рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансы и кредит

Председатель ЦБ Игнатьев о причинах инфляции и становлении ее в размере 8,3%:

-незначительный рост денежной массы (1-2% в месяц)

-стабильный валютный курс

-сокращение розничного товарооборота (на 10 %)

-увеличение денежного дохода населения на 3,5 %


Антиинфляционные меры. Элементы гос. регулирования цен

Антиинфляционные меры

В РФ в целях покрытия дефицита бюджета используется резервный фонд (уже использован, остался только фонд национального состояния). Был создан Кудриным при Путине в случае падения цен на нефть (для закрытия дырки в бюджете).

внешние заимствования - госдолг в 2012 году ожидается - 15 % к ВВП

развитие малого и среднего бизнеса, гос помощь корпорациям в перестройке производства,

льготное кредитование

снижение налога на прибыль

повышать производительность труда -> создание гос корпораций, нанотехнологий, развитие авиа- и судостроения

снижение импортных пошлин на технологии и оборудование, которые не производятся в РФ

увязка результатов работы с оплатой; сокращение числа бонусов менеджменту. В CША топ-менеджерам оставили премии (но сделали 90% налог)

усиление антимонопольного законодательства через определение доли занимаемого рынка;

сокращение/ликвидация числа посредников

ограничение торговой наценки

стремление к снижению волатильности рубля (финансовый показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода, изменяющийся во времени) – нужна стабильность курса, чтобы он не "прыгал".

Государственное регулирование рынка и цен

В России по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем:

воздействия на экспорт и импорт, движение капитала

повышение и понижение курсов национальных валют

торгово-договорной политики

участия в международной экономической интеграции

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы.

Цена как экономическая категория формируется с учетом

уровня потребительского спроса на продукцию;

эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

мер государственного регулирования ценообразования;

уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов;

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок и др.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Гос регулирование цен и рынка

- это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен".

В настоящее время они определяются следующими актами:

Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2004 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен".

В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как

прямыми (путем установления определенных правил ценообразования: государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену;)

косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы. К ним так же относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.)

Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены;

В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:

1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением ЖКУ; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

С 1 апреля в РФ введено гос регулирование цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты.

По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, в этот перечень входят 500 международных непатентованных названий, что составляет две тысячи торговых наименований, или более 5,5 тысяч лекарственных форм. Она подчеркнула, что такое количество зарегистрированных препаратов не должно вызвать их дефицит. Министерство будет контролировать цены на лекарства, которые не вошли в перечень ЖНВЛС, чтобы не допустить резкого скачка цен и снижения их доступности для покупателей.

Государственный долг и его структура

Гос. долг - общий объем непогашенных обязательств правительства на внутреннем и внешнем рынке; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Различают гос долг:

- Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте (в рублях).

-Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

- Долги корпораций, в которых есть государственная доля.

Суверенный долг = Госдолг + корпоративный долг (в РФ – 500 млрд.$)

Нормальным считается суверенный долг, который = золотовалютному резерву.

Более "предпочтителен" внутренний долг, т.к. вопрос решается внутри страны.

Сейчас в РФ гос. долг = 7 % ВВП

В целях сокращения корпоративного долга правительство РФ в 2009 году выделило 50 млрд. $, чтобы в условиях кризиса не лишится за бесценок своих активов (которые корпорации заложили в западных КБ).

Почему корпорации берут деньги на Западе?

Наличными деньгами покупают нефть, газ и бриллианты! Остальное за кредит!

Корпоративные внешние заимствования обусловлены дешевизной денег и возможностью продажи их по высоким ставкам на внутреннем рынке.

Цель внешних заимствований Правительства:

покрытие дефицита госбюджета. В этой связи РФ планирует осуществить внешние заимствования в 2011 и 2012 году, в результате чего госдолг может составить 15 % к ВВП;

для поддержания курса национальной валюты. Это наблюдалось в 90-е гг => кредиты МВФ (даже Германия брала кредит 1 раз для поддержания марки)

для решения общегосударственных задач (например, помощь с/х на технику; коммерческие кредиты по импорту)

C 2000 года правительство РФ не прибегало к внешним заимствованиям. До 2002 года досрочно возвращены кредиты МВФ и Парижскому клубу (22,5 млрд. $). [Парижский клуб объединяет страны-кредиторы, РФ туда тоже входит]

Источники финансирования внешнего долга: Эмиссия ценных бумаг (долговые обязательства)->в рублях или в валюте.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

Внутренний долг РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за прошлый год на 29,3% и составил на 1 января 2010 года 1,837 триллиона рублей против 1,421 триллиона рублей на 1 января 2009 года. На начало 2010 года большую часть внутреннего долга составляли облигации федерального займа.

Банковская система и её структура. ЦБ и его задачи

Гос Банк был создан в 1860 г. Александром II. До этого существовали банки, обслуживающие определенные слои общества (дворян и т.п.). Сбербанк в России - с 1841 г. – закладные операции.

После отмены крепостного права (1861 г.) и развития рыночной экономики - начало формирования банковской системы. Развитию БС способствовал иностранный банковский капитал.

Банковская система –это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. Кроме того, в банковскую систему входят специализированные организации, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры (клиринг - безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей), фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, обеспечивающие банки оборудованием, информацией, кадрами.

БС – это атрибут рыночной экономики, способствующий интенсивному развитию экономики.

В СССР было 4 гос. банка, кот. в осн. занимались учетными операциями.

КБ стали создаваться в 1986 г. К 1191 г – число КБ достигло 2500. На 01.10.09г – 1050 банков. КБ, в основном, универсальные.

Сложившаяся банковская система имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень - это Центральный банк (ЦБ); нижний уровень - кредитные организации, которые подразделяются на коммерческие банки и небанковские организации.

Коммерческие банки:

1.частные банки (Русский стандарт, Альфабанк)

2.c участием государства (= 350 банков. Сбербанк, Банк Москвы)

3.c участием иностранного капитала (=189 банков. КМБ-банк)

4.со 100% иностранным капиталом (=100 банков. Райфазен Банк, BSGV, Deutsche Bank, Ситибанк)

5.гос банки (ВТБ, ВТБ-24, Банк Развития)

Основными функциями КБ являются:

1) мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал;

2) кредитование предприятий, государства, населения;

3) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Небанковские организации — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, устанавливаемые ЦБ РФ (=50шт. Инвестиц. фонды; расчётные центры НКО).

Небанковские кредитные организации (НКО) выполняют чрезвычайно важные функции и являются востребованными многими участниками хозяйственной деятельности. Самый распространенный вид НКО - расчетные НКО - имеют возможность осуществлять безналичные расчёты между юридическими лицами, в том числе, и кредитными организациями. Их деятельность по осуществлению расчётов выгодно отличается от аналогичной деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Обусловлено это тем, что НКО осуществляют лишь ограниченный круг банковских операций, в числе которых отсутствуют высокорисковые банковские операции, что объективно повышает устойчивость НКО. В связи с этим, во время банковского кризиса в нашей стране в 1998 году расчетные НКО не задерживали платежи своих клиентов, в то время как коммерческие банки испытывали ощутимые трудности. Небанковские кредитные организации, обладая рядом преимуществ по сравнению с банками, вызывают огромный интерес со стороны бизнес-сообщества. В последнее время их услугами пользуются вертикально-интегрированные компании, холдинги, финансово-промышленные группы, валютные и сырьевые биржи, государственные и муниципальные органы. Как следствие, НКО, наравне с другими участниками рынка финансовых услуг, сталкиваются с проблемой неплатежей со стороны недобросовестных клиентов и контрагентов. В результате организации начинают нести издержки в связи с тем, что приходится привлекать часть сотрудников к взысканию задолженностей, отвлекая их от основной деятельности.

В последние годы наметилась чёткая тенденция сокращения числа КБ. В 2008 году было отозвано 70 лицензий, в 2009 – 50, в 2010 планируется 80.

Причины отзыва лицензий

- нарушение банковского законодательства (обналичка ден. ср-в; искажение инфляции, убыточность)

В связи с новым требованием к уставному капиталу с 01.01.2010 уставной капитал – 90 млн. руб. В 2012 – 180 млн. рублей. Это будет стимулировать объединение банков.

Одновременно с укрупнением КБ развивается периферийная сеть банковских организаций.

Основное число банков (в пределах 700) находится в Москве.

Центробанк

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из ЦБ и Кредитных организаций (КБ и НКО).

ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами. ЦБ является определяющим для банковской системы, его деятельность позволяет регулировать и контролировать кредитно-денежные отношения в целом при сохранении свободы частного предпринимательства, которая обеспечивается деятельностью коммерческих банков. ЦБ во всех странах является главным звеном банковской системы, институтом, осуществляющим функции регулирования всей банковской системы.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

ЦБ выполняет следующие функции, защищая и реализуя интересы государства:

* во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

* монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

* является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

* устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

* устанавливает правила проведения банковских операций;

* осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

* осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);

* принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

* осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

* регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

* осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

* организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

* определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.