рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Франция

условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления

процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем

технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности

ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет

нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и

обрабатывающих отраслей.

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с

Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и

оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из

РФ топливо и сырьевые товары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным

сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья,

части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В

последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами.

Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит

сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину

отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего

дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как

электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку

патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта

импортозамещающих производств. Наряду с идеей«нового завоевания внутреннего

рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».

Развитие конституционного процесса после II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание

историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее

народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский

народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и

принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее

конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и

принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два

периода: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй -

с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г.

был вдохновлен общим демократическим подъемом после победы над гитлеровским

фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить

юридической базой для последующих социальных и политических преобразований.

Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в

стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой

Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый

мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны

в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в

Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г.,

регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти

"сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное

собрание указало принципы, на которых должна основываться новая

Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть

единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения

властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть

должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с

колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на

установление парламентского режима и на разделение функций главы

государства и главы правительства. Формальным условием создания новой

конституции было требование к правительству проводить консультации с

Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим

из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После

разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом,

процедура разработки проекта была мало демократичной. Основной закон

разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по

конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом.

Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во

французской конституционной истории традицию разработки актов избранными

народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные

им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его

концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в

наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся

в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны

по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и

отношениям между Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в

стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы,

еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы,

принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным

образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный

характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства

определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой

обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без

согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо

французской территории она могла бы обрести статус государства только после

подписания соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время

неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских

департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с

особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские

территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и

антарктические территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране

одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве

составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное,

но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических

партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее

значительная, действующего конституционного законодательства. В

соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав

человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным

образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное

законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные

принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула

Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее

структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список

не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по

времени принятия) конституционных актах различных государств, но и

Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются

примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод,

провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое

экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление

угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной

государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с

феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть

имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-

министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями,

осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести

ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На

Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность

представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен

проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента.

Правительство несет политическую ответственность перед Национальным

собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая

иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с

самого начала существования Пятой Республики установился обычай

ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен

монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы

государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой

тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему

присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого

голосования, Президент находится на вершине иерархии органов

государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента

оставались неизменными за все время существования Пятой Республики,

поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы

государства, укрепила и без того его господствующее положение. Процесс

концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к

изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены

широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при

проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958

г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических

партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного

совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958

г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать

нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о

референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для

пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде

предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на

референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения

референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 -

при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения

является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение

двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра

Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в

идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента -

Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия

поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть

осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на

совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право

выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для

ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало

Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе

предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда

проведение референдума нецелесообразно.

Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в

течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать

все меры законодательного характера, необходимые для применения

Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако

фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во

Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не

могут быть применены после распада Сообщества.

В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки,

пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ

избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы

государства, а также принципиально иную систему государственной власти в

стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.

Конституция

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре

содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность

основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и

Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной

принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы

страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа,

по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального

суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области

реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано

отношение государства к политическим партиям. Этот термин был включен в

Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое

значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в

конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для

учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие

политической, экономической и социальной демократии. А преамбула

Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше

время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных

принципов. Следующий существенный принцип, определяющий понятие

политическая система - "национальный суверенитет - как источник

государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип

сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который

осуществляет его через своих представителей и посредством референдума.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе

его осуществление". Каждому демократическому государству свойственна в

первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного

права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет

международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает

механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать

противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия

между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью

механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации

международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его

компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-

23). Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат,

взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения

взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе

V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей

изложена в ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и

соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях

интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность

Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример

Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх

девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты

Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают

проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но

и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных

проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов,

проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о

чем будет сказано ниже более подробно.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, Х разделах

"Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности членов

Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность

Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает

свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по

законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение.

Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому

вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику

или Сообщество.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует

взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов,

заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на

территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов,

осуществляют административный контроль за соблюдением законов.

Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их

собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.

В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а

также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо

группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.

Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества

пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно

распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по

Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от

своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют

одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция

Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления

Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса

Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом,

Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого,

светского, демократического и социального государства с республиканской

формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции

Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об

ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.

Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по

правам человека и Европейского суда.

Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в

решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на

местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является

единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют

плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается

трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для

ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой

референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок

будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от

Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1)

организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт

в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3)

уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча

Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1)

голосование может проводиться по предложению Правительства или по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.