рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Основные противоречия и проблемы белорусской системы налогообложения

·  объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора за проезд и условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь. [14]

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время это:

·  налог с продаж товаров в розничной торговле (налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы);

·  налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);

·  целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);

·  сборы с пользователей (налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения);

·  сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

·  курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

 

2.2 Виды налоговых проверок

Налоговыми органами в соответствии с налоговым Кодексом РБ осуществляются налоговые проверки, а в соответствии с иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц.

Проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, а также соблюдения ими иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, за исключением контроля, в процессе которого осуществляется правильность исчисления и уплаты налогов.

В целях сокращения числа проверок одного и того же плательщика (иного обязанного лица) налоговые органы, как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц. Такая проверка является выездной проверкой.

Выездная проверка, в том числе проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности, проводится в соответствии с Порядком и настоящей Инструкцией.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства. [15]

Налоговые проверки по основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляются в соответствии с Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Налоговые проверки по видам делятся на камеральные и выездные налоговые проверки.

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации.

В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру уставного фонда, установление факта неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд (за исключением периода неосуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью) и не направления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, уплата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и акцизов по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, полнота и своевременность выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию сумм налогов, соблюдение требований законодательства о проведении обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и представления в налоговый орган заключения о его результатах и другие вопросы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.

Днем назначения камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день подписания акта проверки проверяющим.

В случае установления фактов нарушений налогового и иного законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решения и его обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок, изложенным в разделе VIII настоящей Инструкции.

При отсутствии нарушений налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без составления справки проверки и на представленных плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняются запись: «Проверено» и личная подпись, после чего налоговые декларации (расчеты), декларации приобщаются к делу плательщика (иного обязанного лица).

Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства, а также для приостановления операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) при установлении факта неисполнения (неполного исполнения) налогового обязательства либо непредставления в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых настоящей Инструкцией) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездная налоговая проверка может быть комплексной или тематической.

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов. [15]

Тематические выездные налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для обращения на них взыскания образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням и проверки соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности, оформляются актом (справкой) произвольной формы; тематические выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения взыскания налогов, сборов, пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) оформляются справкой наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решения, установленный настоящей Инструкцией.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица) финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая налоговая проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками (иными обязанными лицами) в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового и иного законодательства.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с:

·  приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов);

·  производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг);

·  хранением и перемещением товарно-материальных ценностей.

Целью рейдовой проверки являются контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбор оперативной информации, проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

При проведении проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц устанавливается соблюдение ими норм законодательства (за исключением налогового законодательства), контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проверяют соблюдение организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами установленного законодательством порядка:

·  обязательной продажи части валютной выручки;

·  выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии);

·  расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;

·  обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь;

·  правил ведения кассовых операций;

·  производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

·  производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;

·  маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

·  получения и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, международной технической помощи, предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;

·  учета и использования бланков строгой отчетности. [15]

Налоговыми органами также проверяются вопросы соблюдения иного законодательства, контроль за которыми возложен на налоговые органы.

Таким образом, налоговая система Беларуси на сегодняшний момент насчитывает довольно большое количество налогов. При этом ставки по многим налогам не только различны для слоев населения, но и изменяются каждый год. Это является проблемой. Ведь при планировании деятельности предприятие прогнозирует финансовые потоки как минимум на 5 лет. А в условиях постоянно меняющихся налогов приходится оптимизировать налоговую базу каждый год, что негативно отражается на деятельность предприятия впоследствии.


3. Проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

3.1 Особенности реформирования налоговой системы в переходный период

Возникновение рыночных отношений сопровождается повышением роли государственного регулирования в управлении социальными и экономическими отношениями, происходящими в обществе, что в свою очередь повышает значение налогов, сборов и других обязательных платежей. Эти инструменты обеспечивают государственное воздействие на пропорции общественного воспроизводства.

Внедрение коммерческих методов в деятельность предприятий требует новых подходов к формированию финансовых ресурсов. Одним из основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, направляемых на расширение производства, является балансовая прибыль. На формирование этого важного показателя оказывает влияние установленный государством порядок формирования затрат на производство продукции, определения внереализационных прибылей и убытков, а также действующий порядок налогообложения.

Налоги и другие обязательные платежи в значительной степени обеспечивают государственное регулирование социальной и экономической жизни общества. [3, с. 211]

Анализ формирования и функций налогов достаточно ярко продемонстрировал нам тот факт, что при решении вопросов реформирования налоговой системы сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной оценки для обеих сторон налоговых отношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях трансформации экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений. Исследование существующих типов и моделей налоговых систем позволило сделать вывод о том, что налоговая система каждого государства является результатом длительного исторического процесса роста налоговых потребностей государства, поддержанного интересами самых разных социальных групп, руководствовавшихся самыми разными мотивами. С помощью налоговой системы государства перераспределяют огромные суммы. С функциональной точки зрения, налоговая система перераспределяющего государства представляет собой совокупность решений разного уровня, от конституционного до внутриведомственного, результатов воплощения в жизнь некоторых из этих решений, а также мер для уменьшения отрицательных последствий этих решений. Стран, в которых применяемую модель налоговой системы можно считать на сегодняшний день идеальной не существует, так как все они наглядно иллюстрируют нежизнеспособность сложившегося способа взаимодействия государства, населения и бизнеса, что доказывается печальными итогами прошлого века. Никогда еще развитые государства не имели в своем распоряжении таких гигантских ресурсов. Тем не менее, это не привело к полному разрешению таких глобальных проблем, как голод, уничтожение миллионов в войнах и репрессиях. Опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях нашей действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и другое.

Сегодня перед трансформационными экономиками стоит ряд проблем в сфере налогообложения.

Наиболее очевидными нам представляются следующие тенденции развития.

Во-первых, очень большая часть рабочих кадров неорганизованном секторе небольших предприятий. Поскольку они редко получают регулярную, фиксированную заработную плату, их заработки колеблются, при этом многие из работников получают оплату наличными без отражения этого в бухгалтерском учете. Поэтому база для подоходного налога с трудом поддается расчету. Кроме того, работники этих предприятий зачастую не тратят свой заработок в больших магазинах, ведущих точный учет продаж и запасов товаров. В результате такие общепринятые средства получения доходов бюджета, как подоходные налоги и потребительские налоги, играют меньшую роль в экономике нашей страны, в то же время как возможность достижения государством более высоких уровней сбора данных платежей весьма ограничена.

Во-вторых, очевиден кадровый кризис в фискальной сфере, так как эффективную налоговую администрацию трудно создать без хорошо образованных и подготовленных кадров, когда не хватает денег на хорошую оплату труда сотрудников налоговых органов и на компьютеризацию их деятельности (или даже на обеспечение эффективной телефонной и почтовой связи), и когда налогоплательщики ограничены в возможности вести учет своих доходов.

В-третьих, из-за неорганизованной структуры экономики и по причине финансовых ограничений статистические и налоговые органы испытывают трудности в получении достоверных статистических данных. Отсутствие таких данных не позволяет директивным органам оценить потенциальные результаты значительных изменений налоговой системы. Как следствие, предпочтение зачастую отдается мелким изменениям, нежели крупным структурным переменам, даже когда последние явно предпочтительнее. Это закрепляет неэффективные налоговые структуры.

В-четвертых, доходы налогоплательщиков имеют тенденцию к неравномерному распределению. Для получения высоких налоговых поступлений в таких условиях в идеале требуется, чтобы богатые облагались более значительными налогами, чем бедные. Однако экономическое и политическое влияние состоятельных налогоплательщиков часто позволяет им предотвратить проведение налоговых и бюджетных реформ, которые увеличили бы для них бремя налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.