рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовая политика Республики Казахстан

Предусматривается: сокращение доли внешних займов и увеличение доли внутренних займов в структуре и общем объеме финансирования дефицита республиканского бюджета; проведение работы по осуществлению рационального и эффективного правительственного заимствования в пределах допустимых критериев экономической безопасности республики с учетом достигнутого уровня стоимости правительственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет внешних займов. Будут приняты меры по совершенствованию законодательной базы по государственным закупкам.

 

3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана

Принят новый Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов, совершенствование системы государственной поддержки инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

В качестве результатов реализованных до настоящего времени мер в инвестиционной сфере следует отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение рейтинговым агентством "Moody's Investors Service" Казахстану кредитного рейтинга Ваа3, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание государственных институтов развития.

Вместе с тем сохраняются следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно - институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

Цели инвестиционной политики: Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики. [12]

Пути решения. Реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и отраслевыми программами.

В целях увеличения объемов притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной системы мониторинга инвестиционных обязательств будут осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов.

В период до 2006 года будут приняты активные меры, направленные на:

создание и развитие системы страхования инвестиций;

создание и развитие частных инвестиционных фондов;

совершенствование инвестиционного законодательства.

Приоритетами бюджетных инвестиций будут обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.

Кроме того, в предстоящий период будет создана целостная система планирования государственных инвестиций, предусматривающая качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики.

При изучении внешнеторговой политики РК необходимо помнить, что до 1991 года развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. В советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие экономики, но республика специализировалась на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т.е. носила сырьевой характер.

Вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

Становление внешнеэкономической и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной независимости и проведением экономических реформ. Самостоятельная внешнеторговая политика - это необходимое условие вхождения республики в мировое сообщество.

После провозглашения независимости Казахстан встал на путь либерализации внешнеэкономической деятельности. Был принят Указ Президента, имеющий силу закона, "Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения экономических реформ" от 25 января 1992 г. Также были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным видам продукции.

Импорт РК 90 - гг. характеризовался ростом ввоза товаров из России по причине девальвации российского рубля, в связи с этим удешевлением российских товаров и падением конкурентоспособности по цене соответствующих товаров казахстанского производства. Открытые границы в рамках Таможенного союза способствовали проникновению российских товаров по демпинговым ценам, причем особенно в приграничные с Россией районы. В свою очередь снизился экспорт казахстанских товаров в РФ.

В связи со всеми вышеуказанными причинами в январе 1999 г. Казахстан принял ряд антидемпинговых мер. Правительствами РК и РФ был подписан Протокол "О временном запрете ввоза товаров первой категории из РФ".

Позже был введен 200% таможенный тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.

Эти меры - шаги Казахстана в сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели двоякий эффект: с одной стороны, - должны были стимулировать и поднять заинтересованность отечественных товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на местном рынке; поставить заслон дешевым и некачественным товарам из стран СНГ; с другой стороны, - резко возросла контрабанда, упали поступления в государственный бюджет, снизилась конкуренция, уменьшился ассортимент товаров, местные производители не всегда требовательны к качеству своих изделий.

Мировой финансовый кризис, девальвация валют стран - торговых партнеров СНГ, наплыв импорта по демпинговым ценам, падение цен экспорта - все это оказало влияние на принятие такого решения. Кроме того, высокий курс тенге поддерживался НБК искусственно, на эти цели тратились золото - валютные резервы РК.

Таким образом, эта мера осуществлена в целях поддержки экспорто-ориентированных отраслей, ограничения импорта, установления реального обменного курса, защиты отечественных производителей.

На сегодняшний день Казахстан имеет торговые связи с более чем со 120 странами мира. Основными торговыми партнерами являются: Россия и страны СНГ, Турция, Германия, Китай, Голландия, Швейцария, США, Корея и др.

Оценивая структуру экспорта и импорта, можно заметить, что она остается традиционной. В ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки с сырьевой продукцией: нефть, черные и цветные металлы, сельскохозяйственная продукция. Обрабатывающая промышленность сегодня, к сожалению, неконкурентоспособна, требуются огромные деньги и время, чтобы провести реконструкцию и осуществить инвестиции в эти отрасли, но это необходимо, если мы хотим занять достойное место в мировом сообществе. В структуре импорта РК преобладает готовая продукция, машины, оборудование, товары народного потребления.

В настоящее время направлениями развития внешней торговли РК являются:

рационализация структуры импорта;

проведение протекционистской политики для стимулирования отечественных производителей;

стимулирование импорта современных технологий и оборудования для обновления производства.

Со второй половины 1999 г. произошло улучшение экономической ситуации в Казахстане и начался экономический рост, который связан с грамотными действиями Правительства по регулированию ВЭД, отпуском тенге в свободное плавание, ростом цен на мировых рынках сырья и улучшением ситуации на мировых финансовых рынках.

В 1999 г. был принят ряд законов, регулирующих торговый режим Казахстана: Постановление Правительства РК "О программе привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 гг." от 1 июля 1999 г., Закон РК "Об антидемпинговых мерах" от 13 июля 1999 г., Закон РК "О карантине растений" от 11 февраля 1999 г., Закон РК "О стандартизации" от 16 июля 1999 г., Закон РК " О сертификации" от 16 июля 1999 г., Закон РК "О таможенном деле в РК" от 16 июля 1999 г. Все эти меры привели к тому, что нормативно-правовая база республики все больше и больше соответствует нормам и правилам, принятым в мировом сообществе, что является, положительным аспектом внешнеэкономической деятельности.

Для Казахстана 2000 год стал самым удачным во всех отношениях, т.к все макроэкономические показатели достигли высоких отметок. Экспорт в I квартале 2000 г. достиг 1 960 млн. долл. США или 190,7% к I кварталу 1999 г и 97,5% к IV кварталу 1999 г. Импорт (с учетом досчетов по неорганизованной торговле) составил 1 550 млн. долл. США, или 112% к первому кварталу 1999 г. и 96,7% к IV кварталу 1999 г.

Основными итогами развития внешней торговли стала либерализация внешнеэкономической деятельности и приведение нормативной базы страны в соответствие с международным правом.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года N 126 "О вопросах ведения статистики внешней торговли Республики Казахстан" Агентству таможенного контроля РК поручено с 1 января 2004 года осуществлять формирование статистики внешней торговли Республики Казахстан в соответствии с международной методологией и публикацию ежемесячных бюллетеней, экспресс-информации, а также ежеквартальных и годовых бюллетеней таможенной статистики внешней торговли.

В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.

В республике проведена существенная либерализация внешней торговли:

отменено квотирование экспорта товаров;

сокращен перечень лицензируемой продукции;

отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов;

отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот;

упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров;

образован ряд свободных экономических зон;

разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран;

совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля;

введена система независимой предотгрузочной экспертизы импортных контрактов.

Для содействия развитию внешней торговли и международных экономических связей в республике создана общественная организация - Торгово-промышленная палата (ТПП) РК. Цель палаты - оказание помощи государству в проведении экономической реформы, основная задача - защита интересов отечественного предпринимательства. ТПП объединяет и обслуживает в стране более 400 действительных членов акционерных обществ, фирм, корпораций, компаний разных форм собственности. В компетенции палаты - информация, экспертиза, поиски инвесторов, связи с деловым миром.

В организационную структуру центрального аппарата ТПП входят 5 отделов: внешних связей, информации, инвестирования, право-договорной службы и службы свободных платежных поверенных.

При ТПП постоянно действует арбитражная комиссия, рассматривающая споры и разногласия участников ВЭС. В областных центрах республики функционируют 19 региональных ТПП Казахстана, которые совместно с фирмой "Казахстан экспертиза" осуществляют следующие экспертные услуги предприятиям республики, в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров:

правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности;

рассмотрение в арбитражном суде споров, возникших при осуществлении внешнеторговых и международных связей;

подготовка и проведение в республике международных и национальных выставок, презентаций, семинаров, симпозиумов;

предоставление информации о международных и иностранных выставках в Казахстане и республиканских выставках за рубежом;

экспертиза качества и количества товаров, сырья и оборудования;

удостоверение свидетельств о происхождении товара;

поиск партнеров для установления прямых связей, создания СП;

включение казахстанских предприятий, объединений и организаций, а также частных фирм в "Реестр надежных партнеров";

предоставление услуг по письменному и устному переводу;

организация обучения и подготовки руководящих кадров и специалистов Казахстана за рубежом;

обеспечение информационно-справочными материалами по внешнеэкономической деятельности;

ТПП совместно с Министерством труда РК, Казахским государственным национальным университетом им. Аль-Фараби организовал Национальный центр переподготовки кадров.

Развитию торгово-экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, экспорту товаров реально способствует деятельность Казахстанского центра делового сотрудничества (КЦДС), созданного в рамках программы ТАСИС. В границах его территории в г. Алматы указом Президента РК создана свободная торговая зона "Атакент", задачами которой являются:

формирование единого торгово-экономического и экспозиционно-информационного комплекса международного значения;

создание условий, благоприятствующих налаживанию взаимовыгодного делового сотрудничества, расширению промышленно-технологической кооперации и привлечению иностранных инвестиций;

содействие расширению масштабов и ускорению внешнеторговых операций, продвижению на внешний рынок широкого спектра отечественной продукции;

развитие индустрии услуг, включающей информационное, маркетинговое и иное сервисное обслуживание.


Заключение

В процессе написания курсовой работы были изучены труды мировых финансистов-классиков, а также проанализированы нормативные и законодательные акты Республики Казахстан, имеющие отношение к данной теме.

В результате были сформулированы следующие выводы:

Финансовая система обуславливается взаимодействием следующих элементов - подсистем:

1) совокупности финансовых отношений;

2) совокупности фондов денежных средств;

3) финансового аппарата управления.

Ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства.

От финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики в Казахстане ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики. Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

В заключение можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансового механизма Казахстана можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.


Список использованной литературы

1.  Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 54-1 “О валютном регулировании"

2.  Постановление правления Национального банка "О концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан" от 11 сентября 2002 года № 369

3.  Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы

4.  Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2005-2007 год.

5.  Агентство Республики Казахстан по статистике, статистические данные, Алматы 2005 г.

6.  О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, Алматы - 2004г.

7.  Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана / Под ред. - Алматы: Бiлiм, 2002 - 240 с.

8.  Алимбаев А.А. Государственное регулирование экономики. - Алматы, 1999 г.

9.  Андрианов Б.В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. - Журнал "Экономист", 1996 г.

10. Арыков Е.М. Экономическая политика в Казахстане: состояние и перспективы. - Журнал "Финансы Казахстана", январь 1998г., с.37-41.

11. Далембеков М. Новая концепция налогово-ценового регулирования "Об обязательных налогах": комментарии к законодательству. // Сухбат.29 ноября 1994 г.

12. Долан Э. Дж. др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - С. - Пб., 1994.

13. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М., 2000.

14. Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред. - Алматы: Бiлiм, 1995 - 240 с.

15. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. - Алматы: Гылым, 1994. - 439 с.

16. Соколинский В.М. Государство и экономика. М.: Финансы и статистика, 1997

17. Социально-экономическое развитие Казахстана // "Азия - Экономика и жизнь", №2, 2003

18. Финансы Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред. Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 1995.

19. Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Сенчалова В., Архипова А. - М., 2000.

20. Финансы / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 384стр.

21. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 527 с.

22. Экономика: Учеб. для экономич. академий, вузов и факультетов / Под ред.А.С. Булатова. - М.: Бек, 1995. - 604 с.

23. Экономика: Учебник. Под ред. дэн А.И. Архипова, дэн А.Н. Нестеренко, кэн А.К. Большакова. М.: 1998г.

24. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. // Финансы 1998 г. № 4.

25. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

26. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. - 2е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1998 г.

27. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф. Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред. - Алматы: Бiлiм, 2002 - 240 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.