рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование

За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение [9].

Одним из важных показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов на одного преподавателя.

При определении расходов на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по дошкольной и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов. Однако при расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Они устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт бюджетных средств. Отличительной чертой структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами на общее образование является выделение средств на обеспечение студентов стипендиями. В соответствии с законодательством учреждения среднего и высшего профессионального образования самостоятельно формируют объём стипендиального фонда и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

Что же касается вопросов бюджетного финансирования учреждений образования, то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

Ø  оплата труда;

Ø  стипендия;

Ø  трансферты;

Ø  оплата коммунальных услуг;

Ø  остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования [9]:

Ø  выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части республиканского бюджета;

Ø  установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

Ø  введение социальных доплат, надбавок для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из государственного бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам.

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования [9].

Таким образом, изучив формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению. то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.


2. Исследование организации планирования и финансирования расходов в учреждениях образования

2.1 Экономическая характеристика Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»

Учреждение образование «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» является государственным образовательным учреждением общего среднего образования. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, нормативными документами Министерства Образования Республики Беларусь, локальными правовыми актами. Школа относится к системе Министерства образования Республики Беларусь.

Имущество Школы является государственной собственностью Республики Беларусь. Также Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетные счета, в том числе, валютный. Для решения экономических задач Школа имеет право вспомогательную хозяйственную деятельность. Деятельность Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» строится на основе самоуправления, демократии, коллективности руководства, развития инициативы и самостоятельности, широкой гласности и вовлечения общественности в деятельность школы.

Деятельность Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» обеспечивает духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» являясь государственным образовательным учреждением общего среднего образования включает уровень общего базового и общего начального образования.

Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении, а в частности в Учреждении образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина».

Содержание образования и организация образовательного процесса регламентируется учебными планами и программами на основе Государственных образовательных стандартов. Образовательный процесс включает теоретическое обучение и воспитательную работу с учащимися.

Учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» открылась 1 сентября 1997 г. Количество учащихся в школе – 1889 человек . Количество классов – 78 . Из которых 1-4 классы – 21, 5-9 классы – 43, 10-11 классы – 14 . Из них 13 учителей имеют высшую категорию, 34 учителя имеют первую категорию, 2 учителя являются призерами республиканского конкурса «НГ» «Открытый урок», 1 учитель имеет звание «Заслуженный учитель РБ», 2 учителя — отличники образования РБ.

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей, образовательных потребностей и возможностей, цель школы – через гуманизацию образовательного процесса выйти на новый уровень межличностных отношений, помочь ученику состояться как личность.

В целях удовлетворения образовательных потребностей учеников и родителей созданы классы:

Ø  углубленного изучения английского языка;

Ø  физико-математического профиля;

Ø  химико-биологического профиля;

Ø  гуманитарного профиля;

Ø  технологического профиля.

Школа сотрудничает с Гомельским госуниверситетом им. Ф. Скорыны. На основании договора между районным отделом образования и университетом работают 10-11 классы химико-биологического и общественно-гуманитарного профиля. Преподаватели проводят спецкурсы, корректировку учебных программ, консультации для учащихся и учителей, зачеты, проверочные и экзаменационные сессии. Прием в эти классы ведется на конкурсной основе.

Педколлектив работает над внедрением инновационных технологий:

1. Групповые технологии;

2. Допрофессиональная и профессиональная подготовка в процессе трудового обучения;

3. Инновационный проект «Апробация содержания обучения учащихся молодежи правам человека, основам демократии и гуманитарному праву»;

4. Социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир»;

5. Технология проблемного обучения;

6. Уровневая дифференциация. Модель свободных групп при обучении математике и русскому языку учащихся 3-4 классов;

7. Уровневая дифференциация. Модель свободных групп при проведении знаний по интересам в группах продленного дня.

На базе учебных мастерских школы открыты школьные учебно-производственные мастерские, которые предполагают решение следующих задач:

1. Формирование системы технико-технологических знаний, развитие технических и интеллектуальных способностей, двигательных, сенсорных и манипуляционных навыков.

2. Допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся по следующим рабочим специальностям за период обучения в школе:

Ø  «Слесарь механосборочных машин»;

Ø  «Машинопись и основы современного делопроизводства»;

Ø  «Швея».

3. Проведение общественно-полезного, производительного труда. Изготовление по договорам и заказам изделий (товаров) для нужд школы и реализация их юридическим и физическим лицам (предпринимательская деятельность).

4. Взаимодействие с районным Центром занятости населения Жлобинского райисполкома с целью временной трудовой занятости учащихся 14-16 лет.

Что касается внеучебной деятельности, то в школе работает 10 спортивных кружков и секций: футбол, волейбол, фитнес, военно-спортивный клуб «Барс», плавание, туристический клуб, кружок спортивного танца, легкая атлетика, баскетбол, школа восточных единоборств.

2.2 Разработка сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»

Обязанностью любого образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.

Под составлением бюджетных смет получателей бюджетных средств понимается установление объемов, целевого направления и поквартального распределения бюджетных средств на основании бюджетных ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей бюджетных средств для выполнения ими своих функций [7].

Бюджетные сметы составляются по каждому получателю бюджетных средств независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованными бухгалтериями. Получатель бюджетных средств составляет также сводную бюджетную смету в целом по получателю бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств составляют сводные бюджетные сметы, которые формируются в соответствии с утверждаемыми законом о республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов расходами республиканского бюджета и местных бюджетов, как правило, в разрезе функциональной классификации по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по распорядителю бюджетных средств.

После утверждения республиканского и местных бюджетов Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы доводят до распорядителей бюджетных средств годовые объемы бюджетных назначений, установленные законом о республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов, с поквартальным распределением, определяемым Министерством финансов, местными финансовыми органами с учетом поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета и местных бюджетов соответственно.

С целью своевременного формирования бюджетной росписи соответственно республиканского бюджета и местных бюджетов Министерство финансов, местные финансовые органы устанавливают сроки представления распорядителями бюджетных средств проектов бюджетных смет и сводных бюджетных смет, основные подходы по формированию поквартального распределения, дают другие указания, необходимые для формирования бюджетной росписи.

Распорядители бюджетных средств сообщают всем подведомственным получателям бюджетных средств годовые объемы бюджетных ассигнований с поквартальным распределением [7].

Распорядители бюджетных средств обязаны установить сроки представления получателями бюджетных средств проектов бюджетных смет, организовать работу по их рассмотрению, обеспечивающие своевременное составление проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств и представление их и проектов сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств Министерству финансов и местным финансовым органам для включения в бюджетную роспись республиканского бюджета и местных бюджетов.

Поквартальное распределение бюджетных ассигнований составляется с учетом сроков выплаты заработной платы и других денежных выплат населению, оплаты расходов за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования, а также с учетом поквартального распределения, доведенного Министерством финансов, местными финансовыми органами.

Определение расходов по бюджетным сметам получателей бюджетных средств производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств [7].

Расходы, включаемые в бюджетные сметы получателей бюджетных средств, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.

Распорядители бюджетных средств вправе устанавливать для подведомственных получателей бюджетных средств особенности по составлению расчетов расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета, включаемых в бюджетные сметы получателей бюджетных средств.

Проекты бюджетных смет и сводных бюджетных смет, составленные получателями бюджетных средств, представляются на рассмотрение соответствующим распорядителям бюджетных средств в установленные ими сроки. К проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета, включаемых в бюджетную смету получателя бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств обеспечивают рассмотрение и проверку проектов бюджетных смет, представленных подведомственными получателями бюджетных средств.

При этом распорядители бюджетных средств при рассмотрении и проверке проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств должны обеспечить [7]:

Ø  соблюдение порядка составления бюджетных смет получателей бюджетных средств;

Ø  соблюдение доведенного Министерством финансов, местными финансовыми органами поквартального распределения, необходимого для формирования бюджетной росписи на соответствующий финансовый год;

Ø  соответствие производственных (сетевых) показателей, принимаемых в бюджетных сметах получателей бюджетных средств, прогнозу социально-экономического развития республики на соответствующий финансовый год;

Ø  поквартальное распределение ассигнований по проектам бюджетных смет получателей бюджетных средств с учетом сроков проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования;

Ø  соблюдение режима экономии и недопущение принятия в проектах бюджетных смет получателей бюджетных средств завышенных расходов и расходов, не подтверждаемых соответствующими расчетами и обоснованиями.

Бюджетные сметы получателей бюджетных средств в двух экземплярах, подписанные руководителями и главными бухгалтерами соответствующих получателей бюджетных средств, после проверки распорядителем бюджетных средств утверждаются руководителем распорядителя бюджетных средств с оттиском печати, датой утверждения на всех экземплярах смет и одновременным указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по бюджетной смете получателя бюджетных средств.

Утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств осуществляется в течение месячного срока после утверждения бюджетной росписи республиканского бюджета и местных бюджетов. После утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств один экземпляр возвращается получателю бюджетных средств, второй – остается у распорядителя бюджетных средств [7].

Распорядители бюджетных средств республиканского бюджета и местных бюджетов на основании утвержденных бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, а также бюджетных смет по самому распорядителю бюджетных средств составляют в двух экземплярах сводные бюджетные сметы распорядителей бюджетных средств, утверждают их и один экземпляр сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств представляют соответственно Министерству финансов, местным финансовым органам. Представление распорядителями бюджетных средств Министерству финансов, местным финансовым органам сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств осуществляется в недельный срок после утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств.

В случаях увеличения и (или) уменьшения в соответствии с законодательством объемов расходов (уточнение показателей бюджета, перераспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, позициями бюджетной классификации Республики Беларусь, кварталами и т.п.) в бюджетные сметы получателей бюджетных средств вносятся соответствующие изменения, а в случаях необходимости (создание бюджетных организаций, наделение бюджетных организаций новыми функциями, выполнение вновь принятых бюджетных программ в соответствии с законодательством и т.п.) составляются дополнительные бюджетные сметы получателей бюджетных средств.

В случае выявления в установленном порядке в утвержденных бюджетных сметах получателей бюджетных средств завышенных и (или) излишних расходов распорядителями бюджетных средств производится уменьшение бюджетных ассигнований получателей бюджетных средств на суммы выявленных завышенных и (или) излишних расходов с последующим уменьшением на указанные суммы расходов бюджета при уточнении его показателей [7].

На основании приложения 1 проанализируем состав и структуру сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 – Состав и структура сметы расходов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 13» г. Жлобина на 2009 год

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.