рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Следует обратить внимание, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое место жительства, то упомянутые нормы Закона о госрегистрации и названных Сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства). Несоответствие этих норм Гражданскому кодексу не вызывает сомнений. Юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон (т.е. Гражданский кодекс) не связывает с ними определение места жительства гражданина. Прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте его жительства . Эти рассуждения справедливы и применительно к регистрации граждан по месту жительства.

Вместе с тем оправданно полагать, что в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей место жительства должно определяться бесспорно и однозначно, по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания потребует от граждан немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, возрастет количество отказов в регистрации и т.п. Все это не будет способствовать реализации принципа "одного окна", заложенного в основу Закона о госрегистрации, и развитию индивидуального предпринимательства. Поэтому, чтобы устранить отмеченную коллизию норм, целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное жилое помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться в качестве места, где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. В то же время эти нормы Кодекса следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и т.п.

Документами, подтверждающими адрес места жительства, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ), либо документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (вид на жительство или разрешение на временное проживание). В случаях, когда названные документы не содержат сведений о месте жительства физического лица, адрес места жительства подтверждается иными документами в порядке, установленном федеральным законодательством.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами этот срок увеличен - в соответствии с п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация должна была осуществляться регистрирующим органом в день представления необходимых документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте (правда, на практике это правило не соблюдалось, а региональные и муниципальные правовые акты устанавливали более длительные сроки, иногда до 30 дней). Новый срок представляется более реалистичным и вполне достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц (ст. 24 Закона о госрегистрации).

Датой представления документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя считается день их получения надлежащим регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона). С даты получения всех предусмотренных для конкретного случая документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о госрегистрации.

Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Порядок представления документов в регистрирующий орган определяется в соответствии со ст. 9 Закона о госрегистрации. Она предусматривает два способа представления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ N 439.

Заявление и другие документы, необходимые при государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами, которые должны быть заполнены по правилам, определенным требованиями указанного Постановления.

Документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, определяются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляемые на бумажном носителе документы должны быть заполнены в одном экземпляре от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в соответствующих графах ставится прочерк. Каждый документ, содержащий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Постановлением утверждены следующие формы заявления:

N Р21001 - "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 18);

N Р24001 - "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (приложение N 19);

N Р26001 - "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (приложение N 20);

N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" (приложение N 21).

Заявление (о государственной регистрации или о внесении изменений в государственный реестр) является одним из необходимых документов, представляемых в случаях регистрации индивидуального предпринимателя, предусмотренных ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона о госрегистрации, кроме случаев регистрации при прекращении деятельности предпринимателя, указанных в п. 2 - 6 ст. 22.3. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подлинности подписей на документах осуществляется по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично либо по почте).

На регистрирующий орган возлагается обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Юридическое значение расписки состоит в том, что она является документом, доказывающим факт и дату получения регистрирующим органом документов, представленных при государственной регистрации. Поэтому отказ в выдаче расписки не допускается ни при каких обстоятельствах. Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи следует оценивать как нарушение установленного порядка государственной регистрации, влекущее ответственность этого органа или его должностных лиц по правилам ст. 24 Закона о госрегистрации.

Пункт 4 ст. 9 Закона в императивной норме установил для регистрирующих органов запрет на истребование от заявителя документов, не предусмотренных данным Законом. Нарушение этого запрета должно рассматриваться как нарушение порядка государственной регистрации и влечь юридическую ответственность на основании той же ст. 24.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в течение не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации обязан представить сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ (п. 4 ст. 11 Закона). Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, дан в приложении N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра. К ним отнесены федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы МАП, МВД, КФМ и Госкомстата России; таможенные органы Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Федерации; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; органы местного самоуправления. Состав сведений, передаваемых в указанные органы, определен приложением N 2 к названным Правилам.

Отказ в государственной регистрации.

Ответственность за нарушение порядка регистрации

В статье 23 Закона о госрегистрации исчерпывающе определены случаи отказа в государственной регистрации:

- непредставление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственной регистрации, осуществляемой по правилам ст. 22.1 - 22.3 Закона, а также в случае, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенные для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 9 Закона; во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона и принятых для конкретизации его норм подзаконных правовых актов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. по месту жительства заявителя. Если документы представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

- случаи, предусмотренные п. 4 ст. 22.1 Закона о госрегистрации, т.е. когда не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистрации (не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган). Оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Чтобы предотвратить случаи принятия произвольных, незаконных решений об отказе в государственной регистрации к их оформлению предъявляются строгие требования. Постановлением N 439 утверждены обязательные к применению всеми регистрирующими органами формы таких решений:

N Р60001 - "Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов" (приложение N 26);

N Р60002 - "Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган" (приложение N 27);

N Р60003 - "Решение об отказе в государственной регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (приложение N 28).

Эти формы содержат прямые указания на ошибки, допущенные заявителем при обращении за государственной регистрацией. Так, форма N Р60001 включает перечень документов, которые отсутствуют в составе документов, представленных для государственной регистрации. Форма N Р60002 указывает, в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его почтовый адрес. Форма N Р60003 называет конкретное обстоятельство, предусмотренное п. 4 ст. 22.1 Закона о госрегистрации, наличие которого препятствует осуществлению государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (в арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) Законом не предусмотрен.

Ответственность регистрирующих органов и их должностных лиц за нарушения Закона о госрегистрации предусмотрена его ст. 24. Необходимо иметь в виду, что любой отказ в государственной регистрации, не соответствующий рассмотренным основаниям (п. 1 ст. 23 Закона), признается необоснованным.

Должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством, за следующие правонарушения:

необоснованный отказ в государственной регистрации;

неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;

иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом о госрегистрации;

незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом о госрегистрации документов.

В случае необоснованности отказа в государственной регистрации, признанной арбитражным судом, виновное в принятии решения об отказе в регистрации должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, установленным трудовым законодательством. В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении соответствующего должностного лица к уголовной ответственности, например на основании ст. 169 ("Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 290 ("Получение взятки"), 293 ("Халатность") УК РФ.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

Содержание понятия "иное нарушение порядка государственной регистрации" Закон не раскрывает. Представляется, что должностное лицо регистрирующего органа может быть привлечено как минимум к дисциплинарной ответственности в любом случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им предусмотренной Законом о госрегистрации в императивной норме обязанности регистрирующего органа, исполнение которой отнесено к компетенции соответствующего должностного лица. Кроме того, ответственность должностного лица наступает в случае нарушения им путем действия или бездействия любого запрета, установленного императивной нормой Закона.

Правила и условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов установлены ст. 6 и 7 Закона. Отказ в предоставлении открытых и общедоступных сведений, содержащихся в государственном реестре, категорически запрещен императивной нормой п. 4 ст. 6. Срок предоставления таких сведений определяется по правилам п. 3 той же статьи. Обеспечение соблюдения этого срока является юридической обязанностью регистрирующего органа. Поэтому в случае отказа в предоставлении или несвоевременного предоставления указанных сведений соответствующее должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 14.25 КоАП РФ (штраф в размере от 10 до 20 МРОТ). Если указанное деяние содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ ("Отказ в предоставлении гражданину информации"), виновное лицо может нести уголовную ответственность. Что касается ответственности за отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление иных предусмотренных Законом документов, то здесь речь идет, в частности, о расписке в получении документов, свидетельстве о государственной регистрации, свидетельстве о внесении записи в государственный реестр, решении об отказе в государственной регистрации.

Регистрирующий орган возмещает ущерб, который причинен отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине. Этот перечень оснований гражданско-правовой ответственности регистрирующего органа (п. 2 ст. 24 Закона) является исчерпывающим. Речь идет о возмещении вреда по правилам ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает причинителя вреда возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (о понятии убытков см. п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Лицо, претендующее на возмещение вреда, должно доказать факт причинения ему вреда, незаконность действий регистрирующего органа, причинную связь между незаконными действиями этого органа и наступившим вредом .

Обязанность доказывания факта невиновного причинения вреда по смыслу п. 2 ст. 1064 ГК РФ возлагается на регистрирующий орган.

В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (в данном случае - регистрирующий орган), причиненный другим лицом (например, работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.