рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Основные противоречия и проблемы белорусской системы налогообложения

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Таким образом, налоги играют огромную роль в экономике любого государства. При этом не следует понимать налоги односторонне, т.е. лишь как отбирание доходов субъектов хозяйствования государством с целью их перераспределения. С помощью налогов регулируется экономический рост, рост ВВП, ведь перегретость экономики также отрицательно сказывается в перспективе. Также с помощью налогов можно стимулировать различные сферы экономики. Например, льготное налогообложение в сельской местности притягивает инвесторов именно туда, создавая рабочие места именно в сельской местности и развивая регион.


2. Налоговая система Республики Беларусь 2.1 Особенности налогового устройства Республики Беларусь

Основа налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов налогов.

Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60–65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т.п.).

Ведется работа по заключению отдельных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество взамен действовавшего еще со времен Советского Союза такого соглашения, общего для всех стран. К настоящему времени уже заключены и действуют соглашения с 44 странами, среди которых крупнейшие европейские государства, США, Япония и другие. [14].

Во внешней торговле при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) Республика Беларусь со всеми странами дальнего зарубежья применяет принцип страны назначения товара и соответственно нулевую ставку НДС к экспорту в эти страны белорусских товаров и услуг. Этот же принцип в настоящее время применяется и в торговле со всеми государствами – участниками Содружества Независимых Государств, за исключением Российской Федерации. Во взаимной торговле с Россией, в рамках Договора о создании Союзного государства, при взимании косвенных налогов пока сохранен принцип страны происхождения товара.

Приоритетами в налоговой сфере в 2008 г. стали упрощение налоговой системы в целях снижения налогового давления на экономику, совершенствование налогового законодательства и его унификация с российским, улучшение налогового администрирования.

Реализация намеченных подходов осуществлялась в 2008 г. по следующим конкретным направлениям:

• отмена налога с пользователей автомобильных дорог, взимаемого в настоящее время с выручки от реализации товаров (работ, услуг) по ставке в размере 1%;

• упразднение трех местных сборов с пользователей;

• отмена отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства;

• включение регистрационных и лицензионных сборов в состав государственной пошлины;

• по налогу на добавленную стоимость для плательщиков предусматривается полный вычет сумм входного налога, уплаченного при приобретении основных средств и нематериальных активов, вне зависимости от направлений дальнейшего использования этих средств и активов;

• дальнейшее упрощение порядка уплаты экологического налога;

• по подоходному налогу с 20 до 15% снижается размер ставки налога в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы (службы, учебы).

Налоговая система Беларуси постоянно совершенствуется и изменяется. Так, с 1 января 2009 года в Беларуси введена плоская 12-процентная шкала подоходного налога. Единая ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей будет установлена на уровне 20%.

Подоходный налог с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ.

С 1 января 2009 года подоходный налог с доходов физических лиц (кроме доходов, указанных ниже) взимается по единой ставке 12 процентов.

В отношении дивидендов и доходов, полученных плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество налоговая ставка установлена в размере 15 процентов.

Доходы от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем пятисот базовых величин в год, облагаются налогом в фиксированных суммах. При получении указанных доходов в размере, превышающем пятьсот базовых величин, такие доходы подлежат декларированию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Доходы индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов подлежат налогообложению по ставке 15 процентов.

Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и профессиональными налоговыми вычетами.

Налоги на доходы и прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль.

Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению. Валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и не-материальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке для:

·  организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);

·  - организации, включенные в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

Из облагаемой налогом прибыли вычитаются:

·  прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

·  прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

·  суммы, переданные зарегистрированным на территории Республики Беларусь учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, финансируемым за счет средств бюджета, или суммы, использованные на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным учреждениям и организациям товарно-материальные ценности (работы, услуги), а также на стоимость безвозмездно переданных (выполненных) этим же учреждениям и организациям товарно-материальных ценностей (работ, услуг). При этом облагаемая налогом прибыль может быть уменьшена на соответствующую сумму произведенных затрат, но не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли.

От налога на прибыль освобождаются:

·  организации, у которых более 50 процентов от списочной численности работающих в среднем за период составляют инвалиды;

·  организации за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

·  объекты придорожного сервиса в части прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

В Республике Беларусь действует зачетный метод расчета НДС. Сумма НДС рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на ставку налога. Налоговое обязательство определяется как разность между валовой суммой причитающегося налога и зачетами налога за определенный налоговый период. Если последняя из двух величин превышает первую, плательщик не обязан платить НДС, а разница переносится на следующий период и вычитается из налогового обязательства за следующий период, либо возвращается плательщику.

В соответствии с действующим законодательством, не признаются объектом налогообложения НДС:

Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, а также облагается по ставкам ниже 18%.

При ввозе на таможенную территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары:

·  транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

·  товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;

·  товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

·  иные категории товаров, установленные законодательством.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты налога, могут использоваться либо реализовываться только на территории Республики Беларусь и в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.

Акцизы

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акцизах» на территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара.

Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается законодательством.

От обложения акцизами освобождаются:

·  подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь;

·  реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению;

·  спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство.

В случае использования в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены суммы акцизов, сумма акцизов, подлежащая уплате по уже готовой подакцизной продукции, уменьшается на сумму акцизов, уплаченную по сырью, использованному для ее производства.

Во внешней торговле с другими государствами Республика Беларусь применяет принцип страны назначения при взимании акцизов в соответствии с заключенными соглашениями.

При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров уплата акцизов не производится в случаях, если по данным подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Таможенные пошлины

Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары:

ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или их вывозе с таможенной территории Республики Беларусь налоговая база определяется по товарам, в отношении которых установлены:

·  адвалорные ставки таможенной пошлины, – как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

·  специфические ставки таможенной пошлины, – как количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении. [14]

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц.

Объектами налогообложения признаются:

здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам – физическим лицам;

здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога.

Годовая ставка налога на недвижимость:

·  для организаций установлена в размере 1 процента;

·  для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ установлена в размере 0,1 процента;

·  для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, установлена в размере 2 процента со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения; здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов; здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки; жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности; здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п. [14].

Земельный налог

Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).

Сумма земельного налога исчисляется в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, независимо от результатов предпринимательской или иной деятельности владельца, пользователя или собственника. Налог на сельскохозяйственные угодья исчисляется в соответствии с данными, указанными в земельном кадастре. Размер налога устанавливается раз в год в виде фиксированного платежа в расчете на каждый гектар земельного участка.

Освобождены от налога некоторые категории граждан (в том числе ветераны войны, пенсионеры, инвалиды и лица, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии).

Органы местного управления имеют право увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков, но не более, чем в два раза, предоставлять физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями льготы по уплате земельного налога.

Земельные участки, находящиеся во временном пользовании и не возвращенные в установленный срок, самовольно занятые земельные участки, а также земельные участки, площадь которых превышает установленные нормы отвода, облагаются земельным налогом по ставке, в 10 раз превышающей стандартную.

Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.

Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, не облагаются налогом.

Налогом за использование природных ресурсов облагаются:

·  объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

·  объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

·  объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

·  объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

·  объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, а также объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.