рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственные доходы и расходы

На социальную политику в 2002 году, было запланировано 430350,5 млн. руб., или 22,1 % всех расходов. Из них было профинансировано увеличение пенсий: так, если трудовая пенсия по старости на 31 декабря 2001 года составляла 1073 руб., то в 2002 г. - 1590 руб., пенсии инвалидов и участников войны выросли с 2671 руб. до 3400руб. С 1 апреля 2004 года пенсии также выросли в среднем на 121 руб.

Было обеспечено повышение денежного довольствия военнослужащих. Оклады по воинской должности увеличились в 2-2,4 раза, кроме того, вдвое выросли надбавки за выслугу лет. В полном объеме обеспечивалась текущая выплата детских пособий гражданам, имеющим детей, предыдущую задолженность удалось сократить (на 4,2 млрд. руб в 2002 году).

В 2002 г. сохранялась социальная направленность региональных бюджетов – 46% средств направлялось на финансирования учреждений социально-культурной сферы, 16% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 3% - на правоохранительную деятельность, 2% - на сельское хозяйство. Для большинства регионов 2002г. был непростым: произошло снижение доходов в связи с сокращением налогового бремени и увеличением расходов, связанных с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы. Фонды оплаты труда увеличились на 60-40%, соответственно доля зарплаты в бюджетах регионов увеличилась с 24,7% в 2001 г. до 32,4% в 2002г. параллельно увеличивался и размер финансовой помощи бюджетам регионов: в 2000 г. финансовая помощь составляла 2,1% ВВП, в 2001г. – 2,3% ВВП, а в 2002 г. – 2,5% ВВП. Выплаты повышенной зарплаты (с декабря 2001г.) производились с одновременным погашением ранее накопившейся задолженности

Своевременно и в необходимом объеме изыскивались и предоставлялись средства на ликвидацию произошедших в 2002 г. стихийных бедствий[[26]]. На эти цели из федерального бюджета было выделено 4,5 млрд. руб. бюджетных ссуд.

В 2002 г. значительно увеличен объем средств, направляемых на предварительную компенсацию гарантированных сбережений граждан. За период с 1996г. по ноябрь 2002г. компенсацию получили граждане РФ в сумме 39 млрд. руб., при этом за 2002 г. – 15,7 млрд. руб. в 2003 г. выплаты должны были составить 20 млрд. руб., что должно позволить расширить группы вкладчиков, получающих компенсационные выплаты.

Необходимые финансовые ресурсы в 2002 году выделялись на проведение судебной реформы, в частности увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, а также введение суда присяжных. В целом на финансирование судебной власти в 2002 году в бюджете предусматривалось 19112 млрд. руб., что составляет 0,17 % к ВВП.

В 2003 г. приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являлись национальная оборона (345725,5млн. руб. или 14,7% всех расходов), судебная система (25 451,9 млн. руб – 1,1%), наука (40 250,0 млн. руб или 1,7%) и образование (97 627,0 млн. руб. – 4,2 %)[[27]]. В тоже время федеральный бюджет 2003 года характеризовала его социальная направленность. Как отмечал министр финансов А.Л. Кудрин, «В текущем году сохраняется социальная направленность бюджета по самым необходимым, острым вопросам по улучшению финансирования отдельных сфер. Например, на такие отрасли, как образование, научные работы, рост расходов увеличен больше, чем на 21 процент (существенно больше, чем инфляция), на такие отрасли, как судебная система – больше, чем на 30 процентов, такие отрасли, как обороноспособность – на 26%. В связи с особой ситуацией, связанной с необходимостью укрепить наши правоохранительные органы в борьбе с терроризмом, на 47 % увеличен раздел правоохранительной деятельности и безопасность государства. Таким образом, этот бюджет несет в себе те приоритеты, которые сегодня оценивает и общество как свои приоритеты» [[28]]

Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону[29] и правоохранительную деятельность в 2003 г. в общем объеме федерального бюджета составила 25,1%, что превышает уровень 2002г. на 2,1 процентных пункта. На выплату пенсий, пособий, компенсация военнослужащим и их семьям в 2003г. было предусмотрено 104,6 млрд. руб., что почти в два раза больше чем в 2002г. соответственно доля расходов на эти цели в общем объеме расходов федерального бюджета значительно выросла.

Объем ассигнований в 2003г. на судебную систему был предусмотрен в размере 25,5 млрд. руб., что на 27,9% больше уровня 2002г. и позволяет реализовать меры по финансовому обеспечению проводимой реформы судебной власти.

Общий объем ассигнований на развитие науки был запланирован в сумме 40,2 млрд. руб, или с ростом против ожидаемой оценки 2002 г. на 34,4%.

Расходы на образование в 2003г. были запланированы в размере 97,6 млрд. руб, что на 22,2% больше чем в 2002г. При этом в общем объеме расходов федерального бюджета доля расходов на образование - 4,2%

В 2003 году проводилось финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения и образования, а также переход от единой тарифной сетки (ЕТС) к отраслевой системе по оплате труда. В 2002 г. средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры – на 84%. Вдове увеличены оклады учителям и на 72 профессорско-преподавательскому составу в ВУЗах. В 2003 г. зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%, а учителей – на 55%.

Существенная статья 2003года увеличения социальных расходов – это значительное повышение пенсий, выплачиваемых из бюджета. Прежде всего, это пенсии военнослужащим. Общее повышение составляет по ряду групп пенсионеров полтора – два раза роста пенсии.

В целом можно сказать, что за последние годы существенно возрастают расходы государства на оплату труда работников бюджетной сферы, увеличился размер средств, направляемых на оплату всех видов коммунальных услуг, существенно сокращено число федеральных целевых программ и вместе с тем возрос объем ассигнований, направляемых на их реализацию. Увеличились расходы на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.

Стоит отметить, что существенный объем расходов федерального бюджета, составляют расходы, проходящие по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Целью предоставления субъектам Федерации средств из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП) регионов является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на душу населения. При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов Федерации из ФФФП регионов. Финансовая помощь имеет значительный удельный вес в общей сумме расходов: в 1996г. – 12,5%, в 1997г. – 11,9, в 1998г – 10,1, в2000г –8,1,в 2001 –17,64,в 2002г – 13,63, в 2003- 30,3 % или 711431,4 млн.руб. В частности, при распределении средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 году, Омской области будет выделена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ в сумме 2 922 991,0 тыс. рублей, из 175 810 866,0 тыс. руб. запланированных федеральным бюджетом 2004 года на финансовую помощь бюджетам других уровней.[[30]]

Особое место среди расходов бюджета занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга[[31]]. Большая часть государственного долга оформлена в виде государственных краткосрочных облигаций, размещенных среди кредиторов как внутри страны, так и за рубежом.. Доля общей суммы расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в последние годы неуклонно возрастает: 1996г. – 13,4%, 1997г. – 14,8, 2000г – 25,7, 2001г – 20,09%. Если в счет погашения внешней задолженности в 2002 г. было выплачено 14,2 млрд. дол., то в 2003г. суммы выплат составили 17,3 млрд. дол. Также на обслуживание внешнего долга в 2003 году предполагалось направить 220 млрд. руб, а на обслуживание внутреннего долга – 57,5 млрд. руб. В целях совершенствования структуры государственного внутреннего долга и снижения стоимости его обслуживания были размещены новые финансовые инструменты, среди которых облигации федеральных займов с амортизацией долга, позволяющие осуществлять погашение номинальной стоимости частями, а также государственные сберегательные облигации, выпускаемые для страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных фондов. Снижение государственного долга помимо сокращения расходов на его обслуживание является важной мерой повышения инвестиционной привлекательности России. Проведение в последние годы взвешенной бюджетной и долговой политики отмечено инвесторами и международными рейтинговыми агентствами.

При характеристике государственных расходов необходимо уделить внимание и расходам федерального бюджета РФ в сфере материального производства. Среди расходов в данной сфере наиболее значительными для развития экономики являются расходы на финансирование капитальных вложений. Бюджетное финансирование распространяется на капитальные вложения, осуществляемые только в государственном секторе экономики. Бюджетные средства выделяются на те строительные объекты, перечень которых утверждается Министерством экономики РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Так в рамках бюджета 2004 года существенное внимание уделяется мерам по наращиванию экономического потенциала, прежде всего развитию инфраструктуры. В 2004 г из федерального бюджета будут профинансированы строительство и реконструкция таких объектов общенационального значения, как автомобильная дорога Чита-Хабаровск, система защитных сооружений на северо-западе страны, паромный комплекс Усть-Луга-Балтийск, аэропорт Калининграда, аэропорт Хабаровска, газопровод Очер-Кудымкар, и целый ряд других федеральных инфраструктурных объектов[[32]].

Одним из видов расходов в сфере материального производства является выплата различных дотаций предприятиям. Существуют два вида дотаций: 1) дотации на продукцию, реализуемую по государственным регулируемым ценам. Выделяются из федерального бюджета угледобывающим и углеперерабатывающим предприятиям, а также сельскохозяйственным предприятиям по продукции животноводства; 2) дотации предприятиям для покрытия их убытков. Выделяются в основном предприятиям агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием отраслей материального производства используется такая возвратная форма финансирования, как выделение бюджетных ссуд, которые выдаются в основном по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Отличительной особенностью бюджетных ссуд по сравнению с судами коммерческих банков является то, что проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже банковских.


Выводы

Таким образом, государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Государственные доходы – это исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи.

Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляет более 4/5 всех доходов федерального бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений). На втором месте по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%.

Государственные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарата управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам и бюджетам регионов.

Основными направлениями расходования федерального бюджета в РФ являются расходы в сфере материального производства (в них наиболее значимыми для развития экономики являются расходы на финансирование капитальных вложений, а также выплата различных видов дотаций предприятиям и бюджетные ссуды), прямые и косвенные расходы на оборону, расходы на социальные мероприятия, науку, управление, расходы бюджета на финансовую помощь бюджетам других уровней и затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.


Глава 2. Анализ бюджет государства

 

2.1 Анализ доходов и расходов

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентов РФ. В соответствии с законом в текущем году ВВП в РФ составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост – 5,2% ВВП. В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб., расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета – 83 млрд. 400 млн. руб. Согласно Правительственному плану налоговые доходы должны быть получены в размере 2071384,5 млн. руб.[[33]], неналоговые доходы в размере 2191194,4 млн. руб., доходы целевых бюджетных фондов – 14061,5 млн. руб., ЕСН – должен быть собран в размере 438210,0 млн. руб. Как и на что предполагается потратить эти доходы?

Важная задача, которую поставил Президент на предстоящий финансовый год, - это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ[[34]]. Как отметил министр финансов А.Л. Кудрин, «Сегодня доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для федерального бюджета даже еще выше – 18%. Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 – для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в 2004г., не хватит 200 млрд. руб. поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. За баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвация и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций» [[35]].

Итак, часть доходов бюджета на сумму 83,4 млрд. руб. пойдет в Стабилизационный фонд. Общий прогноз цены на нефть – 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена – 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в этот фонд. Кроме того, в него предполагается зачислить частично остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2003г.

В рамках бюджета 2004 года, как уже отмечалось выше, существенное внимание уделяется мерам по развитию инфраструктуры - приоритет дорожному строительству. Если в 2001г. суммарные доходы, направленные на дорожное строительство, включая доходы Федерального дорожного фонда, составляли 197 млрд. руб., в 2003г. – уже – 245 млрд. руб., то в 2004г. общий объем доходов, которые намечено направить на строительство дорог, составит 283 млрд. руб. При этом доходные источники, которые в 2004г. субъекты Федерации мобилизуют самостоятельно, составят 204 млрд. руб.

В 2004г. бюджеты субъектов РФ увеличатся на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены: 90 млрд. руб. – на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. – на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим.

Важным фактором наращивания экономического потенциала являются инвестиции в научно-технический потенциал. Расходы на фундаментальную науку, содействие научно-техническому прогрессу возрастут по сравнению с 2003г. на 15%. При этом доля расходов на фундаментальную науку в общих доходах этого раздела возрастет и превысит 50%. Расходы на космическую программу возрастут на следующий год на 60% и достигнут 12 млрд. руб. Будет продолжено осуществление поддержки авиационного комплекса.

Предусмотрены расходы на прямую поддержку тех или иных отраслей. Так, на лизинг сельхозтехники в 2004г. – 2 млрд. руб. на страхование урожая расходы в 2004г. будут подняты с 1 миллиарда до 1,9 млрд. руб.

Судебная система нарастит свои расходы на 30 %, оклады судей возрастут на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды. Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, - обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается прирост расходов на 19%, что выше уровня инфляции. Стоит отметить, что третий год подряд, включая и 2004г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. долл. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Как считают в Минфине, этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня также ставится задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2004г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат – одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody’s поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира – на восьмое место.

В 2004г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. При этом важная задача – сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2003г.

В соответствии с бюджетом должны вырасти на 20% расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение. Общий уровень зарплаты в бюджетном секторе в 2004г. составит 65% от уровня средней зарплаты в промышленности (в 2000г. – 50%, в 2003г. – 69%). Заложен рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь – на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости – на 15%.

Как считает наше правительство бюджет 2004г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было[[36]]. Таковы цифры, теперь перейдем к фактам.

Многочисленные публикации ученых и экспертов в СМИ свидетельствуют о том, что относительные показатели расходов федерального и консолидированного бюджетов на финансирование, например, социальной сферы не соответствуют не только международным стандартам, но и нормативам, установленным федеральным законодательством. Так расходы на образование предусмотрены в размере 117,79 млрд. руб., или на 20,6% больше, чем в 2003г., т.е. в сравнении с прошедшим годов заложен абсолютный рост в 20,2 млрд. руб. Но рост росту рознь. Это станет ясно, если учесть, что в 2002 г. по сравнению с 2001г. рост расходов федерального бюджета на образование составил 160%, в 2003-м – 122 процента, а рост, предусмотренный на 2004г., составит лишь 120,6 %. Причем рост этот связан, во-первых, с повышением стипендий студентам в два раза, во-вторых, с увеличением на одну треть с 1 октября 2003 года должностных окладов работников бюджетной сферы, а также с утроением надбавок за ученые степени докторам и кандидатам наук, введенным в апреле 2003. на эти цели и пойдет практически весь прирост расходов на образование.[[37]] В то же время при этом намечена передача сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также большей части учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов РФ на федеральном уровне останутся главным образом подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, переподготовка и повышение квалификации кадров.

В целом это означает, что остальные (основные) расходы в этой сфере в лучшем случае сохранятся на уровне 2003года. В то же время исходя из прогнозируемой Минэкономразвития России среднегодовой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2730 руб., легко подсчитать, что на среднюю зарплату учителя в 2004г. можно приобрести всего 1,0-1,3 наборов такого минимума. Между тем даже для простого воспроизводства населения требуется средняя зарплата, на которую можно приобретать хотя бы 2,5-3,0 набора прожиточного минимума. Планируемая зарплата работников образования позволит им только выживать.[[38]]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.