выделили сравнительно крупные средства. Приоритет отдается проектам

в Северо-западной России.

Хорошо известно, что частный рынок финансов не совсем готов брать на себя

риск. Вследствие этого получается, что достаточно подготовленные проекты, в

том числе с помощью государства, из-за отсутствия достаточного

финансирования уходят "в песок". Пока нельзя сказать, что найдено какое-

либо общее решение этой проблемы.

В Норвегии и в мире в целом имеется ряд разных способов уменьшения

трудностей в сфере финансирования. В Норвегии существует порядок

гарантирования экспортных кредитов и инвестиций, применяются другие меры. В

международном плане действуют много фондов инвестиционных программ северных

стран. Прежде всего многостороннее финансирование ведется через Европейский

банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и

развития.

Многое из этого ново и сравнительно слабо развито. Норвегия стремится к

тому, чтобы многостороннее финансирование было организовано с учетом ее

положения.

Вырисовывается и ряд проблем с информационным обеспечением. В частности,

необходимо знакомить норвежские предприятия с различными схемами

финансирования и предоставлять информацию и соответствующие

консультационные услуги.

КАК ВИДНО из данного обзора, в двусторонних отношениях между Норвегией и

Россией много содержания. Этого и следует ожидать от двух соседствующих

государств. Но здесь есть и уникальная особенность: люди, живущие по обе

стороны границы, вынуждены сталкиваться с климатическими тяготами Севера и

выстраивать свою жизнь в условиях значительных трудностей.

И северная Норвегия, и северо-западная Россия получат пользу от

возрождения тесных культурных и экономических отношений, существовавших до

того, как политические события привели к созданию искусственных барьеров.

Правительства в состоянии что-то сделать, чтобы помочь этому процессу. Это

приближает внешнюю политику к потребностям людей. В этом есть определенный

вызов, потому что правительства должны будут оправдать ожидания

общественности. Потребуются творческое мышление, конкретные действия и

тяжелая практическая работа.

Глава 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона.

4.1.Российско-Норвежское взаимодействие-важенйшая движущая сила баренцева

сотрудничества.

Вполне можно сказать, что России и Норвегии многим обязаны набирающие в

последние годы силу северные региональные объединения, которые при всем их

многообразии и специфике являются важной составной частью интеграционных

процессов на Европейском континенте. Они выполняют свою роль в реализации

главных целей и задач этого процесса в масштабах конкретного региона,

создают атмосферу добрососедства, доверия, содействуют экономическому,

культурному, гуманитарному и иному сотрудничеству.

По инициативе Норвегии, которую поддержали Россия и Финляндия. был создан

в 1993 году Совет Баренцева/Евро-арктического региона (СБЕР). Главным

мотивом, а в Совет входят Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и

Швеция, а также представитель Европейской комиссии (еще девять стран имеют

статус наблюдателя), было стремление к поддержанию многовековой

приверженности народов Баренцева региона добрососедству и сотрудничеству,

его экологическому развитию и освоению природных богатств, созданию более

комфортных, достойных человека условий жизни. При этом имелось в виду, что

Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или

многосторонней основе работу между странами-членами, но будет

способствовать развитию именно регионального сотрудничества.

Российско-норвежское взаимодействие является важнейшей движущей силой

баренцева сотрудничества. Уже в силу географических факторов эти две страны

несут особую ответственность за состояние дел в Баренцевом регионе. Не

случайно многие проекты регионального сотрудничества носят двусторонний

характер или же начинались по инициативе России и Норвегии.

Концепция баренцева сотрудничества была сформулирована в Киркенесской

декларации от II октября 1993 года. В ней определены основные направления

взаимодействия в области экономики, транспорта и коммуникаций, культурных

связей и контактов между людьми, научно-технического сотрудничества,

окружающей среды.

Высшим органом Совета является ежегодная сессия министров иностранных

дел стран-участниц, решения на которой принимаются консенсусом.

Интересной особенностью баренцева сотрудничества является его

"двухъярусная" структура. Действует специальный орган — Региональный совет,

осуществляющий взаимодействие на местном уровне. В него входят руководящие

официальные лица административных единиц, образующих Баренцев регион, из

Норвегии (северные области Финмарк, Тромс и Нурланн), России (Республика

Карелия, Мурманская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ),

Финляндии (Лапландия) и Швеции (Норботтен), а также представители коренных

народов. В ноябре 1996 года на годичный "испытательный срок" в качестве

наблюдателей в Совет были приняты губернии Оулу (Финляндия) и Вестерботтен

(Швеция).

Региональный совет является фактически генератором практических идей и

проектов сотрудничества. Разработанная им в 1994 году "Баренцева программа

действий" рассчитана на 5 лет и содержит более 80 проектов в области защиты

окружающей среды, экономики, торговли, региональной инфраструктуры,

жизнедеятельности коренных народов, а также образования, науки и техники,

культуры. Это, как правило, небольшие проекты. Но они имеют под собой

реальное финансирование на уровне местных властей стран-участниц. В 1996

году было "освоено" проектов на сумму около 140 миллионов шведских крон

(около 20 миллионов долларов США).

На III сессии министров иностранных дел СБЕР в Рованиеми 6 октября 1995

года была принята своего рода укрупненная региональная программа,

предусматривающая реконструкцию металлургических предприятий в Мурманской и

Архангельской областях, модернизацию морских портов и аэропортов, другие

крупные проекты, в том числе в Карелии и Ненецком автономном округе. Эта

программа была конкретизирована на встречах министров экономики (Мурманск,

май 1996 года) и транспорта (Архангельск, сентябрь 1996 года).

Россия в течение всего 1996 года выполняла функции председателя СБЕР и

вела дело к реализации согласованных приоритетных проектов сотрудничества в

своих северо-западных регионах.

5—6 ноября 1996 года в Петрозаводске под председательством России

состоялась четвертая сессия Совета безопасности Баренцева/Евро-арктического

региона на уровне министров иностранных дел. Принято Совместное заявление,

в котором отражены основные результаты и намечены ориентиры дальнейшей

деятельности Совета. Этот документ направлен участникам встречи на высшем

уровне Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся

в Лиссабоне 2—3 декабря 1996 года, в качестве вклада СБЕР в работу по

формированию новой модели безопасности для Европы XXI века.

Хотя формально вопросы безопасности и военной политики не входят в

компетенцию СБЕР, он выполняет важные функции косвенного содействия

укреплению безопасности в регионе и — в более широком смысле — во всей

Европе. Имеется в виду содействие социально-экономической стабилизации

жизни населения, в первую очередь в северо-западных регионах России.

Оказывается помощь в области конверсии военного производства, мониторинга

экологической ситуации, ядерной и радиационной безопасности. В планах на

будущее — развитие модели общественной безопасности, трансграничного

сотрудничества в борьбе с контрабандой, незаконной миграцией,

наркобизнесом.

4.2. Приоритетные программы СБЕР и направления сотрудничества в регионе.

Практическая составляющая баренцева сотрудничества — это динамично

развивающиеся связи между странами, регионами и людьми.

По понятным причинам для нас на одном из первых мест в Баренцевом

сотрудничестве стоит решение социально-экономических проблем. Применительно

к северным районам России эти проблемы имеют особую остроту и специфику.

Россия не скрываем перед Норвегией и другими нашими партнерами по СБЕР

своей заинтересованности в привлечении финансовых ресурсов и научно-

технического опыта Стран-членов и наблюдателей Совета. Цель — ускорить

экономический подъем в российских северо-западных и северных районах.

Разумеется, это должно происходить на условиях взаимной выгоды, с пользой и

для нас, и для наших партнеров по СБЕР.

Дело в том, что высокоразвитая экономика наших северных партнеров

соседствует с огромными запасами природных ресурсов у нас, выходом на новые

перспективные рынки. А это, в принципе, должно привлекать капитал и

создавать хороший инвестиционный климат.

Российский Северо-запад обладает современным научным, производственным и

техническим потенциалом для участия в международной кооперации.

Предприятия, расположенные в Архангельской и Мурманской областях.

Республике Карелия, Ненецком автономном округе, вполне могут стать

равноправными партнерами в реализации самых сложных проектов. В то же время

структура норвежской экономики состоит в основном из малых и средних

предприятий. Подключение их возможностей к осуществлению проектов, не

требующих особо крупных финансовых вложений и со сравнительно коротким

периодом окупаемости, может сыграть роль катализатора в деле привлечения и

других инвесторов.

Хотя уже есть положительные примеры участия Норвегии, других стран СБЕР в

осуществлении ряда интересных и перспективных программ, подключение

предпринимателей — как отечественных, так и иностранных — к решению

взаимовыгодных задач в российской части региона могло бы быть и более

активным.

В октябре — ноябре 1995 года и в октябре 1996 года в Мурманске состоялись

международные конференции деловых кругов региона СБЕР, имевшие цель

способствовать более активному привлечению иностранного капитала в

экономику Севера России, в том числе в области среднего и малого бизнеса.

При активном участии норвежской стороны, а также Финляндии, Швеции и

Европейского банка реконструкции и развития в конце 1995 года учрежден

"Фонд венчурного капитала Северо-запада России". Цель — долгосрочное

рисковое (венчурное) инвестирование в компании среднего размера (от 150 до

5 тысяч работающих) в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской

областях. Уставной капитал составляет 53 миллиона долларов США. Фонд уже

приступил к разработке проектов сотрудничества.

В развитие баренцева сотрудничества правительство Норвегии по инициативе

своего министерства промышленности и энергетики учредило государственный

инвестиционный фонд для Северо-запада России в размере 180 миллионов

норвежских крон (около 30 миллионов долларов США). Это создает

дополнительные возможности для реализации перспективных инвестиционных

программ.

В 1993 году открыты ген консульства России в Киркенесе и Норвегии в

Мурманске. Их деятельность также содействует использованию потенциала,

заложенного в сотрудничестве стран Баренцева региона.

Важным направлением совместной работы России и Норвегии, а также наших

партнеров по СБЕР, входящих в Евросоюз, является поиск международных

средств технического содействия разработке соответствующей проектной

документации, доведению ее до необходимых международных стандартов.

В этой связи СБЕР, в качестве авторитетной международной региональной

структуры, членом которой, к тому же, является Комиссия ЕС, может служить

хорошим инструментом для дальнейшего совершенствования известной программы

технического содействия ЕС, рассчитанной для России и стран СНГ (ТАСИС). В

частности, последние изменения регламента этой программы, позволяющие

использовать до 10 процентов ее средств на цели инвестирования,

свидетельствуют о готовности партнеров идти навстречу решению проблем

финансирования проектов.

В период председательства России в СБЕР в 1996 году были высказаны и

нашли понимание наши конкретные предложения о более эффективном

использовании в Баренцевом регионе средств ТАСИС и состыковки этой

программы с другими программами ЕС, например Программой трансграничного

сотрудничества (ИНТЕРРЕГ), интерес к участию в которой проявила и Норвегия.

Наметились определенные сдвиги по ряду приоритетных программ СБЕР.

Так, норвежская компания "Квернер" принимает участие в реализации

конверсионного проекта по созданию на базе предприятия "Звездочка" в

Северодвинске Архангельской области информационного центра разработки и

обеспечения строительства оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.

Разработаны технико-экономические обоснования других важных проектов —

строительства завода по утилизации старых судов и грузового терминала в

бухте Белокаменная, а также модернизация Кандалакшского алюминиевого

комбината (Мурманская область). Есть реальные возможности активного

финансового участия норвежской стороны в осуществлении обоих проектов.

Близится к завершению строительство железнодорожной ветки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.