рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Негосударственные пенсионные фонды

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда [14].

Деньги, накопленные участником негосударственного пенсионного фонда, являются его собственностью и подлежат наследованию.

Государственный контроль и требования государственных регулирующих органов гарантируют как сохранность пенсионных накоплений, так и профессионализм работы управляющей компании.

Для того чтобы максимально снизить риски инвестирования, существующее законодательство позволяет инвестировать средства вкладчиков негосударственных пенсионных фондов только в следующие виды активов:

• банковские депозитные счета и сберегательные сертификаты банков;

• ценные бумаги с гарантированным Кабинетом Министров Украины доходом;

• ценные бумаги, доход по которым гарантирован Советом министров АР Крым;

• облигации внутреннего займа;

• облигации предприятий, эмитентами которых являются предприятия-резиденты Украины;

• акции украинских эмитентов;

• ценные бумаги иностранных эмитентов;

• ипотечные ценные бумаги, определенные законодательством Украины;

• объекты недвижимости;

• банковские металлы.

Объекты инвестирования пенсионных средств, должны быть официально зарегистрированы на организованных торговых площадках (фондовых биржах).

Налоговые льготы в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Поскольку государство заинтересовано в стимулировании работодателей вкладывать средства в систему негосударственного пенсионного обеспечения, планируется введение налоговых льгот для работодателей – вкладчиков НПФ. Эти льготы не могли быть предусмотрены в принятом Законе "О негосударственном пенсионном обеспечении", потому что согласно законодательству Украины, налоговые льготы отдельно для физических и юридических лиц должны быть установлены исключительно в налоговых законах.

За планирующимися дополнениями, работодатель сможет освобождать от налогообложения до 15% дополнительных средств фонда заработной платы. Эти суммы будут учитываться как валовые расходы.

Таким образом, работодателю будет выгоднее выделять средства в негосударственный пенсионный фонд, чем добавлять к заработной плате, поскольку существуют довольно значительные начисления на фонд заработной платы (37% на сегодняшний день). Если работодатель будет платить взносы в пенсионный фонд, эти деньги не будут облагаться социальным налогом. Законом Украины "О налоге с доходов физических лиц" предусмотрены налоговые льготы для граждан: суммы, выплачиваемые по договору негосударственного пенсионного страхования, не включаются в налогооблагаемый доход физических лиц.

1.3 Зарубежный опыт пенсионного страхования

Система пенсионного обеспечения в Англии стоит на трёх "китах": базовой государственной пенсии, дополнительной государственная пенсия и пенсионном сбережении населения. Базовая государственная пенсия выплачивается всем гражданам (12% зарплаты среднего рабочего). Размер дополнительной государственной пенсии зависит от суммы накопленных пенсионных платежей и достигает 50% вашей зарплаты перед выходом на пенсию. Кроме того, государство всячески, в первую очередь налоговыми мерами, стимулирует добровольные пенсионные накопления граждан. Это может быть и специальный счёт в банке, и договор о пожизненной пенсии со страховой компанией, и участие в частном пенсионном фонде. Заинтересованность граждан в дополнительном пенсионном обеспечении обеспечивается тем, что средства, перечисляемые ими для таких накоплений, не облагаются подоходным налогом. Не подлежит налогообложению и накапливаемый в пенсионных фондах инвестиционный доход. Налог взимается только при выплате пенсии. Таким образом, гражданин получает своего рода "налоговый кредит" на несколько десятилетий и – благодаря инвестированию всей накопленной суммы – значительную прибавку к пенсии.

Пенсионный рынок Великобритании - крупнейший в Европе (40% всех пенсионных накоплений). Из 33 млн. англичан трудоспособного возраста (старше 20 лет) работающие по найму составляют 22 млн., неработающих – 8 млн. Половина из них (10,5 млн.) участвуют в пенсионных схемах, организуемых предприятием, 4,5 млн. самостоятельно вносят взносы для будущей "персональной" пенсии, и лишь треть всех работников (7 млн.) не участвует в пенсионных схемах. Что же до тех 3 млн. граждан, которых статистика относит к "самозанятому населению" (работодатели, люди свободных профессий), то из них взносы на дополнительные пенсии вносят 2 млн. человек.

В частных пенсионных фондах существуют два базовых вида пенсионных схем – "с установленными взносами" и "с установленными выплатами". Первый вид означает, что фиксируются обязательства по внесению средств, а по достижении пенсионного возраста гарантируется возврат накопленной суммы вместе с инвестиционным доходом через выбранный гражданином механизм пенсионных выплат. Схемы "с установленными взносами" наиболее просты, в них обязательства всегда соответствуют имеющимся активам. При второй схеме – "с установленными выплатами" – определяются конкретные обязательства пенсионного фонда по выплате пенсий, а его гарантом выступает компания-работодатель. Это более сложный механизм, требующий актуарных расчётов (оценки соответствия имеющихся активов будущим обязательствам), но и более эффективный, если судить по широкому его применению как в Великобритании, так и в других странах Запада.

Чтобы представить место частных пенсионных фондов в Великобритании, достаточно нескольких цифр. Сумма ежегодных взносов в частные пенсионные фонды составляет 37 млрд. фунтов стерлингов, а их накопленные активы достигают 640 млрд фунтов стерлингов. Добавим к этому 15 млрд фунтов стерлингов годовых взносов по индивидуальным пенсионным накоплениям, активы которых достигают 190 млрд фунтов стерлингов. Получается, что ежегодные взносы по пенсионным планам компаний и индивидуальным схемам взятые вместе (52 млрд. фунтов стерлингов) в полтора раза превышают сумму пенсионных средств, выплачиваемых ежегодно из бюджета Великобритании (35 млрд. фунтов стерлингов).

Приватизация пенсионного обеспечения. Частный пенсионный фонд, как правило, создаёт крупная корпорация для обеспечения дополнительного пенсионного обеспечения своих служащих с тем, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников. Как правило, взносы на дополнительную пенсию вносит и компания, и сам работник. С 1978 года в Англии началась практика своего рода "приватизации" пенсионных обязательств государства (contracting out). Компания может по своему желанию принять на себя обязательства государства по выплате дополнительной пенсии (второй "кит", о котором говорилось выше). Стимул для этого – существенное снижение обязательных пенсионных взносов в министерство социальной защиты. Обычно в государственный пенсионный фонд перечисляется от зарплаты 9% самим рабочим, плюс ещё 10,4% платит за рабочего работодатель. После подписания компанией договора "contracting out" эти платежи снижаются почти на 6% – соответственно до 7% и 6,6%. Государство сохраняет за собой право строго контролировать выполнение требований таких "планов-контрактов". Среди таких условий (для схем "с установленными выплатами") – увеличение размера пенсий с ростом инфляции, выплата 50% вдове или вдовцу, гарантия минимального размера пенсии в соответствии с государственными требованиями. Для того чтобы получить максимальную пенсию в 2/3 от зарплаты за последний перед пенсией период, человек должен проработать на предприятии 20 лет. Можно сократить этот период, выплачивая в частный пенсионный фонд более высокие взносы, но не более 15% зарплаты. Кстати говоря, эти суммы исключаются из налогообложения. Так что человек получает двойную выгоду – и пенсию себе увеличивает, и сокращает сумму уплачиваемых налогов. Определённую экономическую выгоду от деятельности частного пенсионного фонда может получать и создавшая его компания. При эффективном инвестировании средств активы, переданные в пенсионный фонд, могут значительно превысить его будущие обязательства по выплате пенсий. В этом случае разрешено уменьшать обязательные пенсионные отчисления. Так, в 1990-х годах компания British Prtroleum, работавшая по пенсионной программе "contracting out", смогла снизить совокупные (работника и компании) обязательные отчисления в свой пенсионный фонд с 23 до 15% зарплаты работника.

При желании работник может перевести всю накопленную сумму (за вычетом небольшого процента) в другой пенсионный фонд, например при переходе в другую компанию – в пенсионный фонд этого предприятия. По достижении же пенсионного возраста гражданин имеет возможность выбора: можно оформить пенсию в том же пенсионном фонде, можно перевести накопленную сумму в другой пенсионный фонд или в страховую компанию для приобретения пенсии. Жёсткая конкуренция рыночных структур за деньги пенсионеров обеспечивает гражданам выбор наилучших условий.

Пенсионный фонд разрабатывает пенсионные схемы, ведёт учёт взносов и выплат, рассчитывает свои будущие обязательства и в соответствии с ними ставит условия управляющей компании по возврату средств. Инвестированием сам пенсионный фонд не занимается, это дело работающей по договору с фондом управляющей компании [7].

Как управляют активами. Специализированная компания по управлению активами имеет штат аналитиков высокой квалификации. Система оплаты услуг таких компаний нацелена на то, чтобы стимулировать эффективное управление, и одновременно оберегать от чрезмерного риска. Оплата в виде небольшого процента от ежемесячного пенсионного взноса обеспечивает учёт поступлений (управляющий, таким образом, регистрирует собственную зарплату), стимулирует расширение клиентуры. Плата в виде процента от накопленной суммы инвестиций создаёт стабильные условия для управляющих. В последнем случае существует опасность, что компания будет получать плату за свои услуги и при снижении суммы накоплений. Эту опасность минимизирует право пенсионного фонда или частного вкладчика "голосовать ногами", т.е. сменить управляющую компанию. Небольшие пенсионные фонды (до 1 млн фунтов стерлингов) платят за управление активами 1% в год, более крупные, имеющие 5 – 25 млн фунтов стерлингов, – 0,5%, с активами более 100 млн фунтов стерлингов – 0,25%. Минимум составляет 0,15% (фонды свыше 500 млн фунтов стерлингов).

Стратегию компаний по управлению активами определяет заказчик – пенсионный фонд. Для "зрелых" компаний и их фондов, которые работают давно, у которых имеется большое количество пенсионеров, а пенсионные выплаты сравнимы или превышают поступления, наиболее важным является гарантированное поступление средств. Поэтому устанавливаемая ими стратегия – вложения в государственные ценные бумаги и в меньшей степени – в облигации. Если же фонд "молодой", то его обязательства наступят через несколько десятков лет, и он имеет возможность направить свои средства в акции перспективных предприятий, которые обещают доход через большой срок.

Кроме того, стратегия компании по управлению активами, равно как и оплата её услуг, могут привязываться к данным о "среднем пенсионном фонде со средними активами". Данные о таком фонде (разбивка по видам ценных бумаг в стране и за рубежом, их доходность) публикуются организацией профессиональных актуариев, которые рассчитывают их как средние по всем существующим пенсионным фондам страны. Ориентировка на "средний пенсионный фонд " позволяет установить стимулирующую оплату (за результаты выше средних повышение её до определённого предела). Единообразие инвестиционной политики снижает риск потерь отдельных компаний, хотя и грозит эффектом "стадности".

На предельную минимизацию издержек нацелена и работа в английской системе депозитария – номинального держателя и распорядителя акций. Обычно такая фирма, проводящая операции на многие сотни миллионов долларов, расположена в здании учредителя – банка или управляющей компании и имеет капитал в сотню фунтов стерлингов, пару телефонов и компьютер, подключённый к сети управляющей компании.

Роль пенсионных накоплений. История частных пенсионных фондов Великобритании насчитывает почти триста лет. По утверждению многих экономистов, если бы не было частных пенсионных фондов, быстрое развитие капитализма в этой стране было бы невозможно: поступающие через них средства вкладываются на долгий срок, их не изымают из оборота, а потому эти средства можно инвестировать вновь и вновь. Сегодня преобладающую часть рынка капиталов в Англии составляют институциональные инвесторы, в т.ч. пенсионные фонды. Доля последних составляет более 30%, а вместе с аналогичными институтами – 50-60% рынка капиталов. Большая часть инвестируется за рубежом. Государство заинтересовано в этом, т.к. доходы-дивиденды поступают в страну [14].

Схемы пенсионных фондов используют более трети граждан страны. Напомним, что речь идёт о добровольных пенсионных накоплениях. Дальнейшее развитие пенсионной системы Великобритании здесь видят в распространении схем дополнительного пенсионного обеспечения на работников с более низким уровнем заработка. Предполагается, что новые формы добровольных пенсионных накоплений – "пенсии акционеров" должны охватить 50% работников, которые не участвуют в пенсионных схемах предприятий. Для "пенсий акционеров" (максимум взносов до 3600 фунтов стерлингов в год) устанавливаются весьма льготные условия: налоговый режим, аналогичный режиму индивидуальных пенсионных схем, ограничение платы за управление активами (до 1% от взносов), запрет взимания платы за выход из фонда или за переход в другой фонд. Работодатели будут обязаны предоставлять работникам возможность участия в схемах "пенсии акционеров" даже одновременно с участием работника в пенсионном фонде предприятия.

Доверие людей к пенсионной системе – лучшая характеристика её надёжности и эффективности. В Англии существует специальный государственный служащий – "омбудсмен", который обязан следить за выполнением законодательства о правах граждан; его решения обязательны для исполнения. Каждый гражданин имеет право обратиться к нему с жалобой на нарушение его прав в этой сфере. Конечно, и здесь случаются злоупотребления. В пенсионном фонде Максвелла была незаконно потрачена огромная сумма – 400 млн. фунтов стерлингов. Оптимисты расценивают такую потерю как незначительную (в расчёте на год каждый будущий пенсионер этого фонда потерял по 1 фунту), особенно при сравнении со значительным приростом накапливаемых средств, которые получают все участники фонда.

Доказательством высокого уровня жизни пенсионеров – не только из Великобритании, но и из других развитых стран Запада – может служить огромный поток туристов пенсионного возраста, которые активно путешествуют по всему миру и уже осваивают российские достопримечательности. Можно ли коротко сформулировать "секрет" успехов пенсионных систем стран Запада? Нам представляется, что эта формула – установление государством разумных правил пенсионных накоплений и передача обязанностей по формированию пенсий и управлению пенсионными активами частному сектору.


2. Негосударственные пенсионные фонды в Украине

2.1 Предпосылки становления и положение негосударственных пенсионных фондов в Украине

В период перехода к рыночным отношениям демографическое состояние Украины характеризуется следующим образом: падение рождаемости, рост смертности, уменьшение миграционного сальдо. В частности, в 1991 году смертность в Украине впервые превысила рождаемость, с 1993-го года началось снижение абсолютной численности населения, а еще через год сальдо внешних миграций стало отрицательным. В результате за 1993-2006 года численность населения Украины уменьшилась на 5,4 млн. чел. и на конец 2006 года составила по данным Госкомстата Украины 46,6 млн. чел. В среднем ежегодное естественное сокращение населения нашей страны (разница между количеством родившихся и количеством умерших) составляет 7,3 чел. на 1000 населения.

Исследование, проведенное Мировым банком в 2007 году, прогнозирует, что до 2025 года население Украины сократится на 24% или на 12 млн. чел. Это наиболее плохой показатель среди стран Центральной и Восточной Европе, а также бывшего СССР. Такое существенное уменьшение численности населения нашей страны связано как с естественными факторами, так и со значительной эмиграцией наиболее продуктивной части украинского общества в более развитые страны мира (США, Канада, страны Европы, Россия).

Однако уменьшение численности населения является не настолько острой социально-демографической проблемой как трансформация его возрастной структуры, в частности рост удельного веса лиц старших возрастных групп. Этот процесс, который в научной литературе получил название " старение населения", с одной стороны, может быть закономерным результатом положительной тенденции - увеличение продолжительности жизни людей. Но, с другой стороны, высокий уровень старения нации приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям, особенно это касается стран с невысоким уровнем жизни, таких например, как Украина [9].

Возрастной состав населения существенным образом влияет и на ход демографических процессов: интенсивность смертности значительно выше среди лиц преклонного возраста, чем среди молодых. Соответственно, чем больший удельный вес первых в численности населения, тем больше необходимо расходовать средств на поддержку надлежащего социального уровня обеспечения этой категории граждан. Как показывает практика, увеличение количества лиц преклонного возраста служит причиной роста государственных расходов на их социальное (пенсионное) обеспечение. Например, пенсионные выплаты из бюджета Украины относительно ВВП в 2003 году составили 9,2%, а за 2006 год - 15,3%.

Исследованием установлено, что если одновременно не увеличивается (или увеличивается низкими темпами) количество налогоплательщиков (которыми преимущественно являются лица трудоспособного возраста), неизбежно наступает рост налогового давления. Однако высокие налоги снижают мотивацию к работе и ее производительности, что отрицательно отображается на общественном благосостоянии.

По данным мировой социально-демографической статистики, в период с 2005- го по 2030 год пенсионного возраста достигнут люди послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости. И вдобавок довольно ясно проявляются общеевропейские тенденции снижения рождаемости и увеличение продолжительности жизни. В итоге, если сегодня лица старше 65- ти лет составляют 16% населения Европы, то согласно демографическому прогнозу ООН, к 2030- го года их доля вырастет приблизительно до 25%, а к 2050 году - до 28%.

Как отмечается в исследовании Мирового банка, в 2025 году удельный вес граждан в возрасте больше 65 лет будет составлять около 20% населения Украины (в 2000 году эта категория населения насчитывала 14%). Это немного меньше, чем прогнозируется, например, в Словении (23%), Хорватии (22%), Чешской Республике (22%), Болгарии (21%), Венгрии (21%) и Польше (21%). Но есть одно "но": у них уже сформировался рынок негосударственного пенсионного обеспечения, а у нас – началась лишь стадия формирования и то, крайне медленно.

По оценкам экспертов, стремительное старение населения в развитых странах будет истощать финансовую способность граждан, отрицательно влияя на экономику, систему пенсионного обеспечения и здравоохранение населения в целом. Основная причина такого дисбаланса в том, что старшее поколение значительно быстрее тратит свои сбережения после выхода на пенсию, чем молодое поколение успевает накопить. В результате объем инвестирования в финансовых учреждениях будет снижаться, доходность активов будет падать.

В большинстве стран Запада пенсионное обеспечение большей частью осуществляется негосударственными пенсионными фондами и страховщиками (компаниями по страхованию жизни). В частности страховые компании кроме непосредственного осуществления пенсионного страхования согласно Директиве 2002/83 ЕС от 5 ноября 2002 года занимаются управлением активами негосударственных пенсионных фондов.

Несмотря на то, что сумма накопленных активов в негосударственных пенсионных фондах и резервов компаний по страхованию жизни в развитых странах Запада довольно значительная, для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам ЕС необходимо в ближайшие 35 лет выделить на это дополнительно 456 млрд. евро. Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки составляет 10,4% к ВВП пятнадцати стран ЕС. В 2040 году он увеличится до 13,6%, В связи с этим, Европейская Комиссия рекомендует странам, которые входят в ЕС, начать срочно реформировать пенсионные системы, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия старения и сокращения населения.

Для этого они должны будут в скором времени принять трудные решения об уменьшении государственных пенсионных выплат и/или увеличить возраст, при наступлении которого такая помощь начинает выплачиваться, и/или повысить размер пенсионных взносов. При этом, занятые в настоящее время работники, понесут убытки в случае принятия каждого из этих решений. Поэтому властям предлагается поощрять нынешнее поколение молодых людей планировать заранее свой выход на пенсию, принимая во внимание тот факт, что государство не будет таким же щедрым по отношению к ним как к их родителям. Чтобы компенсировать запланированное снижение размера пенсионного обеспечения в пределах установленных законом программ, правительства европейских стран оказывают существенную поддержку развитию негосударственного пенсионного страхования, главным образом, в виде предоставления налоговых льгот в случае уплаты пенсионных (страховых) взносов в негосударственные пенсионные фонды и компании по страхованию жизни [14].

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.