рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Социально-экономическое развитие Забайкальского края

Ухудшение экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в конце 2008 года (рост численности высвобождаемых работников, активное введение режимов неполной занятости в организациях, массовые увольнения работников) негативно сказалось на рынке труда Забайкальского края. Численность безработных в 2008 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составила 82,1 тыс. человек.

В целях снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждения роста безработицы правительством Забайкальского края утверждена краевая целевая программа «Дополнительные меры снижения напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2009 году» (постановление от 14 января 2009 года № 1), предусматривающая систему мероприятий по повышению профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, развитие территориальной трудовой мобильности населения и другие.

В результате принимаемых мер численность безработных в крае несколько снизилась, в мае 2009 года она составила 77,7 тыс. человек. А на 1 марта 2010 года численность экономически активного населения составила 526,7 тыс. человек —это 47,2%от общей численности населения края.. В государственных учреждениях службы занятости населения на конец марта 2010 года в учреждениях государственной службы занятости населения зарегистрированы 22,3 тыс. человек, из низ 20,0 тысяч человек имели статус безработного. Напряженность на рынке труда снижается. Денежные доходы в расчете на душу населения в марте 2010 года составили 12814,7 рублей, потребительские расходы в расчете на душу населения — 8524,3 рубля. Среднемесячная заработная плата в январе- марте 2010 года составила 17303,4 рубля, что все равно на порядок ниже среднероссийского показателя.


s14

Отсюда следует, что отсутствие четкой расстановки приоритетов в достижении цели сохранения населения Забайкалья на территории приводит к отсутствию конечного результата. Фактическое недофинансирование бюджетных отраслей и недополучение населением социальных услуг соответствующего уровня (среднероссийского – для сохранения имеющегося населения и выше среднероссийского – для привлечения мигрантов) приводит к фактически сложившейся ситуации ежегодного снижения не только численности постоянного населения, но и его качественного состава. В условиях ограниченности населения в целом по стране, регион, характеризующийся уровнем социального развития ниже среднероссийского уровня, не может претендовать не только на рост качественных миграционных потоков, но даже на сохранение населения.


2.  Стратегические направления и анализ конкурентных преимуществ региона

Основными принципами стратегического планирования являются:

1) системность долгосрочных решений в области устойчивого развития Забайкальского края;

2) своевременность корректировки стратегических направлений социально-экономического развития в целях достижения поставленных долгосрочных целей и ориентиров социально-экономического развития Забайкальского края;

3) своевременность реализации мер, способствующих укреплению и развитию экономики и социальной сферы Забайкальского края;

4) концентрация материальных, финансовых, кадровых, научно-технологических, информационных и иных ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития Забайкальского края.

2.1 Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития региона в 2010- 2020 гг.

В числе стратегических целей фигурируют повышение качества жизни населения до среднероссийских показателей, экономический рост, основанный на развитии горнорудного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии и инновационной системы края, транспортно-логистического и инфраструктурного развития. Отдельное внимание будет уделено экологии живых систем и рациональному природопользованию, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края, развитию приграничного сотрудничества, обеспечивающее стратегическую, геополитическую стабильность и равноправное партнерство.

Коэффициент естественного прироста населения на тысячу человек должен вырасти к 2020 году в 2,8 раза, к 2025 году – в 3,2 раза. Ожидаемая продолжительность жизни должна составить 68,8 лет в 2020 году и 71,1 года в 2025 году. Стабилизация численности населения и некоторый его рост до 1 миллиона 119 тысяч человек должен произойти к 2020 году, а к 2025 году – до 1 миллиона 125 тысяч человек. Сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) к 2020 году должно составить 11,2-11,8%, к 2025 году – до 7,8-8,1%. К 2020 году должно произойти увеличение объема ВРП в 2,6 раза, производства промышленной продукции - в 2,4 раза, сельскохозяйственной продукции - не менее чем в 2 раза. Доля инновационной продукции должна вырасти до 13%–15% в 20 году и до 18–20 в 2025 году.

Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010 - 2020 годах будут являться:

·  информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

·  машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;

·  добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых;

·  геолого-разведочные работы;

·  перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;

·  агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства);

·  энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии);

·  инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;

·  промышленность строительных материалов;

·  строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;

·  прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;

·  высококачественные (включая экспортно ориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач:

·  масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири на основе использования инновационных технологий, обеспечивающих производство качественно новых для России продуктов и услуг;

·  повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления;

·  повышение качества человеческого капитала, подготовка на современном уровне специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы Сибири;

·  государственная поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности, а также транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;

·  реализация крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке природных ресурсов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

·  опережающее воспроизводство сырьевой базы;

·  расширение геолого-разведочных работ и увеличение добычи полезных ископаемых до объемов, достаточных для обеспечения отечественной промышленности сырьем и необходимого объема экспорта;

·  расширение мощности транспортно-логистических коридоров Запад - Восток и Север - Юг и сибирского транзита грузо- и пассажиропотока между Юго-Восточной Азией, Западной Европой и Северной Америкой;

·  улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в условиях возрастающей антропогенной нагрузки путем внедрения природоохранных технологий и модернизации производств, сохранение экологии трансграничных внутриконтинентальных вод, обеспечение поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

·  введение системы отраслевого зонирования агропромышленного комплекса и актуализация его структуры исходя из климатических условий и агроресурсного потенциала, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, поддержание естественного плодородия почв и предотвращение эрозионных процессов, улучшение материально-ресурсного обеспечения сельскохозяйственной отрасли;

·  развитие сервисной (финансовой, страховой, юридической, консалтинговой, проектной, офисной, коммуникационной, туристической) инфраструктуры обеспечения бизнеса до уровня, соответствующего мировым стандартам.

Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель.

Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения Забайкальского края в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.

2.2 Сценарий социально- экономического развития региона

Для Сибири в целом в 2010 - 2011 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта и промышленного производства составят 103,2 процента - немного ниже, чем по стране в целом (103,3 процента).

Более высокими темпами будут увеличиваться конечное потребление (104,4 процента) и инвестиции в основной капитал (109,4 процента). Это связано со спецификой проявления экономического кризиса в сибирских регионах - при более низких (по сравнению с Россией в целом) темпах сокращения объемов промышленного производства в Сибири наблюдаются опережающие темпы сокращения показателей потребления (реальных доходов, розничного товарооборота).

Реализация сценария социально-экономического развития Сибири обеспечит следующие результаты:

·  модернизация и технологическое перевооружение отраслей традиционной специализации Сибири, которые позволят обеспечить повышение экологичности природопользования и безопасности труда при добыче природных ресурсов (особенно при подземных разработках), увеличение извлекаемости полезных компонентов, экономически целесообразное использование природных ресурсов северных, полярных и арктических территорий;

·  развитие отраслей глубокой переработки природного сырья на базе современных наукоемких технологий, производство высококачественных строительных материалов, экологически чистых продуктов питания, экспорт из Сибири готовых продуктов с высокой долей добавленной стоимости;

·  переход к новым технологическим схемам в черной и цветной металлургии;

·  модернизация и развитие транспортной, энергетической и строительной инфраструктуры, развитие газовой и ядерной генерации энергии на базе современных технологий, развитие транспортных и информационных сетей в регионах с малой и крайне малой плотностью населения, широкое использование новых конструкционных материалов в строительном комплексе;

·  развитие машиностроения в качестве технологической базы модернизации и инновационного развития сибирской экономики, основой которой является синтез новых производственных технологий и новых материалов;

·  распространение инновационных практик и технологий в агропромышленном комплексе Сибири.

Основные макроэкономические итоги реализации Стратегии

К 2016 году предусмотрено достижение годовых темпов прироста валового регионального продукта на 5 - 5,3 процента, инвестиций - на 9 - 12 процентов, заработной платы и душевых доходов населения - на 5,1 - 5,5 процента.

К 2021 году планируется провести модернизацию экономики на инновационной основе, завершить реализацию основных проектов транспортного и энергетического строительства, крупных ресурсных проектов, добиться создания комфортной среды жизнедеятельности населения. По сравнению с 2008 годом (в ценах 2008 года) валовый региональный продукт увеличится в 1,6 раза, промышленное производство - в 1,45 - 1,55 раза, инвестиции - в 2,3 раза, заработная плата и среднедушевые доходы - почти в 1,8 раза. Доля инвестиций в валовом региональном продукте Сибири должна составить не менее 30 процентов, численность населения возрастет на 600 - 800 тыс. человек.


2.3 Экономическая специализация и конкурентные преимущества Забайкальского края

Забайкальский край относиться к так называемой третьей группе - регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития. Стратегическим направлением региональной политики по поддержке этих регионов является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Забайкальского края - это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Огромное значение для регионов третьей группы будут иметь крупные инвестиционные проекты, реализация которых благоприятно скажется на социально-экономическом развитии территории и повышении ее инвестиционной привлекательности. Действенной мерой по развитию регионов Сибири с низким уровнем социально-экономического развития в целях привлечения инвестиций в создание современных производств станет создание на таких территориях зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Среди них - зоны территориального развития и особые экономические зоны.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Забайкальского края являются:

·  значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и др.);

·  исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества;

·  выгодное геополитическое и приграничное расположение края (граница с Китайской Народной Республикой и Монголией);

·  относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

·  наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

·  наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Забайкальского края в 2010 - 2020 годах будет являться комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов с внедрением инновационных технологий и развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Сибирь, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80 процентов общероссийских запасов, меди - 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 86 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент, металлов платиновой группы - 99 процентов, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 процентов.

Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только повышать ценность этого ресурса.


3.  Основные направления развития региона

3.1 Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Сибири

Развитие транспортной инфраструктуры

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться в рамках основных стратегических направлений развития страны, определенных в долгосрочных документах социально-экономического развития, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые и ведомственные программы, региональные и муниципальные программы, с учетом реализуемых на территории Сибири инвестиционных проектов, потребностей экономики и социальной сферы. Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться с учетом и в целях обеспечения прогнозируемого роста мобильности населения и удовлетворения транспортных потребностей российских грузовладельцев.

Основной задачей развития воздушного транспорта является обеспечение устойчивых и доступных для большинства населения транспортных связей с западными и центральными районами России, а также внутрирегиональных связей, прежде всего, с труднодоступными районами Сибири, в том числе с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным.

Для прибрежных и островных арктических районов Сибири безальтернативным останется морской транспорт. Это потребует развития Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов.

К основным задачам развития дорожного хозяйства Сибири целесообразно отнести строительство новых и модернизацию существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности опорной автодорожной сети; развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска); увеличение пропускной способности опорной автодорожной сети за счет строительства обходов крупных населенных пунктов и реконструкции искусственных сооружений.

Приоритетными задачами развития опорной железнодорожной сети станет реконструкция и строительство железнодорожных линий, обеспечивающих растущие потребности в перевозках экономики Сибири и других регионов Российской Федерации.

Особое внимание будет уделено развитию БАМа, расширению ее пропускной способности, что приведет к перераспределению нагрузки с Транссибом.

Для усиления пропускной способности Транссиба за счет выноса транзитного грузового движения из крупных железнодорожных узлов необходимо построить железнодорожные обходы гг. Новосибирска, Омска, Томска, Читы и Иркутска.

Развитие энергетической инфраструктуры

Стратегической целью развития энергетики Сибири на долгосрочную перспективу является эффективное использование существующего топливно-энергетического потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни населения регионов. Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергоэффективная экономика, экономическая эффективность энергетики, рассматриваемая с позиций обеспечения интересов государства (бюджетная эффективность) и бизнеса (финансово-экономическая устойчивость энергетических компаний) и экологическая безопасность энергетики.

Сибирь благодаря хорошей обеспеченности энергетическими ресурсами является одним из основных регионов генерации электроэнергии, обеспечивая около 14 процентов совокупной выработки электроэнергии по стране.

Реализация первоочередных инвестиционных проектов энергетической инфраструктуры позволит реализовать один из этапов перспективного объединения энергосистем Сибири и Дальнего Востока путем сооружения Богучанской ГЭС и третьего энергоблока Харанорской ГРЭС. Сооружение 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС обусловлено ростом энергопотребления г. Читы и необходимостью сооружения дополнительных линий энергоснабжения. В настоящее время энергоузел г. Читы энергодефицитен, снабжение осуществляется по одной линии, что не позволяет осуществлять текущий и аварийный ремонты в соответствии с технологическими регламентами. Потребности в мощности 3-го блока Харанорской ГРЭС полностью подтверждены действующими потребителями.

При реализации Стратегии увеличится добыча нефти и природного газа. Будут предприняты активные меры по утилизации и комплексному использованию попутного нефтяного газа, развернуты подготовительные работы по освоению крупных газовых месторождений региона. Начнется создание новых нефте- и газохимических центров. В изолированных промышленных узлах получит развитие производство тепла и электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии.

Благодаря развитию энерготранспортной инфраструктуры и использованию возобновляемых источников энергии будет не только обеспечена энергетическая безопасность всех районов Сибири, но и организованы стабильные поставки энергоресурсов в энергодефицитные районы страны и на экспорт.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Долгосрочной целью развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Сибири является эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.