рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Необходимость и сущность денег

● закрытую, жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами — центральным банком и органами власти: банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия и организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота также связаны с объектами и субъектами эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так, наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого потребления — обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли, сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как организационно-замкнутые, — например, оборот талонов, чеков и др. только внутри предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, — например, оборот векселей с передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии включает все ее этапы — от разработки внешнего вида и определения номиналов денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации эмиссионных процессов.

Классификационные признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений, сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты, сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее проведения, а главное — ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную, экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо, непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного оборота, для которых они предназначены. Контрольная — проявляется в ходе разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков, организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим, организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности, деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались,

С учетом вышеназванных функций можно определить эмиссионное регулирование как систему целевых установок и ограничений, методов, приемов и инструментов, оказывающих в ходе операций по выпуску или изъятию денег из обращения прямое воздействие на элементы денежной системы, объем и структуру денежной массы и косвенное — на экономическое и финансовое положение государства, общественных, предпринимательских структур и населения. В наиболее общем виде приоритеты и целевые установки эмиссионного регулирования могут быть подразделены на макроэкономические и микроэкономические. Цели и приоритеты макроэкономического уровня в сфере денежного обращения включают, во-первых, обеспечение необходимого объема и структуры денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов. Причем речь идет о потребностях, связанных с реальным товарным оборотом и реальными инвестициями, и о необходимости учета и специализации денежных инструментов, обеспечивающих потребности различных экономических сфер. Во-вторых, поддержание баланса между размером денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста. Неблагоприятны любые нарушения этого баланса, связанные с чрезмерным или недостаточным объемом денежной массы; резким ускорением или замедлением скорости оборота денег; необоснованным снижением или значительным и быстрым изменением структуры и емкости товарного рынка по политическим мотивам; монополистической практикой ценообразования и др. В-третьих, сокращение темпов или нейтрализацию инфляции, связанной с изменением объемов и темпов денежной эмиссии, механизмами организации и обеспечения денежного оборота, использованием эмиссионных элементов денежно-кредитной политики, а также снижение вероятности появления денежных суррогатов, способных затруднить работу отдельных элементов финансовой системы. Эта целевая установка может также включать использование вторичных эквивалентов в регулируемых, нормативных рамках, а, кроме того, в качестве инструментов обеспечения, поддержания устойчивости оборота официальных денежных знаков.

Для микроэкономического уровня приоритеты и цепи эмиссионного регулирования более конкретны, как конкретны и специфические потребности определенных субъектов экономики, финансовой системы страны. Ими могут быть: обеспечение всех заинтересованных субъектов, как физических, так и юридических лиц, достаточным по количеству и соответствующим по видам и качеству арсеналом расчетных инструментов с учетом, естественно, их специализации по сферам оборота; обеспечение всех предпринимательских структур достаточно функциональным инструментарием для поддержания и адекватного пополнения оборотных средств, формирования необходимого по объему и защищенного от инфляционного обесценения амортизационного фонда, т.е. для поддержания кругооборота активов предприятий в условиях инфляции; инструментальное обеспечение краткосрочных инвестиций путем включения в оборот достаточного количества обладающих соответствующим официальным статусом денежных и фондовых ценностей, свойства которых позволяют быстро переводить их из активного оборота в инвестиции и наоборот; обеспечение возможности осуществления операций долгосрочного доходного инвестирования для предпринимательских структур и населения через предоставление широкого доступа к денежным инструментам, выполняющим функцию накоплений, инвестиций и сбережений; возможность не фиктивного, а реального кассового исполнения бюджета в его доходной и расходной частях через обеспечение в обороте достаточного количества денежных инструментов, необходимых как для реального сбора налогов, так и для соответствующих бюджетных выплат.

Одним из ключевых вопросов эмиссионного регулирования является определение сфер, в которых проявляются позитивные или негативные результаты этих регулирующих усилий. С этой точки зрения можно выделить сферы прямого и косвенного эмиссионного регулирования. Сфера прямого эмиссионного регулирования, или денежная сфера, распространяется на все элементы денежной системы, и в первую очередь оперативного характера: виды, оформление и защита денежных знаков, порядок эмиссии и оборота наличных и безналичных денег, методы денежного регулирования и т.д., а также на номинальный и реальный стоимостный объем активной и резервной денежной массы и ее структуру, денежные обороты различных уровней. Денежная сфера является той областью, где реализуются все основные функции эмиссии и эмиссионного регулирования и через которую исполняются его базовые целевые установки, — как макро-, так и микроуровня. Регулирование самой эмиссии, всех ее этапов и механизмов, поддержание в адекватных паритетах всех базовых параметров денежной массы, обеспечение эффективного функционирования комплекса элементов денежной системы, включая ее количественные, качественные, структурные и временные позиции, лежат в основе эмиссионного регулирования экономики.

Однако с точки зрения эмиссионного регулирования экономики денежная сфера играет хотя и важное, но все же промежуточное, можно сказать, инструментальное, значение, выполняет функцию исполнительного механизма. С позиции воздействия на экономику страны более значима сфера косвенного эмиссионного регулирования. Она включает сферы и звенья финансовой системы: федеральные финансы, федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды; региональные финансы, бюджеты субъектов Федерации и местные муниципальные бюджеты, региональные внебюджетные фонды и территориальные программы; финансы общественных, некоммерческих организаций и предприятий, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, политических партий, общественных объединений и фондов, творческих и профессиональных союзов, религиозных объединений и т.д.; предпринимательские финансы по отраслям, собственности, типу организации; финансы населения. Косвенная сфера эмиссионного регулирования характерна тем, что именно на нее направлены все основные целевые установки. С ее позиций разрабатываются, выбираются, комплектуются, а при необходимости и корректируются методы и инструменты. Здесь формируются и анализируются итоги и результаты, осуществляются контроль и управленческие воздействия эмиссионного регулирования на экономику. Результатами эмиссионного регулирования в соответствии с его целевыми установками могут быть как поддержание стабильности и устойчивости функционирова­ния отдельных элементов сферы и всего экономического комплекса, так и изменение их позиций в сторону активизации, расширения возможностей либо, наоборот, в сторону их ограничений, подавлений, блокировки. Не меньше роль эмиссионного регулирования в управлении структурными, отраслевыми, региональными, индивидуальными рисками и нейтрализации негативных тенденций.

С точки зрения возможностей реализации приоритетов и целевых установок эмиссионного регулирования важны методы и инструменты, рычаги эмиссионного регулирования (см. схему 2).

Их разработка, определение и идентификация тем более значимы, чем более они дифференцированы и разнообразны. Учет этого разнообразия, возможность адекватного их выбора и комплектации составляют основу эффективного эмиссионного регулирования. К основным количественным инструментам эмиссионного регулирования можно отнести: расширение или сжатие денежной массы через налоги, организованные сбережения, использование методов денежно-кредитной политики; ограничение или запрещение деятельности отдельных физических и юридических лиц, которые могут осуществлять эмиссионные операции. Это могут быть соответствующие положения правовой инфраструктуры, подкрепленные организационными и репрессионными мерами, банковский надзор, специальные решения органов власти. Практикуются регламентация и ограничения использования отдельных денежных инструментов, в том числе дифференцирование по их функциям с учетом функций обеспечения активного товарооборота; расширение или сужение элементного состава обеспечения денежной массы, тех наиболее ликвидных материальных ценностей, на которые в первую очередь ориентируются эмиссионные центры.

Не менее важно воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента, нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг, не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения. Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы эмиссионных центров для России — драгоценные камни, антиквариат, ликвидные товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д. Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и одновременно простимулировать наиболее эффективные отрасли реального сектора экономики, где эти потенциальные объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются.

Наконец, к качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные» валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или «расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их использо­вание может быть достаточно эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов, при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики и населения.

Отдельная область эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные, сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов, циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий, погашение бюджетных обязательств при угрозе социальных потрясений и др.

К временным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести разработку и выпуск в денежный оборот расчетных и инвестиционных инструментов с четко определенными срочными характеристиками. Их активное функционирование целесообразно лишь в рамках определенного периода, сезона с последующей конверсией, обменом или отменой. Эмиссионное регулирование предполагает также использование таких временных рычагов, как установка эмиссионных временных циклов, связанных с временем выпуска в оборот, параллельного обращения или обмена денежных знаков. Оптимальные сроки способствуют стабилизации денежного оборота, чрезмерно сжатые — увеличивают риски и потери.

Для определения реальной и потенциальной эффективности эмиссионного регулирования необходимо также исследовать организационные структуры, целенаправленно или вынужденно, официально или неофициально участвующие в реализации эмиссионного регулирования. Эти организационные структуры могут быть рассмотрены и классифицированы, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, по роли, которую они играют в эмиссионном регулировании, и, во-вторых, исходя из того значения, которое играет эмиссионное регулирование в их деятельности и специализации. В частности, реализовать и использовать методы и инструменты эмиссионного регулирования с большей или меньшей эффективностью могут организационные структуры, которые играют в этом процессе роль: управляющих, планирующих, контролирующих органов; структур, организующих и проводящих эмиссию и эмиссионное регулирование; посредников, концентрирующих эмитируемые денежные инструменты для дальнейшего их выпуска в оборот; потребителей, пользователей, для обеспечения различных видов деятельности которых используются эмитируемые инструменты и на состоянии которых сказываются результаты эмиссионного регулирования.

Кроме того, в эмиссионном регулировании участвуют структуры с разными уровнями специализации, распределение полномочий которых также можно отнести к методам эмиссионного регулирования. Ими могут быть узкоспециализированные организации. Для них эмиссия расчетных и инвестиционных инструментов, а также регулирующие и контролирующие их эмиссию воздействия являются основным видом деятельности, функциональным предназначением. Они могут быть представлены специализированными эмиссионными банками, федеральными комиссиями по ценным бумагам и др. Кроме них, функции денежной эмиссии и эмиссионного регулирования могут нести в комплексе, помимо прочих задач и функций, специализированные организации. Это, во-первых, центральные банки, которым, кроме задач и функций осуществления денежной эмиссии и проведения денежно-кредитной политики, делегированы полномочия органов банковского надзора и регулирования; казначейства; организации и комитеты с функциями «денежного контролера». К эмиссионному регулированию могут подключаться и неспециализированные в этой области предприятия и организации. Деятельность этих специально организованных «подключений» также можно отнести к проводникам, методам и инструментам эмиссионного регулирования. Коммерческие банки, реализуя функции внутреннего надзора и аудита как элементов банковской политики, также осуществляют, хотя и в узких масштабах, эмиссионное регулирование. В этом же плане работает и управление ими своим инвестиционным портфелем. Последнее справедливо и в цепом для всех предпринимательских структур, общественных организаций и населения. Кроме того, их роль как субъектов эмиссионного регулирования неизменно возрастает в условиях денежных кризисов, приводящих к естественной, вынужденной замене части официальных элементов денежной массы вторичными эквивалентами. Наконец, периодически, но достаточно агрессивно пытаются осуществлять эмиссионное регулирование законодательные и исполнительные органы государственной власти, оказывая давление на эмиссионные центры. Нормирование, организация и документальное фиксирование их взаимоотношений с эмиссионными центрами также могут рассматриваться в качестве одного из методов эмиссионного регулирования.

Недостатки теоретической и методической разработанности способов и рычагов эмиссионного регулирования, нечеткость организационной иерархии участвующих в этом процессе структур на фоне полной засекреченности и конфиденциальности, принимаемых в этой сфере решений свидетельствуют о том, что возможности этого элемента управления экономикой еще далеко не исчерпаны. Надеемся, что дальнейшая систематизация теории и практики эмиссионного регулирования позволит достичь серьезных позитивных результатов и повысить эффективность проводимой экономической политики в целом.


          Схема 1. Классификационная схема денежной эмиссии.

 

         

Классификационный

признак

Виды денежной эмиссии

1.  Целевые установки

(функциональное предназначение)

1.1.  Формирующая

1.2.  Пополняющая

1.3.  Регулирующая

1.4.  Обменно-регулирующая

1.5.  Обменная

1.6.  Конверсионная

2.  Объекты эмиссии

(денежные инструменты)

2.1.  Эмиссия официальных денежных знаков

2.2.  Эмиссия специализированных неофициальных денежных инструментов

2.3.  Эмиссия используемых в расчетах ценных бумаг

2.4.  Эмиссия инвестиционных ценностей

3.  Субъекты эмиссии, эмитенты

3.1.  Эмиссионная деятельность центрального банка

3.2.  Казначейская эмиссия

3.3.  Банковская эмиссия

3.4.  Коммерческая эмиссия

4.  Организация эмиссии

4.1.  Природно-стихийная

4.2.  Природно-производственная

4.3.  Открытая чеканка

4.4.  Закрытая чеканка

4.5.  Открытая эмиссия

4.6.  Открытая регулируемая эмиссия

4.7.  Открытая контролируемая эмиссия

4.8.  Закрытая эмиссия

5.  Сферы оборота денежных инструментов

5.1.  Эмиссия в розничной сфере

5.2.  Эмиссия в коммерческой сфере

5.3.  Эмиссия в банковской сфере

5.4.  Эмиссия в финансовой сфере

5.5.  Эмиссия в международной сфере

6.  Комплексность сценариев эмиссии

6.1.  Полная эмиссия

6.2.  Базовая эмиссия

6.3.  Частичная эмиссия

6.4.  Комплексная эмиссия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.