рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: НДС в России

Однако, изучив материалы дела, суд встал на сторону предприятий. В своем решении судьи, в частности, указали, что «право суда признать лица взаимозависимыми по основаниям, не предусмотренным НК, может быть реализовано в исковом производстве при рассмотрении налогового спора». А поскольку никакого налогового спора между предприятиями и налоговой инспекцией фактически не было, суд отказал инспекции в иске.

ГК в главе 31 «Мена» определяет понятие товарообменного (бартерного) договора.

В самом простом случае к договору мены применяются правила договора о купле-продаже товаров.

При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что норма ГК определяет договор мены как передачу в собственность другой стороне одного товара в обмен на другой. Речь идет только о товаре.

Если одна из сторон оказывает услуги, а другая поставляет товар или тоже оказывает услуги, то в чистом виде нельзя сказать, что данный договор является договором мены. Хотя на практике бывают случаи, когда инспекторы налоговых служб приравнивают к договорам мены и те сделки, в рамках которых оказываются взаимные услуги.

Договор мены может предусматривать, что цена товаров предполагается равноценной, неравноценной или ничего не предусматривать. Если о цене ничего не сказано, то считается, что товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными.

Особый интерес возникает по поводу перехода права собственности на обмениваемые товары. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств обеими сторонами. То есть если одна сторона уже передала товар, а вторая еще нет, то право собственности на переданный товар не переходит к приобретателю до момента передачи товара второй стороной. Это обстоятельство может иметь значение при расчете налога на имущество.[23]

Чтобы избежать возможных неприятных обстоятельств с налоговыми органами, можно просто составить два договора поставки. А на дату исполнения обязательств составить Акт взаимозачета о погашении взаимной задолженности.

Статьей 2 ГК определяется, что гражданское законодательство применяется к отношениям с участием иностранных юридических лиц.

Сделки с участием иностранных юридических лиц считаются внешнеторговыми. Такие сделки могут совершаться и на территории России. Расчеты могут быть как в валюте иностранных государств, так и в рублях.

Все внешнеторговые договоры контролируются налоговыми службами на предмет формирования рыночных цен на товары, работы, услуги.

В данном случае информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг определяется исходя из рыночных цен на мировом, а не на российском рынке.

Расчет отклонений более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен по идентичным (однородным) отварам (работам, услугам) производится в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночная цена определяется с учетом обычных при заключении сделок надбавок к цене или скидок.

В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Период непродолжительного времени организация должна установить в своей учетной политике. Например, 30 дней, хотя по скоропортящимся продуктам организация имеет право установить менее длительный срок.

Часто вопрос определения рыночной стоимости товаров (работ, услуг) вызывает затруднения у бухгалтеров организаций, а также и у налоговых инспекторов.

Ст. 40 НК определяет рыночную цену товара (работ, услуг) как сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Следовательно, важными моментами являются:

Идентичность (а при их отсутствии – однородность) товаров (работ, услуг). При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Сопоставимость в экономических (коммерческих) условиях.

Реально рыночная цена может быть взята за основу из официальных источников информации (региональных справочников, в которых даны перечень и цена товаров, работ, услуг на каждый период времени), биржевых котировок.[24]

Если организация точно знает, что цена сделки подпадает под условия статьи 40 НК РФ, то лучше, не ожидая налоговой проверки, иметь подтверждение рыночной стоимости.

Контроль за правильностью применения цен по сделкам выражается в сопоставлении применяемых сторонами цен с рыночными. Если цена сделки отклоняется от рыночной более чем на 20 %, налоговый орган вправе вынести мотивированное постановление о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты контролируемых сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 40 НК можно сделать вывод, что доначисление налога исходя из рыночных цен является правом налогового органа. Это означает, что НК РФ освобождает налогоплательщика от обязанности корректировать результаты сделки для целей налогообложения и определять для этого рыночную цену.

В отличие от ранее действовавшего порядка налоговый орган не вправе одновременно с решением о взыскании налога принять решение о взыскании с организации каких либо санкций, так как очевидно, что п. 3 ст. 40 НК ограничивает неблагоприятные последствия неприменения рыночных цен только правом налогового органа доначислить налог, рассчитав его с применением рыночных цен и начислить пени за несвоевременную его уплату.

Налогоплательщик по общему правилу самостоятельно не корректирует налоговую базу по рыночным ценам. Он определяет выручку для целей налогообложения исходя из цен, указанных сторонами сделки, однако налогоплательщик может не дожидаться налоговой проверки, если у него есть основания для доначисления налога на основании п. 3 ст. 40 НК. Теоретически, организация вправе самостоятельно доначислить НДС на сумму разницы. В этом случае налоговый орган не вправе повторно взыскать налог и пени за его неуплату, если сумма налога поступила в бюджет своевременно.[25]

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разновидность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Важно то обстоятельство, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными выше.

2.6.3 Ставки налога

С 1 января 2004 года существуют следующие ставки налога:

0 процентов

10 процентов

18 процентов

Применение ставки 0 % реально обозначает освобождение от уплаты НДС, но не от представления налоговых деклараций. То есть декларации по НДС следует приносить в налоговую инспекцию в общем порядке.

Ставка 0%, в частности, применяется:

по экспортируемым товарам. Однако нефть, стабильный газовый конденсат и природный газ, которые экспортируются в страны СНГ, облагаются по ставке 18 %;

при выполнении работ (оказании услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;

при выполнении работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

и др.

Чтобы подтвердить свое право на применение нулевой ставки, необходимо представить в налоговую инспекцию целый пакет документов.

Налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), облагаемые налогом по ставке 0%, представляют в налоговые органы отдельную Декларацию по НДС по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 2000 г. N БГ-3-03/407. При этом суммы авансовых платежей отражаются по строке 11 этой Декларации и не отражаются в Декларации по НДС. Далее хотелось бы рассмотреть порядок исчисления сумм налога и соответственно заполнения налоговых деклараций по мере совершения операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0%.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ПОДП. 1-3 П. 1 СТ. 164 НК РФ

Налогоплательщикам, реализующим такие товары, Налоговый кодекс фактически предоставляет отсрочку в 180 дней для сбора и представления в налоговые органы пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ). До момента представления этих документов сведения об указанных операциях не отражаются в налоговых декларациях. При этом данные о стоимости отгруженных на экспорт товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный период (месяц, квартал), по которым предполагается применение ставки 0%, справочно указываются в Приложении В к Декларации по налоговой ставке 0% за указанный отчетный период. По мере получения документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0%, налогоплательщик отражает данные о совершенных им операциях в Декларации по налоговой ставке 0% за тот отчетный период, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сведения об этих операциях указываются в разделе I Декларации, которая представляется в налоговые органы вместе с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. При этом по строке 9 Декларации отражается общая сумма налоговых вычетов, подлежащая возмещению из бюджета. Порядок возмещения предусмотрен п. 4 ст. 176 НК РФ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), УКАЗАННЫХ В ПОДП. 4-7 П. 1 СТ. 164 НК РФ

В отношении операций, перечисленных в подп. 4-7 п. 1 ст. 164, Налоговый кодекс не устанавливает особого порядка определения даты реализации для целей исчисления НДС. Поэтому налогоплательщики отражают указанные операции в Декларации по налоговой ставке 0% за тот отчетный (налоговый) период, в котором у них возникает обязанность по уплате НДС: либо в периоде отгрузки товаров (работ, услуг) (если выручка для целей налогообложения определяется «по отгрузке»), либо в периоде поступления оплаты (если выручка для целей налогообложения определяется «по оплате»).

В случае когда до срока, установленного для представления налоговой декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период, налогоплательщик собрал полный пакет документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов, то данные о совершенных операциях отражаются им в разделе I Декларации по налоговой ставке 0%. В отсутствие документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, указанные операции отражаются в разделе II этой Декларации. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.

К вопросу о нулевой ставке налога, хотелось бы еще отметить, что 24 ноября 2003 года был дополнен порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по ставке 0%.

Правительство РФ внесло изменения в порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. Они утверждены постановлением от 20.11.2003 № 702.

Согласно документу указанный порядок распространяется на товары, производство которых финансируется экспортерами в рамках реализации соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств. Чтобы подтвердить получение авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок таких товаров, нужно представить в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией ряд документов. Это копия межправительственного соглашения, договор (или копия), предусматривающий внесение платежей, копия платежного поручения, а также документы, предусмотренные в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 3 этого порядка.

Кроме того, если товары будут поставлены на экспорт раньше чем через 6 месяцев после начала перечисления авансовых или иных платежей организации-изготовителю, эти товары должны облагаться НДС в установленном законодательством порядке. Как впрочем, и если применение нулевой ставки не будет подтверждено[26].

По ставке 10% облагаются:

продовольственные товары (по специальному перечню);

товары для детей (по специальному перечню);

периодические печатные издания и книжная продукция (кроме рекламной и эротической);

Также по ставке 10% облагаются редакционные и издательские работы (услуги) по производству этих изданий, услуги по их экспедированию и доставке, услуги по оформлению и исполнению договора подписки на эти издания, услуги по размещению в этих изданиях рекламы и информационных сообщений.

Перечисленные выше услуги согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 г. № 195-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй НК РФ»» облагаются по ставке 10 % до 1 января 2005 года.

медицинские товары (по специальному перечню).

Более подробно перечисленные выше виды товаров определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Соответствующий перечень утверждает Правительство РФ.

Все остальные товары (работы, услуги), которые не облагаются по ставкам 0 и 10%, облагаются НДС по ставке 18%.

Федеральным Законом РФ от 07.07.2003г. №117-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признаны утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Настоящий Федеральный Закон вступил в силу с 1 января 2004г.

Основное изменение – это снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Изменилась, соответственно, и расчетная налоговая ставка, указанная в п.4 ст.158 НК РФ – она стала 15,25 % (вместо 16,67 %). Остальные изменения внесенные в главу 21 НК РФ носят чисто технический характер и связаны с отменой налога с продаж и акциза на природный газ.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004 г. у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при исчислении суммы НДС если отгрузка товара и его оплата происходят в разные отчетные периоды.

Ситуация 1. Отгрузка в 2003г., оплата – в 2004г.

Согласно сложившейся практике все изменения порядка применения косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг

Согласно п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и ст. 149 НК РФ применяется следующий порядок налогообложения:

при отгрузке товаров (работ, услуг) в 2003г. и оплате за них в 2004г. необходимо использовать ставку НДС 20%. При этом покупатель, оплативший товары (работы, услуги) в 2004 г. имеет право принять к вычету уплаченную сумму налога в соответствии со ст.171, 172 НК РФ.[27]

Следует отметить, что существует и другая позиция по данному вопросу. Согласно ст.167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты. В связи с этим для налогоплательщиков, у которых учетная политика в целях исчисления НДС «по оплате», момент определения налоговой базы по НДС возникает в 2004 г., следовательно, должна использоваться ставка 18 %. При этом следует учитывать, что налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг), т.е. в 2003г. по действующей на данный момент ставке 20%. По моему мнению такая позиция не является правильной, поскольку объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг), т.е. в 2003г., следовательно должна применяться ставка 20%.

Ситуация 2. Оплата в 2003г., отгрузка – в 2004г.

Согласно пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, налогоплательщики при получении предоплаты в 2003г. обязаны уплатить НДС с аванса по действующей ставке 20%. Если отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется с 1.01.2004г., то счет-фактура выставляется покупателю с использованием ставки НДС 18%. При этом, согласно п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, налогоплательщики при отгрузке в 2004г., исчисленную сумму НДС (по ставке 18%) имеют право уменьшить на сумму налога, исчисленную и уплаченную с аванса (по ставке 20%). Можно предположить, что в этом случае есть риск возникновения споров с налоговыми органами.

Необходимо обратиться еще раз к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, где сказано, что по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета – фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

Требование налоговых органов о проведении перерасчетов с покупателями соответствует природе косвенных налогов фактически уплачиваемых покупателями в составе цены товара (работы, услуги).

На основе вышеизложенного сторонам по сделке следует заключить соглашение о перерасчете стоимости товара.

Так, например, в декабре 2003 г. фирма А заключила договор с фирмой «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» на оказание консультационных услуг по проверке методологии ведения налогового учета и перечислила в порядке 100% предоплаты 12 000 руб.(в том числе НДС 2000 руб.). Консультационные услуги оказаны в январе 2004 г. В данной ситуации возможны два варианта осуществления перерасчетов.

Вариант 1. Фирма А договаривается с фирмой «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» (путем заключения дополнительного соглашения) о повышении стоимости услуги 12 000 руб. ( в том числе НДС 1830 руб.). Тогда стоимость услуги (без НДС) составит 10 170 руб., а сумма НДС по ставке 18% составит 1830 руб.

В этом случае фирма «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» выставляет фирме А счет-фактуру на сумму 12 000 руб. ( в том числе НДС 1830 руб.) и возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 170 руб. (2000 руб. – 1830 руб.). Фирма А увеличит свои расходы на 170 руб. (10 170 руб. – 10 000 руб.) и, следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы признаются расходами прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном периоде. В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным (пп.1 п.2 ст.265 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.