рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Факторы совершенствования отечественной монетарной политики в условиях внешних и внутренних угроз

Таким образом, особое значение приобретает концепция Кюдланда - Прескотта, согласно которой домохозяйства и предприниматели, предотвращая потенциальные инфляционные угрозы, применяют компенсационные меры. Вследствие этого классические мероприятия власти, направленные на противостояние инфляции, не эффективны. Хотя дальнейшие эмпирические исследования в денежно-кредитной сфере, выполненные с позиции теории повторяющейся игры, выявили, что при определенных обстоятельствах ценовая стабильность может сохраняться даже в случае проведения дискреционной политики, но это возможно только при условии доверия к власти со стороны домохозяйств и частного сектора и, как результат, отсутствия инфляционных ожиданий. Глобальные рынки стабильны до тех пор, пока их участники сохраняют доверие к финансовой системе, то есть довольны той формой богатства, которую имеют. Однако это теоретическое умозаключение несет в практической плоскости определенную существенную угрозу: экономическая политика в любой стране, - а в Украине тем более, - подчинена небескорыстным интересам властной элиты, например, в процессе распределения национального дохода или направления финансовых потоков.

В данных обстоятельствах получаем классическую схему нарушения равновесия по Нэшу в условиях игры с ненулевой суммой, когда любой участник не может изменить решение в одностороннем порядке без ухудшения агрегированной ситуации. Это объясняется тем, что выигрыш участников, получивших преимущества, не равен сумме убытков проигравших. Сказанное обусловливает необходимость применения такой стратегии, которая кладет начало стабильному равновесию, когда игрокам выгоднее соблюдать ее, ведь в противном случае любое одностороннее изменение в перспективе может привести к ухудшению их положения. Дополняет этот вывод анализ модели Мак-Гира - Олсона, в которой параметры основных инструментов монетарной политики подчинены цели оптимизации полезности субъектов общественного соглашения. При этом общее равновесие предполагает согласование значений ставки налога и долей в созданном доходе отдельных участников договора.

Для Украины приведенные выводы значительно ухудшает то, что, по утверждению академика НАНУ В. Гейца, с 2004 г. в стране стали происходить принципиальные изменения в экономической модели, когда в экономике проявились составляющие политического цикла 17, что, по нашему мнению, является главной внутренней угрозой при реализации денежно-кредитной политики. В условиях экономического роста политическая борьба в решающей степени не влияет на экономическое положение страны и ее макроэкономические перспективы, но в ситуации экономической нестабильности политическая составляющая становится ключевым фактором экономики, который в первую очередь определяет потенциальные риски бюджетной политики. Подтверждением тому служат избирательные кампании, приведшие к практической реализации большого количества социальных программ (например, повышению прожиточного минимума, объемов пенсионных выплат и т. д.), что обусловило несоответствие между производительностью труда и динамикой его оплаты.

Современное состояние отечественной общественной политики, которое, по сути, можно расценивать как политический шок для экономики страны, когда на хозяйственные решения домохозяйств и фирм влияют посредством предоставления асимметричной и неправдивой информации, например, о воплощении избирательных программ политических партий или деятельности НБУ, приводит к обострению такого типа валютного кризиса, который П. Кругман охарактеризовал как "потеря доверия спекулянтов к национальной валюте". Для предотвращения развития подобного сценария государственные институции должны придерживаться соответствующих формальных правил поведения на информационном рынке. Официальная информационная политика в течение цикла экономической нестабильности и банковского кризиса должна функционировать как комплекс скоординированных мер по оперативному и взвешенному информированию как отечественных домашних хозяйств и предприятий, так и потенциальных инвесторов за рубежом. Это позволит сохранить доверие к национальной валюте и уверенность в действиях властных структур по преодолению кризисных явлений без чрезмерных финансовых потрясений. Институциональными принципами информационной политики власти должны быть доступность, прозрачность и жесткий контроль за разглашением инсайдерской информации. Государственные служащие должны нести уголовную ответственность за распространение конфиденциальной информации и заявления, приводящие к финансовой панике. Кроме того, совершенствование отечественной монетарной политики предполагает такие противодействия внутренним и внешним угрозам.

Преодоление конфликта интересов в денежно-кредитной сфере между Национальным банком и Правительством Украины. В условиях этого конфликта возникают разновекторные направления между денежной и фискальной политикой. Это объясняется тем, что правительство заинтересовано в избыточной денежной эмиссии с целью краткосрочного улучшения показателей ВВП и занятости и финансирования бюджетного дефицита. Но при этом необходимо отметить, что НБУ потенциально способен лоббировать интересы определенных групп в сфере денежно-кредитной политики с учетом инфляционных уступок правительства. Это касается как отечественной банковской системы в целом, так и отдельных коммерческих банков.

Половинчатое решение проблемы, когда центральный банк осуществляет монетарную политику в условиях потенциального вмешательства правительства в сферу денежно-кредитной системы, объективно не может преодолеть данный конфликт интересов. Отсюда теоретически возможен такой вариант решения данного вопроса: компетенция деятельности центрального банка закрыта для правительства, одновременно создается независимая от них институция, которой делегируются полномочия по регулированию банковской системы. При этом необходимо и возможно решить институциональную проблему "контроля над контролером".

Как уже отмечалось, основой оптимального функционирования финансовых рынков является достоверная информация, позволяющая направлять активы от домохозяйств и фирм в институции с инвестиционным потенциалом. Однако при этом главным препятствием эффективному функционированию финансовой системы выступает асимметричность информации, когда один из агентов финансовой трансакции в противовес другому обладает полной информацией относительно условий контракта. Данная ситуация не позволяет эффективно скоординировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и транспарентность денежно-кредитной политики. Последнее является одним из главных монетарных аспектов после определения оптимальных полномочий центрального банка. Следовательно, асимметричность информации приводит к необходимости решения двух проблем денежно-кредитной политики: неблагоприятного выбора и морального риска.

Моральный риск считается особенно опасным с учетом того, что является фактором направления финансовых потоков в нерентабельные проекты и/или их использования с целью удовлетворения корыстных интересов исходя из потенциальных возможностей власти (статуса). Для минимизации подобных отрицательных последствий решающее значение приобретает традиционная роль независимого аудитора в эффективном мониторинге качества информации с целью преодоления объективно существующей информационной асимметрии в реализации монетарной политики.

При этом необходимо учитывать глубинные причины конфликта интересов, который часто скрыт от широкой публики. Нередко они приобретают форму оппортунизма в виде рентоориентированного поведения, имеющего самые отрицательные последствия для денежно-кредитной системы. Как пример можно привести ситуацию конца "бума" на фондовом рынке США в 2001 г., который был разрушен резонансными корпоративными манипуляциями. Эти события начались с неожиданного банкротства седьмой по величине корпорации "Enron" и обвинительного акта в отношении ее аудиторов. Со временем была обнаружена необъективность информации о стоимости активов в корпоративном секторе США и в таких крупных корпорациях, как "WorldCom", "Tyco Industries" и "Ahold". Кризис, наступивший вслед за этими событиями, подтолкнул аналитиков к более глубокому анализу влияния секьюритизации активов на стабильность финансовых рынков. На международном уровне это нашло свое отражение в разработке наблюдательных рекомендаций по структуризации финансов, например, в рамках Базеля II.

Все это обусловливает внимание к институциональным основам в исследовании угроз при реализации денежно-кредитной политики сквозь призму теории "денежного бандита", предложенной М. Олсоном. "Денежный бандит" блокирует или ускоряет движение покупательной способности денег для максимизации собственного благосостояния и репутации с помощью нарушений и манипуляций в системе прав собственности, создавая фиктивные права, приостанавливая или изменяя потоки информации о покупательной способности денег. Таким образом он препятствует эффективному перераспределению богатства среди экономических агентов.

Для достижения этой цели "денежные бандиты" используют политическую систему и процедуру принятия решений. В противовес "кочующим бандитам", стремящимся как можно быстрее максимизировать ренту и выйти из денежной позиции после осуществления трансакции, "оседлые бандиты" максимизируют монопольную ренту в долгосрочном периоде. При этом они используют как формальные, так и неформальные рычаги влияния, и в первую очередь - коррупционные. Отсюда институциональные изменения монетарного режима определяются как результат борьбы заинтересованных групп по перераспределению покупательной способности денег и переходу к новым конфигурациям денежных потоков. Стоит подчеркнуть, что эти изменения в большинстве своем происходят в посткризисный период и касаются таких объектов рентоориентированного влияния, как денежные потоки и каналы распределения. В наших реалиях речь идет о следующих взаимоотношениях: Министерство финансов Украины - бюджетные расходы; коммерческие банки - фирмы и домохозяйства; платежный баланс - рентоориентированные финансовые группы. При этом отметим потенциальные возможности НБУ в рекапитализации отдельных коммерческих банков, реализации льготных условий кредитования, технологии предоставления и отзыва лицензий на осуществление деятельности коммерческими банками. Для устранения подобной угрозы в монетарной политике необходимо четко очертить нормативные требования к участникам финансовых трансакций в денежно-кредитной сфере в плане раскрытия информации о структуре соглашения и качестве активов. Это предполагает наличие соответствующего институционального регулирования отношений участников рынков, когда надзор сосредоточен не только на финансовых институциях, но и на трансакциях ex post и ex ante в течение реализации всего денежно-кредитного контракта.

Таким образом, повседневная практика деятельности финансовых институций должна предполагать соответствующие требования к квалификации и профессиональному опыту регуляторов в сегменте межбанковского надзора и внутрибанковского риск-менеджмента, а именно: изменение требований к банкам по резервированию ипотечных кредитов в зависимости от коэффициента покрытия кредита стоимости залога жилья и качества доходов заемщика; мониторинг кредитных агентов относительно прозрачности информации об условиях кредитования и возможных последствиях изменения соглашения в случае форс-мажорных обстоятельств на финансовых рынках. В целом данные предложения касаются того, что наблюдательные институции в странах с реформируемой экономикой должны иметь стандарты учета и раскрытия информации исходя из действующих там неформальных институтов и использовать соответствующие рычаги для удержания банков от участия в чрезмерно рискованных трансакциях.

Кроме того, в странах с трансформируемой экономикой решающее значение для эффективного функционирования денежно-кредитных систем приобретает преодоление проблем в правовой и судебной сферах. Если права собственности "размыты" или их сложно соблюдать, то процессы финансового посредничества могут быть серьезно усложнены. Однако существующая в Украине правовая инфраструктура определяет механизм юридического сопровождения кредитных трансакций как слишком дорогой и длительный, который, к тому же, не решает проблему оппортунизма. Так же несовершенна и процедура банкротства банков, что не позволяет быстро и эффективно удовлетворить исковые заявления. Такая институциональная среда в банковской сфере обусловливает то, что кредитные трансакции в большинстве своем краткосрочные, а денежно-кредитные рынки - чрезмерно чувствительны к финансовым потрясениям. Подчеркнем, что рыночная система не может эффективно функционировать в условиях неопределенности действий монетарной власти в плоскости денежного законодательства. Четко очерченные, стабильные законодательные инструменты денежно-кредитной политики приобретают первоочередное значение для функционирования экономики на предпринимательской основе.

Вместе с формальными правилами осуществления судопроизводства в денежно-кредитной сфере решающее значение также приобретают правила реализации денежно-кредитной политики, определяющие методики исследования статистической информации, дающие ориентиры при осуществлении монетарной политики и указывающие количественные цели и их направления. В конечном счете такие правила регламентируют деятельность центрального банка.

Любое правило монетарной политики представляет собой уравнение обратной связи с ограниченным количеством информационных переменных. Аналитические модели этих правил в значительной степени варьируют между собой, но большинство из них ориентированы на достижение ценовой стабильности или низкой инфляции в краткосрочном периоде. В качестве аргумента данные правила обычно используют процентную ставку или денежный агрегат, например ставку рефинансирования или денежный агрегат М2. Учитывая ситуацию на отечественных денежно-кредитных рынках, среди всех правил предлагается акцентировать внимание на правиле Тейлора и Индексе монетарной конъюнктуры (MCI).

Правило Тейлора - чаще всего используемый в прикладной денежно-кредитной политике последнего десятилетия подход. Это объясняется тем, что оно является простым, обеспечивает понятные полномочия и объективную оценку ответственности центрального банка, а также позволяет избежать циклических колебаний в экономике. Вместе с тем существенный его недостаток обусловлен отсутствием взаимозависимости между отечественной и глобальной денежно-кредитными системами.

В свою очередь, MCI используют центральные банки экспортоориентированных стран, в которых данный индекс рассчитывают как среднее изменение внутренней процентной ставки и валютного курса. MCI можно также задействовать как операционную цель денежно-кредитной политики и информационного индикатора состояния экономики. В этом случае центральный банк определяет желаемое значение данного индекса, которое отражает комбинацию равновесного валютного курса и равновесной процентной ставки. При этом необходимо признать, что излишняя свобода действий НБУ может привести к слишком дорогим потерям для отечественной экономики и общества в целом. Поэтому НБУ, учитывая сильные внешние угрозы, должен в ответ выбрать такое стратегическое направление деятельности, которое будет ориентироваться на санкционирование соответствующего правила для реализации денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В противном случае без принятия определенного комплекса мер стабилизационного характера атака финансовых спекулянтов приведет к быстрой девальвации национальной валюты, которая мгновенно повысит цены на импорт, что в дальнейшем будет влиять на другие макроэкономические составляющие, в том числе на розничные цены для потребителей путем прямой или опосредованной индексации заработной платы. Ситуация в отечественной экономике усложняется и тем, что расходы домохозяйств в основном ориентируются на импортную продукцию, следовательно, на стимулирование производства за границей. При этом отметим, что с наступлением кризиса для его преодоления большинство стран с формирующимися рынками применяют меры, общепринятые в развитых странах, - наполняют финансовую систему повышенной ликвидностью для воспроизводства экономической структуры докризисного периода. Однако нужно помнить, что экономика развитых стран уже сориентирована на современные технологии. Отсутствие инновационного вектора развития не позволяет странам с преимущественно сырьевой, экспортоориентированной экономикой быстро преодолеть кризисные явления. В этом плане следует признать, что независимость Национального банка не подменяет разумную экономическую политику. Последняя предполагает реальную трансформацию отечественной экономики в инновационную, монетарное стимулирование и внедрение соответствующих инструментов монетарной политики по созданию и функционированию фирм в высокотехнологичных секторах экономики, а также формирование условий для переориентации части экспортных товарных потоков на внутреннее производство и потребление.

Это позволит преодолеть "ловушку отсутствия у предприятий оборотных средств", ведь в большинстве случаев это является следствием низкого спроса на отечественную продукцию, и при таких обстоятельствах "точечная" денежная помощь данную системную проблему не решает. В стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию решающую роль приобретает государство как гарант поддержки самых перспективных секторов для будущего развития. Для их эффективного функционирования целесообразны привлечение капитала в иностранной валюте и осуществление соответствующих протекционистских мероприятий. В период кризиса также возможно введение ограничений на движение капиталов вместе с применением соответствующих мер для препятствования оттоку активов в оффшоры. Это позволит решить проблему валютных интервенций НБУ и положить начало комплексу мероприятий по противодействию неоправданной долларизации экономики. Также предлагается сформировать такие условия и механизмы рекапитализации коммерческих банков, которые будут служить стимулированию отечественного производителя.

Одновременно, согласно выводам западных ученых, даже в условиях перехода к таргетированию инфляции необходимо предусмотреть поддержку экономического роста и определенного уровня занятости. Следовательно, монетарная власть должна выбирать комплекс мер, которые будут наиболее эффективно содействовать достижению макроэкономического равновесия. Так, например, в нынешних условиях Конгресс США предоставил ФРС двойной политический мандат: вместе с сохранением стабильности национальной валюты стимулировать максимально возможный экономический рост. Таким образом, ФРС, наряду с традиционным акцентированием своей политики на удержании показателей инфляции в указанном целевом диапазоне в пределах разумного промежутка времени, будет принимать монетарные меры по активизации предпринимательской деятельности. При этом следует признать, что в Украине, кстати, как и в Российской Федерации, бессистемная и неэффективная антиинфляционная политика привела (вследствие искусственного ограничения спроса на инвестиции) к ситуации так называемой "хронически высокой немонетарной инфляции", когда денежные средства, направляемые на стимулирование инновационно-инвестиционной и денежно-кредитной активности, фактически "стерилизуются" в иностранной валюте, а не используются по их целевому назначению.

Глобальный финансовый кризис выявил необходимость введения барьеров для минимизации притока иностранного спекулятивного капитала. Для этого нужно снизить ставки рефинансирования, что позволит коммерческим банкам кредитовать предприятия также и нефинансового сектора. Одновременно необходимо принять меры по увеличению монетизации экономики (например, в Китае денежная масса составляет 160% ВВП), что требует формулирования и реализации в краткосрочном периоде комплекса действий по преодолению кризиса недоверия к гривне и созданию условий для склонности домохозяйств делать сбережения. Следовательно, учитывая неординарность вызовов и угроз финансового кризиса, для вхождения иностранного капитала в отечественную экономику необходимо определить институциональные правила противодействия деструктивной позиции иностранных банков, запретить предоставлять им преференции и пересматривать формальные институты их функционирования в Украине.

При этом особого внимания заслуживают пруденционное регулирование и надзор в плане валютного риска. Пруденционные меры должны включать лимитирование чистых открытых позиций (в процентах от капитала), валютных кредитов (в процентах от обязательств в иностранной валюте), заимствований и размещения облигаций за границей (в процентах от капитала), диапазонов банковских валютных трансакций, устанавливаемых с помощью норм лицензирования, нормативов капитала для защиты от валютного риска; введение формальных правил относительно организации систем внутреннего банковского контроля. Исходя из отечественных реалий исключительного надзора требуют кредитные трансакции тех физических и юридических лиц, которые не получают доходы в иностранной валюте, или тех, чьи заработки нестабильны. Это требует необходимой квалификации персонала финансовых институций и институций финансово-кредитного надзора, определения процедуры независимого мониторинга, установления бухгалтерских стандартов для объективной оценки кредитных трансакций и должной институциональной базы выполнения контрактов.

В отношении макропруденционных инструментов "сглаживания" циклов кредитного рынка предлагается "динамичный подход к созданию резервов", при котором финансовые институции автоматически резервируют больше капитала при повышении уровня риска, или дискреционный подход к нормам обязательных резервов. В целом макропруденционные инструменты позволяют действовать непосредственно в противовес кредитному циклу, а следовательно, являются полезным дополнением при реализации общегосударственных мероприятий макроэкономической политики, способствуют восстановлению рыночной дисциплины и обеспечивают выгоды от финансовой интеграции.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.