рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности финансирования образовательного учреждения

     Обеспечение доступности и бесплатности для граждан общего образования возложено на органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, и бюджеты которых в настоящее время не позволяют полностью обеспечить государственные гарантии в сфере образования.

     Указом президента Российской Федерации предусмотрены и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:

1.  придание школе статуса государственной;

2.  обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;

3.  введение нормативного финансирования;

4.  санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.

     В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений. [26]

     В плане действий Правительства РФ провозглашена необходимость перехода на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося.

     Нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:

- определяется величина норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося (например, 4,5 тыс. руб. в год);

- школа получает бюджетное финансирование пропорционально численности в ней учеников.

         Федеральный норматив бюджетного финансирования должен приниматься каждый год вместе с Законом «О бюджете» и обязателен к исполнению региональными и местными бюджетами. На уровне субъекта РФ принятый федеральный норматив нельзя уменьшить, его можно только увеличить.

         Сложно обеспечить наполнение норматива – этот аргумент не позволил российской системе образования перейти на нормативное бюджетное финансирование, начиная с 1992г., когда был принят Закон РФ «Об образовании».

         В Законе «Об образовании» понятие «Норматив» не определено конкретно.

         Норматив – это то, что в расчете на одного учащегося, воспитанника, обеспечивает школе столько средств, сколько нужно.

         Не все затраты школы финансируются из бюджета. Можно предложить простой выход – поделить имеющиеся бюджетные средства на школьное образование в данном году на число школьников и принять полученный результат за бюджетный норматив в расчете на одного учащегося.

         Полученный в данном году норматив в каждом последующем должен увеличиваться в определенном темпе, заведомо превышающий инфляцию.

         Финансирование становится прозрачным, начинают работать рычаги повышения эффективности.

         Бюджет на школьное образование также растет в определенном темпе, заведомо превышающем инфляцию. Тогда норматив на одного учащегося учитывает, в том числе сокращение численности учеников и может увеличиваться даже быстрее.

         Устанавливаемый темп роста норматива или бюджета в целом определяется нормативом потребностей в расчете на одного учащегося и регулярно обновляется в соответствии с растущими запросами общества, изменением образовательного стандарта. В каждом конкретном году будет известно, как сильно расходятся значения норматива потребностей и норматива бюджетного финансирования, и может ставиться задача о коррекции темпов роста бюджета или непосредственно норматива. [28]

         Финансирование школьного образования становится нормативным в расчете на одного ученика, начинается конкуренция между школами за учащихся. Чем больше в школе учащихся, тем больше бюджетных средств она получит. В большей степени это касается начального образования. Возникает ситуация «кто быстрее», какая школа в городе или в районе привлечет большее количество детей в первые классы. Как правило, большинство учащихся остается в одной и той же школе до ее окончания.

         Для школы не важно из какой семьи ученик – бедной или богатой; каждый из них принесет ей одинаковую сумму.

         За получение знаний, навыков в пределах образовательного стандарта платит бюджет. А сверх стандарта – все становится дополнительной платной услугой.    

            Необходимость установления принципов минимального бюджетного финансирования реализации образовательного стандарта общего образования обусловлена недостаточностью правовых и экономических механизмов, обеспечивающих реализацию права граждан на общедоступность, бесплатность и надлежащее качество начального, основного и среднего (полного) общего образования, установленного Конституцией РФ и Законом РФ "Об образовании".

            Практика финансирования учреждений общего образования еще не адаптирована в достаточной мере к новым экономическим условиям. Требования действующего бюджетного, гражданского и отраслевого законодательства противоречивы, что приводит к преобладанию субъективных факторов при принятии решений. [15]

            Новый механизм финансирования образовательных учреждений по нормативам в расчете на одного обучающегося должен обеспечить в первую очередь:

- прозрачность финансовых потоков на всех уровнях;

- развитие межбюджетных отношений в системе образования;

- эффективное использование средств.

         В развитие и конкретизацию положений Закона РФ «Об образовании» в проектах документов сформулированы основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

         Основополагающим является принцип финансирования реализации государственного стандарта общего образования за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Это позволяет развивать межбюджетные отношения и при необходимости софинансировать реализацию образовательного стандарта путем предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации - местным бюджетам на нормативной основе.

         Этим обусловлена необходимость установления системы взаимосвязанных государственных и местных нормативов бюджетного финансирования, разработанных по единой методике. [3]

         В проектах документов дается описание федеральных, региональных и местных нормативов, устанавливается порядок их утверждения, рамочные принципы расчета и использования нормативов в межбюджетных отношениях.

         Федеральный норматив должен являться показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося в год,

         В целях обеспечения единого методологического подхода при планировании финансовых ресурсов на реализацию государственного стандарта общего образования предлагается установить основные принципы расчета норматива бюджетного финансирования.

         Перенесение центра финансовой ответственности за систему общего образования на местные бюджеты является объективным процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого образовательного пространства, общедоступности образования. Децентрализация управления и бюджетной системы предусматривают четкое разделение финансовой ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями.

         В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать в качестве гарантии реализации права граждан на получение бесплатного общего образования, как основное условие для упорядочения межбюджетных отношений в сфере образования, а также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования.

         В связи с этим особое значение имеет установление порядка финансирования, при котором средства поступают в учреждение единой суммой, без разбивки по направлениям расходования средств. Смета доходов и расходов образовательного учреждения формируется самим учреждением и утверждается его руководителем.

            Основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1.  Финансирование деятельности аккредитованных образовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

2.  Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг,
предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3.   Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.

4.  Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.

                        Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1.  В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных
государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее - нормативы бюджетного финансирования).

2.  Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

3.  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.

4.  Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.

5.  Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами - субъектами Российской Федерации. [32]

                   Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1.  Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее федеральный норматив) ежегодно утверждается федеральным законом «О федеральном бюджете».

2.  Федеральный норматив является показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающего в год.

3.  На основе федерального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации при условии недостаточности средств в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах федерального норматива.

4.  В расчетную величину федерального норматива включаются текущие расходы, необходимые для реализации государственного стандарта общего образования.

5.  Методика расчета федерального норматива утверждается в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

                   Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее региональные нормативы) включает в себя федеральный норматив.

2. За счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.

3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.

4.  На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах регионального норматива.

                   Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования:

1.  Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования (далее - местный норматив) включает в себя региональный норматив.

2.  За счет средств собственных бюджетов органы местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах, превышающих региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

3.  Местный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органом местного самоуправления. [27]

                   В 2003 и 2004 годах сохраняется значительная дифференциация удельных показателей расходов на образование по регионам России. В сфере общего образования дифференциация в расходах между субъектами Российской  Федерации  снизилась до  уровня   10,9  раза  в  20      году  по сравнению с 2001, и 2002, годом, но снова увеличилась до 13,3 раза в 2003 году. Тем не менее, дифференциация расходов на одного учащегося с учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание     стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, неуклонно снижается в течение последних лет. В 2004году она составляет 3,95 раза, что более чем в 2 раза ниже, чем в 2001 году.  В  2001 году дифференциация  составляла 8,4  раза. Это позволяет сделать вывод о том, что несмотря на сохраняющуюся дифференциацию, видна положительная динамика выравнивания расходов на общее образование в Российской Федерации (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели 2001 2002 2003 2004
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб. 8,0 10,0 10,8 12,0
Минимальное значение, тыс. руб 3,2 4,4 6,7 6,8
Максимальное значение, тыс. руб. 44,8 64,4 73,5 90,4
Уровень дифференциации 14,5 14,6 10,9 13,3
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб 4,6 7,2 10,3 9,1
Минимальное значение, тыс. руб 1,6 2,5 4,2 4,4
Максимальное значение, тыс. руб. 13,4 18,6 19,3 17,4
Уровень дифференциации 8,4 7,5 4,6 3,95

            Таким образом, за последние годы средние расходы на 1 учащегося по регионам России выросли в 1,5 раза, минимальный уровень расходов на 1 учащегося вырос на 212%. Максимальный уровень расходов на 1 учащегося также вырос, но темп его роста снизился в последние 2 года. В результате за счет более резкого повышения расходов на общее образование в регионах с низким уровнем по сравнению с регионами с высоким уровнем расходов на 1 учащегося произошло сокращение уровня дифференциации между регионами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.