рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан

Все это дестабилизирует хозяйственную деятельность, усиливает риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов хозяйствующих субъектов в течение финансового года. Все подобные изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти изменения в хозяйственных договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно не представляя конечных результатов труда.

Налог на добавленную стоимость (НДС), относящийся к налогам на потребление и являющийся по сути своего экономического воздействия общим акцизом, был введен в Казахстане в 1992 г. С учетом мирового опыта Практика развитых зарубежных государств показала, что косвенные налоги постепенно эволюционировали к единому, равномерно распределенному налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не деформирующему финансовые пропорции в экономике.

Реализация товаров и услуг осуществляется по ценам с учетом НДС и, в конечном счете, налоговое бремя несет потребитель. Каждый посредник (будь то производственный или торговый), получает от своего клиента предусмотренную законом сумму налога и перечисляет его в бюджет за вычетом суммы НДС, ранее уплаченной им поставщикам. При этом следует отметить, что НДС затрагивает только добавленную стоимость товара на данном производственном цикле, то есть, относится к реальным налогам. Уплата НДС определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние субъекта налогообложения. дифференциация размеров ставок НДС дает государству значительную свободу маневра. С помощью НДС регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высокоразвитых странах с рыночной экономикой является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы избежать так называемого «разогрева экономики», то есть, НДС выступает также как инструмент борьбы с кризисом перепроизводства [14, с.160].

Разновидностью косвенных налогов на товары и услуги, включаемых в цену изделия или тариф являются акцизы, устанавливаемые в отличие от НДС на ограниченные их виды. Слово «акциз» имеет французское происхождение и в переводе означает «отрубить». Отсюда и специфика этого платежа. Акцизы включаются в цену товаров и позволяют государству изъять или «отрубить» часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров. В перечне подакцизных товаров в процессе реформирования акцизного налогообложения РК произошло сокращение наименований за счет исключения меховых и кожаных изделий, хрусталя, сырой нефти. Размер ставок устанавливается правительством РК.

Законом предусмотрено последовательное снижение НДС. Так, с 2007 года предлагается снизить ставку с 15 до 14%, с 2008−го – до 13, с 2009 года – до 12%. Подобную меру правительство планировало и ранее, только в более поздние сроки. Предполагается, что снижение НДС позволит предприятиям высвободить из оборота средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства, его расширение и развитие. Кроме того, законом установлены льготы по НДС для сельхозпереработчиков. Эта тема на протяжении уже нескольких лет является наиболее горячей и дискуссионной. Сторонники снижения ставки налога для сельхозпереработчиков, как правило, апеллируют к опыту России «в целях создания благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО, поддержки сельского хозяйства в переходный период, развития переработки сырья». С оплатой сельхозпереработчиками НДС и впрямь существовала проблема. Дело в том, что крестьянские фермерские хозяйства по действующему законодательству не оплачивают НДС, а так как это налог на добавленную стоимость, основная его тяжесть ложилась на переработчиков. В ходе обсуждения в рабочих группах парламента, например, вообще предлагали освободить всю цепочку от первичного производителя до розницы от оплаты НДС либо максимально его снизить. Но решено было, что предприятия сельхозпереработки, установленные перечнем правительства по видам деятельности (мясо, молоко, масло, фрукты, овощи и т.д.) получат 70−процентную скидку в рамках особого режима оплаты НДС. «Предприятия будут в установленном порядке начислять НДС, выписывать счет-фактуру со следующего года по 14%, но начисленную сумму налогов по декларации будут уменьшать на 70%. Только по НДС», – поясняет директор департамента налоговой политики и прогнозов Министерства экономики и бюджетного планирования Вера Кнюх. В результате, считает она, предприятия сельхозпереработки получат около 3 млрд тенге оборотных средств, которые, как предполагается, будут истрачены на модернизацию. В целом же снижение НДС к 2009 году даст бизнесу около 150 млрд тенге дополнительных оборотных средств.

Одним из новшеств принятого Налогового Кодекса РК является дополнение формулировки названия «подоходного налога» и вместо него термина «корпоративный подоходный налог» (приложение 2). К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица – резиденты РК, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянные учреждения или получающие доходы из источников Республики Казахстан. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

-налогооблагаемый доход;

-доход, облагаемый у источника выплаты;

-чистый доход юридического лица – нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение.

Несмотря на кардинальные изменения налогообложения доходов юридических лиц, ставка корпоративного подоходного налога длительное время в РК остается неизменной и составляет 30%.

В целях государственной поддержки развития малого бизнеса в Казахстане в Кодексе Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который вступил в действие с января 2002 года, с внесенными изменениями и дополнениями с 1 января 2005 года, осуществлены меры, направленные на упрощение процедур налогообложения субъектов малого предпринимательства [16].

Основные положения Налогового кодекса, касающиеся применения особого (упрощенного) порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, а также представления по ним налоговой отчетности, приведены в главах 63 «Общие положения» и 64 «Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса» раздела 15 «Специальные налоговые режимы». Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса может осуществляться по одной из таких форм как: разовый талон, на основе патента. на основе упрощенной декларации. При этом для юридических лиц - субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим, в этих главах предусмотрен упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога.

Специальный налоговый режим действует для малого и среднего бизнеса. Существует градация предприятий по уровню доходов и количеству работающих, а также дифференцированная система ставок. С 1 января поправками предусматривается снижение ставок налога в специальном налоговом режиме на основе патента с 3 до 2%, на основе упрощенной декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей со ставками от 3 до 5% и юридических лиц со ставками от 3 до 7% будет введена единая ставка на уровне 3%. По мнению правительства и части депутатов, особо ратовавших за введение данных поправок, «эта мера окажет поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи. Малый бизнес станет питательной средой для появления новых высокотехнологичных производств и предприятий обрабатывающего сектора». Правда, несмотря на все преференции последних лет, сумма налоговых поступлений от субъектов МСБ в абсолютном исчислении практически не изменилась, а доля в доходах бюджета даже чуть уменьшилась [17, с.29].

Специальные налоговые режимы предусматриваются также для крестьянских (фермерских) хозяйств, производителей сельскохозяйственной продукции (юридических лиц), отдельных видов предпринимательской деятельности. Наибольшее распространение у крестьянских (фермерских) хозяйств получила работа по патентам.

С 1 января вводится также новый порядок налогообложения дивидендов, с целью избежание двойного налогообложения. Дивиденды, получаемые гражданами Казахстана от иностранных компаний, будут облагаться согласно законам тех стран, в которых они зарегистрированы. Дивиденды, уплачиваемые казахстанскими компаниями, будут облагаться по ставке 15% для иностранных корпоративных клиентов, 10% – для казахстанских юридических и 5% – для физических лиц.

В первую очередь эта мера приведет к повышению инвестиционной привлекательности долевого участия в компаниях, долгосрочных вложений, что означает повышение финансовой устойчивости предприятий и приток инвестиций. Ликвидация двойного налогообложения позволит применять прозрачные схемы участия. Данная мера позволит также активизировать фондовый рынок.

В сфере налогообложения недропользователей Казахстан постепенно перешел на принципы, принятые в странах с рыночной экономикой. 30 мая 1992 года был принят Кодекс РК «О недрах и переработки минерального сырья», который впервые установил договорные принципы предоставления права недропользования. И разведку, и добычу нефти (газа) на территории РК производят на основе соглашений о разделе продукции (СРП). При этом СРП предусматривает такое положение, когда компания - инвестор является подрядчиком владельца прав на недра, которым выступает государство или национальная компания. В тоже время компания получает права собственности на долю добытой продукции, эквивалентную ее затратам и рискам. Государство в этом случае имеет возможность контролировать как сами работы в рамках проекта, так и отношения собственности, связанные с добычей .

С 1 января 2004 года введены изменения, позволяющие максимально упростить методику исчисления специальных платежей недропользователей, уйти от практики договорного установления их размеров в контрактах; обеспечить максимальную транспарентность механизма налогообложения нефтяных операций и гарантированный объем поступлений в бюджет с момента начала добычи нефти на месторождениях с учетом роста мировых цен. В иной редакции изложена статья налогового кодекса по налогу на сверхприбыль. В связи с этим разработаны электронная модель расчета налога на сверхприбыль и инструктивное руководство по его применению, что положительно повлияло на объем поступлений данного вида налога. Так за 2004г. сумма поступления налога на сверхприбыль составила 10 млрд. тенге против 500 млн. тенге в 2003 г. Кроме того, новшеством является то, что плательщиками ренты стали не только недропользователи, но и юридические и физические лица, экспортирующие сырую нефть и газовый конденсат, при этом установлена прогрессивная шкала ставок взимания роялти в зависимости от объема накопленной добычи нефти и газа от 2 до 6 долларов за тонну. Чтобы усовершенствовать методику исчисления рентного налога, разработан порядок определения рыночной цены реализуемой сырой нефти и газового конденсата. Также внесены изменения в раздел о Соглашении по разделу продукции, касающиеся только новых нефтяных контактов, и введен рентный налог с прогрессивной шкалой ставок в зависимости от цены углеводородного сырья на внешних рынках. Деятельность по проведению операций по недропользованию, включая нефтяные операции, подлежит налогообложению в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Глава 45 регулирует особенности налогообложения деятельности по проведению операций по недропользованию, включая нефтяные операции и работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, и устанавливает порядок исчисления и уплаты налогов и специальных платежей недропользователей: налога на сверхприбыль; специальных платежей недропользователей:

а) бонусное (подписного, коммерческого обнаружения);

б) роялти;

в) доли Республики Казахстан по разделу продукции;

г) дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. Таким образом, совершенствование системы налогообложения недропользователей позволило значительно увеличить доходы государственного бюджета.

В Республике Казахстан Указом президента РК за № 402 от 23 августа 2003 года был создан Национальный фонд Республики Казахстан целях обеспечения стабильного социально-экономического развитии страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Позднее (2004г.) в Бюджетном Кодексе Республики Казахстан в главе 5 дана более подробная характеристика Национального фонда РК, который наполняется за счет средств, поступающих от экспортов нефти, а также сверхплановых поступлений от продажи пакетов акций крупных государственных предприятий, работающих в стратегических отраслях экономики.

Согласно статье 22 Бюджетного Кодекса РК Фонд формируется за счет следующих поступлений:

1) поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан;

2) инвестиционных доходов от управления Национальным фондом Республики Казахстан;

3) иных поступлений и доходов, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:

1) прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:

корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль;

налог на добычу полезных ископаемых, бонусы, доля по разделу продукции;

рентный налог на экспорт;

дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;

2) других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты);

3) поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

4) поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 23 Бюджетного Кодекса РК средства Фонда расходуются:

1) в виде гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет;

2) в виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;

3) на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом Республики Казахстан и проведением ежегодного аудита.

2. Национальный фонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:

1) сохранности Национального фонда Республики Казахстан;

2) поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики Казахстан;

3) высокого уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска;

4) получения инвестиционных доходов в долгосрочной перспективе.

С 1 июля 2006 года в Республике Казахстан введен новый механизм формирования Национального фонда, что обеспечило увеличение его активов за счет увеличения перечня предприятий нефтяного сектора с 6 до 55, а также перечисления денежных средств от приватизации государственного имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности и от продажи земельных участков сельскохозяйственного значения.

Принятие вышеупомянутых поправок в Налоговый кодекс практически подводит черту под проводимую государством с 2000 года кампанию по снижению налоговых ставок. Налоги не должны быть низкими или высокими, налоги должны соответствовать функциям, которые на себя берет государство. Если мы хотим, чтобы у нас была мощная боеспособная армия, защищенные границы, чтобы достойную зарплату получал учитель, врач, ученый, то должны быть сравнительно высокие налоги. По Налоговому Кодексу наибольшая налоговая нагрузка падает на сферу торговли и услуг, где низка доля материальных затрат и использования основных средств. Если же мы хотим построить крайне либеральную рыночную модель экономики, то налоги могут быть и очень низкими. Отсюда первая проблема. Должны создаваться благоприятные условия для обеспечения нормального хода воспроизводства и подъема таких важных секторов, как сельское хозяйство, малый бизнес и социальная сфера. Вилка между заявленным стремлением построить социально ориентированное государство, что подкреплено последними социальными обещаниями, оглашенными в президентском послании, и стремлением построить достаточно либеральный налоговый режим.

Однако, ситуация на мировом рынке энергоресурсов может измениться, поэтому необходимо обеспечить развитие не сырьевого сектора экономики, отраслей обрабатывающей промышленности. Подъем реального сектора экономики обеспечит повышение эффективности общественного производства и позволит повысить уровень благосостояния граждан Казахстана [18, с.78].

Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 8 февраля 2008 года № 31-р в расширенном составе создана Рабочая группа по разработке проекта Налогового кодекса Республики Казахстан.

Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:

- приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени»;

- оптимизации льгот и соответствующего снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

- приведения налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

- унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;

- реформирования специальных налоговых режимов в целях их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса;

- реформирования системы налогообложения недропользователей;

- упрощения администрирования, введения правил налогового учета, повышения качества налоговых услуг, сокращения налоговой отчетности, упорядочение проверок.

С 1 января 2009 года в республике вступил в действие новый Налоговой кодекс, введение которого послужило толчком к дальнейшему развитию налоговой системы РК.

Так к основным изменениям в налоговой системе с введением нового Налогового кодекса следует отнести:

1. изменение ставки налога на добавленную стоимость;

2. изменение сроков подачи налоговой отчетности в соответствующие налоговой органы;

3. приостановку действия ряда статей старого Налогового кодекса;

4. изменение порядка и размеров уплаты акцизов на продукции;

5. поэтапное увеличение ставок налогов для недропользователей.

Таким образом, за весь период развития налоговой системы РК наблюдаются как положительные, так и отрицательные стороны развития. К положительным сторонам следует отнести поэтапное понижение ставки НДС, а также увеличение сроков подачи деклараций в Налоговый комитет. Отрицательные стороны связаны в первую очередь с повышением ставок ряда налогов, в основным на налоги недропользования, что отрицательно сказывается на уровне развития крупного добывающего бизнеса.

2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направлении – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получалось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались не востребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые страны Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.