рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Ревизия расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

То есть в торговле с Россией будет действовать тот же порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость, который сейчас применяется в торговле со странами дальнего зарубежья: Прибалтикой, Украиной и другими странами СНГ. Отличие состоит только в том, что в условиях отсутствия таможенного контроля и оформления на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией налог при взаимном импорте товаров будет взиматься не таможенными, а налоговыми органами обоих государств.


2. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

2.1 Контроль документального оформления расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

 

Контроль порядка исчисления, учета, а также своевременного перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость является одной из важнейших задач ревизии расчетов с бюджетом в целом, поскольку от результатов проверки зависит как положение исследуемой организации, так и бюджета Республики.

Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов.

Таким образом, для того чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо следующее:

1. Исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период.

2. Определить общую сумму налоговых вычетов, которую организация вправе применить по итогам данного налогового периода.

3. Найти разность между общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).

Итак,

НДС бюдж. = НДС общ. - НВ,

где НДС бюдж. - сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. - НДС, исчисленный по всем хозяйственным операциям;

НВ - налоговые вычеты по итогам налогового периода.

Обязанность уплатить налог в бюджет возникает в том случае, если выставляются своим покупателям документы с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость.

В такой ситуации необходимо уплатить налог, даже если организация:

- не является налогоплательщиком, а применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения;

- освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежащую налогообложению.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав не образуют объекта обложения налога на добавленную стоимость.

Следовательно, исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость при их осуществлении не требуется.

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных и освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных ,по сравнению с обычными, налоговых ставок;

4) возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Если одновременно осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то необходимо вести раздельный учет таких операций.

Можно также раздельно учитывать суммы "входного" налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, либо определять суммы "входного" налога посредством применения удельного веса.

Разделение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, нужно потому, что "входной" налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом, учитывается по различным правилам.

Применение льгот по налогу на добавленную стоимость в некоторых случаях может быть невыгодным. Одним из возможных неудобств является то, что сумма "входного" налога по товарам (работам, услугам), которые используются для льготируемой деятельности, не может быть принята к вычету.

Поэтому, прежде чем воспользоваться соответствующей льготой, необходимо проанализировать, не приведет ли это к отрицательному экономическому эффекту.

Важно при этом помнить, что если применение определенной льготы, будет экономически невыгодным для деятельности, то можно отказаться от ее использования.

Нередки случаи, когда отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в периоде, в течение которого действует льгота по совершаемой операции, а оплата от покупателя (заказчика) поступает продавцу (исполнителю) в периоде, когда льгота перестает действовать. Возможна и обратная ситуация - отгрузка происходит в периоде отсутствия льготы, а оплата - в периоде введения льготы в действие.

В частности, при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, плательщик должен применять новый порядок в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были отгружены (выполнены, оказаны), переданы с момента изменения порядка налогообложения.

В случае выставления покупателю документов с выделенной суммой налога организация обязана уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - месяцем.

Сроки уплаты НДС устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Сроки уплаты НДС установлены Положением о сроках уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 N 397.

По общему правилу уплатить налог в бюджет необходимо не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Однако для тех налогоплательщиков, у которых сумма НДС по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца, составила более 40000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, предусмотрена обязанность уплаты налога в течение налогового периода текущими платежами не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, - в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации объектов, сложившихся соответственно с 1-го по 5-е, с 6-го по 10-е, с 11-го по 15-е, с 16-го по 20-е, с 21-го по 25-е, с 26-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 5, 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца в размере одной шестой суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца.

Указанный порядок уплаты НДС установлен в целях равномерного поступления в бюджет доходов от налога на добавленную стоимость и соответственно постоянного финансирования общегосударственных расходов. Текущие суммы НДС плательщики вносят в бюджет в счет уплаты налога за отчетный налоговый период.

Налоговая декларация по НДС (Приложение 2) представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если срок представления налоговой декларации по НДС приходится на выходной (нерабочий) день, этот срок переносится на первый рабочий день. Налоговая декларация по НДС представляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением [14, подп. 1.4 п. 1 ст. 22].

Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением [14, п. 3 ст. 62].

Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость надо представлять в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика.

Иными словами, организация должна подавать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в ту налоговую инспекцию, которая ей выдала свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Республики Беларусь, а индивидуальный предприниматель - в ту инспекцию, которая выдала ему свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Республики Беларусь.

Если в составе организации есть обособленные подразделения, то налоговую декларацию нужно представлять в ту налоговую инспекцию, в которой обособленное подразделение состоит на учете в качестве налогоплательщика.

По общему правилу налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость можно представить в налоговую инспекцию лично или по почте. При отправке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по почте, днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Налогоплательщик может самостоятельно выбирать, каким способом ему представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.

При обнаружении плательщиком (иным обязанным лицом) в поданной им налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость с внесенными изменениями и дополнениями.

Данная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налогу, сбору, исчисляемому нарастающим итогом с начала года, представляется также нарастающим итогом за тот налоговый либо отчетный период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибка.

Приложение 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение 3) заполняется при обнаружении плательщиком (иным обязанным лицом) в поданной им налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за предыдущий налоговый период неполноты сведений или ошибок, приведших к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате (далее - неполнота сведений или ошибка). Приложение 3 к налоговой декларации по НДС представляется в налоговый орган при наличии данных для его заполнения.

Применительно к каждому из перечисленных способов представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость надо иметь в виду следующее.

Таблица 3

Способ представления Комментарии и пояснения Что считается днем представления
Лично или через своего представителя представитель может быть законным (например, директор организации, действующий согласно учредительным документам) или уполномоченным (например, бухгалтер, который действует на основании доверенности организации) Дата фактического представления
По почте надо направить почтовым отправлением с описью вложения, при этом на почте вам должны выдать квитанцию Дата отправки почтового отправления с описью вложения

Так, в исследуемой организации КУП «Золотая житница» проведена проверка правильности документального оформления, которая выявила следующие факты:

1.  учет отгрузки продукции оформляется товарно-транспортными накладными. Проверка правильности заполнения реквизитов нарушений не выявила: указываются все необходимые реквизиты – грузоотправитель, грузополучатель, заказчик, цель приобретения, подписи, печати ответственных лиц, наименование продукции, ставка и сумма налога на добавленную стоимость.

2.  Учет оприходования товаров, работ услуг также документально оформлен ТТН, ТН и счетом-фактурой по НДС. Проверка правильности документального оформления нарушений не выявила. Все первичные документы оформлены в соответствии с требованиями законодательных актов.

Кроме того, ежемесячно, 20 числа следующего за отчетным в налоговую инспекцию по месту регистрации КУП «Золотая житница предоставляет налоговую декларацию по расчету налога на добавленную стоимость, на основании которой не позднее 22 числа производится оплата налога в бюджет.

Таким образом, порядок документального оформления расчетов с бюджетом на налогу на добавленную стоимость, соответствует действующему законодательству.

2.2  Контроль операций по учету налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

 

Одним из основных видов платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. В первую очередь следует установить, правильно ли произведены записи по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» по субсчетам.

К счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» могут быть открыты субсчета:

-  субсчет 1 «НДС по приобретенным основным средствам»;

-  субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

-  субсчет 3 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;

-  субсчет 4 «НДС по приобретенным товарам»;

-  субсчет 5 «НДС по полученным имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности».

При оприходовании товаров, работ услуг сумма налога, указанная в первичных документах, в их стоимость не включается, а учитывается на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 «налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам».

На следующем этапе проверки необходимо установить, правильно ли приняты к зачету (вычету) уплаченные суммы налога на добавленную стоимость.

Проверка первичных документов, на предмет правильности оформления и соответствия факту отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете является важнейшим этапом проверки документального оформления расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

В зависимости от вида и назначения документа, имеются определенные требования к порядку составления и оформления первичного документа. Правильность отражения и подтверждение факта хозяйственной операции в бухгалтерском учете первичными документами, является основой для определения предприятием базы для расчетов налоговых платежей.

Так, например, проблемы заполнения товарно-транспортных и товарных накладных по-прежнему остаются актуальными для работников бухгалтерских и экономических служб организаций, индивидуальных предпринимателей. Это связано с тем, что указанные накладные являются основными товаросопроводительными документами.

Бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 утверждены постановлением Минфина РБ от 14.05.2001 № 53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» в редакции постановления Министерства финансов от 28 июня 2007 г. 107.

И в ТТН-1 и в ТН-2 отражается налог на добавленную :

ü  в графе 7 "Ставка НДС, %" указывается процентная ставка налога на добавленную стоимость, приходящегося на конкретный товар (груз);

ü  в графе 8 "Сумма НДС, руб." записывается сумма налога на добавленную стоимость, приходящегося на конкретный товар (груз);

ü  в графе 9 "Всего с НДС, руб." записывается всего стоимость товара (груза) с налогом на добавленную стоимость;

ü  в строке "Всего отпущено на сумму с НДС" записать прописью общую стоимость отгруженных товаров, которая должна соответствовать итоговой сумме по графе 9.

Поскольку данные бланки являются основанием для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, они являются основанием для определения суммы входящего налога; отгрузки при реализации для определения суммы выручки подлежащей налогообложению.  

Счет-фактура по НДС - это первичный учетный документ, который подтверждает выполнение работ (оказание услуг) и относится к бланкам строгой отчетности. Счет-фактура по НДС выписывается и предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) - плательщиком НДС, зарегистрированным в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Беларусь, их покупателю (заказчику) одновременно с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги (при наличии этих документов).

Составлять счета-фактуры по НДС (далее - счет-фактура) должны все плательщики НДС, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги.

Счет-фактура выписывается и предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) - плательщиком налога на добавленную стоимость, зарегистрированным в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Беларусь, их покупателю (заказчику) одновременно с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги (при наличии этих документов).

Отсутствие или наличие счета-фактуры, составленного с нарушениями установленных требований, не может являться основанием для принятия к вычету предъявленных продавцом покупателю налога на добавленную стоимость.

Составить счет-фактуру необходимо во время совершения операции, которая является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, счет-фактуру следует составлять в случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

1) субъект является плательщиком налога на добавленную стоимость;      

2) операция, которая осуществляется, признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Счета-фактуры налогоплательщиками не составляются:

·  по работам (услугам), обороты по реализации которых освобождены от налога на добавленную стоимость;

·  по работам (услугам), обороты по реализации которых не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость;

·  при выполнении работ (оказании услуг) за наличный расчет;

·  при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств с оформлением заказа-наряда формы ЗН-1 или талона формы Т-1;

·  по услугам энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения;

·  по услугам по вывозу и обезвреживанию отходов;

·  по услугам связи;

·  по оказанным биржевым услугам открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа" с оформлением биржевых свидетельств по операциям с иностранной валютой и протоколов о результатах торгов по операциям на фондовом рынке;

·  по оказанным услугам республиканского унитарного предприятия "Интеравтотранс" с оформлением квитанций на оплату за услуги установленной формы;

·  по услугам автозаправочных станций;

·  по работам (услугам), оплата которых производится банковскими пластиковыми карточками;

·  при передаче расходов по приобретенным работам (услугам) в пределах одного юридического лица, а также при выполнении работ (оказании услуг) между структурными подразделениями одного юридического лица;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.