рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Научная работа: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере республики Татарстан)

Здесь же определены индикаторы оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, городов, районов, предприятий на 2000-2002 годы.

Во исполнение этого постановления и в целях дальнейшего повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Кабинетом министров Республики Татарстан было принято Постановление «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», содержащее «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», в котором определены исполнители, состав и последовательность действий, сроки исполнения и конечные результаты действий органов государственного управления Республики Татарстан по реализации индикативного управления экономикой [4].

В соответствии с этим Регламентом на первом этапе устанавливаются цели и прогнозируются результаты социально-экономического развития республики. Для этого Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно уточняет Прогноз развития экономики и устанавливает в составе документа «Декларация Правительства»пороговые значения основных индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан на планируемый год. На этой основе формируется Программа экономического и социального развития Республики Татарстан на три года (Программа-3) и ежегодно на планируемый год (Программа-1). В составе Программ-1, 3 определяются основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан, устанавливаются цели и средства их достижения.

 Программы - 1, 3 разрабатываются Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов, ведомств, бюджетообразующих предприятий ежегодно в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, и принимаются:

·  Программа-3 - Государственным Советом Республики Татарстан в марте текущего года на три года вперед.

·  Программа-1 - Кабинетом министров Республики Татарстан ежегодно в мае текущего года.

На следующем этапе в соответствии с целями и приоритетами, установленными Программами-1,3, Министерство экономики и промышленности РТ формирует задания министерствам, государственным комитетам, ведомствам и предприятиям по разработке республиканских целевых программ и инвестиционных проектов.

После утвержденных данных программ Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов и ведомств формирует Республиканскую инвестиционную программу на три и на один планируемый год.

В состав Республиканской инвестиционной программы входят целевые программы и инвестиционные проекты по четырем разделам:

1.  социальное развитие;

2.  развитие инфраструктуры производственных и непроизводственных отраслей;

3.  развитие реального сектора экономики;

4.  охрана окружающей среды.

Интересующий нас раздел Республиканской инвестиционной программы «Инвестиционное развитие реального сектора экономики» включает в себя бизнес-планы инвестиционных проектов, содержащие:

·  объем финансирования в разрезе источников финансирования;

·  ожидаемое выполнение работ на начало планируемого года, выраженное в ценах планируемого года;

·  объем финансирования на планируемый год;

·    характеристику результата, в которой используются индикаторы оценки социально-экономического положения Республики Татарстан, установленные Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.01.2000 г. № 22.

Обязательным условием включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу является наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта, порядок проведения которой закреплен в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».

В соответствии с данным Положением, наиболее важными условиями государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий и организаций Республики Татарстан являются:

·  наличие страховой защиты объектов инвестирования;

·  наличие заключения Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости о влиянии рассматриваемого проекта на занятость населения, создание и сохранение рабочих мест;

·  наличие аудиторского заключения бухгалтерской отчетности за предыдущий и текущий годы, выписки коммерческого банка, обслуживающего предприятие, о наличии и движении средств по счетам за текущий год;

·  наличие заключения экспертных органов по охране окружающей среды;

·  отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджетов всех уровней средствам, выданным на возвратной основе;

·  наличие собственных средств предприятия на реализацию проекта:

a.  малый проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 200 тыс. долларов США: собственные средства в объеме не менее 50% стоимости проекта;

b.  средний проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 30% стоимости проекта;

c.  крупный проект, при котором капиталовложения превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 20% стоимости проекта;

·  срок окупаемости проекта:

a.  для малых и средних проектов - не более 3 лет;

b.  для крупных проектов - не более 5 лет.

На наш взгляд, требования к проектам по объему собственных средств и сроку реализации, созданию и сохранению рабочих мест должны быть более гибкими. При предоставлении государственной поддержки необходимо, в первую очередь, руководствоваться потребностями республики в структурной перестройке регионального промышленного комплекса с целью обеспечения его устойчивого и поступательного развития, снижения зависимости от внешних по отношению к региону факторов изменения стоимостной структуры производимой продукции, обеспечения комплексной функционально-отраслевой структуры производства. В том случае, если проект отвечает данным требованиям, должно быть принято положительное решение о предоставлении ему государственной поддержки. В противном случае преимущество будут иметь проекты в наиболее развитых и финансово устойчивых отраслях. Такое положение приведет лишь к усилению существующих структурных диспропорций.

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан готовит свое заключение:

·  о соответствии представленного инвестиционного проекта основным задачам, определенным в Программе социального и экономического развития Республики Татарстан;

·    о целесообразности предусмотренных бизнес-планом мероприятий, их эффективности для экономики Республики Татарстан и соответствии технико-экономических расчетов действующим методическим документам;

·  о рациональном размещении производительных сил;

·  о возможности включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу.

 В данном положении не содержится каких-либо критериев эффективности и рациональности размещения производительных сил, поэтому сложно определить, чем должно руководствоваться министерство при подготовке заключения по данному вопросу. Также отсутствуют нормативы эффективности представляемых проектов. В связи с этим, на наш взгляд, существует большая потребность в разработке методических рекомендаций по данному вопросу.

Из числа проектов, получивших положительное заключение, Министерство экономики формирует предложения для включения в проект республиканской инвестиционной программы, а также готовит предложения о формах государственной поддержки проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу. При этом остается без ответа вопрос о том, чем должны руководствоваться эксперты министерства при определении формы государственной поддержки для тех или иных проектов.

Далее, после утверждения Республиканской инвестиционной программы, в рамках Закона РТ о бюджетной системе РТ на очередной финансовый год Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан вносит на утверждение в Кабинет министров Республики Татарстан Программу инвестиционного развития реального сектора экономики на планируемый год в разрезе объектов инвестирования с расшифровкой по видам государственной поддержки.

На наш взгляд, данный механизм регулирования инвестиционного процесса в экономике Татарстана в целом заслуживает положительной оценки, однако на практике существуют большие недостатки в сфере его реализации.

В первую очередь, необходимо отметить, что Программа социально-экономического развития республики как на один, так и на три года не была принята. В реальности были разработаны и приняты только индикаторы социально-экономического развития РТ на 2000-2002 годы, определенные постановлением Кабинета министров РТ в 2000 году [3]. Среди представленных здесь индикаторов наибольший интерес представляют те из них, которые отражают приоритеты инвестиционной деятельности в региональном промышленном комплексе (таблица 1).

Таблица 1

 Наименование Индикатора  Значение индикатора
Фактическое значение Пороговое значение
Темп прироста ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году (в %) 1997 год 1998 год 2002 год
 0,8  -3,9  2,5
Доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции (в %) 75  75 >=70
 Доля машиностроения во всей промышленной продукции (в %) 18,5 14,9 >=20
Объем инвестиций в Основной капитал (в %) к ВРП 21,0 21,8 >=25

В первую очередь обращает на себя внимание то, что приведенные индикаторы были разработаны в 2000 году, когда такие из них, как доля машиностроения, доля обрабатывающей продукции, темп прироста ВРП, объем инвестиций в основной капитал, были близки или же уже достигли определенных здесь значений. То есть планирование этих показателей производилось «от достигнутого», что не отвечает современным потребностям РПК и региона в целом.

Кроме этого, большим недостатком является отсутствие индикаторов, отражающих стратегические направления развития промышленного комплекса республики, что говорит об отсутствии системы приоритетов инвестиционного развития промышленного комплекса РТ.

В связи с этим, представляется, что к числу таких индикаторов можно было бы отнести:

1.  Индикаторы дифференциации отраслей специализации региона, определяющие зависимость стоимостной структуры производства РПК от внешних по отношению к региону факторов.

2.  Индикаторы развития комплексирующих производств, работающих на внутренний потребительский рынок.

3.  Индикаторы структуры инвестиционного процесса в отраслевом разрезе регионального промышленного комплекса.

Несмотря на отмеченные недостатки и, в первую очередь, отсутствие ежегодной программы социально-экономического развития республики, включающей приоритеты развития промышленного комплекса, в 2000-2002-м годах в рамках республиканского бюджета принимались инвестиционные программы на соответствующий год. В этой связи не ясно, на основании каких критериев происходил отбор инвестиционных проектов для оказания им государственной поддержки.

В качестве цели этих программ, в части инвестиционного развития реального сектора экономики, установлено «обеспечение уровня экономической самодостаточности предприятий», результатом чего было определено уменьшение доли убыточных предприятий (с 40% до 38% в 2001 году) [2].

По нашему мнению, такая целевая установка не отвечает существующим потребностям республики в совершенствовании отраслевой структуры регионального промышленного комплекса. Очевидно, что прибыльными могут быть и 100% предприятий, однако это еще не будет означать, что ее уровень и структура станут обеспечивать потребности экономики в устойчивом развитии.

Так, для инвестиционных проектов в промышленности республики бюджетами 2000-2001-го годов предусматривались следующие меры поддержки (таблица 2).

 Таблица 2

Виды государственной поддержки 2000 год (тыс. руб.) 2001 год (тыс. руб.)
Инвестиции из государственных источников финансирования 352398,0 332780,0
Налоговые льготы 220000,0  -
Республиканские гарантии (поручительства) 300000,0 900000,0
Компенсация процентных ставок До 20% от первой строки До 20% от первой строки

В этих инвестиционных программах доля средств, выделяемых для поддержки инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в общем итоге была очень низкая (3,7% от суммы РИП 2001 года) [2]. Поэтому в условиях отсутствия четких приоритетов их реализация не обеспечила улучшение структуры РПК.

В то же время наблюдается недостаток инструментов стимулирования инвестиционной активности экономических субъектов РТ. Об этом свидетельствует тот факт, что по-прежнему не удается добиться межотраслевого перелива капитала посредством банковской системы, а также привлечь в инвестиционный процесс средства населения.

И это при том, что в последнее время в республике разрабатывались и реализовывались различные схемы, направленные на активизацию процесса банковского кредитования предприятий реального сектора экономики. В частности, ст. 31 и 32 Закона Республики Татарстан «О бюджетной системе РТ на 2001 год» [2] было предусмотрено выделение из Фонда приватизации Республики Татарстан и Фонда НИОКР денежных средств на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков для одобренных инвестиционных проектов. В соответствии с принятым в 2001 году Постановлением Кабинета министров РТ № 228 предприятиям, привлекающим кредиты банков для реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития экономики республики, может быть оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидий на погашение до 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Как известно, доля долгосрочных кредитов остается низкой. Применение такого инструмента стимулирования инвестиций, как компенсация части процентной ставки, повышает инвестиционные стимулы реципиентов, однако для принятия банком решения о выделении кредитной линии этого недостаточно, поскольку нисколько не снижается риск невозврата средств.

Кроме того, в системе органов государственного управления республики отсутствует единая организационная структура, аккумулирующая в себе все полномочия по регулированию инвестиционного процесса.

Отсутствие согласованности проявляется, в частности, в том, что параллельно с формированием и реализацией республиканской инвестиционной программы в 2001 году была разработана и принята к реализации Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года [5], главными разработчиками которой выступили Кабинет министров РТ и Международный фонд развития регионов.

Именно эта программа в настоящее время принята к реализации и является основой при проведении мер регулирования инвестиционного процесса.

Главной целью программы является «устойчивое развитие экономики РТ и на этой основе поэтапное вхождение в единое бюджетное правовое пространство РФ». Для достижения поставленной цели определены следующие направления развития промышленного комплекса республики:

·   увеличение объемов и обеспечение высокого уровня рентабельности нефтедобычи в республике за счет структурной перестройки отрасли, переоснащения нефтепромыслового хозяйства для добычи высокосернистой нефти в условиях естественного истощения запасов;

·  внедрение передовых технологий глубокой переработки нефти с освоением производства конкурентоспособных видов продукции химической и нефтехимической промышленности;

·  освоение на ведущих автомобилестроительных и авиастроительных предприятиях республики выпуска высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Соответственно, данные задачи являются основой для выбора приоритетов инвестиционной деятельности в промышленности Республики Татарстан. Причем свое непосредственное воплощение они находят в совокупности инвестиционных проектов, выполнение которых должно обеспечить осуществление программы в целом.

Прием заявок предприятий на участие в программе и получение поддержки для реализации разработанных ими инвестиционных проектов осуществлял Кабинет министров РТ. Как было указано в программе: «проекты для включения в программу были отобраны на основании конкурса с учетом их эффективности и готовности организаций к их реализации». При этом механизм отбора проектов был иным, нежели рассмотренный нами ранее.

В программе определены следующие принципы отбора проектов:

·  значение реализации проекта для РФ и РТ с точки зрения укрепления межрегиональных связей, экспортного потенциала, улучшения структуры промышленности;

·  величина бюджетного эффекта для федерального и республиканского бюджетов;

·  коммерческий эффект реализации проекта, величина срока окупаемости заемных средств.

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что хотя здесь и говорится об улучшении структуры промышленности, не определены критерии, в соответствии с которыми оценивается это улучшение, а также не установлены пороговые целевые индикаторы данного процесса.

Отрасли специализации РТ в настоящее время имеют экспортную ориентацию, что ставит их в зависимость от конъюнктурных колебаний цен на их продукцию. Более того, развитие производства инвестиционных товаров для данных отраслей усиливает последствия этих колебаний для экономики региона.

Кроме того, отрасли производства машиностроения и особенно авиастроения также зависят от влияния внешних факторов, поскольку в республике отсутствуют действенные рычаги проведения протекционистской политики на рынках реализации данной продукции.

Однако при формировании данной программы эти факторы не учитывались, что видно из анализа ее отраслевой структуры (таблица 3).

Данная программа не нацелена на изменение функционально-отраслевой структуры промышленного комплекса республики. В первую очередь это относится к соотношению производства отраслей специализации и местных производств, обеспечивающих потребности населения республики. Так, в программе определен социальный эффект ее реализации в размере 3239,85 млн. рублей в год. При этом планируется создать 14,3 тыс. рабочих мест и обеспечить занятость «около 180 тыс. человек». Из этого следует, что реализация программы приведет к увеличению спроса домохозяйств и, в первую очередь, на потребительские товары. Учитывая тот факт, что и в настоящее время почти 2/3 объема розничной торговли в республике обеспечивается привозной продукцией, реализация программы только увеличит эту долю. Данное предположение основано на оценке того, какую часть в инвестиционной программе занимают проекты, обеспечивающие внутренние потребности республики. Так, к числу местных производств, поддержка развития которых предполагается в программе, можно отнести проекты в пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. В общей сложности на их реализацию приходится 6299,18 млн. рублей - 3,86% от общей суммы инвестиций в промышленность республики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.