рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Управление развитием региона

При этом надо отметить, что ЗС Ивановской области приняло три областных закона, направленных на улучшение правовых условий для инвестиционной деятельности:

Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 26.01.95 N 23 "О защите иностранных инвестиций на территории Ивановской области"

Закон Ивановской области от 06.11.2003 N 73-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ивановской области"

Закон Ивановской области от 22.02.08 N 85-ОЗ "О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области".

И по рейтингу в журнале «Эксперт» №5 за 2008г. по состоянию законодательства Ивановская область признавалась на, достаточно «неплохом», 14-м месте среди субъектов РФ ( а по уровню рисков вообще на 4-м). Однако желаемых результатов это не принесло ввиду обшей неразвитости организационной и сервисной составляющих инвестиционной инфраструктуры на территории области.

А вот сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет. [2]. И сравнивая, надо помнить, что в полном соответствии с кривой Лаффера, Ивановская область, среди соседей отличается наиболее высокими ставками налогообложения в части областного и местных бюджетов и наименьшим процентом их собираемости. Одна из причин этого хорошо известна – огромный процент теневого оборота, особенно в ткацкой промышленности, доля оборота «серых» и «черных» цехов составляет по разным оценкам от 60 до 80% процентов всего оборота. Жизнестойкость подобной схемы объясняется же в основном даже не низкой стоимостью входа в отрасль, а укоренившимися коррупционными механизмами воспроизводства структуры теневого оборота.

Рис 2. Доходы областного бюджета в процентах к ВРП

Между тем в последние годы область находилась в достаточно привилегированном положении, направляя в федеральный бюджет относительно меньшую долю налоговых отчислений по сравнению с большинством регионов России.

Доклад московских экспертов, с некоторыми оговорками, подводит к выводу, что сильные стороны и выгоды развития области в ее нынешнем виде, и в первую очередь для подавляющего большинства ее собственного населения, минимальны трудности практически непреодолимы.

А в настоящее время бюджетная ситуация в области выглядит так, что в составе консолидированного бюджета области на 2010г. (11,1 млрд. руб.) федеральный трансферт составляет 5,6 млрд. руб., а доля расходов на управление 3,4 млрд. руб., что в является ростом на 18% трансфертозависимости и на 8% доли управленческих расходов в структуре расходной части бюджета.[6] (Последнее, не взирая на все раздающиеся заверения власти о сокращении управленческого аппарата.) Область с 1999 официально признана в Мин.Фине РФ высокодотационной, федеральные инвестиционные программы, за исключением «точечных» социальных типа их «Фонда содействия развития ЖКХ» и тп., на территории ее заморожены и вводится казначейское исполнение бюджета.

Кроме того, у подобного сценария «развития» есть еще и вполне предсказуемый социально-политический аспект, вполне могущий проявить себя на очередных муниципальных выборах в области.

2.1.2 Экономическая база неналоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ

Одним из способов «прямого финансового администрирования» на территории региона является получение максимизированного дохода от госсобственности в рамках оптимизации системы управления муниципальной собственности (МУПы и ОГУПы – гл.1).

А теперь рассмотрим для начала под этим углом зрения бюджет Ивановской области. Возьмем для показательного анализа еще «докризисный» период, когда бюджеты еще не секвестрировали. [4]

Таблица 4.

Некоторые показатели доходной части консолидированного бюджета Ивановской области на 2007г.

Статья Сумма (тыс. руб.)
Всего доходов 4 433 247,1
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 810 141

НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

Из них:

230 562,1
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству

400,0 [7]

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В том числе:

13 564,3
Арендная плата за земли городов и поселков 8 213,0
Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 5 351,3
Доходы от оказания услуг и компенсации затрат государства 139 987,8
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных предприятий (ОГУПы и МУПы) 1 000,0
Административные платежи и сборы 40 000,0
Штрафные санкции, возмещение ущерба 430,0

Прочие неналоговые доходы

В том числе:

35 189,0
Прочие неналоговые доходы 980,0
ИТОГО доходов (собираемых на территории собственно Ивановской области.): 1 040 703,1

Что прежде всего бросается в глаза при анализе представленной структуры доходной части бюджета Ивановской области и в частности, при сопоставлении ее с структурой федерального бюджета?

Применительно к проблеме данной работы, как проблеме эффективности использования госимущества и производственно-коммерческих возможностей госпредприятий и предприятий, имеющих в составе своего акционерного капитала, позволяющие в значительной степени контролировать их деятельность, пакеты госсобственности, мы будем сопоставлять всю сумму неналоговых доходов бюджета с суммами, идущими из упомянутых источников.

Данный анализ можно представить в соответствующей таблице 5.


Таблица 5.

Уровень эффективности использования госсобственности

№ п/п Анализируемый показатель Бюджетное соотношение (%) на уровнях:
Федеральный Ивановской области
1 Отношение дивидендной составляющей ко всей сумме доходов от имущества в госсобственности 49,5 29,2
2 Доля доходов от имущества в госсобственности в сумме всех неналоговых поступлений 18,2 6,1
3 Доля доходов от деятельности государственных и муниципальных предприятий в сумме всех неналоговых поступлений -- 0,45

Данных показателей достаточно для того, чтобы сделать вывод о весьма низком уровне эффективности руководства госсобственностью (как «выделенной», так и инкорпорированной / в сост. АО на территории области/) и соответствующей отдачи для бюджета. Так при числе ОГУПов и МУПов, приближающемся на территории области к 1 000, с учетом устанавливаемой 20% квоте перечисления в бюджет от их конечной прибыли (ст.4 бюджета Ивановской обл), получаем среднюю годовую сумму прибыли одного МУП/ОГУПа около 5 000р!?

На пути совершенствования руководством и повышения эффективности работы этого сектора стоят две основные проблемы – слабый менеджмент и отсутствие заинтересованности как руководства самих этих предприятий, чья зарплата, как правило, не зависит напрямую от достигнутых финансовых успехов и уровня перечисления в бюджет, так и со стороны «надзирающих» за ними чиновников областной и городских (районных) администраций.

2.2 Демографический и этнический аспекты в развитии региона

Если говорить о современной России в целом, то одной из наиболее удручающих тенденций для русских как нации является низкая рождаемость, ведущая к этнической депопуляции. Не исключение здесь и Ивановская область

Таким образом, на общероссийском фоне Ивановская область выделяется, прежде всего, устойчивой тенденцией убыли населения. Особенно в сельской местности (обезлюживание села более чем на 1/3 за последние 35-40 лет – табл. 3).

При этом низкая привлекательность Ивановской области для мигрантов не позволяла компенсировать естественную убыль населения миграционным притоком. Последний в 15 лет не превышал 0,3-0,4% и в последние годы только снижается.

Сокращение удельного веса молодых поколений ведет к старению населения. Этот процесс, неизбежно сопровождающий снижение рождаемости, уже давно идет в Ивановской области, население которой можно отнести к числу наиболее "старых" среди регионов России. Сейчас каждый четвертый в Ивановской области - человек пенсионного возраста, а доля людей 70 лет и старше перевалила за 10%.

Говоря о демографическом потенциале области нельзя не учитывать и его этнический аспект.

Как известно, одной из наиболее удручающих тенденций для русских как «титульной» (становой) нации в РФ является постепенное, но неуклонное, вытеснение ее из целых сфер экономической жизни (особенно в сфере малого и среднего торгового бизнеса, общественного питания и др.).

Самой удручающей тенденции для русских, как, духовно и культурно самоопределяющейся в поисках аутентичности на своей исторической территории, нации, является рост «национального» криминалитета и его широкие возможности по управлению уровнем коррупции и наркотрафика.

Что же является основным инструментом этнического и экономического выдавливания русских «азиатами» в местах исторического обитания первых? Ответ донельзя прост. Это компактный, семейно-родовой, способ проживания последних на территории исторической России. Именно он препятствует ассимиляции этих народов на ее территории. Основным выражением такого способа проживания являются землячества.

Такой способ жизни в полной мере позволяет «азиатам» использовать анти ассимиляционные возможности национально-культурных анклавов. Избегая же ассимиляции, они втягиваются в межнациональную, для начала экономическую, конкуренцию, где в полной мере пользуются преимуществами высокой рождаемости. Преимущества высокой рождаемости – это возможность территориального освоения, т.е. приобретение сначала экономического, а потом и политического веса соответствующей диаспорой или группой кооперирующихся диаспор.

Жизнь быстро размножающейся инокультурной и практически неассимилируемой диаспоры посреди значительно более медленно численно растущего коренного населения во все времена создавала почву для межэтнических противоречий. Возвращаясь же к ситуации в современной России мы видим, что азиатские национальные диаспоры становятся все более многочисленными особенно в южных районах России.

Так, по оценкам независимых экспертов,[8] сделанных на основе предварительных данных переписи населения РФ за 2002г., на территории Краснодарского Края они составляют уже, в целом до 40-42% постоянно проживающего населения. При этом на территории «Большого Сочи» - до 58-60%. На территории Ставропольского Края – 27-29% и на территории КавМинвод – до 36% соответственно.

При этом по данным предыдущей переписи в 1988г. соответствующие цифры были на 7-15% меньше.[9] Аналогичная тенденция наблюдается и в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Несколько менее выражено в Саратовской, Самарской и Воронежской.

Характерные этнические картины на московских и ленинградских рынках давно известны, но в последние десятилетие бурный количественный рост азиатских землячеств заметен уже и на улицах Смоленска, Твери, Владимира, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и того же Иваново.

Вот данные (не только официальной) статистики по национальному представительству на территории региона (табл. 6).[10]

Таблица 6.

Этнический состав населения Ивановской области

N Этническая группа % населения

1988г.[11]

2008г. [3]
1 Русские (в части автохтонного населения – в основном потомки финно-угорских племен «Меря» и Мурома») 87 72,5
2 Татары (в части автохтонного население –потомки поволжских и камских булгар) 8 9,5
3 Евреи («ранняя» диаспора) 1,5 1,1
4 Азербайджанцы («поздние» диаспоры) - 3,9
5 Дагестанцы («поздние» диаспоры) - 2,5
6 Чеченцы («поздние» диаспор») - 1,2
7 Армяне («поздние» диаспоры) 0,5 2,8
8 Представители других национальностей (вне диаспор) 3,0 6,5

Представители 2-7 позиций имеют свои постоянно действующие и официально зарегистрированные на территории области национальные диаспоры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.