рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный бюджет, его структура

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.[6, c. 213]

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Межбюджетные основываются на следующих принципах:

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

7. ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.[18, c. 9]

По существу система межбюджетных отношений – это один из главных механизмов, посредством которых происходит взаимодействие субъектов управления, а именно взаимодействие между иерархическими уровнями власти-республиканским и областным, областным и районным. Эта система представляет собой совокупность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство устанавливает бюджетные взаимосвязи, направления бюджетных потоков и распределяет централизованные ресурсы.

Система межбюджетных отношений основывается на законодательно установленном чётком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, расходных полномочий каждого уровня бюджетов, обеспечении единых стандартов предоставления услуг населению, едином порядке распределения поступлений между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений. При этом система должна обеспечить решение следующих основных задач:

1. гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством;

2. обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;

3. упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов;

4. обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий.

В настоящее время система межбюджетных отношений не в полной мере обеспечивает решение задач и соблюдение принципов её организации. Это вполне объективное положение, поскольку для создания чёткой, удовлетворяющей всех участников бюджетного процесса, системы межбюджетных отношений необходимо наличие определённых условий.

Однако процесс реформирования системы межбюджетных отношений продолжается и об этом свидетельствует принятие Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления, призванное усовершенствовать систему межбюджетных отношений, и введение в действие нового Бюджетного кодекса.

Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а так же самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается определение ответственности за расходы и их общий объём. Причём закрепление доходных источников за каждым уровнем государственного управления устанавливается только законодательно, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны.

Не менее важным является установление чёткого, стабильного, охватывающего всю совокупность бюджетных взаимосвязей, но в то же время понятного для всех участников бюджетного процесса, механизма межбюджетного регулирования.[20, c. 12]

По Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджетных отношений служат:

а) между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы – официальные трансферты и бюджетные кредиты;

б) между областным бюджетом и бюджетом района (города областного значения) – официальные трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.

Бюджетное регулирование осуществляется с учётом определённых потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.

Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами государства определяется значимостью выполняемых им функций и объёмов решаемых задач.

Министерство экономики и бюджетного планирования – это центральный исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально-экономического развития государства. Положением о Министерстве определены следующие основные задачи:

1.  формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан;

2.  формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений;

3.  формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.

Функции Министерства в области реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений заключаются в следующем:

а) прогнозирование поступлений в республиканский бюджет и местные бюджеты;

б) проведение оценки эффективности реализации государственных и отраслевых программ, бюджетных программ, бюджетных инвестиций и грантов;

в) осуществление анализа штатных расписаний государственных органов, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета;

г) осуществление общего контроля исполнения государственных, отраслевых программ;

д) проведение экономической экспертизы республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ).

Министерство финансов – это центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию, в пределах предусмотренных законодательством, исполнения бюджета и контроля использования государственных средств и собственности, контроля проведения процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы государственного учёта и аудита финансовой отчётности. Основными задачами Министерства являются:

a)  обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов;

б) обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, перечисление в Национальный фонд части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора;

в) методологическое руководство по исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, по ведению бухгалтерского учёта, отчётности и осуществлению аудита;

г) в пределах своей компетенции контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов;

д) организация управления государственной собственностью и повышение её эффективности;

е) участие в разработке и реализации налоговой политики;

ж) государственный контроль проведения процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также по внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

з) государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта;

и) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;

к) осуществление международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства;

л) иные задачи возложены на него законодательством.[15, c. 162]

Таким образом, межбюджетные отношения - отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов.

Организация межбюджетных отношений основывается на множестве принципов. Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а так же самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. Формами регулирования межбюджетных отношений служат официальные трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов. Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов.


2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН ЗА 2004-2006 ГОДА

2.1 Анализ доходной части государственного бюджета

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Те не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов. Все расположенные на территории Республики Казахстан юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчинённости, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.

Доходы государственного бюджета в свою очередь подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. В составе доходов государственного бюджета роль и значение налоговых и неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90 % всех доходов приходится на долю этих поступлений. По отношению к валовому внутреннему продукту величина налоговых и неналоговых поступлений составляет около 25 %. При этом ежегодный рост налоговых поступлений составляет в среднем 12-13 %. По неналоговым поступлениям такого стабильного ежегодного роста ожидать не следует, поскольку их прогнозирование подвержено влиянию различных внешних и внутренних факторов. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления.[8, c. 122]

Доходы от налоговых поступлений. Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определённую экономическую деятельность или заставляют отказаться от неё.

Налоговыми поступлениями, по определению, являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК». Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов – национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связи налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами правления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношений постоянно находятся в движении.

В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог за добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Налог за сверхприбыль.

6. Рентный налог за экспортируемую сырую нефть.

7. Бонусы.

8. Роялти.

9. Социальный налог.

10. Земельный налог.

11. Единый земельный налог.

12. Налог на транспортные средства.

13. Налог на имущество.

14. Доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Доходы государственного бюджета от налоговых поступлений в 2006 году составили – 1632608 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 76,5 %, а на местные бюджеты, соответственно – 23,5 %. В 2005 году – 1998314 млн. тенге, а в 2004 году – 1186138 млн. тенге, т. е. за период 2004-2006 г.г. доходы от налоговых поступлений увеличились на 446470, что составило 37,6 %.

Доходы от неналоговых поступлений. К налоговым поступлениям относятся также различные сборы, платы и пошлины, перечень которых по видам и уровням бюджетов установлен Бюджетным кодексом.

Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твёрдо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.

Неналоговые поступления принято классифицировать: а) по территориальному признаку; б) по методам формирования и взимания; в) по конкретным основаниям для взимания платежей. По первому признаку различают неналоговые поступления , подлежащие зачислению в бюджет определённого уровня ( в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды в зависимости от формирующего платёж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).

Доходы государственного бюджета от неналоговых поступлений в 2006 году составили – 34179 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 87,2 %, а на местные, соответственно – 12,8 %. В 2005 году – 66015 млн. тенге, а в 2004 году – 81500 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. наблюдается снижение неналоговых поступлений на 47321 млн. тенге, что составляет 58 %. Наибольшую долю в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость, которые составляют 42 % и 19 % соответственно.

Доходы государственного бюджета от операций с капиталом. Доходы бюджета от операций с капиталом основываются на законодательных актах, которые регулируют уплату этих платежей. Для этого постоянно проводится инвентаризация объектов государственной собственности, позволяющая выявить неиспользуемое или используемое не по назначению, а также бесхозное имущество, которые затем подлежат приватизации или предоставлению в аренду (в доверительное управление). Приватизация осуществляется в соответствии с интересами государства по отношению к определённым отраслям экономики и конкретным предприятиям. В отличие от других неналоговых поступлений, деньги от приватизации имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности, используются на пополнение Национального фонда РК, а не доходной части бюджета. В республиканский бюджет поступают средства от продажи государственного имущества учреждений, финансируемых из этого же бюджета, от продажи товаров из государственного материального резерва и нематериальных активов, принадлежащих государству, а в областной бюджет – только поступления от продажи имущества учреждений, финансируемых из областного бюджета. [8, c. 188]Доходы государственного бюджета от операций с капиталом в 2006 году составили – 54649 млн. тенге, из на республиканский бюджет приходится – 7,4 %, а на местные, соответственно – 92,6 %. В 2005 году -34182 млн. тенге, а в 2004 году – 19096 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. наблюдается их увеличение на 35553 млн. тенге, что составляет – 186,2 %.

Доходы государственного бюджета от поступлений официальных трансфертов. Наряду с поступлениями в бюджет от операций с капиталом, в поступлениях всех уровней бюджетной системы отражаются прогнозируемые суммы официальных трансфертов. Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот, из нижестоящих в вышестоящие бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом их объемы между республиканским бюджетом и бюджетами областными, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам Законом о республиканском бюджете. Объемы же официальных трансфертов между областным и районным бюджетами устанавливаются решениями областных маслихатов.

В поступлениях бюджета района (города областного значения) учитываются официальные трансферты из областного бюджета, а города республиканского значения, столицы – официальные трансферты из республиканского бюджета. В областной бюджет поступают официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (района, города областного значения) и из республиканского бюджета. В поступлениях республиканского бюджета учитываются официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (областных, городов республиканского значения, столицы) и из Национального фонда РК. Доходы государственного бюджета от поступлений официальных трансфертов в 2006 году составили - 427094 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 22,7 %, а на местные , соответственно – 77,3 %. В 2005 году - 287759 млн. тенге, а в 2004 году – 275734 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006г.г. они увеличились на 151660 млн. тенге, что составляет 55 %.(см приложение А, Б)

Таким образом, доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. В свою очередь они подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления, они составляют около 90 %.

2.2 Анализ расходной части государственного бюджета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.