рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности финансирования образовательного учреждения

Следует отметить, что доля оплаты труда в местных бюджетах последние три года (с 2001по 2003) нарастала - 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно. Следовательно, в 2003 году в местных бюджетах оплата труда вместе с начислениями составила 67,3%, т.е. практически совпала с рациональной нормой 70% от общих расходов. Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов местных бюджетов нецелесообразно, т.к. может поставить под угрозу качество учебного процесса. Уровень недофинансирования учебных расходов, затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт не позволяет далее экономить на них, поскольку чреват резким повышением аварийности и отставанием учебного процесса от современных требований.

Оплата коммунальных услуг в структуре местных бюджетов сохраняется практически на прежнем уровне: 2001г. - 15,7%, 2002г. - 16,4%, 2003 г. 13,3%. Некоторое снижение в 2002 году нельзя пока считать устойчивой тенденцией, связанной с использованием режима экономии коммунальных расходов в результате перехода на сберегающие технологии. Этот эффект достигнут структурной сдвижкой в бюджетах в связи с принятой на федеральном уровне мерой по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение доли заработной платы в структуре расходов практически до половины обусловило снижение всех остальных статей.

С учетом сказанного в качестве основных направлений совершенствования оплаты труда учителей следует отметить:

- переход на нормативные принципы подушевого финансирования
при расчете субвенций из региональных бюджетов для оплаты
труда учителей в общем образовании;

-  адресные меры поддержки, стимулирующие повышение качества, снижение зон неэффективности в оплате труда,

-  переход на новую систему оплаты труда, позволяющий «отвязать» зарплату учителей от аудиторной нагрузки.

                Нормативные принципы расчета зарплаты  определены ФЗ-№123 от 07.07.03г.  «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» и методическими рекомендациями к нему, утвержденными совместным письмом Минфина (№ 100208 от 07.10.03) и Минобразования (№ 20-51-28-39/20-01 от 18.09.03). Реализация закона уже началась в ряде субъектов РФ, а в 2005 году большинство регионов перешло на эту систему, что безусловно дало свои результаты. Судя по мониторингу регионов, в направлении реализации положений этого закона идет большая работа по инвентаризации, подтверждению необходимости финансирования коррекционных классов, индивидуального обучения на дому. Это приводит к повышению эффективности за счет снижения необоснованных расходов.

         К адресным мерам поддержки можно отнести стимулирование дополнительной оплаты труда за качество, внедрение инноваций в учебный процесс и т.д. за счет снижения зон неэффективности. К зонам неэффективности в финансировании оплаты труда в школьном образовании относятся:

-  заниженное соотношение учащийся/учитель;

-  заниженная доля учителей в структуре занятых в школьном образовании.

            Кардинальная мера по «отвязыванию» оплаты труда от аудиторной нагрузки предлагаемая новая штатно-окладная, система оплаты  труда учителей взамен традиционной урочно-почасовой системы. Новая система предполагает отказ от Единой тарифной сетки, изменение норм труда и режима работы учителей с учетом выполняемых ими функций.

         Переход к оптимизации бюджетных расходов вовсе не означает их сокращение на школьное образование, а знаменует собой переход к справедливому и эффективному использованию бюджетных средств, которые общество ежегодно готово тратить на образование. [33]

 

2.2  Санкционирование расходов и доходов бюджетов разных уровней     Федеральным казначейством

         В настоящее время Федеральный закон от 28 декабря 2004г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с образованием Федерального казначейства включил в статью 166 Бюджетного кодекса РФ раздел, устанавливающий бюджетные полномочия Федерального казначейства.

         Органы Федерального казначейства играют значительную роль в проведении бюджетной реформы. Они не только учитывают доходы бюджетов всех уровней, но и контролируют использование бюджетных средств бюджетополучателями.

Полномочия органов Федерального казначейства.

         Согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ санкционирование расходов бюджетов состоит из следующих этапов:

1.  Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учредителям.

2.  Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.

3.  Подтверждение и выверка исполнения денежных средств.

         Именно на этих этапах органы Федерального казначейства проводят предварительный и текущий контроль.

         Федеральное казначейство подтверждает денежное обязательство Федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных получателям бюджетных средств лимита бюджетного обязательства.

         Конкретный вариант санкционирования определяется в соглашении, заключаемом между органом Федерального казначейства и финансовым органным субъекта РФ (местной администрации). О заключении такого соглашения сказано в пункте 3.1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 года №1н.

Санкционирование расходов Федерального бюджета.

         Органы Федерального казначейства санкционируют исключительно денежные обязательства федеральных бюджетных учреждений, что определено в статье 251 Бюджетного кодекса РФ.

         Если бюджетное учреждение представило платежные документы на оплату денежных обязательств, органы Федерального казначейства проверяют эти документы, а также документы, подтверждающие выполнение работ (оказанию услуг) или поставку товаров и услуг согласно договору (пункт 49 инструкции №142н).

         В платежных документах проверяется:

-  правильно ли они оформлены;

- соответствуют ли подписи образцам подписей в карточке получателя средств;

- правильно ли указаны  банковские реквизиты органа Федерального казначейства;

-  соответствуют ли показатели бюджетной классификации РФ, указанные в платежном поручении, содержанию операции;

- не превышают ли суммы, указанные в платежном поручении, остаток лимита бюджетных обязательств, и объемы финансирования, отраженные на лицевом счете получателя средств.

         В соответствии с пунктом 56 инструкции №142н, при оплате денежных обязательств получатель средств обязан представить в орган Федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. [32]

         Договор может быть заключен в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлено определенная форма.

         Авансирование поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг получатель средств производит согласно условиям договора и в соответствии с законодательством РФ (пункт 56 инструкции 142н).

         В пункте 37 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2006г. №101 «О мерах по реализации Федерального закона о Федеральном бюджете на 2006 год» установлены размеры авансов для Федеральных бюджетных учреждений;

- 100% от суммы договора – по договорам о предоставлении услуг связи, об обучении на курсах повышения квалификации, приобретении печатных изданий, горюче-смазочных материалов, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам о приобретении технически сложного научного и учебного оборудования.

- 30% от суммы договора – по остальным договорам.

         После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств. Затем операция отражается на лицевом счете клиента.

Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов.

         Орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация могут выбрать один из двух вариантов кассового обслуживания лицевых счетов своих бюджетов.

1.  Лицевой счет открывается финансовому органу соответствующего бюджета. Орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по поручению финансового органа, но не санкционирует выплаты из бюджета.

2.  Лицевые счета для учета операций по кассовым выплатам из бюджета открываются администраторам, главным распорядителям или получателям средств соответствующего бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания или исполнения бюджета (соглашения).

         Соглашение заключается между финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) и органом Федерального казначейства. Данный документ оказывает огромное влияние на процедуру кассового обслуживания бюджетополучателей. [34]

         Если в соглашении указано, что орган Федерального казначейства санкционирует расходы бюджетополучателей, то последние будут обязаны представлять в казначейство документы, подтверждающие принятые ими денежные обязательства, которые подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта (местного бюджета).

         Если за казначейством данная функция в Соглашении не закреплена, то подтверждающие документы необходимо будет предоставлять либо в финансовый орган, либо главному распорядителю средств соответствующего бюджета.

         Как организовать документооборот в этой ситуации, устанавливает орган исполнительной власти своим правовым актом. Но в любом случае бюджетополучатель должен предъявить документы, подтверждающие что он принял денежные обязательства.

         В Соглашении может быть указано, что орган Федерального казначейства учитывает обязательства бюджетных образовательных учреждений. Эти учреждения должны будут представлять ему документы для постановки на учет по договорам. Документы представляются в порядке, который установлен для Федеральных бюджетополучателей приказом Минфина России от 13 августа 1999г. №55н «Об утверждении Правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств Федерального бюджета».

         Помимо Соглашения должен быть утвержден регламент о порядке и условиях обмена информацией между органами Федерального казначейства и финансовыми органами при кассовом обслуживании. Данное требование установлено пунктом 1.5 Порядка №1н. [35]

        

2.3   Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений

     В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

     Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

     Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

     В данной модели  (см. Таблицу 1), помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

     Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.

     Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.                                                       

                                                                                         Таблица 3

Бюджетное Внебюджетное

Текущие расходы

нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы программно-целевое финансирование:

- финансирование расходов по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития;

- целевое финансирование эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

- юридических лиц:

- физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов

Деятельность, связанная с образовательным процессом

- организация дополнительных образовательных услуг;

- организация учебно-производств. деятельности

Деятельность, не связанная с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и посреднические операции;

- операции с банковскими вкладами и ценными бумагами;

- производство товаров и услуг.

     Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

     Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

     В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

         В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств родителей (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних организаций:

- частных лиц.

         Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. [7]

         Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

         Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

         Деятельность  по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

         Основная деятельность заключается в:

- реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

- обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

         Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

         Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

         Образовательные услуги:

- обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):

- тестирование школьников;

- репетиторство;

- обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

- дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;

- прочие образовательные услуги.

         Научно-методическая деятельность:

- создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

- выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

         Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

- учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

- предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

- проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:

- предоставление ресурсов образовательного учреждения – помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса – в аренду, пользования;

- взносы юридических и физических лиц – благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п. [31]

         Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

         Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.

         К таким факторам относятся:

         Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

         Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию  финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

         Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы  и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

         Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

         Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

         Территориальное  размещение образовательного учреждения  определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений. [19]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.