рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственные доходы, их основные формы и перспективы развития

Курсовая работа: Государственные доходы, их основные формы и перспективы развития

Содержание

Введение

1.      Роль, функции и виды доходов бюджетов

1.1    Экономическая роль и функции бюджета

1.2    Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов

2.      Формы доходов государственного бюджета

2.1    Налоговые доходы государственного бюджета РФ

2.2    Неналоговые доходы государственного бюджета РФ

3.      Перспективы развития государственных доходов на 2010 год

3.1    Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год

Выводы и предложения

Список использованной литературы


Введение

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с дальнейшим развитием государства связаны с доходами и тенденциями его формирования.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:

- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;

- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;

- определение перспектив развития государственных доходов.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3 глав, 5 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Первая глава посвящена изучению экономической роли и функций бюджета, доходов федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

Во второй главе рассматривается налоговые доходы государственного бюджета РФ и неналоговые доходы государственного бюджета РФ.

Третья глава посвящается перспективам развития государственных доходов.


1.  Роль, функции и виды доходов бюджетов

1.1 Экономическая роль и функции бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимают государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований. В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который составляется на один год и имеет силу закона. Иногда под бюджетом понимают роспись доходов и расходов государства или централизованный фонд денежных средств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства. В настоящее время от 30 до 60 % созданного в обществе ВВП перераспределяется через бюджет.

В России первая роспись доходов и расходов государства была составлена в 1722 г. Она была составлена на 1723 г. с 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно. В СССР также составлялся и разрабатывался бюджет. Централизованные фонды денежных средств были сосредоточены в союзном бюджете, бюджетах республик и местных бюджетах. Начиная с 1992 г., в России произошло расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете — примерно 60% консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную. Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.

Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики.

Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

Контрольная функция бюджета проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на финансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования — способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет вовремя скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.

Таким образом, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:

1) государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований;

2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и тому подобное) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и тому подобное) перераспределения средств как бюджет;

4) сфера действия распределительной функции государственного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

5) основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Таким образом, государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Доходы бюджета — это более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета — примерно 80—0% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство.

Так, например, было в СССР в 60—0-е гг., когда национальное богатство на душу населения в 80-е гг. сократилось в 1,8 раза по сравнению с 1960 г. Но такое бывает не часто. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы — внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета.

В самых крайних случаях государство может использовать и такой метод, как дополнительная эмиссия денег. Однако этот способ имеет крайне негативные последствия, поэтому государство старается его использовать очень редко.

На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включали:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала — налог на прибыль организаций, иностранных юридических лиц; налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных, страховых организаций и тому подобное; налог на доходы в виде дивидендов; налог на доходы с процентов (дисконта); подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес и др.

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы — НДС, акцизы, налог с продаж, лицензионные и регистрационные сборы, налог на покупку иностранных денежных знаков и др.

3. Налоги на совокупный доход — единый налог для юридических лиц; единый налог для физических лиц; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.

4. Налоги на имущество — налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование природными ресурсами – платежи за пользование недрами, континентальным шельфом, минеральными ресурсами, живыми и биологическими ресурсами, лесным фондом, водными объектами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ, за добычу полезных ископаемых; земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — таможенные пошлины (ввозные и вывозные таможенные пошлины).

7. Прочие налоги, пошлины и сборы — государственные пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др.

Неналоговые доходы бюджетов включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, городов и поселков;

- доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, научными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства;

- проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных денежных средств;

- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

- перечисление прибыли Центрального банка РФ:

- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

(консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за информацию, плата за опробование и клеймение изделий из сплавов и драгоценных металлов и др.);

- доходы от реализации соглашений о разделе продукции;

- доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов, материальных ценностей;

- доходы от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам и др.

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: доходы; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу «Доходы». Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен.

В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и тому подобное, безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.

В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Указанная общая классификация доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета до 2005 г. включали:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- доходы целевых бюджетных фондов.

Первая и основная часть доходов федерального бюджета — это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более 95% всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 1998 по 2006 г. неуклонно росла. За последние годы существенно сокращались неналоговые доходы. Если в 1998 г. неналоговые доходы составляли 7,8% всех доходов федерального бюджета, то в 2002 г. — только 4,9%. В 2003 и 2004 гг. они немного выросли, но затем опять стали снижаться. В 2005 г. неналоговые доходы составили всего 5,3% от всех доходов федерального бюджета. В 2006 г. планируется их доля на уровне всего 3,7%. Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если обшей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью. До 2005 г. определенную часть доходов федерального бюджета составляли доходы целевых бюджетных фондов. До 2001 г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами. В 1999 г. доходы целевых бюджетных фондов даже превышали неналоговые доходы и в абсолютном выражении составляли 41,56 млрд руб. против 33,01 млрд руб. неналоговых доходов. В 2000 г. их показатели почти сравнялись: доходы целевых бюджетных фондов составляли 60,58 млрд руб., а неналоговые доходы — 61,9 млрд руб. Это во многом было обусловлено большим количеством целевых фондов, которые создавались разными ведомствами. Так, в 2000 г. насчитывалось 7 таких фондов:

- Федеральный дорожный фонд РФ;

- Федеральный экологический фонд РФ;

- Государственный фонд борьбы с преступностью;

- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

До этого также насчитывалось 7 нецелевых бюджетных фондов, только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.

Для всех этих фондов были определены целевые источники формирования, а также конкретные направления расходования средств. Например, в Государственный фонд борьбы с преступностью поступали 100% средств, полученных от конфискации имущества по приговорам, вступившим в силу; 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право продажи оружия, и др. Расходовались эти средства МВД, ФСБ и Службой внешней разведки на борьбу с преступностью, на приобретение вооружения, специальной техники и средств связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.