рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Необходимость и сущность денег

Благодаря активной работе Госбанка СССР были предоставлены дополнительные капиталы для организации с начала 20-х г.г. еще нескольких банков. В Великобритании (Лондоне) был создан Аркос-банк, в Дании (Копенгаген) – Норд-Кредит, в Норвегии (Осло) – Сокрабанк (Банк для русской торговли), в Швеции (Стокгольм) – Свенскабанк.

Процесс создания подобных банков получил свое развитие и в Азии. В Китае (Харбин) создается Дальневосточный банк, который усиленно кредитовал транзитный экспорт из Китая через Владивосток, а также способствовал регулированию курса червонца путем его скупки на рынках Манчжурии.

Для развития торговли и экономической жизни Тувы (в те годы республика не входила в состав СССР) учреждается Тану-Тувинский торгово-промышленный банк, в Монголии (Урга) – организуется Монгольский торгово-промышленный банк. Для банков Азиатского региона была характерна высокая прибыль.

Важную организующую роль, которая в значительной мере не определялась объемами проводимых операций, играли два банка в рамках регионов своей деятельности.  В Западной Европе – это Эйробанк (Евробанк, Париж) и в Азии – Русско-Персидский (Русско-Иранский, Тегеран).

Эйробанк в 1925г. был выкуплен советским правительством для обслуживания внешнеторговых платежей между СССР и Францией (образован в 1921г. русскими эмигрантами). В годы Второй мировой войны 1939 – 1945г.г. банк свою деятельность прекратил, но уже к 1950г. он стал лидером на евро-долларовом рынке, что позволило расширить и диверсифицировать направления его деятельности. Эйробанк оставался важным форпостом участия Госбанка СССР, а затем Центрального банка РФ (Банка России) в операциях на развитых западных финансовых рынках.

Русско-Иранский банк, действовавший в форме акционерного общества с участием капитала советских организаций, работал в период с 1923 по 1980г. Это был единственный в Иране банк с иностранным капиталом и количеством более 10 филиалов. В 1980г. в связи с национализацией банков, осуществленной в Иране, советское правительство передало право собственности на банк правительству Исламской Республики Иран.

Остальные из вышеперечисленных действовавших банков как Западно-Европейского, так и Азиатского регионов после Второй мировой войны не были восстановлены.

Особое положение занимает Московский народный банк в Лондоне. Он был создан еще в 1919г. русскими эмигрантами на базе Лондонского отделения, действовавшего в России с аналогичным названием банка. Основным пайщиком (поскольку он действовал вначале как кооперативный банк) являлся Всероссийский кооперативный банк, финансировавший советскую кооперацию за границей.

Позднее, после его выкупа советским правительством, ведущими ею акционерами стали Госбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Обладая богатейшим опытом проведения кредитных операций, банк аккумулировал более  половины всех привлеченных иностранных кредитов, идущих от банков и фирм Западной Европы и Северной Америки, причем треть кредитов проходила через английские отделения американских банков. Налаживание устойчивых связей с крупнейшими финансовыми группами Запада определяло особую роль банка в обеспечении необходимых валютных потребностей Советского государства. Осуществляя международные расчеты с ведущими капиталистическими государствами, банк поддерживал корреспондентские отношения с крупнейшими банками мира. Он имел отделения в Бейруте (Ливан) и Сингапуре. Банк до сих пор продолжает занимать ведущее положение в банковской системе страны.

С 60-х годов явственно обозначилась потребность расширить сеть акционерных зарубежных банков (к тому времени действовало только три – Московский народный, Эйробанк и Русско-Иранский). На протяжении десятилетия, с середины шестидесятых, было создано еще четыре банка.

В октябре 1966г. создается банк с участием Госбанка СССР, Внешторгбанка СССР, внешнеторговых организаций и уже действовавших зарубежных акционерных банков – Восход Хандельсбанк в Цюрихе (Швейцария).

В 1974г. учреждается в Вене (Австрия) Донау-банк АГ. В 1974г. организуется подобный банк в Люксембурге – Ист Вест Юнайтед банк.

В 1971г. создается во Франкфурте-на-Майне – Вест Хандельсбанк АГ.

Система совзагранбанков стала важным звеном кредитной системы Советского Союза. С распадом СССР они стали представлять интересы Российской Федерации.

За последние годы, начиная с 1996г., система росзагранбанков значительно изменила содержание своей работы. В современных условиях, предоставляя Банку России информацию о состоянии и тенденциях развития мирового, европейского и азиатского финансовых рынков, они по-прежнему являются посредниками между российскими и западными финансовыми рынками. Система осуществляет расчетное и документарное обслуживание российских коммерческих банков и внешнеторговых организаций, реализацию инвестиционных проектов в России.

Основными направлениями взаимодействия Банка России с росзагранбанками как их акционерами оставались процесс финансового оздоровления банков и постепенный возврат средств, ранее предоставленных им в виде финансовой помощи. В связи с проведением операций по санации росзагранбанков была осуществлена выверка встречных финансовых требований между Банком России, Министерством финансов России и Внешэкономбанком, возникших еще в 1992-1993г.г. Получаемая банками прибыль в последние годы направлялась на формирование резервов и покрытие убытков прошлых лет. Взаимодействие Банка России с росзагранбанками включало систематический контроль за их деятельностью и участие (в рамках прав акционера) в управлении ими через представителей Банка России в наблюдательных органах банков.

Важным шагом Банка России стала разработка новых стратегических направлений в работе загранбанков. Новая система централизованного управления банками на основе консолидации финансовой отчетности и рисков этих банков должна была устранить параллелизм в их деятельности, повысить эффективность проводимых ими коммерческих операций и, как следствие, – привести к росту доходов на вложенный капитал. В рамках указанных направлений стала разработка Банком России концепции управления росзагранбанками на базе формирования двух банковских групп: Европейской (Моснарбанк – Евробанк – Ост-Вест Хандельсбанк) и группы Внешторгбанка (Внешторгбанк – Донау-банк – Русский коммерческий банк, Лимасол – Русский коммерческий банк, Цюрих).


ТЕМА: «Современная банковская система».

1.  Понятие и элементы банковской системы.

2.  Особенности современных банковских систем. Создание двухуровневой банковской системы в России.

3. Центральные банки и основы их деятельности.

3.  Коммерческие банки и их деятельность.


1.  Понятие и элементы банковской системы.

                Банковская система – форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.

Как денежная и финансовая системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.

Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих подзаконных актов, образующих в совокупности инфраструктуру, закрепляющую и регулирующую ее.

Понятие «банковская система» предполагает, в первую очередь, определение ее составляющих: банки и система.

Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и платности.

Рассмотрение всей совокупности банков именно как системы предполагает соблюдение ряда условий, по сути являющихся базовыми признаками самого понятия система.

К ним относятся:

–  наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих совокупность, относительно замкнутый комплекс;

–  структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;

–  целостность системы как наличие элементов, причем достаточное для стабильного, эффективного функционирования всех необходимых сегментов, уровней и всех элементов, их наполняющих;

–  взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами.

Банковская система – понятие неоднозначное, она может быть рассмотрена и структурирована с ряда позиций, и, в первую очередь, как организационная и как институциональная схема. Кроме того, достаточно важное значение имеют подходы, структурирующие систему по функциям, взаимосвязям, иерархии, а также по специализации (ориентации), комплексности, сферам реализации и т.д.

Институциональная схема включает совокупность отдельных элементов – организационных структур (учреждений и организаций), прямо или косвенно участвующих в банковской деятельности, их состав, задачи, функции и операции, сферы, взаимосвязи и иерархию.

Организационная схема объединяет функционирующие в данном государстве виды и формы кредитов, в которых участвуют учреждения банковского типа. Схема структурируется по формам кредита и характеру участия банков.

Организационная схема банковской системы в значительной степени определяется формой кредита, в которой реализуется банковская деятельность.

Участие кредитных организаций банковского типа в банковской форме кредита, где они выступают в роли универсальных посредников, аккумулирующих и распределяющих кредитные ресурсы, является для этой формы определяющим, классификационным признаком. В ней реализуются все виды сделок, в которых предусмотрено участие банков. К особенностям банковской формы кредита относятся преимущественное использование в качестве кредитных ресурсов не собственных, а привлеченных и заемных средств, временно высвобождаемых в процессе кредитного оборота, которые превращаются в капитал – прирастаемую собственность. Ряд форм кредита предполагает возможное, но отнюдь не обязательное участие в них отдельных элементов банковской системы, например, кредитных организаций банковского типа.

Коммерческий кредит иногда рассматривается как кредит торговым организациям или на торговые проекты, т.е. как разновидность банковского кредита. Однако классический коммерческий кредит замкнут в предпринимательской сфере, и представляет собой предоплату или отсрочку платежа при реализации продукции одним предпринимателем другому. Наиболее распространенным документом этой формы кредита является коммерческий вексель, а именно в операциях с векселями активно участвуют банки (учет, переучет, авалирование векселей), внедряясь в сферу коммерческого кредита.

Кроме того, доступность банковского кредита снижает потребность в коммерческом кредите и наоборот.

Особенностью потребительского кредита является его некоммерческая, производственная, целевая установка, отсутствие адекватных денежных потоков погашения. Это кредиты в сферу конечного потребления, получателями которых, заемщиками, в большинстве случаев являются физические лица, население (за исключением инвестиций в личное товарное производство). Однако объекты потребительского кредита могут присутствовать и в предпринимательской сфере (имиджевые активы, обеспечение персонала), и в сфере финансов общественных, некоммерческих организаций (социальные проекты), и в бюджетной сфере (бюджет текущих расходов).

Кредиторами в потребительском кредите выступают предпринимательские структуры, общественные организации, кредитные учреждения небанковского профиля (ломбарды, прокат и т.д.). Активно участвуют в потребительском кредите и учреждения банковской системы практически всех уровней: и коммерческие банки, и кредитные кооперативы, а в отдельных случаях и центральные банки. Это могут быть и целевые кредиты (по приобретению жилья, автомобилей, образовательные и др.) и бесцелевые (на неотложные нужды).

Приобретая государственные ценные бумаги (займы и обязательства), а также кредитуя правительственные программы, бюджетные организации, банки и иные элементы банковской системы принимают активное участие в государственном кредите.

Кроме того, государственный кредит является направлением специализации некоторых банков. Необходимо отметить, что особый статус Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка России предполагает их  обязательное участие в операциях государственного кредита.

Для международного кредита, как кредиторы, так и заемщики могут быть представлены достаточно широко, от государственных официальных или специально создаваемых организаций до предпринимательских структур. В их числе банки и кредитные организации, а также специализированные структуры международного кредита (Мировой банк, МВФ, МБРР и др.) часто играют ведущие роли.

В отличие от организационной схемы банковской системы, построения институциональной схемы более разнообразны и по классификационным признакам, и по составу сегментов. Различают следующие основные структуры и признаки, определяющие институциональную схему банковской системы.

1.  Центральные банки – самостоятельные, но подконтрольные государству кредитные организации, в основные задачи и функции которых входит:

–  обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения; определение системы, порядка и формы расчетов; разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения; валютное регулирование и валютный контроль);

–  обеспечение эффективности и стабильности банковской системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, организаций банковского аудита, надзор за деятельностью банков, установление правил бухгалтерского учета, регистрация выпуска и размещения ценных бумаг банков; кредитор последней инстанции коммерческих банков; банковские операции по поручению Правительства).

Организационно-правовые формы центральных банков могут представлять собой унитарный банк со 100%-ным участием государства в его капитале (Российская Федерация); систему независимых банков, в совокупности выполняющих функции Центрального банка (Федеральная резервная система (ФРС) в США); акционерное общество с различной долей участия государства или объединение типа ассоциации, как с участием государства, так и без.

В организационную структуру Банка России входят:

–  центральный аппарат с функциональными службами, департаментами и управлениями;

–  территориальные учреждения;

–  расчетно-кассовые центры;

–  полевые учреждения;

–  учебные заведения.

2.  Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) как представители параллельных структур демонополизированного уровня органов банковского надзора достаточно широко представлены в других странах (США – федеральная корпорация страхования депозитов; Канада – бюро надзора за финансовыми учреждениями; Германия – Федеральное ведомство по контролю на д банками; Бельгия – Банковская комиссия; Италия – Министерский комитет по кредитам и сбережениям); АРКО учрежден Правительством и Банком России в качестве небанковской кредитной организации, в задачи которой входят:

–  оперативная работа по взаимодействию с восстанавливаемыми банками из числа проблемных (работа с «плохими» активами; участие в управлении; оказание экономической поддержки);

–  участие в проведении ликвидации обанкротившихся банков, в том числе и по реализации имущества ликвидируемых банков.

Организационная структура АРКО включает как обеспечивающие элементы (управление региональным властям), осуществляют банковскую деятельность хотя и под достаточно жестким контролем, но с высоким уровнем государственной гарантии, что определяет и соответственно высокий уровень доверия к ним. Эти «государственные» банки, являясь, по сути, правительственными агентами, берут на себя значительную нагрузку по реализации денежно-кредитной политики.

3.  Универсальные коммерческие банки (кредитные учреждения), в основе формирования которых может лежать либо их величина (размер), либо их особая системообразующая роль, либо наличие у них генеральной лицензии. Отличительной чертой этих банков является осуществление полного комплекса банковской деятельности по привлечению и размещению ресурсов, расчетам и инвестициям, операциям с валютой, ценными бумагами, драгоценными металлами, а также депозитарные и консультационные услуги.

4.  Специализированные коммерческие банки (кредитные учреждения), сформировавшие в своей политике определенные приоритеты деятельности. Это предполагает известные ограничения проводимых ими операций и сделок, но вместе с тем и высокий уровень качества, профессионализма и компетентности по их ведущим направлениям.

5.  Небанковские кредитные организации (НКО) (кредитные учреждения банковского типа).

6.  Коммерческие объединения кредитных организаций (группы и холдинги) или объединения с участием кредитных организаций (финансово-промышленные группы (ФПГ)), создаются путем заключения соответствующего договора между участниками с делегирования полномочий или на основе участия ведущей структуры в капитале подчиненных.

7.  Филиалы и представительства иностранных банков действуют в Российской банковской системе в рамках жестких надзорных нормативов и квот, ограничиваясь обычно обслуживанием зарубежных физических и юридических лиц.


2.  Особенности современных банковских систем. Создание двухуровневой банковской системы в России.


До 1987г. банковская система России состояла из трех банков: Госбанка СССР, Стройбанка СССР и Внешторгбанка. Госбанк СССР и Стройбанк СССР имели свои отделения на всей территории СССР. В стране существовала система гострудсберкасс. Советский союз имел за рубежом эффективно работающую систему совзагранбанков.

Главное место в советской банковской системе отводилось Государственному банку СССР. Он был эмиссионным институтом и в то же время являлся центром краткосрочного кредитования и расчетно-кассового обслуживания в народном хозяйстве. Это был орган государственного управления и одновременно – орган государственного контроля. Он осуществлял плановое руководство в денежной и финансовой системе. Поэтому такую банковскую систему следует считать банковской системой одного уровня.

Реорганизация банковской системы началась в 1987г. в связи с переходом к рынку и к новой экономике в целом. Тогда считалось, что нужно повысить роль банков в механизме кредитования и развития новой экономики. На первом этапе была создана модернизированная структура государственных банков. Этот период создания банковской системы включал:

а) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков);

б) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

в) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей экономики.

В то время главной задачей считалось отделение эмиссионной деятельности банков от деятельности по кредитованию хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать деятельность специализированных банков, а, во-вторых, проводить единую для всех банков государственную денежно-кредитную политику. Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР) стали специализироваться на обслуживании определенных народно-хозяйственных комплексов. Другие банки:  Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк СССР), Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР) стали оказывать отдельные виды специализированных услуг.

В то же время создавались филиалы этих банков, но создавались довольно своеобразно. До сих пор в банковской системе существуют понятия, давно не соответствующие нормам Гражданского Кодекса РФ и федерального закона «О банках и банковской деятельности». Речь идет о понятии «отделение». Оно не предусмотрено действующим законодательством, однако существует на практике.

Процесс становления банковской системы происходил спонтанно. В июле 1987г. жестко централизованная банковская система СССР (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) была несколько реорганизована и пополнилась пятью специализированными банками (Внешэкономбанк, Промстройбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк).

Тем самым происходило дозированное внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику. Однако государственная монополия в банковской системе сохранялась. Поэтому о начале реформ в банковской системе можно говорить лишь с принятием в декабре 1990г. законов СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Новая правовая система предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам государства. Госбанк СССР и Центральные банки республик были выведены из подчинения соответственно союзного и республиканского правительств и стали подотчетны Верховным Советам.

Банковская система претерпела серьезную ломку в связи с распадом Советского Союза и поэтому функционирование в «рублевой зоне» наряду с российскими еще 14 центральных банков новых суверенных государств резко снизило эффективность денежно-кредитного регулирования, осложнило отлаживание связей между центральным банком и кредитными организациями, с одной стороны, и между кредитными организациями – с другой. Если в августе 1990г. в России действовало 202 коммерческих банка, то к октябрю 1992г. их число превышало 1600.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.