рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственные доходы и расходы

Курсовая работа: Государственные доходы и расходы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие государственных расходов и доходов 5

1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны_ 5

1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов 15

Глава 2. Анализ бюджета государства 26

2.1 Анализ доходов и расходов 26

2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России_ 33

Заключение 37

Список использованной литературы_ 39


Введение

Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы. И мы были свидетелями кризиса 1998года, коснувшегося каждого россиянина, когда Россия стояла на грани дефолта, ставшего следствием не только падения мировых цен на нефть, но и недальновидной финансовой и бюджетной политики правительства и руководителей Банка России, формировавших государственный бюджет в основном за счет западных кредиторов и доходов от сырьевых ресурсов. И лишь приход к руководству федеральным правительством и Банком России людей, умеющим управлять экономикой и взявшим на вооружение здравые идеи, позволило спасти наше народное хозяйство от коллапса и «дотянуть» до повышения мировых цен на нефть. Но назначенное вторым российским президентом правительство использует «нефтяную передышку» исключительно для погашения внешнего долга, не запуская имеющиеся потенциальные механизмы экономического подъема, и недостаточно финансируя социальные программы.

Поэтому в последние годы проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, а также бюджетная политика распределения расходов, находится в центре внимания оппозиционных правительству партий, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, общественности. Результатом этого внимания является не только критика правительственного бюджетного курса, но и разработка программы мер активной промышленной политики, включая ее бюджетно-налоговые аспекты, разработка обоснованных альтернативных правительству бюджетов на предстоящие финансовые годы. Но правительство мало прислушивается к голосу общественности. Это демонстрирует очередной принятый бюджет, в котором сохранены прежние концептуальные установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашения внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами.

Как видим проблема государственных доходов и расходов, актуальна, и вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Как представляется автору, в последние годы расходы государства на социальную сферу имеют негативную тенденцию снижения, при этом правительство мотивирует это недостаточностью бюджетных ресурсов. Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: предстоит дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы, начиная с 2000 года; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета текущего года, и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.


Глава 1. Понятие государственных расходов и доходов

 

1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны

Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. В чем же заключается роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики?

Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. В этом случае происходит огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения части доходов в бюджетный фонд и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямое воздействие с его стороны оказывает влияние на некоторые экономические показатели. Например, установление прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

-  расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

-  объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

-  величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Государство или органы местной власти, увеличивая суммы налогов от прибыли хозяйствующих субъектов, ограничивают их производственные возможности, при снижении уровня налоговых изъятий последние повышаются. Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий.

Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованные (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относятся косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Государственные доходы, как и расходы, любого государства, находят свое нормативное закрепление в государственном бюджете. Обратимся к толковому словарю современных бюджетных терминов.[[1]] Бюджет – «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делает на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный – «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.[[2]]

Бюджетная система России включает три звена: федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. В 1995 г. законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[[3]], было введено новое понятие – муниципальное образование. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального, территориального бюджета субъекта РФ. Необходимо отметить, что понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований» на практике рассматриваются как синонимы.[[4]]

Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства имеют его параметры – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ), доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Кратко рассмотрим принципы построения и структуру классификации доходов бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример бюджетной классификации[[5]] доходов по группам: 1000000 – налоговые доходы; 2000000 – неналоговые доходы;300000 - безвозмездные перечисления; 4000000 – доходы целевых бюджетных фондов; 5000000 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К налоговым доходам, в соответствии с БК РФ относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (статья 41). К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст. 50 БК РФ также относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на срок не менее трех лет. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные (закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, а также собственные неналоговые доходы и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ. Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные пошлины. В соответствии с бюджетной политикой[[6]] к регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.[[7]]

В соответствии с бюджетной классификацией в группу налоговых доходов (1000000) входят, в частности, следующие подгруппы: 1010000 – «Налоги на прибыль»; 1020000 –«Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы»; 1030000 – «Налоги на совокупный доход» и т.д.[[8]].

Необходимо отметить, что доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Удельный вес налогов в доходной части бюджета в среднем составляет 4/5 всех доходов федерального бюджета, так, в 1996 г. – 81, 4%, 1997г. – 86,3, 1998г. – 83,5, 1999г. – 84,2, 2000г. – 84,7, 2001г. –93,45, 2002 г. - 81,21, в 2003г. –78,2%.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Как показывает анализ показателей федеральных бюджетов РФ за период времени с 1996 по –2002 гг., его доля в 1996 г. составила – 45%, в 1997г. – около 46% всех налоговых поступлений, в 1999 г. – 36%, в 2000г. – 33,6%, в 2001г. –39,2%, в 2002 г. 36,39%. Затем следуют акцизы, например, в2000 г. их удельный вес составлял –11,3%, в 2001г. – 12,8%, в 2002г. - 11,4 %.

Налог на прибыль организаций составляет около 10-14% налоговых поступлений, так, на его долю в 2000г. –15,8%, 2001г. –14,1%, в 2002г. приходилось – 9,76%. С учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили в 2000г. – 20,6% всех доходов, в 2001г. – 21,6, в 2002г. –17,0. Впервые с 2002 г. предусмотрен единый социальный налог (взнос) (далее ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 281230 млн. руб., или 13,23% его объема. На 1 марта 2004 г. его поступления уже составили 58022,6 млн. рублей из 438210,0 запланированных на этот год[[9]].

Остальные налоги, в том числе подоходный налог с физических лиц, несут в налоговой системе РФ незначительную фискальную нагрузку.

Очевидно, что налоговые поступления являются главным средством пополнения государственного бюджета, например, за январь-ноябрь 2002г. поступления налоговых платежей в федеральный бюджет составили 1534.5 млрд. руб., или 77.1 % от общего объема доходов с учетом ЕСН, (без учета ЕСН - 90.9%), и составили 15.5%ВВП[[10]].

Таким образом, налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета: в доходах федерального (центрального) бюджета развитых стран – до 90%; в доходах бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – около половины. Налоги закрепляются за соответствующим бюджетом конституцией государства либо специальными законами.

Очевидно, что проблема налоговой составляющей в доходах бюджетов многогранна, и одна из важнейших ее сторон улучшение ситуации с собираемостью налогов, и в то же время снижение налоговой нагрузки в ВВП. От научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полнотой и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит более 80% объема федерального бюджета – основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют особое внимание исследованиям налоговых концепций и их реализации[[11]].

Стоит отметить, что правительство РФ в рамках проводимой налоговой реформы, делает реальные шаги на пути эффективности налоговой системы и в то же время снижения налогового бремени на налогоплательщиков, с целью высвобождения ими средств, которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, т.е. на обеспечения экономического роста. Как отмечал министр финансов РФ А.Л. Кудрин, подводя итоги за 2002 финансовый год, «В 2002 г. сделаны очередные важные шаги в проведении налоговой реформы, направленные на повышение эффективности налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Улучшилась ситуация с собираемостью налогов. Поступление налогов в доходы бюджетов составило около 95% от расчетного уровня, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в 2001г. налоговое бремя в 2002 году снизилось с 33,9% до 32,9 в ВВП, что заметно ниже соответствующего показателя для стран ЕС – 40,9% и ОЭСР, так называемого «клуба развитых стран», - 36,1%. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. В 2002 г. реально заработала мера по снижению налога на прибыль предприятий с 35% до 24%. Мы приблизились к мировой системе начисления этого налога – все деловые расходы стали вычитаться из налогооблагаемой базы».[[12]] В этом 2004 году, А.Л. Кудрин, характеризуя новые экономические тенденции федерального бюджета на 2004 год, также уделяет большое внимание налоговой политики государства: «… Главная особенность бюджета на 2004 г. – его ориентация на сохранение сбалансированности бюджетной системы в условиях существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. С 1 января сокращается с 20 до 18 НДС, отменяется налог с продаж. В целом налоговая нагрузка сократится на один процентный пункт ВВП. Это значит, что в распоряжении предприятий дополнительно останется около 150 млрд. руб., которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда. При этом произойдет более существенное сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей и сферы услуг за счет добывающих отраслей, использующих природную ренту. Радикальные меры запланированы и на 2005 г., когда предполагается снизить среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику, обеспечит наиболее эффективную поддержку национальной экономики»[[13]].

Кроме этого в последние годы Правительством РФ предпринимались и другие меры, так, на увеличение налоговых доходов бюджета повлияло то, что была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК. Сырьевые отрасли стали давать больше доходов. Так, доля налогов, связанных с использование природных ресурсов, в общем объеме налоговых поступлений в 2002 году увеличилась с 10,4% до 14,7%. Введена была более гибкая система, позволяющая увеличивать отчисления на амортизацию (фактически рост за год – около 30%). Это позволяет предприятиям инвестировать в расширение или модернизацию производства. Вместе с тем Правительством была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Эта льготы приводила к повторному учету одних и тех же затрат пои определении налоговой базы и зачастую просто использовалась для ухода от налогообложения. Первый раз льгота вычиталась из прибыли в момент инвестирования, а второй раз – через амортизационные отчисления. С отменой этой льготы доля инвестиций по отношению к прибыли не снизилась.[[14]]

Теперь перейдем к характеристике неналоговых доходов. В соответствии с БК РФ неналоговым доходам относятся:

·  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·  доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·  доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

·  доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·  иные неналоговые доходы.

Как отмечает Деева А.И, к доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное владение и пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим государству или муниципальным образованьям; дивиденды по акциям, принадлежащим государству.[[15]]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.