рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный внешний долг: причины возникновения и способы погашения

Курсовая работа: Государственный внешний долг: причины возникновения и способы погашения

Федеральное агентство по образованию

Томский политехнический университет

Кафедра экономики

Курсовая работа

Государственный внешний долг:

причины возникновения и способы погашения

Научный руководитель: к. э. н.

_________

Выполнил: студент

__________

Томск 2006


Содержание

1. Государственный внешний долг РФ

1.1 Понятие государственного долга

1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ

2. Современное состояние государственного внешнего долга РФ

2.1 Структура государственного внешнего долга РФ

2.2 Государственный внешний долг РФ сегодня

2.3 Управление государственным внешним долгом РФ

Залючение

Список использованных источников

Приложение


Введение

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Проведение экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.

В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи: проведен анализ причин образования государственной внешней задолженности России, охарактеризовано современное состояние этого явления, а также методы управления внешним долгом.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы ___ страницы, список использованной литературы включает в себя 14 источников.


1. Государственный внешний долг РФ

1.1 Понятие государственного долга

Согласно п.1 статьи 97 Бюджетного Кодекса РФ в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.

Основные формы долговых обязательств РФ следующие:

кредитные соглашения и договора;

государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;

соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе выделяются:

краткосрочные (до 1 года);

среднесрочные (до 5 лет);

долгосрочные (до 30 лет) обязательства. [1]

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящее время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. .

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Все экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг.

Внутренний государственный долг рассматривается как "заем нации сам себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.[2]

Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%. Другими показателями являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного

продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.

1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ

Внешняя задолженность России образовалась в результате многофакторного процесса, и представляет значительную проблему для национальной экономики. Что же привело к подобным результатам и как развивался процесс накопления задолженности?

Причины взрывного роста российского внешнего долга следует искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следует считать концепцию "ускорения" экономического развития, принятую как руководство к действию в 1985 году. Являясь, по сути, программой экономического реформирования планово-административной системы, она предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий.

Однако валютные ресурсы, необходимые для реализации этого замысла, оказались недостаточными. Связано это с внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение цен на сырьевые товары (например, нефть подешевела более чем в два раза по сравнению с началом 80-х годов) - основной источник валютной выручки СССР. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.

Официальная советская статистика не предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союза перед западными странами. Поэтому для изучения динамики внешнего долга СССР основными источниками служат данные, приводимые в публикациях мировых финансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных расчетов внешняя задолженность СССР на конец 1984 года составляла около 25 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 1992 года общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась уже в 105 млрд. долл. (Приложение, табл.1) [3].

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга (с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов и долга перед физическими и юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.

Оценить эффективность вложения полученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная из которых - распад СССР в 1991 году, приведший к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.

Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов и официальных властей, является наследование долга СССР Россией. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте и международном праве.

При распаде таких государств, как Османская и Австро-Венгерская империи в начале XX века, при послевоенном разделе Германии в 1945 году (из более свежих примеров можно привести недавнее разделение Чехословакии и Югославии на несколько независимых государств), в основу урегулирования проблемы внешних долгов был положен принцип относительного долевого деления задолженности.

Правовой базой служит Венская конвенция 1983 году "О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов". Критерием выступают доли населения, ВВП и экспорта каждого из вновь образованных государств в бывшем едином государстве.

Аналогичный подход был вначале использован и в случае с советским долгом. Суммы долгов и активов бывшего СССР были поделены пропорционально вкладу республик в ВВП СССР (причем прибалтийские государства отказались нести бремя внешней задолженности по политическим мотивам). Доля России составила около 61%, на втором месте по сумме долга оказалась Украина - около 16%.

Однако, как показала практика, ни одно из молодых государств - правопреемников, кроме России, не оказалось в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. В результате политического давления со стороны западных стран - кредиторов был принят так называемый "нулевой вариант", согласно которому в течение 1992-1993 гг. бывшие республики СССР передали Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам.

В итоге только за 1992-1993 гг., по данным платежного баланса, сумма выплаченных процентов и просроченной задолженности составила порядка 15 млрд. долл., что превысило активное сальдо по экспорту товаров и услуг (около 14 млрд. долл. за тот же период)

Таким образом, Россия стала плательщиком по долгам СССР, а в качестве компенсации российское государство получило право требования по кредитам, предоставленным Советским Союзам некоторым развивающимся странам, а также другие зарубежные советские активы (недвижимость, доли в уставном капитале коммерческих фирм).

Последствия "нулевого варианта" для России можно оценить как негативные. В настоящее время очевидно, что бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза, оказалось непосильным для российской экономики. Подтверждением этому служат дефолты, объявленные по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 году.

Что касается долгов развивающихся стран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка 150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году в качестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными "перспективными" должниками остались Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия.

Следующим этапом в возникновении внешней задолженности можно считать образование собственно российских долгов (Приложение, табл.2) [4]. За период существования Россия, как независимое государство, произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.

К внутренним факторам, повлекшим разрастание внешней задолженности, относится общеэкономическое состояние России на этапе перехода к рыночной экономике. Среди внутренних факторов, повлекших рост российского внешнего долга в переходный период, следует отметить мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации.

При проведении данной политики в качестве "номинального якоря" был принят рыночный курс рубля по отношению к американскому доллару. Стабильность обменного курса вела к подавлению инфляции, росту производства, возрастанию инвестиций. Оборотной стороной такой политики стало повышение реального курса рубля, ухудшение платежного баланса путем стимулирования импорта и, как следствие, рост государственного внешнего долга в части, связанной с поддержанием искусственно завышенного курса рубля.

Таким образом, образование и рост российской внешней задолженности в большей степени следует рассматривать как результат внутренних экономических дисбалансов, выразившихся в бюджетном дефиците и завышенном курсе национальной валюты.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США. [5]

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году - 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. [6] Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной. Около 46% внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года основной процент обязательств приходится на рыночные инструменты, т.е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа[7].


2. Современное состояние государственного внешнего долга РФ

2.1 Структура государственного внешнего долга РФ

Внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга, поэтому, представляется необходимым привести структуру внешнего долга России по состоянию на 01 апреля 2005 года (Приложение, табл.3) [8].

По своему происхождению государственный внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредиты и займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 года) и долговые обязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга долговые обязательства бывшего СССР не выделяются.

Нам представляется необходимым все же рассмотреть структуру внешнего долга РФ с разделением его на долг бывшего СССР и собственно России.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

Парижский клуб является неофициальной организацией крупнейших стран - кредиторов. Клуб был создан в конце 50-х годов с целью содействия урегулированию долговой проблемы бывших колоний, получивших независимость. Стандартная процедура предусматривает проведение много-сторонних переговоров с участием представителей страны - должника и стран - кредиторов. По результатам переговоров принимается решение об общих принципах реструктуризации задолженности. Далее происходит подписание двусторонних договоров с каждой из стран - кредиторов в соответствии с достигнутыми договоренностями.

По состоянию на 1 января 2004 года объем обязательств РФ составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% от общего объема государственного внешнего долга РФ. После долгих и трудных переговоров, в мае 2005 года в Париже было подписано соглашение о досрочном погашении $15 миллиардов российского долга перед Парижским клубом, что составляет почти треть от общего объема задолженности. [9]

По словам председателя Координационного совета предпринимательских союзов России Александра Шохина: "Этот факт выглядит очень позитивно, поскольку показывает способность России не только обслуживать свои долги, но и досрочно погашать их. Это подтверждает высокий инвестиционный рейтинг России". [10] Он назвал успех на переговорах с кредиторами Парижского клуба "двойной победой Минфина", т.к это уменьшает расходы по обслуживанию долга, что дает экономию для бюджета. Платежи произведены из средств Стабилизационного фонда РФ.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.