рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговый контроль в системе налогового администрирования

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

2.4 Процедуры налоговых проверок и привлечения к ответственности

Выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, составленного по форме, разработанной и утвержденной ФНС (ст. 89 НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать ряд обязательных сведений, которые приведены в приложении 2.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, когда было вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Одного налогоплательщика в течение календарного года можно проверять не более двух раз, за исключением случая, когда решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения принимается руководителем ФНС России.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев. Однако срок проведения может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации, свидетельствующих о деятельности налогоплательщика, может быть проведена сплошная или выборочная проверка документов.

Начало выездной проверки связано с моментом вручения решения о ее назначении. Именно с этого момента у налогоплательщика появляется обязанность допустить проверяющих лиц на территорию организации для проведения проверки (ст. 91 НК РФ).

Общий алгоритм проведения проверки заключается в том, что проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей и т.д.):

­  анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, имеющая значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты налогов, сборов, взносов, предусмотренных действующим законодательством;

­  выявляются искажения и противоречия в содержании исследуемых документов, в том числе несоответствие информации о количестве счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных учреждениях, количестве филиалов и представительств данным, имеющимся у налоговых органов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, анализируется влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

­  устанавливаются факты занижения налоговой базы и иные налоговые правонарушения;

­  формируется доказательственная база по фактам выявленных налоговых правонарушений, нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании;

­  производится доначисление сумм неисчисленных (неправильно исчисленных) налогов, сборов, взносов;

­  устанавливается сумма налога, не перечисленного налоговым агентом в бюджетную систему РФ;

­  формируются предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства об обязательном пенсионном страховании.

НК РФ предоставляет налоговым органам широкие полномочия в ходе проведения ими выездных налоговых проверок. В частности, проверяющие могут:

­   истребовать необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ);

­   производить выемку документов при отказе налогоплательщика представить запрашиваемые при проведении налоговой проверки документы, а также при наличии достаточных оснований полагать, что они могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены (ст. ст. 89, 93, 94 НК РФ);

­   осуществлять осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. ст. 89, 91, 92 НК РФ);

­   проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (ст.89 НК РФ);

­   вызывать и допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);

­   назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ);

­   привлекать специалистов (ст. 96 НК РФ).

По окончании проверки (в последний день) руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме Акт выездной налоговой проверки.

Ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. П.1 ст.126 предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. Этот пункт данной статьи влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. В разных случаях в НК РФ предусмотрены разные сроки представления документов. Так при проведении выездной налоговой проверки в п.3 ст. 93 НК РФ истребованные документы представляются в течение 10 дней. П.2 ст. 126 предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике и влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Правонарушение по этому пункту статьи выражается в следующих неправомерных действиях:

­  отказ организации предоставить налоговому органу имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ;

­  непредставление таких документов в установленные сроки;

­  уклонение от предоставления таких документов;

­  предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.

 При этом во всех случаях необходимыми условиями привлечения организаций к ответственности по п. 2 ст.126 НК РФ являются следующие обстоятельства:

­  наличие запроса налогового органа с требованием представить соответствующие документы;

­  точное указание в запросе налогового органа, какие конкретно документы и в каком количестве должны быть представлены;

­  наличие истребуемых документов у организации, которой направлен запрос налогового органа.


3. Изменение роли налоговых проверок в системе налогового контроля

Важным направлением развития налоговой системы в Российской Федерации в последние годы является совершенствование налогового администрирования, а в частности – повышение эффективности контрольной работы налоговых органов.

Минфин России опубликовал в ноябре 2008 г. доклад о результатах и основных направлениях деятельности ведомств на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и в его составе – доклад о результатах и основных направлениях деятельности на тот же период Федеральной налоговой службы.[1] В целях дальнейшего совершенствования планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:

Ø  разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;

Ø  внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и повысит их результативность;

Ø  необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Можно однозначно утверждать, что выбранная политика открытого процесса планирования выездных налоговых проверок оправдывает себя. Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение данных с критериями риска, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяют с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, и именно здесь нужно сконцентрировать усилия налоговиков, занимающихся выездным контролем. Такой подход позволяет повысить эффективность и качество выездных проверок (планы выездных проверок на 2008 год на 90 % сформированы из организаций, показатели которых отклоняются от опубликованных критериев).

В целом по России сложилась устойчивая тенденция снижения количества выездных налоговых проверок. За четыре последних года количество проверок снизилось в три раза, а их эффективность выросла. Из таблицы 2 видно, что такая тенденция наблюдается и в ИФНС по г. Чебоксары.

Таблица 2

Анализ выездных проверок ИФНС по г. Чебоксары.

Наименование субъектов Количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах Количество организаций, проверенных на выездных проверках Доля проверенных организаций к общему количеству организаций
2007 год  2008 год 2007 год 2008 год темп роста (снижения) в % 2007 год 2008 год

ИФНС России

по г. Чебоксары

13 098 13 635 417 271 65,0 3,2 2,0

Если говорить о результативности выездных проверок, то также наблюдается устойчивая тенденция роста. В 2008 году доначисления на одну проверку составили в ИФНС по г. Чебоксары 1,673 млн. руб., что в 1.77 раза больше чем в 2007 году.

Кроме того, доказательством повышения эффективности контрольной работы является снижение количества низкорезультативных выездных проверок. Например, в 2004 году был проведен анализ сумм, доначисленных по выездным проверкам. Выяснилось, что более 35% проверок (или одна треть) проводилось с результатом до 5 тыс. руб. [20, c. 36] Подобные результаты могут быть получены лишь в двух случаях: либо это немотивированный выход к налогоплательщику, который в полном объеме несет свои налоговые обязательства, и тогда не имеет смысла проверять его, либо безграмотность и непрофессионализм проверяющих. И то и другое недопустимо.

Для выявления сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов большую роль играет использование аналитических инструментов контроля, разъяснительная работа и диалог с налогоплательщиками. Основной критерий позволяющий оценить эту работу - отношение сумм уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в результате аналитической работы налоговых органов к сумме доначисленных платежей по выездным и камеральным проверкам.

К аналитическим инструментам контроля можно отнести и работу различных комиссий ФНС России. С целью мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налоговых платежей, а также учитывая, что налог на прибыль и НДФЛ обеспечивают более 77% поступлений доходов региональных бюджетов, налоговая служба организовала в регионах работу комиссий по легализации налоговой базы, включающую выявление теневой заработной платы и работу с убыточными организациями. Комиссии исследуют причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности.

Необходимо совершенствовать аналитическую и контрольную работу с отраслями, в которых анализ показывает наличие наибольшего удельного веса налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы (розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом). В этих же отраслях наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, поэтому необходимо исследовать причины убыточности и перспективы оздоровления финансово – хозяйственной деятельности предприятий.

В ИФНС по г. Чебоксары удается обеспечивать высокое качество мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям является определяющим фактором положительной динамики выигранных налоговыми органами судебных споров. А ведь стадия судебного разбирательства считается одной из самых ответственных в процессе работы налоговых органов. Она объективно показывает, насколько качественно проведены контрольные мероприятия.

Данные о количестве выявленных в ходе выездных налоговых проверок нарушений по видам проверяемых налогов показывают, что наибольший процент нарушений наблюдается при возмещении налоговых вычетов по НДС (табл. 3). Значит, при планировании выездных налоговых проверок, особое внимание должно быть уделено организациям, у которых в налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов.

Таблица 3

Структура доначислений по видам налогов по выездным налоговым проверкам за 2007-2008 гг. (%)


Угроза налоговой проверки вынуждает бухгалтеров "прятать" налоговые вычеты, чтобы избежать такой проверки. Поэтому целесообразно анализировать наиболее популярные способы занижения НДС и правомерность их использования.

Совершенствование налогового контроля не может происходить без правильной оценки работы отделов контрольной работы инспекции. В 2008 году ФНС России разработала такую методику. Для оценки эффективности контрольной работы территориальных органов применяются критерии, приведенные в таблице 4. Достигнутые показатели оцениваются в баллах, а по сумме набранных баллов производится оценка результатов эффективности работы.

Приведенные в таблице результаты контрольной работы имеют высокие баллы. Количество набранных баллов служит основанием для материального поощрения.

Бальная оценка работы находится в развитии и в дальнейшем должна применяться не только к работе отдела, но и к работе налогового инспектора.

Таблица 4

Критерии оценки контрольной работы Инспекции ФНС по г. Чебоксары за четвертый квартал 2008 года, %

п/п

Критерии оценки Управление ФНС России по Чувашской Республике Инспекция ФНС России по г.Чебоксары
1 Отношение сумм уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в результате аналитической работы налоговых органов к сумме доначисленных платежей по выездным и камеральным проверкам 47,44 47,34
2 Суммы доначисленных платежей по выездным проверкам организаций в расчете на 1 проверку, выявившую нарушения, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года 161,18 178,82
3 Отношение сумм доначисленных платежей по выездным проверкам организаций в расчете на 1 проверку, выявившую нарушения, к среднему значению показателя по группе УФНС 0,57 1,78
4 Отношение сумм уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов к общей сумме доначисленных платежей по камеральным и выездным проверкам (%) 7,59 9,74

Заключение

Таким образом, выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Единый порядок проведения работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок устанавливает Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок. Регламент определяет основные принципы и направления реализации налоговыми органами процедуры отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок; в нем изложен весь процесс аналитической работы, проводимой налоговыми органами при планировании и подготовки выездных налоговых проверок.

Работа налоговых органов по подготовке к выездным проверкам сложная и многогранная и включает в себя следующие этапы:

- формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

- анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;

- анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

- анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

- выбор объектов проверки;

- подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодам их проверки;

- предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

- подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

В целях дальнейшего совершенствования планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:

- разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;

- внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и повысит их результативность;

- необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.


Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237. – С.11.

2.  Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 № 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 № 31. – ст. 3823.

3.  Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»: федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 (в ред. от 27.07.2006 № 34-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 27. – ст. 2711.

4.  Приказ Федеральной налоговой службы России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ // Российская газета. – 2007. – № 32. – С.22.

5.  Приказ Федеральной налоговой службы России «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@» от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@) // Российская газета. – 2008. – № 25. – С. 14.

6.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 9 марта 2007 года // Российская газета. – 2007. – № 09. – С. 39.

7.  Доклад Федеральной налоговой службы на заседании Правительства Российской Федерации 21.06.2008 «О результатах и основных направлениях деятельности на 2009-2011 года Федеральной налоговой службы». Официальный сайт Министерства финансов http://minfin.ru.

8.  Абрамов М.Д. Об основных направлениях налоговой политики / М.Д. Абрамов, Д.Е. Фадеев // Налоговые споры: теория и практика. – 2008. – №3. – С.15-21.

9.  Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / А.Б. Паскачев, В.А. Кашина, М.Р. Бобоев. – М.: РИФ, 2002. – 385 с.

10.   Зрелов А.П. Формы и методы налогового контроля / А.П. Зрелов // Налоги и налогообложение. – 2007. – № 11. – С. 12.

11.   Зубарев А.В. Выездная налоговая проверка: старая песня о главном / А.В. Зубарев // Налоговая проверка. – 2008 – №6. – С.38.

12.   Красницкая В.А. Организация и методика налоговых проверок: учебник / В.А. Красницкая. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 356 с.

13.   Лобанов А.В. Выездные налоговые проверки: не всякое изменение есть развитие / А.В. Любанов // Налоговая политика и практика. – 2008. – №3. – С.16.

14.   Материалы заседания Правительства РФ 19 марта 2009 г. // Налоговая политика и практика. – 2009. – №4. – С.33.

15.  Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой. – М.: Инфра-М, 2005. – 503 с.

16.   Налоговое администрирование: учебное пособие / Под. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2009. – 448 с.

17.   Смирнов А.В. Планирование выездных проверок: анализ концепции / А.В. Смирнов, В.В. . Сашичев // Налоговая политика и практика. – 2007. – №8. – С.8.

18.   Соколов М.М. Основные направления налоговой реформы России и их результаты / М.М. Соколов // Все о налогах. – 2008. – №5. – с.11-23.

19.   Тишина Е.С. Налоговое администрирование: итоги и перспективы / И.С. Тишина // Российский Налоговый Курьер. – 2008. – №7. – С.8.

20.   Шевцова Т.В.. Итоги контрольной работы налоговых органов за 2007 год / Т.В. Шевцова // Российский Налоговый Курьер. – 2008. – №8. – С.12-17.

21.   Юрген Н.В. Выездные налоговые проверки: назначение и основные гарантии прав налогоплательщиков при их проведении / Н.В. Юрген // Налоговая проверка. – 2007. – №3. – С. 32.


[1]Доклад Федеральной налоговой службы на заседании Правительства Российской Федерации 21.06.2008 «О результатах и основных направлениях деятельности на 2009-2011 года Федеральной налоговой службы».. Официальный сайт Министерства финансов http://minfin.ru.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.