рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовая политика Республики Казахстан

Для регулирования совокупной ликвидности Национальный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

В условиях становления рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Национальный банк РК пользовался жесткими административными методами регулирования, и только в настоящее время осуществил переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.

Таргетирование - установление Национальным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979 - 1983 и 1986 - 1988 годах) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

Одним махом проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной валюты, в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной сфере связана с уровнем экономического развития. Необходимо насытить внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать сильный экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время. Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические результаты от предыдущих.

Одной из составляющих монетарной политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать, что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным целям, а именно достижению к 2007 году уровня ВВП 1990 года и дальнейшего 7% -ного роста ВВП.

В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.

Более высокие темпы инфляции могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.

Достижение темпов среднегодовой инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов денежно-кредитной политики. Но при этом экономическая политика Правительства должна быть также ориентирована на такие уровни инфляции.

Валютная политика Казахстана обеспечивает защиту денежной системы государства и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.

В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования стал выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан сохраняет режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.

На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан занимает так называемую "пассивную позицию", которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.

В целях своевременного принятия мер по профилактике "перегрева экономики" Национальный Банк Республики Казахстан отслеживает ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков. Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.

Поскольку лицензирование является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и торговых операций, в практике валютного регулирования стали применяться иные методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике республики позволили говорить о том, что в настоящее время становится более выгодным инвестировать капитал в Казахстан, нежели уводить его за пределы республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала резидентами могло вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к ряду негативных последствий. Например, при сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти вопросы были проанализированы в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на основе которой правительством были приняты Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.

Основным концептуальным положением принятого парламентом Казахстана нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного режима с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1 января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления о произведенных валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.

Процесс либерализации валютного режима в Казахстане был разделен на три этапа в зависимости от поставленных целей и приоритетов.

На первом временном этапе либерализация была ориентирована на смягчение отдельных ограничений валютного регулирования. Прежде всего это касается прямых инвестиций за рубеж, которые считаются экономически оправданными, так как содействуют более эффективному распределению финансовых ресурсов и расширению производственной базы. Кроме того, этот процесс коснулся: портфельных инвестиций в ценные бумаги нерезидентов, обладающих высокой степенью надежности и низким уровнем риска; расчетов по экспорту нетрадиционных товаров с целью устранения чрезмерных административных преград, связанных с требованиями валютного регулирования; требований к открытию физическими лицами счетов за рубежом.

Таким образом, требования валютного регулирования уже на первом этапе либерализации были смягчены в отношении тех операций, которые способствуют большей эффективности использования валютных средств, проводятся устойчивыми предприятиями и финансовыми институтами и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке.

Смягчение требований валютного режима заключается в том, что предпочтительные капитальные операции и операции, в отношении которых существуют альтернативные механизмы контроля, будут последовательно переводиться из разряда тех, что подлежат лицензированию в разряд операций, требующих регистрации (уведомления), либо не требующих таковых.

Из других направлений либерализации валютного режима можно выделить следующие:

упрощение процедуры и смягчение требований к проведению отдельных операций текущего и капитального счета с последующей их отменой. Отмена ограничений на проведение тех или иных операций не должна иметь временный характер;

смягчение сначала требований в отношении капитальных операций долгосрочного, а затем краткосрочного характера (краткосрочные кредиты, инструменты денежного рынка, производные финансовые инструменты);

расширение возможностей учета и мониторинга, в особенности тех операций, которые пользуются особым режимом, т.е. усилением полномочий Нацбанка РК по сбору информации для целей платежного баланса, а также определения требований к ней. При этом должны быть приняты меры по совершенствованию и упрощению системы статистического мониторинга, которая не должна ограничивать экономическую свободу хозяйствующих субъектов.

Отказ от ограничений валютного регулирования на отток капитала в виде краткосрочных вложений в ценные бумаги нерезидентов предполагается осуществить только на последнем этапе либерализации.

Как было отмечено выше, либерализация валютного режима проводится в настоящее время, что подтверждается изменениями, внесенными в действующее валютное законодательство Казахстана.

В целом либерализация валютного режима в Республике Казахстан будет проходить в три этапа. Программа 2-го этапа была начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап. Полностью либерализация будет завершена к 01.01.2007 года.


Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана

 

3.1 Направления денежно-кредитной политики

В настоящее время финансовая система Казахстана является по сравнению с другими странами СНГ наиболее реформированной и развитой. Успешно функционирует система коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Развиваются системы ипотечного кредитования и вексельного рефинансирования. Ведется активная работа по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности.

Денежно - кредитная политика Казахстана нацелена на приближение к мировым стандартам и либерализацию валютного режима. Большое значение придается реформированию системы государственного регулирования финансового рынка. [12,38]

В области развития банковского сектора необходимо активизировать работу по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора.

Актуальным становится вопрос создания кредитного бюро, основной деятельностью которого будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.

В настоящее время Национальным Банком подготовлены концептуальные положения развития финансового сектора Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2007 года. В рамках данной концепции предполагается подготовка перехода к принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком; совершенствование методов текущего надзора и внедрение систем корпоративного управления и управления рисками в банках, страховых организациях, накопительных пенсионных фондах; создание кредитного бюро; развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек; развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов.

К концу 2006 года ожидается снижение инфляции до 4,5%, повышение уровня монетизации экономики до 27%, снижение ставки рефинансирования до 5,5%, увеличение более чем в два раза по сравнению с текущими объемами кредитов банков экономике и депозитов резидентов в банковской системе.

 

3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики

Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела, максимально использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.

Наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса остается проблема совершенствования налоговой системы в целях обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные механизмы стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса. [12,40]

Пути решения налоговой политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу; снижение ставки налога на добавленную стоимость; создание экономических условий для стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей добавленной стоимости; совершенствование амортизационной политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования; совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

Увеличение доходов государственного бюджета будет происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним бюджетного контроля.

Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

Пути решения бюджетной политики. В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования. [22]

Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах.

Будет продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков перед бюджетом.

Предусматривается создание финансовых механизмов деятельности акимов аульных округов, сел (в т. ч. создание их аппаратов). Будет разработан механизм обеспечения финансовыми средствами сельского уровня, сначала путем определения аппарата сельского акима администратором бюджетных программ, в перспективе - наделением собственным бюджетом.

Будет продолжена работа по совершенствованию управления активами Национального фонда.

Будут приняты меры по установлению оптимального размера дефицита республиканского бюджета исходя из уровня правительственного долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.