рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Учет страховых взносов ООО "Великоросс"

Курсовая работа: Учет страховых взносов ООО "Великоросс"

Содержание

Введение

Часть 1. Теоретические, организационные и правовые основы ведения учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

1.1 Нормативно-правовая база организации учета расчетов страхователей с органами социального страхования

1.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

1.3 Система страховых взносов на обязательное социальное страхование

Часть 2. Общая характеристика на примере организации ООО «Великоросс»

2.1 Хозяйственно- экономическая и организационная характеристика ООО «Великоросс»

2.2 Организация бухгалтерского учета и составления отчетности

Часть 3. Система страховых взносов и учет расчетов ООО «Великоросс» с органами социального страхования и обеспечения

3.1 Учет и организация расчетов по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с Пенсионным фондом РФ

3.2 Учет и организация расчетов по социальному страхованию

3.3 Учет и организация расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Выводы и предложения

Список литературы


Введение

Взносы по социальному страхованию и обеспечению – это неналоговые платежи. Между тем такие взносы во многом схожи с налогами. Как и налоги, они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи. Поступление страховых взносов зависит от полноты и правильности учета расчетов страхователей с органами социального страхования и обеспечения.

С 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 г. отменен.

Основой для уплаты новых страховых взносов являются Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

С введением новых взносов у организаций и предпринимателей появились новые обязанности по перечислению таких платежей. Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

В данной курсовой работе будут рассмотрены и изучены изменения, произошедшие в российском законодательстве, касающиеся уплаты страховых взносов, которые в свою очередь затронули организацию бухгалтерского учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

Целью курсовой работы является изучение организации учета расчетов по социальному страхованию с органами социального страхования и обеспечения, рассмотренные на примере конкретной организации.

Задачи курсовой работы состоят в рассмотрении и изучении нормативно- правовой и законодательной базы системы страховых взносов в РФ, теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и рассмотрение их на примере организации.

Объектом курсовой работы является система взносов на социальное страхование и обеспечение.

Предметом курсовой работы является организация и учет расчетов по страховым взносам, порядок, сроки и форма сдачи отчетности расчетов по социальному страхованию на примере организации ООО «Великоросс».

Теоретико-методической и информационной базой для исследования является документация по ведению бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению таких как Бабаев, Волков, Кондраков и другие, внутренняя документация, нормативно-правовые акты по исследованию данной проблемы.


Часть 1. Теоретические, организационные и правовые основы ведения учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

1.1 Нормативно-правовая база организации учета расчетов страхователей с органами социального страхования

С 2010 г. вступили в силу сразу два новых Закона (отдельные положения вступают в иные сроки) действие Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Закон №212-ФЗ предусматривает переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Изменения коснулись в первую очередь всех категорий страхователей, то есть работодателей и самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, глав и членов крестьянско-фермерских хозяйств).

Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а Закон N 213-ФЗ вносит в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона N 212-ФЗ. Мы остановимся на изменениях в тех нормативных документах, которые наиболее важны:

1) в Федеральных законах:

- от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

- от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

2) в Налоговом кодексе Российской Федерации;

3) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Самым главным изменением, внесенным Законом N 213-ФЗ, является отмена гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ. Налогоплательщики, которые применяли общий режим налогообложения, теперь не будут уплачивать ЕСН, а вместо него будут производить исчисление и уплату страховых взносов согласно Закону N 212-ФЗ.

1.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Страхователи ведут учет взносов, пеней штрафов, расходов и расчетов в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете страховые взносы отражают на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" [7,8].

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету 69 открываются субсчета:

- "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии";

- "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии";

- "Расчеты с ФФОМС";

- "Расчеты с ТФОМС";

- "Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование";

"Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".

По Дебету счета 69 отражают начисленные взносы в соответствующий внебюджетный фонд в корреспонденции со счетами 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91/2)[8]. Уплата страховых взносов в бухучете оформляется следующей проводкой: Дебет 69 (субсчет внебюджетного фонда) Кредит 51 - перечислены взносы в соответствующий фонд. Суммы, полученные от ФСС в счет возмещения расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются так: Дебет 51 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование", - получены деньги от ФСС в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование.

Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

1.3 Система страховых взносов на обязательное социальное страхование

В связи с отменой ЕСН с 2010 г. уплачиваются три вида страховых взносов

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3) страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Отметим, что этот вид взносов существовал и до 2010 г., однако Законом N 212-ФЗ установлен новый порядок их уплаты[4].

При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. На правоотношения, связанные с их исчислением и уплатой, действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которым введен новый порядок уплаты большинства страховых взносов, не распространяется.

Пенсионные взносы перечисляются в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Контроль за перечисление и уплатой страховых взносов осуществляет также Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ: причем Пенсионный фонд РФ выполняет функции администрирования за взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС и ТФОМС), а Фонд социального страхования РФ контролирует уплату взносов по нетрудоспособности и материнству, страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Плательщики (страхователи) страховых взносов - это те лица, которые обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование. Также они именуются страхователями. К плательщикам страховых взносов относятся:

1. Лица, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и отдельным видам гражданско-правовых договоров. В основном данную группу составляют организации и предприниматели, которые платят взносы с выплат в пользу работников.

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, которые уплачивают страховые взносы за себя.

Лица, за которых нужно платить страховые взносы, называются застрахованными, к ним относятся:

1. Физические лица, работающие по трудовому договору

2. Физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, (уплата страховых взносов в ФСС РФ и страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний перечисляется, если в договоре зафиксировано, что заказчик работ (услуг) обязан их платить за работника);

3. Физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем[15].

Обязанности плательщиков страховых взносов указаны в ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. Назовем основные из них:

1. Главной обязанностью всех плательщиков является правильное исчисление страховых взносов и своевременная их уплата в бюджеты внебюджетных фондов.

Страхователь должен по итогам каждого календарного месяца рассчитать страховые взносы с выданных вознаграждений. Перечислять взносы в бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС нужно ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который взносы начислены. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы, как самозанятые лица, платят фиксированную сумму страховых взносов. Они рассчитывают ее самостоятельно исходя из стоимости страхового года. При этом они обязаны исчислять и уплачивать только страховые взносы на ОПС и на ОМС, которые должны быть перечислены в бюджеты соответственно ПФР и фондов обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) не позднее 31 декабря текущего года (ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

За нарушение сроков уплаты страховых взносов органы контроля вправе начислить пени, а также привлечь к ответственности (ч. 2 ст. 18, ст. ст. 25, 47, п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

2. Плательщики взносов - работодатели обязаны вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, а также исчисленных с них сумм страховых взносов.

3. Все плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля отчетность - расчеты по исчисленным и уплаченным страховым взносам (Форма РСВ-1ПФР, ф. 4-ФСС РФ). Форма РСВ-1 ПФР предоставляется в территориальное отделение ПФР. В ней отражаются сведения об исчислении и уплате пенсионных взносов и страховых взносов на ОМС. Форма 4-ФСС РФ, предоставляется в территориальные органы ФСС РФ, предназначена для отчетности по взносам по нетрудоспособности и материнству, а также по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и выплате страхового обеспечения (пособий) (Приложение 1 и 2)[16].

Расчетный период по взносам состоит из четырех отчетных периодов. Страхователи, которые производят выплаты физическим лицам, должны представлять расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по итогам каждого отчетного периода. Отчетными периодами по страховым взносам являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года и календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ)[20].

За непредставление расчета по страховым взносам в срок предусмотрена ответственность в виде штрафа (ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

4. Согласно ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ на организации и предпринимателей возложена также обязанность сообщать в территориальные подразделения ПФР и ФСС РФ об определенных событиях в их хозяйственной деятельности. Причем уведомить органы контроля необходимо в установленные сроки.

Обязанность заплатить страховые взносы возникает только тогда, когда у вас есть облагаемый объект. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты взносов. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Но при этом есть и такие выплаты, которые страховыми взносами не облагаются (ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Выплаты физическим лицам, облагаемые страховыми взносами, формируют базу для начисления таких взносов (Приложение 3).

Выплаты и вознаграждения, которые облагаются страховыми взносами у работодателей:

- на суммы оплаты труда: заработную плату, премии, надбавки и т.п. (ст. 129, ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ).

- на материальную помощь, закрепленную трудовым (коллективным) договором, за исключением случаев, указанных в п. п. 3, 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В том числе взносами облагается и разовая материальная помощь, если возможность ее выплаты предусмотрена трудовым договором.

- разовые премии, подарки (например, к юбилейным датам, праздникам), если они упоминаются у вас в трудовом (коллективном) договоре с работником.

Взносами облагаются как денежные выплаты, так и неденежные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам (ч. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения, которые не облагаются страховыми взносами :

Некоторые выплаты работодателей в пользу физических лиц не облагаются страховыми взносами. И вот почему. Во-первых, некоторые из них просто не входят в объект обложения страховыми взносами. Во-вторых, часть вознаграждений физическим лицам специально освобождена Законом N 212-ФЗ от начисления страховых взносов.

Итак, нет объекта обложения страховыми взносами, а значит, и не нужно начислять взносы, если:

1) выплаты физическому лицу производятся за рамками трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также авторских и лицензионных договоров. Это следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. К таким выплатам, например, относятся:

- выданные работнику подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей;

- вознаграждения, которые выплачивает адвокатское образование адвокатам за выполнение функций председателя Президиума коллегии адвокатов или его заместителя;

- материальная помощь членам семьи умершего работника.

2) выплаты осуществляются по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или вещных прав на имущество (имущественные права), а также по договорам передачи имущества в пользование. Например, это выплаты по договорам купли-продажи, аренды, ссуды и т.п.

3) вознаграждения в пользу иностранного гражданина или лица без гражданства, если такие выплаты производятся:

- по трудовому договору, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами РФ;

- по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, исполнение которого происходит за пределами территории РФ.

Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами в ФСС:

Страховыми взносами по нетрудоспособности и материнству в ФСС РФ, а также взносы по страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагаются любые вознаграждения, которые вы выплачиваете физическим лицам по гражданско-правовым договорам, в том числе по авторским и лицензионным.

Заметим, что до 1 января 2010 г. аналогичная норма была установлена по ЕСН в части, которая подлежала зачислению в бюджет ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ)[2]. Как показала практика, при применении данного освобождения налогоплательщики часто сталкивались с тем, что налоговые органы пытались переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые и доначислить ЕСН по бюджету ФСС РФ. Такая же проблема может возникнуть и у плательщиков страховых взносов, если по существу отношения работодателя с работником носят характер трудовых, то оформление их гражданско-правовым договором не соответствует законодательству и может повлечь спор с органами ФСС РФ.

Применяемые вычеты по страховым взносам в бюджет ФСС РФ:

Ежемесячный платеж по взносам по нетрудоспособности и материнству (в бюджет ФСС РФ) организация вправе уменьшить на произведенные расходы по выплате страхового обеспечения работникам. Такое право предоставлено вам ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

В частности, в расходы вы можете включить (ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ):

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- социальное пособие на погребение.

При уменьшении ежемесячного платежа в бюджет ФСС РФ на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности необходимо учитывать следующее.

Допустим, что работодатель выплатил пособие при наступлении нетрудоспособности вследствие общего заболевания или травмы работника. В расходах по страховым взносам в ФСС РФ можно учесть только ту часть пособия, которая начислена начиная с третьего дня нетрудоспособности. Дело в том, что больничный за первые два дня оплачивает работодатель за счет собственных средств и эти затраты ФСС РФ не возмещает. Основание - пп. 1 п. 2 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ[5].

Кроме того, в объект обложения страховыми взносами не попадают некоторые гарантийные выплаты работникам, которые связаны с выполнением не трудовых, а государственных или общественно значимых обязанностей. А также выплаты, которые направлены на то, чтобы поддержать отдельные категории работников в трудной жизненной ситуации. Например, это:

- средний заработок работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха в связи с этим (ст. 186 ТК РФ);

- средний заработок за время призыва работника на военные сборы (ст. 170 ТК РФ, п. п. 1 - 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");

- оплата дополнительных выходных дней, которые предоставляются одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами (абз. 1 ст. 262 ТК РФ), и т.п. Такие выплаты страховыми взносами в части ФСС не облагаются.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.