рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный внешний долг: причины возникновения и способы погашения

В 2005 году экономия по процентным выплатам Парижскому клубу за счет досрочного погашения составила около $400 миллионов, а в 2006 планируется экономия почти $800 миллионов. [11]

Следующая составляющая долга, унаследованная от СССР - задолженность Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.

Долг оформлен в виде ценных бумаг, зарегистрированных на Люксембургской фондовой бирже и свободно обращающихся на рынке: облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности, и облигации IAN, в которые оформлены просроченные проценты по основной сумме долга.

В начале 2000 года была достигнута договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием.

Вторая глобальная составляющая государственной внешней задолженности России - собственному российскому долгу, накопленному за период осуществления реформ. Размеры его относительно невелики - новый российский долг странам нерезидентам составляет 35,9 млрд. долл.

Основная доля приходилась на кредиты международных финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.

Финансовые займы предназначены для покрытия дефицита бюджетов государств-членов в ответ на обязательства последних осуществлять согласованные, например, с МБРР, экономические реформы. Обычно заемные средства выделяются в виде серии траншей по мере выполнения странами этапов этих реформ. Средства займов могут использоваться также для финансирования импорта по упрощенной схеме.

Инвестиционные займы, обычно менее крупные, чем финансовые, предоставляются для финансирования проектов в таких областях как энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, дорожное строительство, образование, здравоохранение, требующих закупок особых товаров и услуг.

Авансовые займы используются для финансирования консультационно-технической и другой помощи в подготовке новых проектов и выделяются в тех случаях, если страна не может сама финансировать эти работы.

В настоящее время долг МФВ погашен полностью, а на долю Всемирного банка приходится около 5,5 млрд. долл. Следует отметить, что данные виды кредитов характеризуются низкими процентными ставками и жесткими требованиями к заемщику, поэтому они наиболее благоприятны с точки зрения прозрачности и эффективности использования.

Следующая категория российского долга - еврооблигации - долговые обязательства, размещенные на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам. Российская Федерация за период с 1996 года по 2002 год произвела 12 выпусков облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на общую сумму 37 млрд. долларов США.

Средства, привлеченные с помощью еврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО.

Кроме того, еврооблигации являются "дорогим" долговым инструментом, процентные ставки по выпускам весны-лета 1998 года доходят почти до 13% годовых, что чрезмерно высоко для суверенного заемщика и свидетельствует о высокой рискованности данных инструментов как объекта для инвестиций.

Наконец, оставшиеся 0,4 млрд. долл. приходятся на гарантии правительства по различным коммерческим сделкам и государственные кредиты, полученные на двусторонней основе.

2.2 Государственный внешний долг РФ сегодня

Внешний долг Российской Федерации на 1 октября 2005 года перед нерезидентами составил 228,3 млрд. долларов США (Приложение, диаграмма 1). [12]

Февраль 2006 года: в структуре внешнего долга по сравнению с началом 2005 года произошли кардинальные изменения. Досрочное погашение значительной части задолженности органов государственного управления, прежде всего перед Парижским клубом кредиторов, оказало решающее влияние на существенное снижение государственных обязательств перед нерезидентами. В целом за период с января по сентябрь 2005 года они сократились на $25,2 млрд., а с учетом органов денежно-кредитного регулирования - на $24,2 млрд.

Удельный вес государственного внешнего долга РФ, сократившегося до $72,2 млрд., не превышал к концу отчетного периода 32% по сравнению с 45% на начало 2005 года. Задолженность органов денежно-кредитного регулирования составляла $9,2 млрд.

Государственный долг России значительно сократился за счет осуществления в июле-августе 2005 года досрочных выплат. По сравнению с началом года удельный вес задолженности, принятой Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, снизился с 58% до 48% - с $56,1 млрд. до $34,9 млрд.

К середине лета 2006 года Россия планирует полностью урегулировать задолженность СССР, объявив обмен второго транша коммерческой задолженности на сумму примерно $500 млн. Изначально РФ планировала завершить обмен коммерческой задолженности осенью 2005 года, затем - в начале 2006 года. Задержка с обменом объясняется большим объемом технической работы с мелкими долгами. Правительство надеется, что долги, доставшиеся от СССР, будут урегулированы к саммиту "Большой восьмерки", который состоится в середине июля 2006 года в Санкт-Петербурге.

Напомним, Россия в 2002 году провела первый транш обмена коммерческой задолженности на еврооблигации 2010 и 2030 годов на сумму $1,28 млрд. В 2004 году РФ переоформила в еврооблигации всю задолженность перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) на сумму $899,8 млн. Обмен оставшейся части задолженности перед МБЭС, которая составляет $165 млн., Минфин планирует завершить одновременно с обменом второго транша коммерческой задолженности. [13]

2.3 Управление государственным внешним долгом РФ

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, можно выделить следующие:

реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

операции по обмену ГКО на евробонды;

посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;

обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы.

Большинство указанных выше операций связано в первую очередь с невозможностью проведения в срок расчетов и урегулированием просроченной задолженности по долговым обязательствам. Вместе с тем существует ряд "нестандартных" схем проведения расчетов по долговым обязательствам, экономическая эффективность которых либо вызывает определенные сомнения, либо не может быть рассчитана в силу ряда причин. К таким операциям относятся, например, операции по погашению внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности.

Первый тип "нестандартных" операций проводится на основе соответствующих соглашений, по которым Минфин России осуществляет финансирование экспортеров, поставляющих продукцию за рубеж в счет погашения внешней задолженности. Очевидно, что все финансирование экспортных поставок является по сути своей беспроцентными бюджетными ссудами, которые можно расценивать как погашенные в случае осуществления экспорта.

Товарная схема погашения применялась в отношении государственного внешнего долга РФ перед странами: Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Китаем, Польшей, Францией, Финляндией, Италией, Южной Кореей и Уругваем.

Второй "нестандартный" способ проведения расчетов связан с досрочным погашением долговых обязательств с дисконтированием. Следует отметить, что оценить реальный эффект от проведения таких операций практически невозможно. Это связано с тем, что, например, до 2020 года никто не прогнозировал ни показатели инфляции, ни курсы валют, ни другие макроэкономические и бюджетные показатели, необходимые для оценки того, выгодно ли погашать долг сегодня с дисконтом или лучше осуществлять по нему расчеты до 2020 года.

В настоящее время для досрочного погашения внешнего долга используется Стабилизационный фонд РФ,[14] формируемый за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Погашение долга за счет средств стабилизационного, по мнению экспертов, наиболее эффективный способ расходования этих средств.

Начиная с 2006 года средства Стабилизационного фонда РФ полностью предлагается накапливать и направлять на досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом базовый, не подлежащий расходованию, объем Стабилизационного фонда предлагается на ближайшие 3-4 года сохранить на текущем уровне 500 млрд. рублей, погашая внешние долги за счет средств фонда сверх базового уровня.

Досрочное погашение долгов, считают эксперты, пойдет на пользу России и позволит ей освобождать около 1 миллиарда долларов на экономии процентов с долга. Эти деньги будут направлены в Инвестиционный фонд на финансирование совместных с бизнесом проектов в инфраструктурных областях экономики. Например, в строительстве дорог, транспортных узлов.


Заключение

В результате проведенного в курсовой работе исследования на тему "Государственный долг: причины возникновения и способы погашения" можно сделать следующие выводы:

обзор литературы по данной теме выделяет несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим для всех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;

государственный внешний долг это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты) в иностранной валюте;

основной причиной возникновения большей части российского государственного внешнего долга является долг СССР;

долг России образовался в результате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной;

внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всего внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами;

в структуре современного государственного внешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги в иностранной валюте;

в связи с досрочным погашением значительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуре внешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельный вес государственного внешнего долга РФ сократился до $72,2 млрд.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.

Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:

реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

операции по обмену ГКО на евробонды;

посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;

обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы;

а также "нестандартные" схемы, к которым относят погашение внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного фонда РФ).

При последовательном проведении соответствующих мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.

Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.


Список использованных источников

1.  Бюджетный кодекс РФ (ст.97, ст.98).

2.  Бюллетень Счетной палаты РФ. // Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. - 2004-2005 гг.

3.  Бюллетень Счетной палаты РФ. // Отчет о результатах проверки погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в 2004 г.

4.  Бескова И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. - 2002. - N 5. - С.2 - 8.

5.  Илларионов А. Платить или не платить? /Человек и труд. - 2002, №1. - С.8.

6.  Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. - 2001, №9. - С.40 - 42.

7.  Лебеда Г.Л. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования // Теория и практика управления [Электрон. ресурс]. - 2005, N4. - Режим доступа: http://www.liga.net/smi/show.html? id=145272

8.  Сумин А. Проблемы внешней задолженности России: Автореферат. МГИМО МИД РФ. - М., 2004.

9.  http // www.minfin.ru

10.  http://www.rvps.ru

11.  http://www.rbc.ru

12.  http://www.eit.ru

13.  http://www.deloros.ru

14.  http://www.budgetrf.ru


Приложение

Таблица 1

Внешняя задолженность бывшего СССР

Внешний долг бывшего СССР (млрд. долларов США) 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
25,30 33,50 48,50 51,50 55,40 74,80 105,00

Таблица 2

Заимствования России, начиная с 1992 года

Вид заимствования Объем, млн. долларов
Кредиты, полученные от правительств иностранных государств 14900
 том числе:
Финансовые 11260
Связанные 3640
Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм 5970
Кредиты, полученные от международных финансовых организаций 22400
в том числе:
от МВФ 15773
от МБРР (финансовые кредиты) 4282
от МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) 2345
Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 27036
ОВВЗ 11121
Еврооблигации 15915
Кредиты, полученные от Банка РФ 6800
Государственные гарантии в иностранной валюте 0

Таблица 3

Структура государственного внешнего долга России

Наименование млрд. долл. США млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 108.3 83.6
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 46.2 35.7
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 6.2 4.8
Коммерческая задолженность 2.5 1.9
Задолженность перед международными финансовыми организациями 6.0 4.6
МВФ 0.0 0.0
Мировой банк 5.5 4.3
ЕБРР 0.4 0.3
Еврооблигационные займы 34.5 26.6
ОВГВЗ 7.1 5.5
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России 5.5 4.2
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0.4 0.3

Диаграмма 1

Динамика государственного внешнего долга РФ 2000-2005 гг. (в % к ВВП)


[1] Бюджетный кодекс РФ, ст.98.

[2] Бюллетень Счетной палаты РФ.//Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. - 2004. - №9.

[3] http//www.minfin.ru

[4] http//www.minfin.ru

[5] http://www.budgetrf.ru

[6] там же.

[7] там же.

[8] http://www.rvps.ru

[9] www.deloros.ru

[10] там же

[11] там же

[12] http://www.eit.ru

[13] http://www.rbc.ru

[14] http://www.budgetrf.ru


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.